Пользователь удалён

Внеклассное мероприятие по экологии для учащихся старших классов «Колесо экологии»

2
0
Материал опубликован 6 October 2020


Колесо экологии

Внеклассное мероприятие по экологии для учащихся старших классов

Цели: обобщить и углубить знания учащихся о глобальных процессах биосферы, раскрыть влияние антропогенных факторов на окружающую среду, сформировать у учащихся убеждение о личной ответственности за состояние природной среды.

Оборудование: плакаты ученых, кареты трех цветов, карточки с вопросами, тесты, рисунки учащихся, музыка.

Участники: 1 ведущий (учитель), 2 эколога, 3 игрока с группой поддержки. Каждый игрок в своей карете – красный, желтый, зеленый. На полу обозначены расстояния верст.


Ход мероприятия.

Вступительное слово учителя.

Понятие «экология» используется сегодня при изучении различных объектов природной и социальной действительности. Говорят об экологии растений и животных, Об экологии человека и общества, об экологии города и культуры. Но не трудно заметить, что об экологии говорят тогда, когда хотят обратить внимание на условия существования и развития чего-нибудь. Так, круг экологических изысканий ныне входят причины и следствия исчезновения отдельных видов растений и животных, загрязнения природной среды, ухудшения качества жизни людей.

Однако понятие «экология» не сразу приобрело такое широкое значение. Послушайте спор двух ученых 29 века – Чарльза Дарвина английского ученого и Эрнста Геккеля немецкого естествоиспытателя. Начинаем 1 тур « Сценки».


Сценка 1 «Спор ученых»


Чарльз Дарвин: Слушайте, уважаемый мистер Эрнст, не можете ли вы ответить мне на вопрос: в чем вы видите эволюцию природы?

Эрнст Геккель: Мсье Чарльз, на этот вопрос ответить очень трудно. Вот вы 5 лет провели в кругосветном путешествии, собрали такую большую коллекцию растений, животных, различных минералов и до сих пор находитесь в большом сомнении.

Чарльз Дарвин: Да, я потратил на это очень много времени. Моя книга «Происхождение видов путем естественного отбора или Сохранение благоприятствуемых пород в борьбе за жизнь» имела большой успех. Но боюсь, что по некоторым вопросам потомки меня не поймут.

Эрнст Геккель: Вот я на примере индивидуального развития организмов показал эволюцию видов, сформулировал биогенетический закон. Сейчас работаю над проблемой экономии, домашнем быте животных.

Чарльз Дарвин: Я сам неоднократно поднимал проблему всестороннего изучения взаимоотношений живых существ с окружающей средой. Все это я определил как борьбу за существование, где все формы противоречивых связей вида со средой приводит к естественному отбору, и являются движущими факторами эволюции.

Эрнст Геккель: Позвольте согласиться с вами. И пусть ребята угадают, о чем мы здесь с вами говорим.


Учитель: Что означает термин «Экология» и кто впервые ввел этот термин?

Идет обсуждение вопроса. Затем игроки по очереди дают ответы на вопрос

.

Эколог: Термин «Экология» происходит от греческих слов «ойкос» - жилище, местообитание и «логос» - учение. Согласно определению Э. Геккеля, экология – это наука об экономии. Домашнем быте животных и растений. Термин был предложен немецким естествоиспытателем Эрнстом Геккелем в работах «Всеобщая морфология организмов» в 1866 году и «Естественная история мировотворения» в 1868 году.


Учитель: Игроки, ответившие правильно, движутся на 100 верст вперед.


Природы внутреннюю суть

Познать не в силах ум людской,

Он счастлив, если видит путь

К знакомству с внешней скорлупой.

Эти строчки известного физиолога 17 века Галлера. Они отражают вероятность перехода от рассмотрения внешних проявлений к их внутренней сущности. В ходе дальнейшего развития науки стала осознаваться необходимость выявления внутренних закономерностей рассматриваемых объектов, особенностей их строения. Благодаря творчествам Бойля, Ньютона, Ломоносова, Дальтона, Менделеева были достигнуты поразительные успехи в физике химии. Так экология стала подразделяться на структуры и изучать и управлять вопросами экологии в разных по уровню организации системах живой природы.

Так появились новые понятия: популяция, биоценоз, экосистема.


Сценка 2 «Беседа английского ученого Артура Тенсли и

русского академика Владимира Николаевича Сукачева

.

