12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Гаврилова Снежана Михайловна538
Я работаю учителем русского языка и литературы МБОУ «Пикшикская СОШ» Красноармейского района ЧР. ​Почётный работник общего образования РФ. ​Победитель Приоритетного национального проекта «Образование» 2007 года. Ветеран труда
Россия, Чувашская респ., деревня Пикшики

Тема: Квест-игра «Тайна найденного послания»

Актуальность выбора:

В настоящее время люди стали больше интересоваться историей и географией своей Родины. Многие стали изучать именно ту местность, где родились и выросли, узнавать происхождение названий городов, деревень, лесов, озер и рек. Ответить на возникающие вопросы может наука топонимика.

Топонимика сравнительно молодая наука, изучающая географические названия. Слово «топонимика» образовано от двух греческих слов: topos –место, местность и onoma – имя. Это наука, изучающая географические названия, их происхождение, смысловое значение, развитие, современное состояние, написание и произношение. Топонимика является интегральной научной дисциплиной, которая находится на стыке и использует данные трёх областей знаний: географии, истории и лингвистики.

Сами географические названия, если их правильно объяснить, являются ценными вехами для истории края. А исследование топонимов своей местности будет успешным и правильным только при глубоком знании истории. В связи с этим в квест-игре рассмотрим происхождение названий тех мест, где мы родились, хотя, живя в век новых технологий и интернета, виртуально можно посетить практически любое место на земном шаре, получить нужную информацию, которая приходит к нам.

И мы постарались совместить приятное с полезным: мероприятие проводится в форме интеллектуально-познавательной квест-игры, так как такая форма выступает одним из самых эффективных средств общеличностного развития детей школьного возраста и способствует повышению качества воспитания человека- гражданина, а также является важным фактором социализации растущего человека.

Целевая аудитория квест-игры: квест-игра рассчитана на детей 10-12 лет/ обучающихся 5-7 классов общеобразовательных школ.

Краткое описание квест-игры: Что же такое квест-игра? Возможно, некоторым из вас она знакома как компьютерная игра. Но на мой взгляд, эта игра креативная, современная. Да, квест (англ. quest), или приключенческая игра (англ. adventure game) один из основных жанров компьютерных игр, представляющих собой интерактивную историю с главным героем, управляемым игроком. Ключевую роль в квесте играют решение головоломок и задач, требующих от игрока умственных усилий. Такую игру можно проводить как в помещении, так и на улице.

Квест-игра командная игра с выполнением цепочки заданий, связанных между собой определённой тематикой, общей целью;

Игра включает в себя движение по маршруту, на котором расположены игровые квесты (5 игровых тайн).

На каждой станции команде будут предложены задания различного характера

творческие, логические и на физическую выносливость;

Побеждает команда, прошедшая маршрут за наименьшее количество времени и справившаяся правильно со всеми заданиями.

Роль и место квест-игры в системе работы общеобразовательного учреждения: квест-игра проводится после празднования Дня народного единства в формате внеурочной деятельности «Разговоры о важном».

Цель: привлечение внимания к родному языку как источнику понимания культурных традиций народа на основе национальной идентичности.

Задачи:

Воспитательные:

поддержка интереса подростков к своей родной культуре, к языку своих родителей и предков;

содействие развитию духовно-нравственных ориентиров молодого поколения;

воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству, знание географии, истории и культуры своей местности.

Развивающие:

развитие самостоятельного творческого мышления и письменной речи;

создание условий для повышения самооценки обучающихся;

пробуждение интереса к научному изучению предмета;

способствование умению работать с ресурсами сети Интернет.

Образовательные:

повышение общекультурного уровня обучающихся, желания вдумчиво и бережно относиться к родному слову;

активизация навыков самостоятельной работы обучающихся со словарями;

совершенствование функциональной грамотности участников;

стимулирование интереса обучающихся к дальнейшему самообразованию и самосовершенствованию.

Ожидаемые результаты:

успешное прохождение маршрута участниками квеста;

обогащение представления об объектах культурного и исторического наследия деревни Пикшики;

приобретение навыков получения краеведческой информации об исторических объектах деревни, используя любые ресурсы, в том числе и ресурсы сети Интернет;

сплочение команды при прохождении квест-игры в благоприятной психоэмоциональной обстановке.

Контрольное время: 45 минут - 1 час.

Планируемые результаты квест-игры:

Регулятивные УУД:

умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

Познавательные УУД:

поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска;

Коммуникативные УУД:

выработка лидерских качеств и согласование действий с командой;

построение речевых высказываний, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами русского языка.

