Внеклассное мероприятие «Креативное самовыражение»
Сценарий внеклассного мероприятия по формированию функциональной грамотности – креативного самовыражения.
(Предмет – музыка, инструментальное исполнительство; мероприятие составлено на основе ДООП, целью которой является творческое развитие учащихся через формирование музыкально-исполнительских навыков)
Лескович Наталья Валерьевна,
Педагог дополнительного образования
БОУ ДО г.Омска «ДДТ ОАО»,
БОУ г. Омска «Инженерно-технологический лицей № 25»
1 этап мероприятия: «Вербализация»
Мотивационная часть.
Педагог: В Вене слушалось судебное дело двух композиторов. Один обвинял другого в том, что тот украл у него мелодию.
В качестве эксперта пригласили приехавшего туда ненадолго Камиля Сен-Санса. Когда тот ознакомился с обеими партитурами, судья спросил:
— Итак, господин эксперт, кто же все-таки оказался потерпевшим?
— Жак Оффенбах, — ответил Сен-Санс.
1. Послушайте музыкальную композицию к к/ф «Родня» (Реж. Н. Михалков)
Э. Артемьев «В городском парке»
https://music.yandex.ru/album/81558/track/733670
2. Послушайте музыкальную композицию к к/ф «Тот самый Мюнхгаузен» (Реж. М. Захаров)
А. Рыбников «Лестница в небо»
https://www.youtube.com/watch?v=HyIv30P_4Wg
3. Послушайте эстрадную песню в исполнении Валерия Леонтьева
Э. Артемьев, Н.Зиновьев «Полёт на дельтаплане»
https://www.youtube.com/watch?v=z7j3L0RwLGw&feature=youtu.be
4. Определите, что, прежде всего, объединяет данные музыкальные произведения.
5. Составьте 3-5 предложений для описания услышанных мелодий. Используйте ваши знания о построении мелодий, о понятии лада, темпе, динамике в музыке.
6. Объясните, почему услышанные произведения получили данные названия.
7. Ответьте на вопрос: могут ли два композитора в одно и то же время написать две одинаковые мелодии?
Методический комментарий:
Задание даёт возможность в творческой форме повторить пройденный музыкально-теоретический материал, определить остаточные знания учащихся, рассчитано на 15 минут мероприятия.
Задание может быть фронтальным (группа учащихся 8-10 человек), а при наличии технических средств возможна работа в группах по 2-3 человека.
Ответы на вопросы могут быть в формате мозгового штурма, а также могут быть представлены одним представителем от каждой микрогруппы.
2 этап мероприятия: «Визуализация»
Педагог: Создание ансамбля большого состава в Гитар-клубе, исполнение сложных ансамблевых произведений, выступления в большом составе в концертах и конкурсах началось совсем недавно, примерно 5 лет назад. А вот дуэты и трио (небольшие ансамблевые составы) звучали с самого начала. Немного фото:
Для начинающего музыканта нет большей радости, чем совместное музицирование, и профессионализм любого музыканта прямо пропорционален его мастерству игры в ансамбле. Можно быть прекрасным солистом, слушать которого – одно удовольствие, но окончательно оценить музыканта, можно лишь, послушав, как он играет в коллективе.
Ансамбль – слово, давно знакомое Вам. Его часто употребляют по отношению к вещам, не имеющим ничего общего с музыкой. Например, архитектурный ансамбль. В переводе с французского языка, «ансамбль» это слаженность и согласованность. Делать что-то вместе и делать это синхронно.
Давайте послушаем ансамбль Гитар-клуба, здесь мы ещё делаем первые шаги в исполнении очень большим составом (музыкальное произведение «Горячее солнце Востока»), у нас получилось не гладко, но для первого опыта можно простить, мы старались))):
https://drive.google.com/open?id=1vzseEf18-7CmmRmAOTM42ml7-peIzwON
А здесь уже получилось лучше!!!
https://drive.google.com/open?id=19m0pgpdlZA5YTdloJLpmIQHkQwNUmR1c
Это произведение остаётся в репертуаре ансамбля, мы ещё не раз его исполним.
Задание!
Назовите ансамблевые(ое) произведения(е), которые(ое) Вы разучивали за время обучения в Гитар-клубе. Загадайте картинкой, а мы с ребятами попробуем понять, о какой пьесе идёт речь!!!
Например: «Горячее солнце Востока»
Методический комментарий.
Время выполнения – 10 минут.
На данном этапе мероприятия используются индивидуальные технические средства.
3 этап мероприятия: «Решение проблем»
Мотивационная часть:
Педагог: Профессиональные музыканты отмечают, что современное общество находится в условиях коммерциализации музыкальной культуры, которая выступает элементом развлечения, приводя к утрате идеалов и ценностей мирового музыкального наследия, обесцениванию ее глубины и содержательности в обмен на популизм и примитивизм.
Большинство людей, являются приверженцами современных музыкальных направлений, и часто не догадываются о том, что их любимые музыкальные треки - это цитаты академического искусства, то есть «непопулярной» классической музыки, звучащей в современных обработках (разнообразные ремиксы, рок- и клубные стилизации произведений).
Благодаря современным музыкальным программам-редакторам, очень часто используемым не только профессионалами, но и любителями - людьми не имеющими музыкального образования, музыкальные произведения представляются в виде простых графических изображений.
Содержание задания:
Популярная музыкальная программа «Кубейс» использует для обозначения музыкальных звуков кубики разного цвета.
Предложите для расширения музыкальных представлений свой вид музыкальной программы. Создайте с помощью любой техники рисования 1-2 примера оформления интерфейса Вашей программы для создания Музыки.
Методический комментарий:
Время выполнения – 15 минут.
Взаимооценивание после презентации работ.
Дополнительное оборудование: бумага, карандаши, маркер.
Литература:
Забавные случаи из жизни великих музыкантов. https://www.liveinternet.ru/community/4989775/post227321374/
Игра в ансамбле: тонкости и нюансы. https://music-education.ru/igra-v-ansamble-tonkosti-i-nyuansy/
Соколова Елена Борисовна