Внеклассное мероприятие в форме классного часа «Наш город Кирово-Чепецк»
«Наш город – Кирово – Чепецк»
Дубовцева Елена Васильевна,
учитель начальных классов
МБОУ гимназии № 2 города Кирово – Чепецка
Кировской области
Данный урок был проведён в рамках «Недели информатизации образования на Вятской земле». Для урока была выбрана тема, которая значима, актуальна, достаточно широка, чтобы заинтересовать не только учащихся, но и тех людей, которые не слишком знакомы с историей и настоящим нашего города. Дети самостоятельно добывают знания, работая с различными источниками информации.
Тема урока: «Наш город – Кирово - Чепецк».
Цель урока: создать условия для формирования представления детей о родном крае на основе личного опыта средствами информационных и коммуникативных технологий.
Задачи урока:
образовательная: создать условия для обобщения и получения знаний учащихся о городе Кирово – Чепецке;
развивающая: создать условия для развития регулятивных, познавательных УУД в процессе изучения темы: прежде всего умения работать с различными источниками информации;
воспитательная: создать условия для формирования умения общаться в группе, умения слушать и корректно оценивать ответы одноклассников; воспитания уважительного отношения к своей малой родине.
Основные методы:
проблемное изложение (учитель выводит обучающихся на проблему и совместно с ними определяет пути её решения; содержание урока не является новым для учащихся, а продолжает ранее изученное, поэтому ученики могут сделать самостоятельные шаги в поиске нового);
частично – поисковый (новые знания не даются в готовом виде, дети получают их самостоятельно; учитель организует поиск новых знаний с помощью различных средств или «наталкивающих» вопросов);
исследовательский (формирует навык самостоятельного научного поиска, преджусматривает творческое применение знаний).
Планируемые метапредметные результаты:
личностные |
• широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы; • учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; • способность к оценке своей учебной деятельности; • чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю |
регулятивные |
• принимать и сохранять учебную задачу; • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации |
познавательные |
• осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников, в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета; • осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации, в том числе с помощью инструментов ИКТ; • использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач; • строить сообщения в устной и письменной форме; • выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов) |
коммуникативные |
• адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ; • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии; • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; • формулировать собственное мнение и позицию; • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; • задавать вопросы; • контролировать действия партнёра; • использовать речь для регуляции своего действия |
Формы организации познавательной деятельности:
фронтальная;
групповая.
Необходимое оборудование и материалы (средства обучения):
печатные издания;
карточки – инструкции для групповой работы;
компьютер, принтер, проектор;
интерактивная доска, программа Notebook;
интернет – ресурсы;
интранет (локальная сеть).
Структура урока:
Организационный момент
Мобилизующий этап.
Постановка цели, задачи.
Проверка работы групп.
Выход на новую тему.
Рефлексия.
Итог урока.
1. Организационный момент.
2. Мобилизующий этап.
- Ребята, наше занятие я хотела бы начать с небольшого стихотворения.
На фоне музыки:
О, Родина! В неярком блеске
Я взором трепетным ловлю
Твои пролески, перелески –
Все, что без памяти люблю!
- О чём это стихотворение?
- Для каждого человека Родина – это то место, где он родился, где прошло его детство, где он живет и трудится…………. А что для вас родина?
- Это наш любимый Кирово-Чепецк. Как вы думаете, о чем пойдет речь на нашем занятии? Помогите сформулировать тему нашего занятия.
Кирово-Чепецк
3. Постановка цели, задачи.
- Когда мы приезжаем в какой-либо незнакомый нам город, нам хочется больше узнать о нем. И в наш родной Кирово-Чепецк очень часто приезжают люди из других городов, а иногда и стран. И им тоже хочется узнать о нашем городе что-то интересное.
Поделитесь со мной: из того, что мы уже знаем, что можно рассказать и показать нашим гостям? Чем же интересен наш город?
(ребята «набрасывают» варианты, учитель фиксирует на кластере)
(интересные люди очень ёмкое понятие: а в какой области они могут проявить себя?)
- Что нам нужно сделать для того, чтобы показать, чем интересен наш город?
Показать…
Собрать … (информацию)
- Что нам поможет в достижении цели? Где можно найти нужную информацию?
(ребята «набрасывают» варианты, учитель фиксирует)
- Как вам интереснее будет работать: по-одному или в группах?
- Мне очень понравилось, как на прошлых уроках некоторые ребята творчески подошли к представлению своих работ. Я думаю, вы не будете против, если руководителями наших групп мы выберем …… Может у вас будут другие предложения?
- А вас я попрошу выбрать ту группу, которая вам больше интересна.
(выбирают группу, рассаживаются)
- У каждой группы на столах лежит задание. Прочитайте их, пожалуйста. Есть ли ко мне вопросы?
группы работают в течении 15 минут.
- А сейчас я попрошу по одному участнику каждой группы показать результаты своей работы.
Вывешивают на доску
4. Проверка работы групп.
