12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Галина22
6

Интерактивно-интеллектуальная игра «"Мозгобойня". "Его величество — Стекло!"»




«Методическая разработка внеклассного мероприятия»


Форма внеклассного мероприятия - интерактивно-интеллектуальная игра «МозгоБойня»


«Его величество – СТЕКЛО!»

(посвящена 2022 году - Международному годом стекла)


Возраст участников – 15 - 18 лет


Денисова Галина Александровна, учитель биологии и химии

МБОУ «Козьминская средняя школа» Ленского района

Архангельская область

t1695749184aa.png




МозгоБойня - это интерактивно-интеллектуальная игра в виде викторины, придуманная в Минске в 2012 году.

Мозгобойня - увлекательный и веселый способ проверить свою эрудицию, знания, быстроту реакции, сообразительность. В течение игры командам в нескольких раундах необходимо ответить на ряд вопросов самой разной направленности.

Цель - Углубление знаний обучающихся в области истории стекла, через интерактивно-интеллектуальная игру, подчеркнуть роль стекла в научной, экономической, культурной и других сферах жизни человека.

Задачи:

стимулировать развитие интеллектуальных и познавательных возможностей детей (дать возможность учащимся проверить свои знания в областяхистории стекла, эрудицию, смекалку, сообразительность)

организовать досуговую деятельность школьников,

научить учащихся работать в команде.

развивать творческую активность детей.


Формат игры «МозгоБойня – Его величество – стекло!»


Игра состоит из 35 вопросов, разделённых на 5 туров:

1 — интеллектуальный тур, в котором надо угадать термин, дополнить цитату или факт.

2 — тур экологический, в котором надо проанализировать, решить экологическую ситуацию.

3 — изобретательский тур, в котором надо указать изобретение или его значение для человека.

4 — визуальный тур, в котором нужно отгадать кадр или изображение.

Вопросы четырех туров показываются на экране примерно минуту и зачитываются ведущим. Вопросы читаются повторно, и запускается обратный отсчёт 100 секунд, по истечении которых листочек с ответами сдаётся.

5 — тур-блиц. Семь вопросов различных жанров, но объединенные одной темой, появляются на экране на 15 секунд и зачитываются. Вопросы не остаются на экране и не повторяются. На обдумывание и запись на листочек даётся ещё 50 секунд. Команда сама решает, какой стоимости будет каждый ответ тура: отметка напротив ответа означает его оценивание по системе +2/-2 (правильный/неправильный), отсутствие отметки означает традиционное оценивание (1/0). Таким образом, максимум в блице +14 очков, минимум −14.

Методическое оснащение мероприятия:

Материально – техническое оснащение:

ноутбук, мультимедийный проектор, проекционная доска, столы, стулья.

белая бумага, ручки.

Дидактическое обеспечение:

мультимедийная презентация,

раздаточный материал

Ход мероприятия

В кабинете (актовом зале) столы и стулья расставлены таким образом, чтобы каждая команда сидела отдельно от других

В t1695749184ab.png : Добрый день, дорогие друзья, уважаемые команды! Сегодня нас с вами собрала очередная интерактивно-интеллектуальная игра, которая будет проходитьв популярной у молодежи форме. Презентация слайд №1.Да! Нас ждет «МозгоБойня». Презентация слайд №2.

В: Давайте же познакомимся с нашими командами! (на столы заранее можно повесить таблички с названием команды)

Объявление команд

В: Теперь, когда мы познакомились, хочу вам напомнить правила игры. Вас ожидает 5 раундов по 7 вопросов. Все раунды разные и я буду знакомить вас с ними по ходу игры. Главное во всех раундах это то, что я буду задавать вопросы по очереди. На решение каждого вопроса вам дается ровно минута. Правильный ответ вы записываете в специальный бланк под номером разыгрываемого вопроса. После этого я сразу перехожу к следующему вопросу. Когда я задам вам все 7 вопросов, начнется отсчет 100 секунд, и я повторю подряд все вопросы. И если вы не ответили на них сразу, то именно эти секунды - возможность для вас дописать ответы. Так хочу обратить ваше внимание на то, что у вас есть просто чистые листочки. На них вы можете фиксировать вопросы и ответы. Не забывайте, «Мозгобойня» - это командная игра. Обсуждайте все ответы всей командой, не бойтесь предлагать самые нелепые варианты ответов. Но то, что вы напишете в итоге в бланке ответов – исправить уже будет нельзя. По истечению 100 секунд времени листочки вы сдаете жюри.

Ответы будут объявляться сразу после каждого раунда.

И еще одно важное замечание – во время игры запрещено пользоваться шпаргалками, сотовыми телефонами. За это будут сразу сниматься баллы за текущий раунд.

В: Давайте определим тему сегодняшней игры.