Описание этапов подготовки и проведения квест-игры:

Подготовительный этап:

поиск материалов для разработки квеста и составления заданий (изучаются архивные данные, используются собственные фотографии, собираются изображения, материалы, представленные в энциклопедиях, словарях, на официальных Интернет-ресурсах;

консультации с работниками Пикшикского территориального отдела управления по благоустройству и развитию территорий администрации Красноармейского муниципального округа для устранения возможных фактологических ошибок, а также беседы с жителями, запись их воспоминаний;

разработка заданий, возможных маршрутов и прохождение их самим педагогом, организатором квеста после экскурсии по деревне.

Организационный этап:

формирование команд;

назначение ответственных на станциях маршрута игры из числа учителей и их обучение.

Игровой этап (проведение самого квеста):

знакомство с правилами квеста-игры и системой оценивания,

выбор и прохождение маршрута по заданным объектам;

фотофиксация объектов;

выполнение заданий, представленных в дидактических материалах, через изучение экскурсионного объекта на местности;

завершение маршрута и сдача контрольных материалов.

Заключительный этап:

подведение итогов и поощрение лучших «квестеров»;

рефлексия.

Ресурсы, необходимые для подготовки и проведения квест-игры:

Мультимедийное оборудование, физическая карта Пикшикского территориального отдела управления по благоустройству и развитию территорий администрации Красноармейского муниципального округа Чувашской Республики, таблички с названием топонима (улиц деревни, лесов, озёр, оврагов), дидактический материал для выполнения заданий, QR-коды1 (на телефонах учителей и детей должна быть закачена программа для сканирования QR-кодов), маршрутные листы для команд.

Квест-игра проходит в кабинетах (при хорошей погоде - на территории) школы. Для проведения квеста потребуется подготовить 4 кабинета. Всё необходимое для подготовки кабинетов указано в комментарии к каждой тайне.

Такая форма квест-игры позволяет использовать групповые формы работы, что в условиях малой наполняемости классов в сельской школе весьма проблематично. В мероприятии могут принимать участие учащиеся различных возрастных групп. Итак, если многочисленная школа, то класс делится на группы по 5-7 человек. А у нас малочисленные классы, поэтому для игры берём 3 класса: 5-7 классы. Но для игры дети делятся на команды: каждый участник («квестер»), выбирает галстук в один из цветов триколора (белый, синий, красный). Каждой команде присваивается ещё и свой цвет звёздочек. Именно такого цвета команда будет получать звёздочки на каждом этапе.

Метапредметные связи: русский язык, чувашский язык, литература, география, изобразительное искусство, история, экономика.

Рекомендации по использованию методической разработки в практике работы общеобразовательного учреждения: данная разработка может быть использована классными руководителями и учителями-предметниками во внеурочной деятельности при подготовке и проведению классных часов краеведческой направленности, а также во время работы пришкольного оздоровительного лагеря.

1 QR код «QR - Quick Response - Быстрый Отклик» это двухмерный штрихкод (бар-код), предоставляющий информацию для быстрого её распознавания с помощью камеры на мобильном телефоне. При помощи QR-кода можно закодировать любую информацию, например: текст, номер телефона, ссылку на сайт или визитную карточку.


СЦЕНАРИЙ КВЕСТ-ИГРЫ

ТАЙНА НАЙДЕННОГО ПОСЛАНИЯ

Организационный момент

кабинет чувашского языка, оформленном в стиле обстановки быта крестьянина XIX века: деревянная утварь, старинная одежда, на полу лежит самотканая дорожка - входит старец в национальном чувашском костюме):

Старец: Здравствуйте, дорогие ребята! Совсем недавно, разбирая старые письма, я наткнулся на маленький пожелтевший конверт, адресованный моей бабушке Это

было письмо моего предка, но оно обветшало от времени, многое я уже не смог понять, но кое-что мне помогли прочитать ваши учителя. И договорившись с директором вашей школы, сегодня я принёс его вам. Но вот не задача: я его куда-то дел, а куда не помню… Помню одно, что в нём говорится об одной замечательной земле.

1 ведущий: Хотите найти его и узнать, что в нём написано?

Дети: Да).

ведущий: А чтоб быстрее разгадать тайны, предлагаю разделиться на команды. (Ведущий вынимает коробку, из неё участники квеста по очереди вытаскивают галстук определённого цвета: белый, синий, красный - и расходятся по разным командам. Количество цветов галстуков соответствует количеству команд.

