Внеклассное мероприятие по биологии «Осторожно — ВИЧ!»
Внеклассное мероприятие по биологии
"Осторожно - ВИЧ!"
Преподаватель: Бугорская Н.В.
Цель урока: Сформировать представление о ВИЧ и СПИДе как реальной угрозе жизни человека, познакомить с основными мерами профилактики ВИЧ-инфицирования. Повысить уровень информированности воспитанников по проблемам, связанным с ВИЧ/СПИД с целью предотвращения глобального распространения болезни.
Задачи
Образовательные: сформировать представление о болезни века; проинформировать воспитанников о сложившейся эпидемиологической ситуации на территории РФ и Севастополя; познакомить с историей появления и распространения болезни; познакомить с основными сведениями о болезни; рассмотреть принцип действия ВИЧ и пути распространения ВИЧ-инфекции; сформулировать способы предотвращения ВИЧ-инфицирования; создать предпосылки для толерантного отношения к ВИЧ-инфицированным людям.
Развивающие: выяснить уровень информированности воспитанников по данной проблеме; создать условия для самореализации воспитанников; продолжить развитие элементов творческой деятельности через погружение в решение проблемных вопросов и вовлечение воспитанников в самостоятельную работу частично-поискового и исследовательского характера; развивать мышление и наблюдательность, познавательные интересы и инициативу воспитанников; развивать умение сравнивать, анализировать и делать выводы; продолжить формирование информационных навыков при работе с разными источниками материала.
Воспитательные: воспитывать культуру общения во время проведения соревнования и положительную мотивацию к учёбе; формировать познавательный интерес к изучению проблемы ВИЧ/СПИД; показать значимость изучения данной проблемы для повышения информированности населения с целью предотвращения глобального распространения болезни; способствовать формированию ценностного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих; доказать необходимость ведения здорового образа жизни.
Формирование УУД
Личностные УУД:
осознание неполноты знаний и развитие познавательных потребностей на основе интереса к изучению проблемы распространения ВИЧ/СПИД;
осознавать необходимость изучения данной проблемы с целью предотвращения глобального распространения болезни;
осознание необходимости ведения здорового образа жизни, соблюдения правил гигиены;
устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;
оценивать собственный вклад в работу команды;
оценивать собственный вклад в работу по предотвращению глобального распространения ВИЧ/СПИД;
развитие навыков сотрудничества с преподавателем и сверстниками в разных учебных ситуациях;
применять полученные знания в практической деятельности.
Регулятивные УУД:
сформировать умение самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему;
определять цель учебной деятельности, выполнять задания в соответствии с поставленной целью и осознавать конечный результат работы;
оценивать совместно с преподавателем результаты своих действий;
сформировать умение выдвигать версии решения проблемы;
формировать приёмы работы с информацией: поиск и отбор информации;
развитие навыков самооценки и самоанализа.
Коммуникативные УУД:
продолжить формирование умения выражать мысли и идеи;
обсуждать информацию в рабочей группе;
сформировать умение работы в команде;
продолжить формирование умения слушать товарища и обосновывать свое мнение;
продолжить формировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
Познавательные УУД:
извлекать информацию о болезни (СПИД), принципе действия ВИЧ и пути распространения ВИЧ-инфекции;
сформировать умение ориентироваться в изучаемом материале, выделять главное и использовать информацию;
сформулировать способы предотвращения ВИЧ-инфицирования;
повысить уровень информированности по вопросам, связанным с ВИЧ/СПИД;
создать предпосылки для предотвращения глобального распространения болезни;
сформировать умение анализировать, сравнивать и обобщать факты;
сформировать умение строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
сформировать умение работы с разными источниками информации.
Планируемые результаты
Предметные:
знать:
- сложившуюся эпидемиологическую картину распространения ВИЧ/СПИД на территории РФ и Севастополя;
- стадии заболевания и основные симптомы;
- особенности ВИЧ;
- принцип действия ВИЧ и пути распространения ВИЧ-инфекции;
- способы предотвращения ВИЧ-инфицирования и глобального распространения заболевания.
