Внеклассное мероприятие «Сохраним для потомков»
Сохраним для потомковPPTX / 8.31 Мб
/data/files/p1700168591.pptx (Сохраним для потомков)
Раскраски насекомыеDOCX / 1.56 Мб
/data/files/m1700168647.docx (Раскраски насекомые)Пояснительная записка
Внеклассное мероприятие «Сохраним для потомков» предназначено для учащихся начальной школы. Оно затрагивает вопросы охраны природы, в частности, - охрана насекомых. Любовь к природе закладывается ещё в семье, практически с первого знакомства ребёнка с окружающим миром. Приучает ли мама ребёнка погладить кошечку, или позволяет своему малышу пинать её ногами, таскать за хвост? От этого зависит, каким вырастет человек. Разные семьи, разное воспитание, в том числе и воспитание любви к природе. Несомненно, вопросы охраны природы, решение экологических проблем, являются актуальными на протяжении многих десятков лет. Решаются они не только на государственном уровне. Одной из задач ФГОС НОО – это формирование человека нового типа, способного жить в гармонии с окружающей средой и умеющего отдавать отчёт своим действиям в природе, понимать, какие последствия они могут нести. Учащиеся начальных классов не могут решать глобальные природохранные вопросы, но они могут посадить деревце, покормить птиц зимой, сделать скворечники, очистить от мусора полянку и многое другое. Самые маленькие существа в мире животных – это насекомые. Большинство из них очень уязвимы, их можно легко погубить. Задача данного внеклассного мероприятия: показать важную роль насекомых в живой природе, научить ребёнка не безжалостно раздавить жука ногой, а, наоборот, защитить его, осознавая, что жук, или другое насекомое, является неотъемлемой частью живой природы. На данном мероприятии дети знакомятся с редкими насекомыми, занесёнными в Красную книгу. Эти насекомые обитают на территории Ставропольского края, а также нашего Апанасенковского района. Важно, чтобы дети знали этих насекомых.
Данное мероприятие подготовлено для учащихся начальных классов. В первом классе можно некоторые задания не выполнять.
Внеклассное мероприятие для учащихся начальных классов
«Сохраним для потомков!»
Цель занятия: знакомство обучающихся с важной ролью насекомых в живой природе, с редкими видами насекомых, занесёнными в Красную книгу, расширение представлений младших школьников о том, что насекомые являются неотъемлемой частью окружающего мира, развитие познавательного интереса к многообразию насекомых, воспитание любви к природе, бережного отношения к насекомым и редким видам насекомых.
Формирующие ценности: любовь к родной природе, родному краю, ответственность за свои поступки в природе.
Основные смыслы: важность насекомых в природе как опылителей растений, сохранность многобразия насекомых из-за их различной роли в природе, в том числе и эстетическая значимость, сохранность редких (исчезающих) видов насекомых Ставропольского края, значимость насекомых, как звена в цепи питания многих видов животных.
Планируемые результаты
Личностные:
- интересоваться многообразием животного мира, в частности насекомыми;
- осознавать свою роль в природоохранной деятельности;
- принимать активное участие в создании плаката «Их нужно спасти»
Метапредметные:
- развивать умение эффективно взаимодействовать со сверстниками и учителем при выполнении заданий, работе в группе;
- работать с информацией, представленной в текстовом и иллюстративном виде;
- учиться выделять значимые факты при знакомстве с ролью насекомых в природе; учитывать их в обсуждении, формировании собственного мнения.
Учебный продукт:
Плакат «Их нужно спасти!»
Форма занятия: познавательная беседа, использование презентации, работа в группе при составлении цепи питания; коллективное оформление плаката «Их нужно спасти!»
Связь с образовательными областями: литературное чтение, музыка, окружающий мир
Оборудование: презентация к занятию; аудиофайл песни «В траве сидел кузнечик» (В. Шаинский, Н. Носов); раздаточный материал для цепи питания; картинки-раскраски редкие насекомые Ставропольского края.; таблички: «Опыляют растения»; «Делают мёд»; «Украшают природу»; «Являются кормом для других животных»; «Уничтожают вредителей-насекомых»; «Разрушают отходы».
У детей цветные карандаши, клей.
Структура занятия
Часть 1. Мотивационная.
Определение темы занятия. Вступительная беседа о роли насекомых в природе.
Часть 2. Основная.
Знакомство с ролью насекомых в природе, как опылителей растений, украшением природы, ролью санитаров в природе, тем, что они являются кормовой базой для других животных и др. Знакомство с редкими исчезающими видами насекомых, занесёнными в Красную книгу и обитающих на территории Апанасенковского района Ставропольского края. Составление плаката «Их нужно спасти!»