- Любой город имеет свою историю. И у нашего города, пусть небольшая, но эта история есть. Я приглашаю 1 группу.
- Есть ли у вас вопросы или дополнения?
- Не так велик наш город, не так долга его история. А как вы думаете, кто делает историю города?
- Конечно, историю города делают его люди. Об известных людях нашего города расскажет нам
2 группа.
- Широкие, узкие, длинные и витиеватые… улицы города рассказывают о нём. Иногда, в одной совсем маленькой улице сто, а то и двести лет истории… В некоторых странах им вместо названий дают номера, а в некоторых с нежностью называют Апельсиновыми, Вишнёвыми или Яблочными…
У многочисленных улиц и улочек нашего с вами города Кирово-Чепецка тоже есть своя история. Одни из них носят имена выдающихся людей, другие – названы в честь знаменательных событий. Мы с удовольствием послушаем ребят, которые подготовили информацию об улицах города. 3 группа
- В нашем городе нет вековых строений, но есть интересные места и местные достопримечательности, которые нам представит следующая группа.
- Старые города знамениты многовековой историей с памятниками архитектуры. А молодые города, как наш Кирово – Чепецк, известны обычно градообразующими предприятиями. Какие предприятия мы можем показать гостям города? Я приглашаю сюда ребят, которые нашли информацию о предприятиях нашего города.
5. Выход на новую тему.
- Ребята, мы с вами, работая с различными источниками, собрали достаточно информации, для того, чтобы показать гостям города, чем интересен наш родной Кирово-Чепецк.
- А как вы думаете, какой район в городе может заинтересовать именно нас? Почему?
- А знаете ли вы, что у мкр. Боево тоже есть своя история, свои знаменитые люди, свои достопримечательности? Интересно ли вам узнать об этом более подробно?
- Вы знаете, у меня появилась идея: может следующее наше занятие посвятить нашему Боево? Сейчас вы уже знаете, о чем можно рассказать и где найти нужную информацию.
6. Рефлексия.
- Ребята, а самое-то главное мы не сказали….. Что должны почувствовать гости, когда мы будем рассказывать им о своем родном Кирово-Чепецке? (любовь, что мы любим свой город и гордимся им).
- Давайте свою любовь, свое отношение выразим в синквейне.
(зачитывают свою работу)
7. Итог урока.
- Мы знаем, что нашему городу поэты посвящают стихи, композиторы пишут замечательную музыку, художники рисуют удивительные картины. О нашем городе написано много прекрасных песен. И одну из них мы с вами знаем. Есть желание спеть?
- Как будем петь?
Занятие заканчивается презентацией о городе в сопровождении песни. Гостям предлагается спеть песнь вместе с детьми
Приложение
1 группа
Пользуясь Интернет-ресурсами, найдите информацию об истории города Кирово-Чепецка.
Подумайте, о чем бы вы могли рассказать гостям города.
Назовите сайты, на которых вы нашли данную информацию.
2 группа
Через локальную сеть обратитесь в школьную библиотеку для получения информации об улицах нашего города.
Как вы думаете, какие улицы в нашем городе можно назвать главными?
Какие площади есть в нашем городе?
Какие улицы нашего города получи своё название в честь известных людей?
Назовите источники, из которых вы получили информацию.
3 группа
В компьютере на рабочем столе в папке «Кирово-Чепецк» собран материал о городе Кирово-Чепецке. Поработайте с данной информацией и найдите материал о достопримечательностях нашего города.
Какие достопримечательности вы бы показали нашим гостям?
Расположите их на карте города, на интерактивной доске.
Назовите источники, из которых вы получили информацию.
4 группа
Из представленных на выставке печатных изданий выберите те, в которых можно найти информацию об известных людях города Кирово-Чепецка.
Каких интересных людей нашего города вы могли бы назвать?
Укажите источники информации.
5 группа
Представьте себя в роли журналистов, проведите опрос среди гостей нашего занятия.
Задайте вопрос: Знаете ли Вы, какие предприятия есть в нашем городе?
Результаты опроса представьте в виде диаграммы.
Какие предприятия города известны вам, и они не были названы нашими гостями?
Укажите источники информации.
Для работы можете воспользоваться дополнительными источниками.
Список информационных источников:
Город спортивной славы / Ю. В. Белкин, И. П. Родыгин, Л. И. Князьков и др.; под ред. И. А. Кузнецовой. – Киров: Вятское книжное издательство, 2006. – 344 с.
Любимый город Кирово – Чепецк: хроники событий (1615 – 2000 годы) / Городское общественное движение «Любимый город», - г. Кирово – Чепецк, 2000. – 44 с.
Свободная энциклопедия Википедия, статья «Кирово - Чепецк» / https://ru.wikipedia.org/wiki/Кирово-Чепецк
Северюхин В.Л., старший научный сотрудник МВЦ / История города Кирово – Чепецка / http://kchepgcbs.ru/index.php/kraevedenie/istoriya-kirovo-chepetska
Кирово – Чепецкий портал CHEPETSK.RU / Кирово – Чепецк История / http://www.chepetsk.ru/city/history