Разбившись по цветам команды должны:

завязать опознавательные галстуки на шее друг друга,

придумать название команды,

выбрать капитана.

ведущий: Теперь я понимаю, что в нашей школе собрались те, которые не боятся трудностей и неожиданностей весёлого квеста.

ведущий: А что такое «квест», вы как дети XXI века понимаете?

ведущий: «Квест» в переводе с английского – поиск приключений. Это пешая командная игра, которая состоит различных этапов, которые надо пройти в дружной команде. Итак, начнём.

ведущий: Вам предстоит всей командой разгадать тайны.

Чтобы дойти до конца маршрута, нужно приложить старание, упорство, смекалку и дружелюбие – все те качества, которыми должны обладать потомки волжского народа, чуваш.

ведущий: О какой же земле пойдёт речь? Об этом вы узнаете, если прочитаете информацию, зашифрованную в QR-коде (Приложение 1).

Пикшики деревня в Красноармейском районе Чувашской Республики.

Находится в северной части Чувашии, на расстоянии приблизительно 11 км на северо-запад по прямой от районного центра села Красноармейское у республиканской автодороги.

Известна с 1858 года как околоток деревни Вторая Байрашева (ныне Ыхракасы) с 101 жителем. В 1906 году было учтено 29 дворов, 150 жителей, в 1926 – 36 дворов, 166 жителей, в 1939 – 199 жителей, в 1979 – 125. В 2002 году было 91 двор, в 2010 91 домохозяйство. В период коллективизации был образован колхоз «Большевик», в 2010 году действовало КФХ «Васильева». До 2021 года была административным центром Пикшикского сельского поселения до его упразднения.

(Википедия: https://ru.wikipedia.org/wiki /Пикшики)

ведущий: О какой же земле пойдёт речь?

Дети: О Пикшиках.

ведущий: Вот прочитали о нашей деревне Пикшики. Это только шаг к разгадке первой тайны. Хотите узнать побольше о нашей деревне?

1 ведущий: В этом нам поможет сравнительно молодая наука, изучающая географические названия - топонимика. Слово «топонимика» образовано от двух греческих слов: topos место, местность и onoma имя (один ведущий говорит, а второй вывешивает слова, о которых идёт речь). Это наука, изучающая географические названия, их происхождение, смысловое значение, развитие, современное состояние, написание и произношение.

(Пока ведущий сообщает о топонимике организатор отсылает СМС- сообщение командирам квест-команды о том, куда нужно направиться на поиски записок или же зачитывает первую записку).

ведущий: Приглашаем капитанов. Задание для них:

Под цвет ваших галстуков записки найти

И в путь к топонимике смело идти!!!

В старинных вещах Вы записку найдёте,

С маршрутным листом Вы детей поведёте.

(Капитаны начинают искать записки. Они спрятаны в старинных чувашских одеждах. А маршрутные листы (Приложение 2) белого, синего, красного цветов лежат на столе, где синим цветом обозначено место, откуда должны участники квеста будут начинать своё движение).

Тайны

Записки

Команде с белыми галстуками:

«Географическая точность»

В географию бегите,

Все Вы двери отоприте.

Нужно знанья не терять,

Про деревню вспоминать.

Команде с синими галстуками:

«Историческая истина»

Вы по лестницам пройдёте,

И названья соберёте.

И к истории бегом…

Знанья брызжатся ключом.

Команде с красными галстуками:

«Этимологическая гипотеза»

Историю имени разгадать Вам Пикшик Русский поможет великий язык:

Два слова чувашских Вы вместе возьмёте,

Значение имени в тот час обретёте.

Как только кто-то найдёт записку, подбегает к ведущим, забирает маршрутный лист и читает задание. А ведущие начинают анонсировать план прохождения маршрутов. У каждой команды свой путь нахождения тайн).

1 ведущий: Команды на старт, внимание, марш.

(Для раскрытия нашего замысла квест-игры будем следовать будем по маршрутному листу первой команды, команды с белыми галстуками. Все этапы повторяются для команд с синими и красными галстуками, только под другими номерами тайн)

Первая тайна: «Географическая точность» (проходит в кабинете географии. На листках распечатан текст с пропущенными словами, которые необходимо восстановить).

Оценка: по 1 баллу за каждое правильное соответствие. Всего 10 баллов.

деревня в районе Республики.

Находится в части _, на расстоянии

приблизительно км на по прямой от

центра села _ у автодороги.

Слова для справок: Пикшики, Чувашской, Красноармейском, Чувашии, северной, северо-запад, 11, районного, Красноармейское, республиканской.

