12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Нарбунтович Наталья241
Беларусь, г. Минск

Тема: «Любая жизнь ценна, прекрасна, дети!»

Занятие в 5 классе

способствовать раскрытию значения бережного отношения к природе, мотивов поступков человека, осмыслению разрушительного влияния человека на природу, взаимосвязи личностных качеств человека и его поступков по отношению к животным;

создать условия для развития, воображения, творческих способностей учащихся;

содействовать формированию ценностного и гуманного отношения к природе, животным, растениям, воспитанию любви, уважения, внимания к окружающему миру, умения сострадать и сочувствовать слабым и беспомощным.

Оборудование: картинки с изображением животных, плакаты с афоризмами выдающихся людей, связанные с темой занятия; видеофрагменты «Полет орла», «Монолог Шарика», «Берегите животных!»; задания для работы в группах.

Время проведения: 40-45 минут.

Эпиграфы:

 

Любая жизнь ценна, прекрасна, дети. 

И, наблюдая, думаем подчас, 

Что на большой и голубой планете 

Не можем мы без них, 

Или они без нас?

Э. Асадов

Берегите эти земли, эти воды,

Даже малую былиночку любя!

Берегите всех зверей внутри Природы,

Убивайте лишь зверей внутри себя!

Е. Евтушенко

Ход занятия

1. Мотивационно-установочный этап занятия.

Педагог проверяет готовность учащихся к занятию, приветствует их.

Вступительное слово: Ребята, добрый день. Я рада вас приветствовать. Я уверена, что наша сегодняшняя встреча пройдет очень продуктивно и позитивно. Вы задумывались когда-нибудь, что представляет собой мир, окружающий нас? Ответы детей

Мир – это воздух, вода, растения, животные, люди. Природа и человек – союзники, которые должны помогать и дополнять друг друга. Но это ли мы видим в действительности? Нет, человек давно возомнил себя царем природы, возгордился и начал ее уничтожать, забыв, что он лишь часть целого и без природы не будет и человека, что истинно великий человек не способен к ненависти и бездумному уничтожению живого, потому что ненависть, жестокость – удел низкой души и каменного сердца. Человек, не обладающий чутким сердцем и живой душой, не способен испытывать какие бы то ни было чувства, а это значит, не может быть счастливым. Наша задача состоит в том, чтобы каждый осознал необходимость не только бережно относиться к животным, живущим с нами рядом, но и вставать на их защиту. Это и есть ответственность за тех кого приручили и кто живет с нами рядом.

- Ребята, вы обратили внимание на то, как оформлен кабинет к нашему занятию? Скажите, что изображено на плакатах, которые развешены повсюду? (На некоторых плакатах изображены животные, а также есть плакаты с афоризмами на тему бережного отношения к природе)

- Подумайте, о чём пойдет речь, и попробуйте сформулировать тему нашего занятия.

Педагог: Да, вы правы. Сегодня мы с вами будем разговаривать о животных и о нашем к ним отношении, то есть об ответственном отношении к животным. Вы правильно поняли суть нашего занятия. Каждому человеку необходимо встать на защиту живого, беззащитного существа, будь то котенка, собачки или птицы. В жизни вы часто встречаетесь со сложными ситуациями, когда не знаете как поступить, когда видите несправедливое отношение к животным или их страдания. На классных часах со своими педагогами вы явно обсуждаете подобные ситуации, учитесь выходить из них, стараться расти добрыми, отзывчивыми, уметь сочувствовать и сопереживать, жить, не причиняя никому боли.

Беседа (обращение к эпиграфу)

- Ребята обратите внимание на доску. Прочтите эпиграфы к нашему занятию. Как вы понимаете данную строфу из стихотворения?

- Молодцы! Самая большая ценность в мире – жизнь: чужая, своя, животных, растений – на всём протяжении – и в прошлом, и в настоящем, и в будущем. На занятии мы поразмышляем об отношении человека к животным, об ответственном отношении человека к природе.

Осмысление содержания

Педагог (указывая на доску): Ребята сегодня все чаще их средств массовой информации мы узнаем, что в мире участились случаи жестокого обращения с животными, а также о различных природных катаклизмах. Поднимите руки у кого дома есть домашние животные. А вы не обижаете своих питомцев? У нас в Беларуси в последние дни очень морозно. Приходилось ли вам в эти дни оказывать помощь бездомным животным? Какую?

- Ребята я предлагаю вам послушать одно замечательнее стихотворение.