уметь:
- характеризовать особенности заболевания СПИД;
- объяснять принцип действия ВИЧ;
- называть пути распространения ВИЧ-инфекции;
- доказывать значимость информированности по вопросам ВИЧ/СПИД для предотвращения глобального распространения болезни;
- доказывать необходимость ведения здорового образа жизни;
- предлагать пути предотвращения ВИЧ-инфицирования.
Личностные:
- формируется валеологическая культура воспитанников;
- формируется бережное отношение к собственному организму, направленное на сохранение здоровья;
- осознание ценности биологических знаний;
- саморазвитие и самообразование воспитанников, восприятие научной картины мира;
- ответственно относятся к выполнению учебных задач;
- демонстрируют коммуникативную компетентность, уважительное отношение к мнению другого человека;
- применение полученных знаний в практической деятельности, самоанализ и самооценка.
Метапредметные:
- умение организовывать свою деятельность, определять её цели, задачи под руководством учителя и работать в соответствии с ними;
- выдвигают простейшие гипотезы;
- выделяют главное, осуществляют сравнение, высказывают суждения, аргументируют их;
- умение вести самостоятельный поиск необходимой учебной информации, работать с информацией и преобразовывать её;
- находят причинно-следственные связи;
- оценивают свою работу и работу команды;
- владение практическими навыками, уметь применять полученные знания на практике;
- владение логическими операциями (анализ, синтез, сравнение, обобщение).
Форма проведения: интеллектуальная игра (конгресс).
Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, групповая.
Применяемые технологии обучения: проблемное обучение, технология игрового обучения, технология групповой дискуссии, здоровьесберигающие технологии, информационно-коммуникативные технологии..
Оборудование: мультимедийный проектор, ПК, интерактивная доска.
За несколько недель до проведения мероприятия воспитанникам сообщается тема конгресса и предлагается самостоятельно, пользуясь дополнительной литературой и интернет ресурсами, узнать о чуме XXI века - СПИДе.
Ход мероприятия
Организационный этап.
Мотивация учебной деятельности
Чума по всей земле пошла в разгул
И не щадит, в пути людей сметая...
И каждый, кто её не оминул,
Сегодня праздник грустный отмечают!
Какой грустный праздник отмечают люди разных стран в декабре?
1 декабря - Всемирный день борьбы со СПИДом.
Сообщение темы внеклассного мероприятия и целей.
Эпидемиологическая ситуация распространения ВИЧ/СПИД на территории РФ и Севастополя
5 июня 1981 года Американский Центр контроля над заболеваниями зарегистрировал новую болезнь — СПИД (Синдром приобретенного иммунодефицита).
В 1988 году Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) объявила день 1 декабря Всемирным днем борьбы со СПИДом. Это связано с тем, что синдром приобретенного иммунодефицита (СПИД) приобрел масштабы пандемии.
На сегодняшний день во всём мире 36,7 миллионов людей ВИЧ-инфицированных, в т.ч. более 2млн. детей.
В декабре 2016 г. 870 952 россиян, жили с диагнозом ВИЧ-инфекция. По расчетам международной организации ЮНЕЙДС (UNAIDS) на сегодня в России уже более 1 500 000 ВИЧ-инфицированных.
Таким образом, по темпам роста заболеваемости ВИЧ-инфекцией Россия вышла на 3-е место во всём мире.
Но самой шокирующей новостью стало то, что в Крыму заболеваемость ВИЧ-инфекцией в полтора раза выше среднероссийского показателя. По данным Межрегионального управления Роспотребнадзора по Республике Крым за весь период наблюдения – а это с 1987 года и до начала октября 2016-го – зарегистрировано 24 404 ВИЧ-инфицированных.
Только в Севастополе зарегистрировано на 30% больше случаев заболеваемости ВИЧ-инфекцией по сравнению с прошлым годом - по состоянию на 1 ноября 2016 года в Севастополе зарегистрировано 3474 случая ВИЧ-инфицированных граждан. Такая вот неутешительная статистика.