Ведущий выдает командам текст, участники команд читают его, анализируют, высказывают предположение о теме объединяющей все вопросы игры. «Плыли по Средиземному морю финикийские купцы и везли груз природной соды. Из-за бури им пришлось заночевать на песчаном берегу. Не найдя подходящих камней для очага, они взяли куски спрессованной соды с корабля. На следующее утро на месте костра купцы обнаружили прозрачный слиток, сиявший на солнце. Так люди о t1695749184ac.png ткрыли способ изготовления ……….». Автор этой легенды неизвестен, а впервые записал предание римский писатель Плиний Старший в I веке до нашей эры.

У t1695749184ad.png частники команд определяют тему «МозгоБойни» - стекло. Презентация слайды №3 – 4.

Сегодня вы сможете проверить свои знания в области истории стекла, вы сможете проверить свои: эрудицию, смекалку, сообразительность, а также побороться за звание победителя игры.

Итак, условия игры понятны? Переходим к первому туру!

1 — интеллектуальный тур, в котором надо угадать термин, дополнить цитату или факт.

Ведущий задает вопросы 1 тура (Приложение№1 «Вопросы и ответы туров для «Мозгобойни», приложение №2 презентация (слайды №5–19), Приложение №3)

Теперь вам дается 100 секунд, а я повторяю вопросы.

Сдаем листочки. Не забываем подписывать их.

А теперь предлагаю познакомиться с правильными ответами.


В: Переходим ко второму туру, в котором вопросы будут связаны с экологическими проблемами. Итак, начинаем.

Ведущий задает вопросы 2 тура (Приложение№1 «Вопросы и ответы туров для «Мозгобойни», приложение №2 презентация (слайды № 20 – 37), Приложение №3)

Теперь вам дается 100 секунд, а я повторяю вопросы.

Сдаем листочки. Не забываем подписывать их.

А теперь предлагаю познакомиться с правильными ответами.


3 — изобретательский тур, в котором надо ответить на вопрос, указать изобретение или его значение для человека.Готовы? Начинаем!

Ведущий задает вопросы 3 тура (Приложение№1 «Вопросы и ответы туров для «Мозгобойни», приложение №2 презентация (слайды № 38 – 53), Приложение №3)

Теперь вам дается 100 секунд, а я повторяю вопросы.

Сдаем листочки. Не забываем подписывать их.

А теперь предлагаю познакомиться с правильными ответами.

В: Четвертый тур – визуальный, в котором нужно отгадать кадр или изображение.

Ведущий задает вопросы 4 тура (Приложение№1 «Вопросы и ответы туров для «Мозгобойни», приложение №2 презентация (слайды № 54 – 68), Приложение №3)

Теперь вам дается 100 секунд, а я повторяю вопросы.

Сдаем листочки. Не забываем подписывать их.

А теперь предлагаю познакомиться с правильными ответами

В: И мы переходим к последнему раунду - 5 — тур-блиц. Семь вопросов различных жанров появляются на экране на 15 секунд и зачитываются. Вопросы не остаются на экране и не повторяются. На обдумывание и запись на листочек даётся ещё 50 секунд. Команда сама решает, какой стоимости будет каждый ответ тура: отметка напротив ответа означает его оценивание по системе +2/-2 (правильный/неправильный), отсутствие отметки означает традиционное оценивание (1/0). Таким образом, максимум в блице +14 очков, минимум −14.

Готовы?

Ведущий задает вопросы 5 тура (Приложение№1 «Вопросы и ответы для туров «Мозгобойни», приложение №2 презентация (слайды № 69 – 83), Приложение №3)

Теперь вам дается 50 секунд, а я не повторяю вопросы.

Сдаем листочки. Не забываем подписывать их.

А теперь предлагаю познакомиться с правильными ответами.

Жюри подсчитывает баллы.

Победителей награждают грамотами и подарками! Слайд №84 - 85.


В: Вот и подошла к концу наша игра. Надеюсь, вы зарядились позитивом и желанием познавать наш мир дальше, находить новые применения стеклу. Спасибо за участие, до новых встреч!

Фото команд на память.


Приложение №1 Вопросы и ответы для туров «МозгоБойни

«Его величество – стекло!»

вопросы

ответы

1 тур – интеллектуальный


1.Стекло имеет очень простой состав. Около 70% состава стекла — кварцевый песок. Остальное ……

Остальное — сода и известь

2.При какой температуре варят стекло?

Температура варки стёкол, от 300 до 2500°C, определяется компонентами стеклообразующих расплавов (оксидами, фторидами, фосфатами и других).

3.Как превращают обычное стекло в хрустальное?

Используют оксид свинца

4.Некогда стекло стоило очень дорого, и позволить себе застеклённые окна могли только очень обеспеченные люди. Чем заменяли стекла бедные люди?

