Методическая разработка внеклассного мероприятия «Экология моей планеты»
Пояснительная записка к презентации
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Шилкинская средняя общеобразовательная школа №1
Методическая разработка внеклассного мероприятия «Экология моей планеты»
Выполнила: учитель биологии,
экологии, химии
Филиппова Н.А
Здесь будет файл: /data/edu/files/a1453477330.pptx (презентация к разработке "Экологиянашей планеты")
Здесь будет файл: /data/edu/files/f1453477379.doc (жетоны)
Здесь будет файл: /data/edu/files/v1453477433.doc (памятка для раздачи участникам конкурса)
Здесь будет файл: /data/edu/files/r1453477457.docx (песня для раздачи)
Здесь будет файл: /data/edu/files/x1453477484.docx (правила экологии)
Здесь будет файл: /data/edu/files/g1453477505.docx (ребусы)
Пояснительная записка
Введение
В настоящее время проблема экологии Земли стоит на первом месте среди всех остальных проблем. Стали активно уничтожаться запасы пресных вод, вырубаться леса, загрязняться атмосфера. Человечество уже столкнулось с последствиями своей деятельности – озоновые дыры, перепады температуры, таяния ледников, различного рода болезни и многочисленные эпидемии. Сейчас нужно твердо ставить вопрос о восстановлении экологического равновесия планеты Земля. И это должны понять все люди, каждый человек. И в первую очередь начать необходимо с экологического воспитания детей.
Внеклассное мероприятие по экологии «Экология моей планеты» предназначено для учащихся 5-6 классов.
Для проведения мероприятия необходимо собрать 2 команды по 6 человек в каждой. Остальные учащиеся могут присутствовать в качестве болельщиков и, если это потребуется, помощников. Ведущие – 2 человека, жюри.
Оформление помещения, в котором будет проводится мероприятие, выбирается по желанию.
Домашнее задание для команд: придумать название команды, девиз и приветствие соперникам в соответствии с темой мероприятия, собрать походный рюкзак.
(сл.2) Цель: Создать условия для формирования ответственного отношения к природе.
Задачи:
Способствовать восприятию любви к природе;
Познакомить с правилами поведения на природе;
Пополнить знания учащихся по экологии.
Форма проведения: экологическая игра-конкурс.
Оформление:
Плакаты экологического содержания;
Таблички с правилами экологии;
Карточки с ребусами (если необходимо будет произвести замену задания или останется свободное время);
Жетоны;
Музыкальное сопровождение: «Звуки природы», «Голоса птиц», и др.
Памятки «Экологические правила»;
Презентация;
Чистые листы, ручки, маркеры;
Ватманы;
Грамоты.
Магниты.
Структура занятия:
Организационный момент;
Вступление;
Приветствие команд;
Этап 1 «Берегите растения»;
Этап 2 «Берегите животных»;
Этап 3 «Убирайте мусор» (конкурс капитанов, проверка походных рюкзаков);
Заключение;
Подведение итогов;
Награждение;
Исполнение песни «Пока планета еще жива».
(время проведения мероприятия – 40 минут)
Ход работы
(сл. 3)
В1:
Вращаясь в космосе, в плену своей орбиты,
Не год, не два, а миллиарды лет
Я так устала… Плоть моя покрыта
Рубцами ран – живого места нет.
Терзает сталь мое земное тело,
И яды травят воды чистых рек,
Все то, что я имела и имею,
Своим добром сметает человек.
Мне не нужны ракеты и снаряды,
А ведь на них идет моя руда!
А что мне стоит только штат Невада, -
Его подземных взрывов череда!
Зачем друг друга люди так боятся,
Что позабыли о самой Земле?
Ведь я могу погибнуть и остаться
Обугленной песчинкой в дымной мгле.
Не потому ли, загораясь мщеньем,
Я против сил безумных восстаю
И сотрясая твердь землетрясеньем
На все обиды свой ответ даю.
И не случайно грозные вулканы
Выплескивают с лавой боль Земли.
Очнитесь, люди!
Призовите страны,
Чтобы меня от гибели спасти! [1]
В2: (сл.4) Здравствуйте, дорогие друзья: уважаемые гости, уважаемые участники!
В1: Почти миллион лет живет человечество на планете Земля, но люди мало задумываются о том, что все богатства Земли не вечны, что они нуждаются в защите, пополнении и бережном отношении.[2]
В2: Все, что нас окружает, мы должны научится любить и беречь. И этой цели посвящена наша сегодняшняя встреча.
Итак, начнем! В игре принимают участие две команды по 6 человек в каждой. За каждое правильно выполненное задание команды будут получать жетоны. В конце игры мы определим команду-победителя, набравшую наибольшее количество жетонов.