Конкурсы
Сегодняшний день служит напоминанием для людей о необходимости остановить глобальное распространение чумы 21 века. Как это возможно осуществить? Путём повышения информированности населения нашей планеты, особенно подрастающего поколения.
Сегодня мы проверим, насколько информированы по данному вопросы наши нахимовцы 4 курса. В конгрессе примут участие команды воспитанников 8А, 8Б, 8В и 8Г классов.
Конгресс включает в себя проведение различных конкурсов, оценивать которые будет наше многоуважаемое жюри.
Конкурс "Домашнее задание": выступление историка, врача, вирусолога и главврача центра борьбы со СПИДом (3 минуты для выступающих). Оценивается качество излагаемого материала, презентация и артистичность выступающего.
Конкурс "Знатоков": команды отвечают на предложенные вопросы в специальных бланках. Время выполнения конкурса 3 минуты (приложение 1).
Конкурс "Видеовопросы": на экране демонстрируются слайды с вопросами продолжительностью не более 10 секунд. Командам необходимо ответить на вопросы. Ответы заносят в специальный бланк.
Конкурс "Капитанов": капитаны тянут жребий, чтобы определить последовательность выступления (приложение 2).
Конкурс "Чёрный ящик": Это средство выражения своей гражданской позиции. Было придумано весной 1991 года художником Франком Муром. В этом же году на концерте, посвященном памяти Фредди Меркьюри, в Великобритании, идею художника реализовали 70 тысяч поклонников артиста. Это знак причастности к глобальной проблеме СПИДА, символ солидарности с теми, кого эпидемия СПИДа коснулась лично. Это непременный атрибут эмблем всех организаций и сообществ, занимающихся проблемами лечения и профилактики ВИЧ/СПИДа. Что это? (красная ленточка).
Команды вносят ответ в специальный бланк.
Подведение итогов.
Вывод: Образование и просвещение - наиболее эффективный метод профилактики ВИЧ/СПИД. Обладая значительным информационным потенциалом, работа по профилактике ВИЧ/СПИД не только существенно уменьшить угрозу заражения опасной инфекцией, но и создать психологические установки нравственного образа жизни и физического здоровья.
Награждение победителей.
Рефлексия
Преподаватель дает качественную оценку работе команд и отдельных воспитанников.
Облако "тегов": сегодня я узнал...было трудно…я понял, что…я научился…меня удивило…и т.д. Каждый воспитанник выбирает по 1 предложению и заканчивает его.
Завершить наше мероприятие мне хотелось бы притчей о бабочке и мудреце:
Однажды ученик великого мудреца решил испытать своего учителя. Мой учитель всё знает, сейчас подойду к нему и спрошу: в моей руке бабочка, как ты думаешь, живая она или мертвая? Если скажет, что живая — я сожму кулак и она умрёт, если скажет, что мёртвая — я разожму кулак, и она улетит. — Учитель, в моей руке бабочка, как ты думаешь, живая она или мертвая? — Всё в твоих руках, — ответил учитель.
Ваше здоровье в ваших руках!
Конкурс "Капитанов"
Играя в футбол, Миша разбил коленку. Коля поспешил ему на помощь и зажал ранку рукой, чтобы остановить кровотечение. Правильно ли он поступил? (Нет)
Можно ли заразиться СПИДом при курении? (Да, при условии, что курить одну и ту же сигарету будет несколько человек и у всех будут потресканные губы, а один из них- заражён)
Если у человека анализ крови на ВИЧ положительный, значит ли это, что он болен СПИДом? (Нет, т.к. инкубационный период заболевания составляет от нескольких недель до 2-15 лет. Получение положительного результата анализа на ВИЧ свидетельствует только об одном – вы являетесь носителем вируса иммунодефицита человека. СПИД – синдром приобретенного иммунодефицита – поздняя стадия ВИЧ-инфекции, которая развивается далеко не у всех больных. Правильное лечение, регулярное посещение врача и наблюдение за своим здоровьем помогут своевременно заметить ослабление иммунитета и предотвратить развитие СПИДа.)