А.Тенсли: Владимир Николаевич, вы являетесь очень знаменитым экологом, изучали леса. Луга, тундры, степи, пустыни, болота, объездили всю Россию. Какую закономерность вы открыли?

В. Сукачев: Благодарю Вас за похвалу, Арнольд. Но и Вы очень умный ботаник. Ваши исследования растений позволили выяснить, что они тесно связаны с их неживыми окружениями и находятся в постоянном взаимодействии друг с другом.

А. Тенсли: И вы знаете, ведь в природе постоянно происходит круговорот веществ и энергии, а растения в этом круговороте играют очень важную роль.

В. Сукачев: Да, солнечный свет улавливается автотрофами, а по пищевым цепям передается гетеротрофам.

А.Тенсли: Впоследствии все вещества, накопленные растениями и животными, после их разложения бактериями, вновь вовлекаются в круговорот.

В. Сукачев: Все это происходит в сообществе, из которых слагается биосфера. Например, луг, лес, озеро.

А. Тенсли: Я конечно, с вами согласен, но мой термин, предложенный на 10 лет раньше вашего, отражает пространство любой протяженности – от капли прудовой воды до биосферы. Иногда наши определения трактуются одинаково, но между ними есть существенная разница.

В. Сукачев: Уважаемые ребята, отгадайте, пожалуйста, о каких двух разных понятиях идет здесь речь?


Учитель: Ученые просят дать правильный ответ - о каких понятиях они говорили?

Идет обсуждение вопроса. Игроки дают ответы.


Эколог: В1942 году русский ученый, академик В.Н.Сукачев предложил термин «биогеоценоз», раскрывающий взаимоотношения сообщества организмов с неорганической природой. Понятие «биогеоценоз» обычно используют при характеристике сухопутных природных систем. Очевидно, что «биогеоценоз» является одним из конкретных выражений понятия «экосистема»

.

Учитель: Таким образом, это были понятия «биогеоценоз» и «экосистема». Игроков, ответивших правильно, прошу продвинуться вперед на 100 верст.

Поверхность Земли, преобразованная и охваченная жизнью, называется биосферой. Биосфера является самой крупной экосистемой. Она находится во взаимодействии с явлениями и процессами, происходящими в космическом окружении и в недрах Земли (вулканы, землетрясении, радиация, и т.д.), а также взаимодействует с обществом, последствиями производственной и другой преобразующей деятельности человека


Сценка 3 «Беседа русского академика В.И.Вернадского и

австрийского геолога Эдуарда Зюсса.


В.Вернадский: Мне суждено сказать новое в учении о живом веществе. Это учение может оказать такое же влияние, как книга Дарвина.

Э.Зюсс: Но Вы, Владимир Иванович, хотите сказать о той пленке жизни, которая окружает нашу планету. Как геолог, я могу сказать, что живые организмы обитают во всех геологических сферах – атмосфере, гидросфере, литосфере.

В.Вернадский: Я с вами согласен, Эдуард, но не упускайте из виду роль живых организмов в биосфере, они являются частью закономерной организованности.

Э.Зюсс: По-моему, это вам принадлежит выдающееся философское открытие -

Идея перехода биосферы в ноосферу. Но прошу не забывать и моей заслуги, ведь без моих открытий не было бы и ваших.

В.Вернадский: Дорогой Эдуард, может, мы напрасно спорим. Сейчас дети много читают и могут ответить, кому же принадлежит заслуга в создании концепции о биосфере, чье же имя сохранилось в книгах как основоположника учения о биосфере.

Э.Зюсс: Пожалуйста, я не возражаю.


Учитель: Итак, кто же ввел в науку термин «биосфера»?

Идет обсуждение вопроса. Игроки отвечают.


Эколог: Согласно воззрению В. И. Вернадского, основоположника комплекса современных наук о Земле – геохимии, радиологии, гидрологии и др. – весь лик Земли, все ее ландшафты, ее атмосфера, воды, осадочные породы – все это обязано своим происхождением жизни. Если бы не жизнь, наша планета, подобно Луне, не замечала бы уходящих миллионов и миллиардов лет, в течение которых ее поверхность практически не изменилась. Термин «биосфера» ввел австрийский ученый Эдуард Зюсс. Современная концепция биосферы связана с именем академика В.И.Вернадского.


Учитель: Правильный ответ – Эдуард Зюсс. Игроки, ответившие правильно, двигаются на 100 верст вперед.