Забытый котенок.

Все мяукал котенок

Во дворе под кустом.

Как хотелось котенку,

Чтоб позвал кто – то в дом.

Вдруг с куста одинокий

Прошуршал желтый лист,

Показалось котенку,

Что позвали«Кис – кис!»

Замирая от счастья,

Он помчался на зов…

Только дверь оказалась

Заперта на засов…

- О чем это стихотворение?

- Что случилось с котенком?

- Какие чувства испытывал котенок?

- Какие чувства возникли у вас по отношению к котенку?

- Какие чувства возникли у вас по отношению к бывшим хозяевам котенка?

- Можно ли здесь говорить о том, что человек безответственно поступил по отношению к беззащитному котенку?

-Хорошо, ребята. Из ваших суждений можно сделать вывод, что умеете вы судить жестокость, понимаете, что значит быть ответственным по отношению к животным, добрым, чутким. Каждый человек в какой – то степени не только оберегает, но, наверное своим примером учит других доброте.

Педагог:

- Ребята, а скажите мне, пожалуйста, только ли ответственное отношение к домашним животным должно быть у человека? Правильно, человек должен ответственно относиться и к окружающей его природе. Наверное, вы часто слышите о браконьерстве, об убийстве животных не в рамках охоты, а из-за праздного интереса. А что в такие жестокие моменты чувствует беззащитное животное, или птица?

- Давайте познакомимся со стихотворением Александра Яковлевича Яшина «Орел».

Чтение стихотворения. Видеофрагмент «Полет Орла».

Орел

Из-за утеса,

Как из-за угла,

Почти в упор ударили в орла.

А он спокойно свой покинул камень,

Не оглянувшись даже на стрелка,

И, как всегда, широкими кругами,

Не торопясь, ушел за облака.

Быть может, дробь совсем мелка была

Для перепелок, а не для орла?

Иль задрожала у стрелка рука

И покачнулся ствол дробовика?

Нет, ни дробинки не скользнуло мимо,

А сердце и орлиное ранимо...

Орел упал,

Но средь далеких скал,

Чтоб враг не видел,

Не торжествовал.

- Какие чувства вызывает это стихотворение?

- Какие качества присущи данной птице? (гордость, спокойствие, отсутствие суеты)

- Можно ли говорить о том, что охотник поступил подло по отношению к птице?

Педагог:

- В современном обществе граждане все чаще обращаются к проблеме защиты животных. На международном уровне принимаются правовые акты в области защиты животных, которые адаптируются в национальные правовые системы государств. Ребята, знаете ли вы, что у нас в Республике Беларусь в 2015 году под овации защитников животных в Уголовный кодекс Республики Беларусь была введена статья 339-1, предусматривающая ответственность за жестокое обращение с животными «Жестокое обращение с животным, повлекшее его гибель или увечье, совершенное из хулиганских, корыстных или иных низменных побуждений либо в присутствии заведомо малолетнего».

На сегодняшний день понятие «жестокое обращение с животными» носит скорее оценочный характер, что вызывает определенные сложности с доказыванием наличия фактов жестокого обращения в той или иной ситуации, имеющей место в реальной жизни.

Педагог: А между тем, животным установлены многочисленные памятники. Некоторые посвящены гуманному отношению к животным, есть за вклад в развитие науки, а также за неоценимую помощь в раскрытии преступлений. Итак, взгляните на экран.

1. В Санкт - Петербурге, во дворе Института экспериментальной медицины находится памятник с надписью: «От благодарного человечества», который был установлен в 1935 году по инициативе академика Павлова, посвященный безымянной собаке, внесшей вклад в развитие науки о человеке.

2. В 2007 году в вестибюле станции «Менделеевская» Московского метрополитена открыт памятник «Сочувствие», посвященный гуманному отношению к животным и дворняге по кличке Мальчик, жившей в подземном переходе у станции и жестоко убитой здесь в 2001 году.

3. В Париже, на реке Сене установлен памятник знаменитому сенбернару Барри, спасшему жизни 40 человек в Альпах.

4. В 2003 году в Тольятти установлен памятник «Преданности» псу, который 7 лет до самой смерти, ждал своих погибших хозяев на месте аварии.

5. В годы ВОВ овчарка Дик обнаружила 11 тысяч немецких мин и огромную бомбу, спрятанную в фундаменте Павловского дворца. Талант и выдержка Дика спасли жизнь тысячам солдат.

6. Собака Лайка – первое живое существо, побывавшее в космосе.

7. Белка и Стрелка – собаки, запущенные в космос на советском космическом корабле Спутник – 5 в 1960 году.

8. Знаменитостью в России был доберман Треф, который помог раскрыть 1500 преступлений.

9. Хатико – собака породы акита – ину. Символ преданности в Японии. Хозяин Хатико ежедневно уезжал в город на работу, и пес следовал за ним. Хатико каждый день сначала провожал его до входа на станцию Сибуя, а затем в 3 часа дня вновь возвращался туда, чтобы встретить его. После смерти хозяина в течение 9 лет по – прежнему приходил на станцию и ждал его там до поздней ночи.

Обобщающее слово педагога: Действительно, одной из важных причин увеличения количества бездомных животных является равнодушие людей, их безразличие.

- Вы замечали, что животные, в особенности домашние питомцы, очень хорошо понимают своего хозяина, они поддаются дрессировке, а это значит, что они способны мыслить.

Писатели и поэты в своих произведениях множество раз указывали на способность животных чувствовать глубоко, страдать искренне, мыслить и понимать. Михаил Афанасьевич Булгаков – известный русский писатель XX века, с творчеством которого вы будете знакомиться в 11 классе, - в своем знаменитом произведении «Собачье сердце» приводит мысли бездомного пса. Давайте посмотрим видеофрагмент из одноименного художественного фильма, снятого по названному выше произведению Булгакова, и попробуем ответить на следующие вопросы: как этот видеофрагмент связан со стихотворением Э.А. Асадова? С темой нашего занятия?

Просмотр и анализ видеофрагмента из художественного фильма «Собачье сердце», снятого по произведению М.А. Булгакова

- Какие чувства вызвало у вас это видео?

- О чем нас заставляет задуматься этот фрагмент? (Жаль животных. Жестокость порождает жестокость. Порой жестокость творится взрослыми людьми. Произведения литературы заставляют человека задуматься, всколыхнуть его душу)

Педагог: Да, ребята, жестокость - отличительная черта й души человека, но у человека всегда есть выбор: умереть душевно или остаться живым, а, следовательно, чувствовать, сострадать, любить. Мне вспомнилась одна история, которая, я думаю, будет вам любопытна и кое-что прояснит в теме нашей беседы.

К императору Наполеону пришла мать одного солдата, осуждённого на смерть, и просила о помиловании.

- Он осуждён по справедливости, - сурово сказал император.

- Я пришла просить не справедливости, а милости.

- Ваш сын не заслужил милости, – прервал её Наполеон.

- Государь, - тихо сказала мать, – милость не заслуживается, а её оказывают… Поэтому и прошу о помиловании.

Эти слова глубоко тронули сердце Наполеона, и преступник был прощён.

- Что значит оказать милость? Какое современное слово является синонимом к этому выражению? (Милосердие - милое сердце, т.е. способное проявлять любовь ко всему живому, оказывать милость, быть милостивым)

Творческая групповая работа на карточках

Педагог: Ребята, обратите внимание на то, что я держу в руках. Это Красная книга Республики Беларусь. Что вы о ней знаете? (в нее занесены редкие и вымирающие виды флоры и фауны)

- Кроме Красной книги, есть еще и Черная. Как вы думаете, что это за книга? (в нее занесены уже вымершие виды растений и животных)

- Как вы думаете, зависит ли от нас с вами содержание этих книг? (Зависит. Если мы не будем беречь природу, то многие ее представители не только в Беларуси, но и на планете погибнут)

Педагог: Молодцы! Давайте подумаем, какие качества должен развивать в себе человек, чтобы сберечь природу, что лично вы можете сделать уже сейчас для сохранения красоты природного мира и что должны делать окружающие люди, чтобы не произошла экологическая катастрофа. Для выполнения заданий нам необходимо разделиться на три группы: 1-я группа , 2-я группа , 3-я группа.

Группа 1. Вам нужно заполнить таблицу, используя слова на отдельных карточках. (Приложение 1) (Чтобы ребятам было понятно, что делать, первые пункты можно заполнить с помощью учителя.)

Экологическая катастрофа

СЛУЧИТСЯ, если человек будет

НЕ СЛУЧИТСЯ, если человек будет

1.

2.

1.

2.

Группа 2. Второй группе нужно составить памятку для себя и одноклассников «Что я могу сделать полезного для природы?!» (Приложение 2)

Группа 3. Ребята, которые составляют третью группу, должны дополнить обращение к жителям нашего города, в котором будет оговорено, почему необходимо бережно относиться к животным и какие минимальные правила нужно соблюдать, чтобы они не страдали. (Приложение 3)

Педагог: На выполнение заданий вам дается 5 минут, затем один представитель от каждой группы выйдет к доске и огласит результаты вашей работы.

Оглашение учащимися результатов работы.

Заключительный этап

Педагог: Итак, ребята, вы хорошо потрудились, и я надеюсь, что те выводы, к которым вы пришли, оставят след в вашем сердце, а если так, то у нашей планеты есть надежда на существование и посмотрим видео, которое тесно связано с основной мыслью не только песни, но и нашей сегодняшней встречи.

Прослушивание песни «Просьба» (слова Р. Рождественского, музыка А. Пахмутовой) в исполнении Большого детского хора СССР (солист Сергей Парамонов) и просмотр видеофрагмента «Берегите животных».

- Какова основная мысль песни «Просьба»?

Подведение итогов занятия

а) Заключительное слово педагога: Порой оказывается трудно сберечь живое, спасти красоту (она сама себя пытается спасать, не надеясь на человека). Злой выстрел подкашивает ноги прекрасному зверю, сбивает на лету стремительную птицу; злое сердце оставляет погибать на улице от голода и холода тех, кого приручил сам человек… А сколько сорванных бездумно цветов, загубленных деревьев, растоптанных муравейников! Это и есть уничтожение красоты. Часто природа оказывается не в силах защитить себя от «своего царя». Нет покоя животным и птицам в дикой природе. Человек наступает на окружающую среду, осваивает её богатства, истребляет ради собственной прихоти. Поэтому всем нам и каждому в отдельности необходимо проявлять милость по отношению ко всему живому, имя которому Природа.

Завершая сегодняшнее занятие, хочется вас спросить: нужно ли говорить о сохранении природы? Почему?

Выразите одним предложением те мысли, которые вы унесете с собою с урока, или эмоции, которые вызвала наша сегодняшняя беседа.

Перед тем как вы выйдете из учебного кабинета, я прошу вас спасти засохшее от людской жестокости и равнодушия дерево. У вас на партах лежат три листочка. Зеленый листочек символизирует то, что вы осознали, о чем говорилось на занятии, сделали для себя выводы и по мере сил будете способствовать сохранению природы. Желтый листочек свидетельствует о том, что вы поняли, о чем говорилось на занятии, сделали для себя выводы, но не будете стремиться прилагать усилия для сохранения окружающего мира и при этом сами вредить не станете. Красный листочек говорит о том, что проблема бережного отношения к природе для вас не важна и что вы намерены при любой удобной возможности наносить ей вред.

Возьмите тот листочек, который соответствует вашему душевному и эмоциональному состоянию, и приклейте на веточку дерева. Спасибо вам за активную работу! Всего доброго!

Приложение 1

Экологическая проблема

СЛУЧИТСЯ, если человек будет

НЕ СЛУЧИТСЯ, если человек будет

1.

2.

3.

4.

5.

1.

2.

3.

4.

5.

Приложение 2

Памятка

«Что я могу сделать полезного для природы?!»

1._____________________________________________________________________________________________________

2._____________________________________________________________________________________________________

3._____________________________________________________________________________________________________

4._____________________________________________________________________________________________________

5._____________________________________________________________________________________________________

Приложение 3

Любая жизнь ценна и прекрасна!!

Уважаемые жители славного города Минска!

К вам обращаются _____________________________________________________.

На протяжении последних лет в нашем городе ____________________________________

____________________________________________________________________________.

Чтобы уберечь ____________________ от __________________, мы обращаемся к вам с _____________________________________________________________________. Напоминает Вам о простых, но важных правилах, от выполнения которых зависят не только жизни бездомных животных, но и будущее нашей планеты:

- нельзя __________________________________________________; 

- не допускайте ____________________________________________; 

- проявите ________________________________________________;

- помните, что _____________________________________________; 

- любое живое существо имеет право __________________________

и заслуживает _____________________________________________ .

Бездомные животные, как и ______________, нуждаются в _________________________________________________________________________. Надеемся на то, что__________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

С уважением, учащиеся _________________

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (1)

Ирина, 13.04.18 в 09:54 1Ответить Пожаловаться
Не поняла эту работу. Где литературный юбилей?
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.