Часть 3. Заключительная.
Обобщение материалов занятия, подведение итогов.
СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ
Часть 1. Мотивационная.
Учитель. Ребята, прочитаем стихотворение: (Слайд 2.)
Жужжит пчела — она летит
На свой медовый луг.
Передвигается, кряхтит,
Ползет куда-то жук.
Висят на нитке паучки,
Хлопочут муравьи,
Готовят на ночь светлячки
Фонарики свои.
(С. Михалков)
- Назовите тех, о ком говорится в этом стихотворении.
Ответы детей. (Слайд 3.)
- А как одним словом, можно назвать героев стихотворения?
- А какое слово лишнее? Почему? (Паучок, у него восемь лапок. Он – не насекомое)
Учитель. Назовите основные отличительные признаки насекомых. (Ответы детей, в 1 классе учитель может сам называть признаки насекомых)
Тема нашего занятия: Насекомые
- Ребята, насекомые – самая многочисленная группа животных. Их описано более одного миллиона видов. А что вы можете рассказать о насекомых, какую роль они играют в природе? (Ответы детей)
- Сегодня на занятии мы познакомимся с некоторыми видами насекомых, узнаем новое о них, подумаем: почему их нужно беречь, познакомимся с редкими видами насекомых нашего края, которые обитают также и у нас в районе.
Часть 2. Основная.
Учитель. Ребята, а скажите, где живут насекомые? (Ответы детей)
- Да, насекомые живут и в воздухе, и в почве, и на деревьях, и в помещениях, и даже в воде. Они живут в разных природных зонах, и в разных экосистемах. А. что такое экосистема?(Вопрос для 3-4 классов)
Учитель. Ну, что ж, начнём знакомство. Ребята, отгадайте загадку
Рано утром просыпаюсь,
На работу собираюсь–
Мне весь тёплый летний день,
Мёд носить домой не лень! (Пчела)(Слайд 4)
Учитель. Что вы знаете о пчёлах? (Ответы детей) Да, ребята, пчёлы собирают вкусный мёд, который имеет целебные свойства. Его широко используют в медицине. Но пчёлы, ребята, собирая мёд, делают ещё одну очень важную работу. Кто знает какую? (Опыляют растения). Благодаря опылению на растениях образуются плоды. Человек выращивает фрукты и овощи, которые очень полезны для его организма. Опыление важно не только для культурных растений, но и для дикорастущих. Ведь в плодах вызревают семена, которые позволяют сохранить нам различные виды растений в природе.
За один день пчела может опылить до 7000 цветов. А чтобы собрать 1 кг мёда, ей нужно облететь от 2 до 4 млн. цветов, налетав при этом около 400 тыс. км. Поэтому пчелу называют труженицей, даже есть такое выражение: «Трудолюбивый, как пчела». (Слайд 5)
- В чём же польза пчёл? (На доске вывешиваются таблички: «Делают мёд», «Опыляют растения». Приложение 1.)
- Ребята, опыляют растения не только пчёлы, но и многие другие насекомые, которые любят полакомиться нектаром. Назовите их. (Бабочки, мотыльки, мухи, жуки и др.)
- Отгадайте загадку:
Расту червяком,
Питаюсь листком,
Потом засыпаю,
Себя обмотаю,
Не ем, не гляжу,
Неподвижно лежу.
Весной оживаю,
Свой дом покидаю
На лугу порхаю. (Бабочка) (Слайд 6.)
Учитель. Ребята, а почему в загадке говорится «расту червячком»? (Ответы детей). Бабочка, в своём развитии проходит различные стадии: яичко, гусеница, куколка и взрослое насекомое, совсем непохожее на гусеницу. (Слайд 7.) Конечно, гусеницы вредят растениям, но в основном – это различные плодожорки и прочие вредители, которые имеют чаще всего невзрачный вид. У красивых же бабочек, как обычно, немного гусениц, поэтому они не наносят большой вред растениям.
- Познакомьтесь с бабочками, которые являются редкими, они занесены в Красную книгу. Эти бабочки обитают и в нашем районе. (Слайды 8-12) Бабочки: махаон, парусник, голубянка, медведица, степная желтушка). Ребята, а как вы считаете, какую положительную роль играют бабочки в природе? (Опыляют растения, украшают природу). Добавляется табличка «Украшают природу».
Учитель. Отгадайте загадку:
Он зеленый, попрыгучий,
Совершенно неколючий,
На лугу весь день стрекочет,
Удивить нас песней хочет. (Кузнечик) (Слайд.13)
- Ребята, давайте, вспомним песню «В траве сидел кузнечик» (Композитор В. Шаинский, слова Н. Носова»). Дети поют песню.
- Что произошло с кузнечиком?
- Давайте составим цепь питания. Задания в группах составить цепи питания с насекомыми. (Карточки. Приложение 2.)
- Какую роль ещё играют насекомые в природе? Табличка «Являются кормом для других животных».
- Познакомьтесь с кузнечиками, которые занесены в Красную книгу. Эти кузнечики встречаются также в наших степях. (Дыбка степная, кобылка степная) (Слайды 14-15)
Учитель. Ребята, отгадайте загадку:
Я – пятнистая букашка,
Если в руки попаду,
Притворюсь больною тяжко,
В обморок я упаду. (Божья коровка)(Слайд 16)
- Ребята, а как вы думаете, чем питаются божьи коровки? Предположения детей.
- Оказывается, божьи коровки – хищники. Питаются они тлями, чем приносят большую пользу в растениеводстве. К этому жучку обычно все относятся с любовью. Даже песенку поют: «Ванька-кубанька, полети на небко…» (Можно предложить детям спеть вместе). Существуют фермы по выращиванию божьих коровок. Их выпускают на огороды и в сады для борьбы с тлёй. Среди насекомых есть и другие хищники, которые поедают мелких вредителей. Это стрекозы, некоторые виды жуков.
- Что ещё мы узнали о роли насекомых? Табличка «Уничтожают вредителей-насекомых»
Учитель. Отгадайте загадку:
Над нами вверх ногами,
Ходят не страшатся,
Ничего не боятся. (Мухи). (Слайд 17.)
- Ребята, а что вы знаете о мухах? Ответы детей.
- Да, действительно, мухи являются переносчиками многих болезней, но они играют очень важную роль в природе. Кроме того, что они являются кормом для многих птиц, личинки мух являются разрушителями. Они помогают превращать в органическое удобрение трупы животных и остатки растений. Есть и ещё насекомые, которые помогают сделать нашу планету чище, это некоторые жуки, муравьи и другие. О какой роли насекомых мы узнали? Табличка «Разрушают отходы»
Учитель. Ребята, я познакомлю вас ещё с некоторыми редкими видами насекомых, занесёнными в Красную книгу. (Слайды 18-26.) (Богомол, скарабей, жук-олень, жук-носорог, бронзовка, большое коромысло, дозорник, красотка).
Учитель. Ребята, как вы считаете, а зачем редкие насекомых занесли в Красную книгу? Ответы детей.
- Я предлагаю вам оформить плакат с редкими насекомыми нашего края, для того, чтобы вы лучше их запомнили и смогли рассказать другим детям и взрослым о них. Дети готовят картинки-раскраски, коллективно оформляют плакат «Их нужно спасти!». (Приложение 3.)
Часть 3. Заключительная.
- Ребята, о какой роли насекомых мы с вами узнали?
- Почему нужно бережно относиться ко всем насекомым?
- Каких редких насекомых вы запомнили?
Используемые ресурсы
Стихи о насекомых https://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2014/06/19/stikhi-pro-nasekomykh
Загадки про насекомых https://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2020/05/18/zagadki-o-nasekomyh
Приложение 1.
(При использовании шрифт нужно увеличить)
ОПЫЛЯЮТ РАСТЕНИЯ |
ДЕЛАЮТ МЁД |
ЯВЛЯЮТСЯ КОРМОМ ДЛЯ ДРУГИХ ЖИВОТНЫХ |
УКРАШАЮТ ПРИРОДУ |
УНИЧТОЖАЮТ ВРЕДИТЕЛЕЙ-НАСЕКОМЫХ |
РАЗРУШАЮТ ОТХОДЫ |
Приложение 2
Карточки для составления цепи питания.
ОСОКА | МЕДУНИЦА | ПЫРЕЙ | ЯБЛОНЯ |
КУЗНЕЧИК | МУХА | ЖУК | ГУСЕНИЦА |
ЛЯГУШКА | МУХОЛОВКА | ЛЯГУШКА | СИНИЦА |
ЦАПЛЯ | ЯСТРЕБ | УЖ | ОРЁЛ |
Приложени 3
Картинки-раскраски «Редкие насекомые из Красной книги.Загружено отдельным файлом.
Использовала картинки из открытого доступа, самостоятельно соединяла в программе Paint