Учитель географии после получения выполненного задания проверяет ответы, количество баллов, заработанных командой, ставит их в маршрутный лист и передаёт записку следующего содержания:

для команд с белыми, синими и красными галстуками:

По школьным коридорам пробегитесь,

И в ОБЖ все вместе соберитесь:

Названья улиц не забудьте,

В таблицу смело запишите.

(На стенах лестничных пролётов скотчем закреплены названия оврагов на чувашском языке. Ребята записывают их в таблицу, которая напечатана с обратной стороны маршрутного листа).

Вторая тайна: «Смутное прошлое»

Участники квеста приносят таблицы, учитель ОБЖ просит перевести на русский язык эти названия и рассказать о происхождении названия любого оврага. Овраги: Вăрмар (Длинный овраг), Энтри варĕ (Андреевский овраг), Курак варĕ (Вороний овраг), Валасар (овраг, начинающийся от Ямайкасов, идёт до Ойрисюрт, поворачивает на 45 градусов в сторону леса, находящегося за Пикшиками, до плотины и с плотиной вместе), Ваҫҫа пĕҫҫĕ (Васильевская нога), Хырвар сăрчĕ (сосновый склон), Лось варĕ (Лосиный овраг (история названия во время войны мужики деревни Ойрисюрт ловили лося, тот неудачно упал и сломал ногу. Мужики поймали лося, принесли в деревню и поделились со всеми деревенскими жителями), Вани варĕ (овраг Ивана), Захар варĕ (овраг Захара (история назвали по имени Захара, которого нашли только весной повешенным)), Упа варĕ (Медвежий овраг с родником), Çинҫе варĕ (Тонкий овраг), Çăка варĕ (Липовский овраг (история названия «чӳк туна» - одни собирались возле липы с прошением дождя, солнца, т.е. благополучия для урожая. Другие же приносили монетки для заговора).

Учитель ОБЖ после получения выполненного задания проверяет ответы, количество баллов, заработанных командой, ставит в маршрутный лист.

Оценка: по 1 баллу за каждый правильный перевод, за каждый рассказ о происхождении названия оврагов по 5 баллов.

После оценивания передаёт следующие записки:

для команд с белыми и синими галстуками:

Историю имени разгадать Вам Пикшик

Русский поможет великий язык:

Два слова чувашских Вы вместе возьмёте,

Значение имени в тот час обретёте.

для команд с красными галстуками:

Вы прошли все испытанья,

Заслужили и признанье!

Теперь вернитесь Вы в начало,

Начнём игру свою сначала!


Третья тайна: «Этимологическая гипотеза»

(Встречает участников квеста старец).

Старец: Как рассказывали старожилы, Пикшик имя некрещённого чуваша. В старину у одного крестьянина было три сына: Пикшик, Токма и Чокма. Они поселились в разных местах: Пикшик в Пикшиках, Токма в Ойризорт, Чокма – в Чокме».

Учитель: Теперь вы знаете, откуда такое название у деревни. А какое значение у имени Пикшик пока никто не разгадал, данные утеряны. Попробуйте вы это сделать: по QR-коду вы получите значения двух чувашских слов. Придумайте версию происхождения языческого имени Пикшик (Приложение 3 и 4).

Учитель русского языка, слушая участников команды, оценивает выполнение задания, количество баллов, заработанных командой, ставит в маршрутный лист Оценка: за связный рассказ о предполагаемом значении имени Пикшик 10 баллов.

Затем передаёт следующие записки:

для команд с белыми галстуками:

Вы по лестницам пройдёте,

И названья соберёте.

И к истории бегом…

Знанья брызжатся ключом.

для команд с синими галстуками:

Вы прошли все испытанья,

Заслужили и признанье!

Теперь вернитесь Вы в начало,

Начнём игру свою сначала!

для команды с красными галстуками:

Вы по лестнице пройдёте,

И названья соберёте.

И к истории бегом

Знанья брызжатся ключом.


Четвёртая тайна: «Историческая истина»

Участники квеста приносят таблицу, учитель истории просит перевести устаревшие названия улиц с чувашского языка на русский язык, назвать, как они сейчас называются, и рассказать, кто из учителей и детей школы живёт на данных улицах.

Улицы: Леш айкки (уст.) – Çĕнĕ урам (улица Новая, или та сторона), Çамрăксен урамĕ (улица Молодёжная – 1979), Тури урам (уст.) – Кӳлĕ урамĕ (улица Озёрная, или верхняя улица), Сад пахчи урамĕ (улица Садовая примерно до 1997 года на ней располагались правление колхоза, почта, столовая, клуб, библиотека, радиоузел, медпункт, общежитие), Анатри урам (уст.) Газ урам (улица Газовая – 1996, или нижняя улица).