В1: Как вы знаете, ни одна игра не проходит без приветствия команд. И первый этап нашего конкурса – «Приветствие команд». (сл.5).
(команды дома готовят название, девиз и приветствие соперникам, за это получают по 1 жетону).
В2: (сл.6) «Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни»[3] - Так писал замечательный писатель и большой любитель природы Михаил Пришвин.
А сейчас мы посмотрим, насколько вы знаете и любите природу.
Я буду задавать каждой команде по очереди вопросы, а вы должны отвечать на них. За каждый правильный ответ команда получает 1 жетон.
1) Стоит в поле кудряшка –
Белая ромашка,
Сердечко золотое,
Что это такое? (ромашка)[4]
2) На припеке у пеньков
Много тонких стебельков,
Каждый тонкий стебелек
Держит алый огонек.
Раздвигаем стебельки –
Собираем огоньки. (земляника)[6]
3) В белом сарафане
Под платком зеленым
Тужит на поляне
Стройная Алена. (береза)[5]
4) С детворой играю в прятки,
Не прошусь в лукошко к ней.
Кто я? – Ягодок десятки
В каждой ягодке моей. [6]
(подсказка: сушенные ягоды и листья этого растения незаменимы при простуде. Они быстро сбивают высокую температуру). (малина)
5) Отвар из корней этого растения успокаивает нервную систему. Его еще очень любят кошки. (валериана)[7]
6) Цветки белые кистями,
Плоды черные с костями. (черемуха)[6]
В1: Ребята, а кто-нибудь из вас заметил, что все вопросы были о растениях? (дети отвечают)
А как вы думаете, почему мы заговорили именно о растениях?
(дети отвечают)
Верно, ребята! Растения играют важную роль в природе и жизни человека. Сейчас каждая команда по очереди будет называть роль, которую растения играют в природе и жизни человека. За каждый правильный ответ команда получает 1 жетон.
(команды начинают по очереди отвечать)
В2: (сл.7) На нашей планете насчитывается около 320 тыс.видов растений. За 200 лет площадь лесов, которые являются легкими планеты, уменьшилась вдвое. В год исчезает 11 млн. гектаров лесов. Уничтожено 40% тропических лесов Америки, 50% - Африки. Около 25% площади растительного покрова Земли нарушено. Каждый год огромное число видов попадают в Красную Книгу. Если ничего не предпринять, то все растения на планете исчезнут. Ребята, а что нужно сделать, чтобы избежать этого?
(дети должны сделать вывод об охране растений)
Верно, ребята! И это первое правило экологии, которое вы должны запомнить.
(на доску вешается лист с надписью «Правила экологии», затем лист с надписью «Правило 1: Берегите растения»).
В1: (сл.8) …Летят, звеня, снежинки с небосвода,
Клубится на заре тумана дым.
Все это называется природа.
Давайте же сердца ей отдадим!...[8]
Земля… какая она? Земля рождает прозрачные ручейки и мощные потоки, травы и деревья. Она носит на себе океаны, облака и их тени; принимает все дожди, снега и туманы; раскрывается жерлами дымных вулканов; пускает птиц в поднебесье и по всем лесам – быстроногих зверей.[9]
Следующий конкурс называется «Живая буква» (сл.9)
(на расстоянии от команд приготовлены плакаты с таблицами на разные буквы, например:
Т |
|
Насекомое |
Таракан |
Птица |
Тукан |
Рыба |
Толстолобик |
Животное |
Тюлень |
Конкурс проводится по принципу эстафеты. По сигналу 2 первых участника с маркерами вместо эстафетных палочек добегают до таблиц и записывают название насекомого на заданную букву и передают маркер следующим участникам, вторые 2 участника записывают название птицы и т.д. побеждает команда правильно первой заполнившая таблицу. Команда-победитель получает 1 жетон).
В2: Ребята, за последние 20 лет человек вырубил столько леса, сколько было уничтожено за все его предыдущее существование, не говоря уже о пожарах, которые возникают в основном по вине человека. Усиленно идет «облысение» планеты.
Для многих животных и птиц лес – родной дом. Значит они обречены на гибель. Ребята, а нам нужны животные, птицы, рыбы и насекомые?
(дети отвечают)
А зачем они нам нужны?
(дети отвечают)
В1: (сл.10) В настоящее время учёными описано более 2 млн видов животных. По данным экологов, каждый год гибнет около 100 видов животных. На грани уничтожения находятся около 50 тыс. видов животных. Красная книга, опубликованная Международным союзом охраны природы, в которую включены исчезающие виды только млекопитающих и птиц, представляет собой два объемистых тома. Огромный вред наносит подпольная торговля редкими животными. Она приносит доходы около 6 млрд. долларов в год. Браконьерство принимает организованные формы, в него активно включается мафия. Латентность этого вида преступлений превышает 70%.