Слышу я Природы голос,

Прорывающийся крикнуть,

Как и с кем она боролась,

Чтоб из хаоса возникнуть,

Может быть, и не во имя

Обязательно нас с вами,

Но чтоб стали мы живыми,

Мыслящими существами,

И твердит Природы глас:

«В вашей власти, в вашей власти,

Чтобы все не раскололось

На бесчисленные части!»

Л.Мартынов

В связи с усиливающимся загрязнением воздуха, воды, почвы, истощением не возобновляемых природных ресурсов, нарушением устойчивости и снижением разнообразия биосферы, ухудшением здоровья и качества жизни людей человечество сейчас стоит перед выбором дальнейшего пути развития.


Мы переходим ко 2 туру «Экологические даты».

Каждому участнику будут даны тесты. Через минуту вы должны дать ответ.


Идет обсуждение вопросов. Учащиеся отвечают по порядку.

1. Когда отмечается Международный день Земли?

1). 22 марта

2). 1 апреля

3). 22 апреля

Эколог: Международный день Земли отмечается 22 апреля.

2. Когда отмечается Международный день защиты от радиации?

1). 7 апреля

2). 26 апреля

3). 1 июня

Эколог: Международный день защиты от радиации отмечается 26 апреля.

3. Когда отмечается Международный день охраны окружающей среды?

1). 1 июня

2). 5 июня

3). 15 сентября

Эколог: Международный день окружающей среды отмечается 5 июня.


Учитель: Игроки, давшие правильный ответ, движутся на 100 верст вперед.

А сейчас игру покидает тот, кто набрал меньше всех баллов. Остаются 2 игрока. Мы продолжаем игру дальше. Переходим в финальный тур.

Деятельность человека часто сопровождается сокращением численности популяций многих видов. Это происходит в результате чрезмерного истребления особей, ухудшения условий жизни, вследствие загрязнения окружающей среды, беспокойства животных, особенно в период размножения, а также сокращения ареала.

Необходимость сохранения видов растений и животных побудила к составлению сводок редких и исчезающих видов сначала в отдельных государствах, потом в мировом масштабе. Так была создана «Красная книга», куда включены исчезающие, редкие, сокращающиеся, неопределенные и восстановленные виды.

Задача игроков: угадать в каком году вышла в свет «Красная книга СССР»?

На доске 3 даты:

1948 1972 1978

Сделайте свой выбор (игроки садятся на соответствующие стулья). Вы сейчас должны ответить на 3 вопроса, угадать термин.

Вопросы 1 игроку:

1) Совокупность всех факторов и ресурсов среды, в пределах которой может существовать

вид (биогеоценоз).

2) Тип взаимоотношений, при котором каждый из совместно существующих видов получает

от этого только выгоду (симбиоз).

3) Как называется служба, осуществляющая контроль за соблюдением установленных

нормативов ПДС, ПДК вредных веществ? (мониторинг).

Вопросы 2 игроку:

1) Внесезонные процессы, которые представляют собой определенную

последовательность появления и исчезновения популяций разных видов в данном

местообитании? (сукцессия).

2) Тип взаимоотношений, при котором один из видов получает от другого выгоду, но сам не

приносит ни пользы, ни вреда? (комменсализм).

3) Как называется следующий принцип: виды, ведущие сходный образ жизни и обладающие

сходным строением, не обитают в одних и тех же местах, а живут рядом и используют

разные ресурсы жизни? (принцип конкурентного исключения).


Эколог комментирует правильные ответы.


Учитель: Охраняется Красной книгой

Сколько разных животных и птиц.

Чтобы выжил простор многоликий

Ради света грядущих зарниц.

Чтоб пустыни нагрянуть не смели,

Чтоб души не стали пусты:

Охраняются звери, охраняются змеи,

Охраняются даже цветы.

Красная книга – красная!

Значит, природа в опасности!

Значит, нельзя терять даже мига.

Все живое хранить зовет,

Пусть зовет не напрасно

Красная книга, Красная книга.


Эколог: Красная книга СССР вышла в свет в 1978 году. В ряде республик созданы свои Красные книги.


Учитель: Мы поздравляем победителя нашей игры. В честь победителя зажигается фейерверк! (звучит музыка)




Литература

Криксунов Е.А., Пасечник В.В., Сидорин А.П. Экология: 9 класс – М.: Дрофа, 1995 г. – 240с.

Полянский Ю.И.. Браун А.Д., Верзилин Н.М. и др. Общая биология: 10-11 класс – И.: Просвещение, 1991 г. – 287с.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.