Учитель истории прослушивает выполнение задания, сверяет с точными данными, выставляет количество баллов, заработанных командой, в маршрутный лист.

Оценка: по 1 баллу за каждый правильный перевод, за каждое воспоминание о живущих на этих улицах.

После оценивания передаёт следующие записки:

для команды с белыми галстуками:

Вы прошли все испытанья,

Заслужили и признанье!

Теперь вернитесь Вы в начало,

Начнём игру свою сначала!

для команды с синими и красными галстуками:

В географию бегите,

Все Вы двери отоприте.

Нужно знанья не терять,

Про деревню вспоминать.


Пятая тайна: «Найденное послание»

(Команды собираются в кабинете чувашского языка. Командиры магнитами на доске закрепляют маршрутные листы.

Всех в классе встречает старец, рядом с ним стоит кузовок, в котором лежит письмо от предка старца).

Старец: Молодцы, ребята, многое Вы сегодня узнали, много тайн Вы разгадали о названиях улиц, оврагов своей деревни. Да и я вспомнил, куда положил письмо.

Дорогой мой потомок!

Если ты держишь в руках это письмо, значит, ты нашёл моё скромное письмо. Я прожил долгую жизнь, многое пережил, но убеждён только об одном: надо любить этот мир, гордиться нашей страной, нашей деревней Пикшики!

Не забывай свою родину, место, где ты родился и вырос. Изучай историю, помни о своих истоках, передавай своим детям и внукам истории о своих предках, чтобы помнили.

Достаёт из кузовка письмо и читает.

​​​​​​​ 1 ведущий: Хорошее послание из старины, которое заставляет задуматься. Вот в чём тайна найденного письма: изучать историю, помнить о своих истоках! Вы сегодня виртуально побывали в разных местах нашей деревни, решали сложные задачи и, конечно, получили в подарок удивительный заряд бодрости. И в этом нам помогла наука…?

Дети: Топонимика

ведущий: Мы уже с вами выяснили, что топонимы имеют огромное значение для общества: они помогают нам ориентироваться в пространстве, рассказывают о таких маленьких деревушках, как наша деревня Пикшики, об интересных фактах, связанных с её историей.

ведущий: Действительно, топонимы представляют часть истории нашего народа, нашей родины. Каждый человек, проживающий здесь, должен знать, как развивалась наша деревня. История топонимов включает в себя историю не только одного населённого пункта, но порой и целой страны. И не зря на вашей груди завязаны галстуки в цвета российского триколора.


Литература

Дубанов, Иван Степанович. Географические названия Чувашской Республики: краеведческий словарь. – Изд. 2, доп./ Ию.С. Дуубанов. – Чебоксары: Чуваш. кн. изд- во, 2013. 526 с., с.303

Егоров, Василий Георгиевич. Этимологический словарь чувашского языка / [Предисл. В. Котлеева]; Науч.-исслед. ин-т при Совете Министров Чуваш. АССР. - Чебоксары: Чувашкнигоиздат, 1964. - 355 с.

Федотов, Михаил Романович. Этимологический словарь чувашского языка: В 2 т. / М. Р. Федотов; Чуваш. гос. ин-т гуманитар. наук. - Чебоксары: Чуваш. гос. ин-т гуманитар. наук, 1996

Энциклопедия Красноармейского района/сост. Ефимов Л.А., Михайлов В.М., Прокопьев И.А. и др. Чебоксары: Чуваш. Кн. Изд-во, 2018. 703 с., ил., с.443

Игнатьева О.Е., Трифонова З.А. Пикшики. Чувашская энциклопедия. http://www.enc.cap.ru/?t=world&lnk=1578

Словарь Федотова «Тĕне кĕмен чăвашсен ячĕсем» (Имена некрещеных чувашей): http://ru.samah.chv.su/s/3/Пик

Чувашско-русский словарь (1982) (электронная версия http://ru.samah.chv.su/cgi-bin/s.cgi)

Опубликовано в группе «Русский язык и литература в средних классах»


Комментарии (2)

Медведева Татьяна Ивановна, 25.02.24 в 10:20 1Ответить Пожаловаться
Замечательная разработка, Снежана Михайловна!
Гаврилова Снежана Михайловна, 25.02.24 в 12:19 0Ответить Пожаловаться
Татьяна Ивановна, благодарю за оценку!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.