Цель: сформировать у учащихся представление о взаимосвязи человека и природы.
Ход мероприятия
Ведущий 1: Когда-то, очень давно у людей не было почти ничего, что есть сейчас. Не было полей, ферм, заводов и фабрик. Не было техники и современных жилищ. Не было привычной для нас одежды и обуви. Жизнь людей зависела от капризов природы. Сильные морозы или засуха нередко грозили им гибелью. Наши предки преклонялись перед силой природы, остро чувствовали зависимость от нее.
Ведущий 2:
Как человек-природы сын - завоевал успех?
Вначале слаб он был и глуп.
Ему был нужен острый зуб
И крепкий коготь, как у льва,
Была же только голова.
И к ней 5 пальцев на руке,
Но обошелся он вполне.
Сумел он так мозги развить,
Что льва и тигра победить,
И в лес приехав на слоне,
Сказал: «Вы все подвластны мне!»
Но не учел, что важно знать,
Как надо власть употреблять.
Ведущий 3: Покорение природы привело к загрязнению воздуха и воды, разрушению почв, гибели лесов, исчезновению многих видов растений и животных. Люди стали понимать, что они не господствуют над природой, а попросту губят ее. Природа- это самое дорого, что есть на нашей планете Земля, а человек- это часть природы. Если мы по-прежнему варварски будем относиться к природе, то нас ожидает мрачное будущее.
Ведущий 4: За последние 30-40 лет (не такой уж и большой по историческим меркам срок!) на планете исчезли многие виды животных и растений. Кислотные дожди губят почвы, тропические леса вырубаются со скоростью 20 га/мин, загрязняются водоемы, разрушается озоновый слой, болезни, причиной которых являются экологические неурядицы, уносят ежегодно сотни тысяч жизней. Планета больна и все меньше здоровых людей остается на ней.
Ведущий 5: Тревожные сообщения о неблагополучии в состоянии окружающей среды приходят со всех континентов, о них говорят на разных языках. Наш мир перерезан границами условно. Экологическое настоящее и будущее у всех народов общее. Ведь планета у нас одна. Одна на всех землян. И другой - не будет. Для решений проблем экологии нужны инвестиции. Так, например, отходов жизнедеятельности человека должно быть немного и их захоронения нужно проводить умело. Заняться этим нужно уже сегодня, и мы подскажем вам как.
Сэр Мусор.
Я Сэр Мусэр известный, я весел, и богат
И обо мне повсюду, повсюду говорят.
Моя одежда в золоте, ботинки – в серебре.
Мои владенья в каждом и доме, и дворе.
Все, кто мусор повсюду бросает,
Здоровья и радости мне прибавляет.
(Появляется вся свита, едят конфеты, пьют сок и упаковки бросают на пол.)
Сер Мусор:
Пришли прислужники мои,
Они со мною, как свои!
Как не любить таких ребят!
Повсюду мусор, как я рад!
(С другой стороны сцены появляются Чистота, Аккуратность, Порядок. В руках веники, совки, метелки для мусора, начинают убирать мусор.)
Чистота: А мы мусор убираем!
Мы бумажек не бросаем.
Аккуратность.: Двор аккуратно уберем
И чисто-чисто подметем.
Порядок.: Нам по душе чистота!
У нас во дворе красота.
(Замечают С.М. и его свиту)
Аккуратность.: Мы с чистотой , порядком дружим,
А мусор нам совсем не нужен.
Порядок: (подступая к С.М.): Мы его сейчас разденем
И ничуть не пожалеем.
Ну-ка, сэр Мусэр, держись-
Лучше с нами не борись.
(Дети снимают с С.М. и его свиты все украшения и складывают в мусорный мешок.)
Сер Мусор ( в ужасе): Ой, не трогайте меня!
Где же вы, мои друзья!
Ни подмоги, ни поддержки-
Потерял свою одежду,
Потерял свое богатство-
Как бы мне куда податься?
(Убегает вместе со свитой, приговаривая.)
Ну, ничего мы отыщем приют,
Мусора много - весь не уберут.
Есть еще в городе нашем дворы,
Где мы дождемся лучшей поры.
(Чистота., Аккуратность, Порядок остаются на сцене и разбирают мусор, сложенный в мешок.)
Аккуратность.: Бумага – не мусор! Положим в мешок,
Пусть людям послужит она новый срок.
Из макулатуры получаются новые книги и тетради.
Порядок.: (отобрав пластмассовые стаканчики):
Мы вырастим в этих стаканах рассаду,
Игрушки для детского сделаем сада,
Матрешку, лопатку, забавную хрюшку –
Отличные выйдут ребятам игрушки.
Чистота.: Для яблочных огрызков местечко мы найдем,
Отходы пищевые на огород снесем.
Яичная скорлупа, овощные очистки – все это перегниет и превратится в хорошую питательную почву. В природе нет мусора, нету отходов,
Давайте учится, друзья, у природы.
(Чистота.,Аккуратность.,Порядок уходят. Выходят девочка и мальчик, несут большой глобус, поднимают и поворачивают его.)
Девочка.: Мы на планете вместе живем,
Эта планета – наш общий дом.
Мальчик.: Дом для зайчонка, дом для оленя.
Дом для дельфина, кита и тюленя.
Хором: Всех приютила наша планета,
Только для мусора места здесь нету.
Дом наш природный не погубите!
Сэра Мусора в шею гоните.
(Из-за кулис выбегает С.М., пробегает, за ним гонятся Чистота.,Порядок.,Аккуратность.)
Ведущий2 В настоящее время население Земли составляет 5,9 млрд. чел. 4/5 населения проживает в горлах. На планете существуют мегаполисы с населением более 10 млн. чел. При таком плотном скоплении населения недалеко и до беды. В 1995 г. в России было 1474 аварий техногенного типа, в которых пострадало 50 тыс. человек. Каждые 20 мин. на дорогах гибнет 1 чел.
Стрессы приводят к нарушению психики. В России на учете психиатров в 1988 г. находилось 2 млн. 776 тыс. человек. Сейчас эта цифра увеличилась. Среди подростков увеличилось число самоубийств. Здоровье и жизнь землян в опасности.
Мы предлагаем вашему вниманию сюжет: «Осторожно, инфекция!»
Ведущий1 : Сегодня расскажем вам сказочку, дети,
О нашей прекрасной, огромной планете.
Где горы высокие покрыты снегами,
Где леса и поля пестреют цветами,
Где каждому дело найдется, но….
Ведущий 2: Что, но?
Ведущий 1: Она не веселая, грустная и серое небо покрыто тучами.
(Выходит Планета, обвязана бинтами, поет)
Планета. Целый день чихаю и сморкаюсь я,
Пропадаю я,
Ничего не в радость, кто же мне поможет?
Пропадаю я.
Чем же мне лечится, кто ж, скажите, спасет мня?
Пропадаю я.
Ведущие: А это, что за гости странные, будто иностранные? (Входят болезни. Грипп, Желтуха, Краснуха под музыку.)
Грипп: Крошка Грипп в страну пришел, и сказала кроха:
«Всех сейчас я заражу, всем вам будет плохо,
От меня спасенья нет – дома, на работе.
С вами я всегда, везде вы меня найдете.
Если заразишься сам, – зарази другого.
Заражу весь мир земной, вирус я суровый.
Ведущий 2: А это что за странная старуха, вся желтая?
Так это же желтуха!
Желтуха поет: Трудно жить вам в мире этом
Тут болит, здесь болит.
Нужный даст лицу оттенок (2 раза)
Гепатит, гепатит.
(Все вместе) Лица желтые по городу кружатся,
И на коечки больничные ложатся,
От желтухи вам не спрятаться, не скрыться,
Ведь не любите вы руки мыть и лица.
Ведущий 1: Может этот гость и не опасен.
У него мольберт с красной краской.
Видно он художник! Но где же краски?
Может, он потерял их в толпе и тряске?
Краснуха: (поет) Я рисую, по тебе рисую,
Пятнышки рисую красным по тебе.
И температуришь, ты температуришь,
И вокруг не видишь, будто бы во сне.
Весь ты дивно росписью украшен
И своим твореньем полюбуюсь я.
Есть ли, что прекрасней,
Чем красное на красном,
Красные равнины, горы и поля.
Ведущий 2: Планета в опасности, ей грозит грипп, краснуха, гепатит! Нам не обойтись без скорой помощи. (Входит доктор)
Доктор. Всех излечит, исцелит
Добрый доктор Айболит.
Кто болеет? Покажите.
Так! Дышите, не дышите!
Дам совет тебе простой:
Чтоб не заразиться,
Руки мой перед едой,
Надо чаще мыться.
Чтоб гриппом не болеть,
Спортом занимайся,
Лук, чеснок, фруктовый сок
Есть и пить старайся.
Чтоб всегда здоровым быть-
Надо воду кипятить!
Ешьте свежие продукты,
Мойте овощи и фрукты.
Не забудьте о прививках.
Если все же болен, друг -
Пожалей людей вокруг,
Залезай скорей в постель
И скучай там без гостей!
Ведущий 1:От десятилетия к десятилетию человек продолжает творить прогресс, удовлетворяя свои потребности. Ему невдомек, какие страшные перемены вызывает он в мире. Ежегодно уничтожается 11 млн. га лесов, сотни тысяч животных. Все это идет на изготовление бумаги, одежды, украшений. Применение фреона привело к разрушению озонового слоя: в результате рак кожи возрос на 13%.
Ведущий 2: От недоедания страдает 3 млн. чел., умирает 18 млн. в год. А на войны потрачено столько, что можно было бы прокормить землян 50 лет. В то же время в мире 60% тучных людей, а 27 кг лишнего веса отнимают 5 лет жизни. Правильное питание, качественные продукты, все это очень важно для здоровья людей.
Сказка об отравленной принцессе.
Судья: Встать! Суд идет! Прошу садится. Сегодня слушается дело об отравлении принцессы Столовушки. На скамье подсудимых: овощ капуста нитрокачанная, конфета заморская Аллергия, Гамбургер мясной, английский, гриб лесной подберезовик.
Капуста, что вы можете сказать в свое оправдание?
Капуста: Виновной себя не признаю, я овощ мирный. Росла на солнечной грядке, питалась удобрениями, о злодеяниях не помышляла. Пришли какие-то люди, с грядки сорвали, кое-как водой помыли, ножом настрогали, солью обсыпали, да еще обжарили. В чем моя вина?
Эксперт: Господин судья! Прошу слова! Разрешите вступиться за обвиняемую. Как ученый должен отметить, что нитраты могут накапливаться в овощах, если люди вносят в почву избыток азотных удобрений. Нитратов в листьях капусты на 30-40% меньше, чем в кочерыжке. Если капусту предварительно вымочить и выварить, то она теряет до 40% вредных солей.
Капуста: Не виноватая я, не виноватая! Это садовники – неумехи. То не польют во время, не промоют как надо. И повара готовить не умеют. Меня бедняжку перед готовкой 3 суток продержал в холодильнике.
Эксперт: А вот это тем более опасно! Только в свежих продуктах есть достаточно витаминов А, Е, С, которые препятствуют образованию из нитратов канцерогенных веществ.
Судья: Конфета, признаете ли вы свою вину?
Конфета: Признаю, ваша честь, признаю.
Я блистательна, красива, ароматна и сладка,
Но во мне сокрыто зелье, о нем знаю я одна.
На обертке нет ни слова о коварстве и беде,
Лишь попробуешь конфету, сыпь появится везде.
Ваша честь, прошу смягчить мою участь.
Судья: Гриб! Что вы можете сказать для защиты вашей чести?
Гриб: Я степенный добрый старец. Преступление со вершил не по злому умыслу. В банде ядовитых грибов никогда не состоял, под другие грибы никогда не маскировался.
Эксперт: Грибы - удивительный дар природы. В них много фосфора, калия, кальция, меди, цинка, йода, витаминов А, В1, В2, Д, С. Белков даже больше, чем в овощах.
Гриб: Я не мог стать причиной отравления, мы – подберезовики_ грибы полезные. Это все интриги поганок бледных. Ну ничего на них не действует. Вари их не вари. А яды не разрушаются.
Эксперт: К сожалению, можно и съедобными грибами отравится. В старух грибах содержаться продукты разложения белков Есть нужно только молодые грибы. Мариновать и солить грибы ни в коем случае нельзя в оцинкованном тазу, это приведет к отравлению тяжелыми металлами. Если же грибы растут у дороги, то они аккумулируют в себе канцерогенные вещества и выхлопные газы.
Судья: Ну а вы, господин Гамбургер, что желаете заявить в свою защиту?
Гамбургер: Я свою вину отрицаю полностью. Гамбургер я заграничный. Пересек границу официально, в импортном рефрежираторе «Стинол», обернутый в герметическую пластиковую пленку.
Эксперт: В герметических упаковках, в бескислородной среде размножаются микроорганизмы, возбудители ботулизма пищевого отравления. В течение длительного времени хранения в мясе накапливаются токсины, вырабатываемые бактериями.
Судья: Именем царя Гастронома! По законам Книги о вкусной и здоровой пище постановляем: Приговор.
1.Капусту нитрокачанную подвергнуть термической обработке.
2. Гриб-подберезовик отправить в лесную колонию, находящуюся на расстоянии не менее 1 км от дороги.
3. Конфету Аллергию отправить в царство турецкого Султана на постоянное место жительства.
4. Гамбургер заморский лишить сертификата качества.
Ведущий 1: Наши истории на сегодня закончены. Вы слушали, переживали, вы задумывались и это вселяет надежду. Ведь пока человек мыслит – он существует! Поэтому мы делаем вывод – не все так мрачно и безысходно. У нашей планеты есть будущее. Мы призываем:
Человек, научись стоять на своих собственных ногах, не жди помощи свыше. Твоя судьба в твоих руках!
Ведущий 2 Мы рождены, чтоб жить на свете долго:
Грустить и петь, смеяться и любить.
Но чтобы стали все мечты возможны,
Должны мы все здоровье сохранить.
Взгляни вокруг: прекрасная Природа
Нас призывает с нею в мире жить.
Дай руку, друг! Давай с тобой поможем
Планете всей здоровье сохранить.