Они обходились тонкими пластинами слюды или пузырями животного происхождения, которые заменяли стекло.

5.Какое вещество нельзя хранить в стеклянной посуде? Почему?

Плавиковая кислота разрушает стекло, взаимодействуя с диоксидом кремния, который находится в составе стекла.

6.Ситалл – это стекло со свойствами металла. Его можно ковать. По прочности он превосходит чугун, хотя втрое легче его и гораздо дешевле. Назовите области применения ситалла?

Области применения ситалла: идеальный материал для изготовления сложной космической оптики, используют в строительстве авиационной и ракетной техники.

7.Инструменты представителя какой профессии представлены на рисунке?

Инструменты стеклодува.

2 тур – экологический


1.Брошенный в лесу пластиковый стакан будет разлагаться 100 - 200 лет, пищевые отходы около месяца, жевательная резинка до 30 лет, жестяная банка до 90 лет и т.д. За какой период времени произойдет полное разложение стеклянной бутылки?

Стекло является рекордсменом по времени распада, которое в обычных условиях достигает миллиона лет

2.Стекло – это уникальный материал! В чем заключается его уникальность с позиции эколога?

Стекло можно перерабатывать и использовать повторно бесконечное количество раз. И оно не потеряет свои качества!

3.Какое стихийное бедствие может произойти в природе из – за осколка стекла? Объясните причину его возникновения.

Стекло, оставленное на земле, может сработать как линза и воспламенить траву или другой мусор, спровоцировав пожар.

4.Какой газ выделяется при производстве стекла? Как он влияет на нашу планету?

При производстве стекла выделяется углекислый газ. Он вызывает парниковый эффект на нашей планет.

5.В магазине вы решили купить напиток, стеклянной бутылке какого цвета вы отдадите предпочтение, прозрачного или полупрозрачного цвета, или выберете самую яркую?

Лучше всего для переработки подходят бутылки прозрачного, голубого, зеленого и коричневого цвета. Поэтому в магазине отдайте предпочтение прозрачным или полупрозрачным бутылкам

6.Стекловата характеризуется упругостью, не гниет, её не любят грызуны, обладает морозостойкостью и не дает усадку. Ее можно использовать при температуре - 200 и даже при 450 градусов. Стекловата толщиной 5 см по своему теплоизоляционному свойству соответствует кирпичной кладке толщиной в 1 метр. Опасна ли стекловата для здоровья человека?

Да.

Вредные микрочастицы долгое время не выводятся из легких, и могут вызвать:

аллергическую реакцию в виде сухого кашля; одышку; заболевания органов дыхания, переходящие в хроническую форму.

Это факт: люди, имеющие дело со стекловатой, находятся в группе риска по выявлению рака легких.

Симптомы попадания микрочастиц в глаза:

острая резь в глазах; слезотечение; чувство дискомфорта; усиление болезненных ощущений.

Частицы могут поранить кожу и проникнуть глубоко в дерму, вызывая аллергию. 

7. Рециклинг стекла имеет большие экологические преимущества. Отказ от производства нового материала, и переработка существующего позволяет сэкономить много энергии.

Например, переработав одну тонну стекла, можно сэкономить до ......... литров нефти. Энергия, сэкономленная при переработке одной стеклянной бутылки, позволит домашнему компьютеру проработать

около ………… минут.

Рециклинг стекла также имеет большие экологические преимущества. Отказ от производства нового материала, и переработка существующего позволяет сэкономить много энергии. Например, переработав одну тонну стекла, можно сэкономить до 35 литров нефти! Энергия, сэкономленная при переработке одной стеклянной бутылки, позволит домашнему компьютеру проработать около 30 минут!

3 тур – изобретательский


1.Стекольное производство — одна из немногих отраслей промышленности, которая долгое время не была механизирована.

В 1905 году американец Майкл Оуэнс запатентовал шестирукавную вакуумную машину. Что производили с помощью машины Оуэнса?

Это был первый бутылочный стеклодувный автомат

2.Что случайно изобрел Эдуард Бенедиктус французский химик в 1903 г., уронив колбу с нитроцеллюлозой?

защитное (небьющееся) стекло

3.В 1969 году американский ученый Ларри Хенч изобрел материал, совершивший революцию в медицине? Что он изобрел?

Биостекло -

используют в ортопедической хирургии, стоматологии

4.Спустя 39 лет (после открытия техники выдувания стекла в Европе) священнослужитель Джон Пекаму залил в выдутый стеклянный шар расплавленное олово. Что он изобрел?

Он изобрел зеркало

5.В четырёхлетних фундаментальных научных исследованиях по химии стекла, проводившихся М. В. Ломоносовым, и потребовавших четырех тысяч опытов он использовал свинец, олово, медь и сурьму. Зачем?