Ребята, а мы можем сохранить животных?
Как мы можем это сделать?
Таким образом, мы пришли ко второму правилу экологии, которое звучит так: «Берегите животных!».
(на доску вешается второе правило)
В2: (сл.11) Если в лес пришел гулять,
Свежим воздухом дышать –
Бегай, прыгай и играй,
Только, чур, не забывай,
Что в лесу нельзя шуметь,
Даже очень громко петь –
Испугаются зверюшки,
Убегут с лесной опушки.[10]
В1: А сейчас я хотел(а) бы пригласить капитанов команд. (сл.12)
В2: А пока проходит конкурс капитанов, мы посмотрим, как команды подготовили д/з. (один ведущий работает с командой, а другой – с капитанами команд). Дома вы должны были приготовить походные рюкзаки. Давайте посмотрим, что у вас есть в рюкзаках?
(ребята показывают содержимое рюкзаков).
Молодцы, походные рюкзаки собирать умеете! А, когда вы будете возвращаться с похода, у вас в рюкзаках останется все то же, или появится что-то новое?
(дети должны сделать вывод о том, что они заберут с собой мусор).
(Второй ведущий в это время проводит конкурс капитанов в форме игры «Своя игра»).
Верно, ребята! Всегда, возвращаясь с похода, мы должны забирать с собой мусор. И это третье правило экологии.
(на доску вешается лист с надписью: «Правило 3 – Убирайте мусор!»)
В1: Ребята, мы о многом сегодня сказали. Что-то вы уже знали, о чем-то услышали сегодня впервые. Какие выводы мы можем сделать?
(дети должны придти к выводу, что нужно беречь природу)
Верно, ребята! Природа – наше богатство, сберечь это богатство для последующих поколений – наша задача и наш долг.
Вдумайтесь в содержание призыва к нам писателя Пришвина:
(сл.47).
«Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоемы. В лесах, степях, горах живут разные ценные животные – будем охранять наши леса, степи, горы. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину…»[11]
И если каждый человек будет охранять свою Родину, то в целом мы сохраним свою планету по имени Земля.
В2: Ну а сейчас подведем итоги нашего мероприятия и посмотрим, кто стал победителем.
(подсчитывается количество жетонов у команд, выбирается победитель. Подписываются грамоты, проходит награждение команд. При награждении каждому участнику раздается памятка «Экологические правила»).
В1: И в завершение нашего мероприятия мы все вместе исполним песню «Пока планета еще жива». (сл.48)
(Дети поют вместе с ведущими. Каждому ребенку раздается листочек с песней).
«Пока планета еще жива»
1) Пока планета еще жива,
Пока о солнце мечтают весны,
На жизнь предъявим свои права,
Пока не поздно, пока не поздно!
Припев:
Рядом, рядом радость и беда.
Надо, надо твердый дать ответ:
Солнечному миру – «ДА, ДА, ДА!»,
Ядерному взрыву – «НЕТ, НЕТ, НЕТ!»
2) Все злее атом и все страшней,
Все ближе ужас разрывов грозных.
Еще немного ночей и дней –
И будет поздно, и будет поздно!
Планета крикнет: «Укрой меня
От этой тучи, от смертоносной!
Укрой от грозной волны огня,
Пока не поздно, пока не поздно!»
Припев:
3) Так поклянемся, что мы спасем
И это небо в надеждах звездных!
Спасем планету – наш добрый дом,
Пока не поздно, пока не поздно!!!
Припев: [12]
В2: На этом наше мероприятие окончено. Всем спасибо за внимание! До свидания, до новых встреч!
Список использованной литературы
(интернет ресурсы)
http://festival.1september.ru/articles/586667/
http://festival.1september.ru/articles/210151/
http://www.menobr.ru/article/42605-konspekt-klassnogo-chasa-my--hozyaeva-nashey-prirody
http://otvet.expert/zagadka-cveti-stoit-v-pole-kudryashka-belaya-rubashkasm-to-eto-1312664
http://festival.1september.ru/articles/553676/
http://green-planeta.ucoz.net/publ/zagadki_o_lese_i_ego_obitateljakh/1-1-0-4
http://www.gogolevka.ru/kollegam/nashi-razrabotki/scenarii/ekologicheskiy_vecher
http://www.eco.nw.ru/lib/data/06/6/070606.htm
http://festival.1september.ru/articles/530418/
http://samlib.ru/p/popkowa_i_n/stranasajandrija-1.shtml
http://lukoshko.net/prish/prish.shtml
https://otvet.mail.ru/question/10040522