Внеклассное мероприятие «Сохраним для потомков»

15
0
Материал опубликован 17 November 2023 в группе

Сохраним для потомковPPTX / 8.31 Мб

/data/files/p1700168591.pptx (Сохраним для потомков)


Раскраски насекомыеDOCX / 1.56 Мб

/data/files/m1700168647.docx (Раскраски насекомые)Пояснительная записка

Внеклассное мероприятие «Сохраним для потомков» предназначено для учащихся начальной школы. Оно затрагивает вопросы охраны природы, в частности, - охрана насекомых. Любовь к природе закладывается ещё в семье, практически с первого знакомства ребёнка с окружающим миром. Приучает ли мама ребёнка погладить кошечку, или позволяет своему малышу пинать её ногами, таскать за хвост? От этого зависит, каким вырастет человек. Разные семьи, разное воспитание, в том числе и воспитание любви к природе. Несомненно, вопросы охраны природы, решение экологических проблем, являются актуальными на протяжении многих десятков лет. Решаются они не только на государственном уровне. Одной из задач ФГОС НОО – это формирование человека нового типа, способного жить в гармонии с окружающей средой и умеющего отдавать отчёт своим действиям в природе, понимать, какие последствия они могут нести. Учащиеся начальных классов не могут решать глобальные природохранные вопросы, но они могут посадить деревце, покормить птиц зимой, сделать скворечники, очистить от мусора полянку и многое другое. Самые маленькие существа в мире животных – это насекомые. Большинство из них очень уязвимы, их можно легко погубить. Задача данного внеклассного мероприятия: показать важную роль насекомых в живой природе, научить ребёнка не безжалостно раздавить жука ногой, а, наоборот, защитить его, осознавая, что жук, или другое насекомое, является неотъемлемой частью живой природы. На данном мероприятии дети знакомятся с редкими насекомыми, занесёнными в Красную книгу. Эти насекомые обитают на территории Ставропольского края, а также нашего Апанасенковского района. Важно, чтобы дети знали этих насекомых.

Данное мероприятие подготовлено для учащихся начальных классов. В первом классе можно некоторые задания не выполнять.











Внеклассное мероприятие для учащихся начальных классов

«Сохраним для потомков!»

Цель занятия: знакомство обучающихся с важной ролью насекомых в живой природе, с редкими видами насекомых, занесёнными в Красную книгу, расширение представлений младших школьников о том, что насекомые являются неотъемлемой частью окружающего мира, развитие познавательного интереса к многообразию насекомых, воспитание любви к природе, бережного отношения к насекомым и редким видам насекомых.

Формирующие ценности: любовь к родной природе, родному краю, ответственность за свои поступки в природе.

Основные смыслы: важность насекомых в природе как опылителей растений, сохранность многобразия насекомых из-за их различной роли в природе, в том числе и эстетическая значимость, сохранность редких (исчезающих) видов насекомых Ставропольского края, значимость насекомых, как звена в цепи питания многих видов животных.

Планируемые результаты

Личностные:

- интересоваться многообразием животного мира, в частности насекомыми;

- осознавать свою роль в природоохранной деятельности;

- принимать активное участие в создании плаката «Их нужно спасти»

Метапредметные:

- развивать умение эффективно взаимодействовать со сверстниками и учителем при выполнении заданий, работе в группе;

- работать с информацией, представленной в текстовом и иллюстративном виде;

- учиться выделять значимые факты при знакомстве с ролью насекомых в природе; учитывать их в обсуждении, формировании собственного мнения.

Учебный продукт:

Плакат «Их нужно спасти!»

Форма занятия: познавательная беседа, использование презентации, работа в группе при составлении цепи питания; коллективное оформление плаката «Их нужно спасти!»

Связь с образовательными областями: литературное чтение, музыка, окружающий мир

Оборудование: презентация к занятию; аудиофайл песни «В траве сидел кузнечик» (В. Шаинский, Н. Носов); раздаточный материал для цепи питания; картинки-раскраски редкие насекомые Ставропольского края.; таблички: «Опыляют растения»; «Делают мёд»; «Украшают природу»; «Являются кормом для других животных»; «Уничтожают вредителей-насекомых»; «Разрушают отходы».

У детей цветные карандаши, клей.



Структура занятия

Часть 1. Мотивационная.

Определение темы занятия. Вступительная беседа о роли насекомых в природе.

Часть 2. Основная.