К Маше приехала подруга на каникулы. Она забыла дома зубную щётку и попросила у Маши свою. Маше ей не дала. Правильно ли поступила Маша? (Только если инфицированный человек почистит зубы чужой щеткой и оставит на ней свою кровь)
В парикмахерской ножницы для стрижки, маникюра, расчёски содержат в дезинфицирующем растворе. Почему? (Услугами парикмахера могут пользоваться и люди, больные СПИДом)
Для игры в «больницу» девочки решили использовать шприцы, найденные на улице. Можно ли это делать?(Нельзя. Шприц может содержать ВИЧ)
Могут ли комары быть источником заражения ВИЧ? (нет)
Может ли ВИЧ существовать в воздухе? (ВИЧ по воздуху не летает. Никто из тех, кто дышал одним воздухом с зараженными ВИЧ в одном, даже самом тесном помещении ВИЧ не заразился)
Конкурс "Знатоков"
№ |
Вопрос |
Верно |
Неверно |
1 |
Опасно обнимать человека, больного СПИДом |
||
2 |
Заразиться ВИЧ можно, пользуясь общественным туалетом |
||
3 |
Люди, которые делают себе внутривенные инъекции, не должны пользоваться шприцами других людей. |
||
4 |
Нельзя заразиться вирусом иммунодефицита человека, кусая один и то же бутерброд или, когда пьешь из одного стакана с человеком, больным СПИДом |
||
5 |
Можно заразиться ВИЧ при незащищенном половом контакте |
||
6 |
ВИЧ можно заразиться, если ВИЧ-инфицированный или больной СПИДом чихает или кашляет на тебя |
||
7 |
СПИД - конечная стадия инфекции, вызывающейся ВИЧ-инфекцией |
||
8 |
Положительный результат теста на ВИЧ означает, что человек болен СПИДом |
||
9 |
ВИЧ поражает эритроциты |
||
10 |
ВИЧ передается через мочу |
||
11 |
ВИЧ передается от матери к ребенку во время внутриутробного развития, рождения, кормлении грудным молоком |
||
12 |
Многие симптомы СПИДа напоминают симптомы других заболеваний |
||
13 |
Одна из проблем, связанных с ВИЧ/СПИДом, состоит в том, что между заражением ВИЧ и моментом проявления заболевания могут пройти годы |
Неверно. Нельзя заразиться вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ), касаясь того, кто болен СПИДом, если при этом не контактировать с его кровью.
Неверно. Заразиться ВИЧ можно только при контакте с кровью, спермой или влагалищными секрециями ВИЧ-инфицированного или больного СПИДом человека.
Верно. В противном случае вы рискуете заразиться ВИЧ. Для передачи ВИЧ достаточно маленькой, невидимой глазом капельки зараженной крови в инъекционном растворе, в шприце или в игле. Люди не должны ни с кем делиться шприцами и иглами, даже иглами для прокалывания ушей и нанесения татуировок.
Верно. Еще не было ни одного случая, чтобы кто-нибудь заразился ВИЧ таким способом. Помните, чтобы заразиться ВИЧ, человек должен контактировать с кровью, семенной жидкостью или выделениями из влагалища ВИЧ-инфицированного.
Верно.
Неверно. ВИЧ не передается воздушно-капельным путем.
Верно. СПИД - конечная стадия ВИЧ-инфекции.
Неверно. Положительный результат теста на ВИЧ означает лишь то, что человек инфицирован.
Неверно. ВИЧ поражает белые кровяные тельца, лимфоциты.
Неверно. ВИЧ передается только через такие специфические выделения как сперма, влагалищные секреции, кровь и грудное молоко.
Верно.
Верно. В результате гибели клеток иммунной системы возникают тяжелые заболевания, вызываемые микробами, которыми в обычных условиях люди не болеют. К таким заболеваниям относятся: грибковые инфекции, герпес и др.
Верно. Может пройти 10-12 лет со времени инфицирования ВИЧ, прежде чем у человека появятся явные симптомы СПИДа.