Ломоносов разработал способы получения цветных стёкол.

6.Стекло кардинально изменило жизнь человека. В средние века люди научились делать ЭТО, что помогло создать ТО, что позволило ученым продолжать работать в преклонном возрасте.

Назовите эти предметы.

Линзы. Очки.

Стекло кардинально изменила жизнь человека. В средние века люди научились делать линзы, что позволило в 13 веке создать первые очки. Это помогало ученым продолжать свои изыскания даже после того, как их зрение портилось. А обычные люди могли видеть и довольно комфортно жить с плохим зрением.

7.Ученые утверждают, что стекла позволили человеку заглянуть в микромир и исследовать далекие глубины космоса. Приведите доказательства этому.

Линзы и зеркала используют в микроскопе и телескопе.

Изобретение микроскопа позволило человеку заглянуть в микромир и увидеть воочию главный строительный материал всего живого – клетку. А появление телескопов позволило «приблизить звезды» и исследовать далекие глубины космоса

4 тур – визуальный


1.Кто изображен на рисунке?

Стеклодувы Египта

2. Как называется картина, составленная из кусочков цветного стекла, скрепленных между собой свинцовыми полосками?

Витраж

3. Величайшим периодом в истории стекла (в период Римской Империи) стало изобретение ЭТОГО предмета мастерами между 27 г. до н. э и 14 г. н. э. Что ЭТО?

стеклодувная трубка

4. Этот материал используют в строительстве. Назовите его, укажите качества этого материала?

Пеностекло. Основное его использование для звука и теплоизоляции.

Качества материала:

прочность материалов при нагрузке (сжатие); эластичность материала (восстановление формы после установки); трудоёмкость при монтаже; экологичная безопасность; низкая теплопроводность; пожаробезопасность; долговечность.

5. Чьи глаза?

М.В. Ломоносов

6. Где логика? Что объединяет все 4 картинки?

стекло

7. Стеклянный диск, напоминающий крошечный CD-диск может выдерживать температуру в 1000 градусов по Цельсию и, вероятно, храниться около 13,8 миллиардов лет. Как люди его могут использовать?

Стеклянный диск – это новая 5-D концепция, способная сохранять 360 терабайт информации. Импульсы сверхбыстрого лазера записывают информацию в три слоя. Его можно прочитать только с помощью специального микроскопа со светофильтром

5 тур – БЛИЦ


1.Чем знаменита зеленоватая бусина диметром 9 мм, хранящаяся в Берлинском музее?

Самая древняя стеклянная находка

Археологов. Возраст находки – примерно 5,5 тысяч лет

2.В конце 13 века венецианских стекольщиков переселили на остров Мурано. Почему?

А) власти боялись, что мастера сожгут Венецию

Б) Чтобы сохранить тайну производства стекла, доступ на остров чужакам был закрыт, а мастера не имели право покинуть его под угрозой смерти – отступников казнили

3.Какова скорость распространения трещины в стекле?

Когда разбивается стекло, трещина распространяется со скоростью 4828 км/ч.

4. Самое толстое стекло в мире имеет толщину 26 сантиметров, а размеры экрана 7 на 4 метра. Где и для чего используют?

Сиднейский аквариум — крупный аквариум, открытый для публичного доступа и расположенный в городе Сиднее (Новый Южный Уэльс, Австралия).

5. Каким, широко распространённым в Европе в средние века, психическим расстройством страдал французский король Шарль VI?

Он утверждал, что сделан из стекла.

Категорически запрещал дотрагиваться до себя

и носил только мягкую толстую одежду, что бы ненароком «не разбиться».

6. Где идут дожди из стеклянных нитей?

На некоторых планетах, газовых гигантах!

7. Литовский художник М. Чюрлёнис использовал в место холста лист стекла, а вместо красок ЭТО. Чем писал свои картины художник?

Плавиковой кислотой - HF

Приложение №3

1 тур - интеллектуальный

команда МБОУ «______» ______________

вопрос

ответ

баллы

1/0

1



2



3



4



5



6



7





2 тур – экологический

команда МБОУ «______» ______________

вопрос

ответ

баллы

1/0

1



2



3



4



5



6



7





3 тур – изобретательский

команда МБОУ «______» ______________

вопрос

ответ

баллы

1/0

1



2



3



4



5



6



7





4 тур – визуальный

команда МБОУ «______» ______________

вопрос

ответ

баллы

1/0

1



2



3



4



5



6



7





5 тур – БЛИЦ

команда МБОУ «______» ______________

вопрос

ответ

баллы

+2/-2

1



2



3



4



5



6



7






внеклассное занятие-стеклоPPTX / 10.7 Мб

.


Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (1)

Ирина Владимировна Казарцева, 26.09.23 в 22:03 0Ответить Пожаловаться
Отличная игра, спасибо
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.