Знакомство с ролью насекомых в природе, как опылителей растений, украшением природы, ролью санитаров в природе, тем, что они являются кормовой базой для других животных и др. Знакомство с редкими исчезающими видами насекомых, занесёнными в Красную книгу и обитающих на территории Апанасенковского района Ставропольского края. Составление плаката «Их нужно спасти!»

Часть 3. Заключительная.

Обобщение материалов занятия, подведение итогов.


СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ

Часть 1. Мотивационная.

Учитель. Ребята, прочитаем стихотворение: (Слайд 2.)

Жужжит пчела — она летит

На свой медовый луг.

Передвигается, кряхтит,

Ползет куда-то жук.

Висят на нитке паучки,

Хлопочут муравьи,

Готовят на ночь светлячки

Фонарики свои.

(С. Михалков)

- Назовите тех, о ком говорится в этом стихотворении.

Ответы детей. (Слайд 3.)

- А как одним словом, можно назвать героев стихотворения?

- А какое слово лишнее? Почему? (Паучок, у него восемь лапок. Он – не насекомое)

Учитель. Назовите основные отличительные признаки насекомых. (Ответы детей, в 1 классе учитель может сам называть признаки насекомых)

Тема нашего занятия: Насекомые

- Ребята, насекомые – самая многочисленная группа животных. Их описано более одного миллиона видов. А что вы можете рассказать о насекомых, какую роль они играют в природе? (Ответы детей)

- Сегодня на занятии мы познакомимся с некоторыми видами насекомых, узнаем новое о них, подумаем: почему их нужно беречь, познакомимся с редкими видами насекомых нашего края, которые обитают также и у нас в районе.

Часть 2. Основная.

Учитель. Ребята, а скажите, где живут насекомые? (Ответы детей)

- Да, насекомые живут и в воздухе, и в почве, и на деревьях, и в помещениях, и даже в воде. Они живут в разных природных зонах, и в разных экосистемах. А. что такое экосистема?(Вопрос для 3-4 классов)

Учитель. Ну, что ж, начнём знакомство. Ребята, отгадайте загадку

Рано утром просыпаюсь,

На работу собираюсь–

Мне весь тёплый летний день,

Мёд носить домой не лень! (Пчела)(Слайд 4)

Учитель. Что вы знаете о пчёлах? (Ответы детей) Да, ребята, пчёлы собирают вкусный мёд, который имеет целебные свойства. Его широко используют в медицине. Но пчёлы, ребята, собирая мёд, делают ещё одну очень важную работу. Кто знает какую? (Опыляют растения). Благодаря опылению на растениях образуются плоды. Человек выращивает фрукты и овощи, которые очень полезны для его организма. Опыление важно не только для культурных растений, но и для дикорастущих. Ведь в плодах вызревают семена, которые позволяют сохранить нам различные виды растений в природе.

За один день пчела может опылить до 7000 цветов. А чтобы собрать 1 кг мёда, ей нужно облететь от 2 до 4 млн. цветов, налетав при этом около 400 тыс. км. Поэтому пчелу называют труженицей, даже есть такое выражение: «Трудолюбивый, как пчела». (Слайд 5)

- В чём же польза пчёл? (На доске вывешиваются таблички: «Делают мёд», «Опыляют растения». Приложение 1.)

- Ребята, опыляют растения не только пчёлы, но и многие другие насекомые, которые любят полакомиться нектаром. Назовите их. (Бабочки, мотыльки, мухи, жуки и др.)

- Отгадайте загадку:

Расту червяком,

Питаюсь листком,

Потом засыпаю,

Себя обмотаю,

Не ем, не гляжу,

Неподвижно лежу.

Весной оживаю,

Свой дом покидаю

На лугу порхаю. (Бабочка) (Слайд 6.)

Учитель. Ребята, а почему в загадке говорится «расту червячком»? (Ответы детей). Бабочка, в своём развитии проходит различные стадии: яичко, гусеница, куколка и взрослое насекомое, совсем непохожее на гусеницу. (Слайд 7.) Конечно, гусеницы вредят растениям, но в основном – это различные плодожорки и прочие вредители, которые имеют чаще всего невзрачный вид. У красивых же бабочек, как обычно, немного гусениц, поэтому они не наносят большой вред растениям.

- Познакомьтесь с бабочками, которые являются редкими, они занесены в Красную книгу. Эти бабочки обитают и в нашем районе. (Слайды 8-12) Бабочки: махаон, парусник, голубянка, медведица, степная желтушка). Ребята, а как вы считаете, какую положительную роль играют бабочки в природе? (Опыляют растения, украшают природу). Добавляется табличка «Украшают природу».

Учитель. Отгадайте загадку:

Он зеленый, попрыгучий,

Совершенно неколючий,

На лугу весь день стрекочет,

Удивить нас песней хочет.  (Кузнечик) (Слайд.13)

- Ребята, давайте, вспомним песню «В траве сидел кузнечик» (Композитор В. Шаинский, слова Н. Носова»). Дети поют песню.

- Что произошло с кузнечиком?

- Давайте составим цепь питания. Задания в группах составить цепи питания с насекомыми. (Карточки. Приложение 2.)

- Какую роль ещё играют насекомые в природе? Табличка «Являются кормом для других животных».

- Познакомьтесь с кузнечиками, которые занесены в Красную книгу. Эти кузнечики встречаются также в наших степях. (Дыбка степная, кобылка степная) (Слайды 14-15)

Учитель. Ребята, отгадайте загадку:

Я – пятнистая букашка,

Если в руки попаду,

Притворюсь больною тяжко,

В обморок я упаду. (Божья коровка)(Слайд 16)

- Ребята, а как вы думаете, чем питаются божьи коровки? Предположения детей.

- Оказывается, божьи коровки – хищники. Питаются они тлями, чем приносят большую пользу в растениеводстве. К этому жучку обычно все относятся с любовью. Даже песенку поют: «Ванька-кубанька, полети на небко…» (Можно предложить детям спеть вместе). Существуют фермы по выращиванию божьих коровок. Их выпускают на огороды и в сады для борьбы с тлёй. Среди насекомых есть и другие хищники, которые поедают мелких вредителей. Это стрекозы, некоторые виды жуков.

- Что ещё мы узнали о роли насекомых? Табличка «Уничтожают вредителей-насекомых»

Учитель. Отгадайте загадку:

Над нами вверх ногами,

Ходят не страшатся,

Ничего не боятся. (Мухи). (Слайд 17.)

- Ребята, а что вы знаете о мухах? Ответы детей.

- Да, действительно, мухи являются переносчиками многих болезней, но они играют очень важную роль в природе. Кроме того, что они являются кормом для многих птиц, личинки мух являются разрушителями. Они помогают превращать в органическое удобрение трупы животных и остатки растений. Есть и ещё насекомые, которые помогают сделать нашу планету чище, это некоторые жуки, муравьи и другие. О какой роли насекомых мы узнали? Табличка «Разрушают отходы»

Учитель. Ребята, я познакомлю вас ещё с некоторыми редкими видами насекомых, занесёнными в Красную книгу. (Слайды 18-26.) (Богомол, скарабей, жук-олень, жук-носорог, бронзовка, большое коромысло, дозорник, красотка).

Учитель. Ребята, как вы считаете, а зачем редкие насекомых занесли в Красную книгу? Ответы детей.

- Я предлагаю вам оформить плакат с редкими насекомыми нашего края, для того, чтобы вы лучше их запомнили и смогли рассказать другим детям и взрослым о них. Дети готовят картинки-раскраски, коллективно оформляют плакат «Их нужно спасти!». (Приложение 3.)

Часть 3. Заключительная.

- Ребята, о какой роли насекомых мы с вами узнали?

- Почему нужно бережно относиться ко всем насекомым?

- Каких редких насекомых вы запомнили?


Используемые ресурсы

Стихи о насекомых https://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2014/06/19/stikhi-pro-nasekomykh

Загадки про насекомых https://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2020/05/18/zagadki-o-nasekomyh


t1700168449aa.jpg

















Приложение 1.

(При использовании шрифт нужно увеличить)

ОПЫЛЯЮТ РАСТЕНИЯ

ДЕЛАЮТ МЁД

ЯВЛЯЮТСЯ КОРМОМ ДЛЯ ДРУГИХ ЖИВОТНЫХ

УКРАШАЮТ ПРИРОДУ

УНИЧТОЖАЮТ ВРЕДИТЕЛЕЙ-НАСЕКОМЫХ

РАЗРУШАЮТ ОТХОДЫ










Приложение 2

Карточки для составления цепи питания.

ОСОКА

МЕДУНИЦА

ПЫРЕЙ

ЯБЛОНЯ

КУЗНЕЧИК

МУХА

ЖУК

ГУСЕНИЦА

ЛЯГУШКА

МУХОЛОВКА

ЛЯГУШКА

СИНИЦА

ЦАПЛЯ

ЯСТРЕБ

УЖ

ОРЁЛ



Приложени 3

Картинки-раскраски «Редкие насекомые из Красной книги.Загружено отдельным файлом.

Использовала картинки из открытого доступа, самостоятельно соединяла в программе Paint





в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации