Внеклассное мероприятие «Конкурс "Самый эрудированный"»
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I»
(ФГБОУ ВО ПГУПС)
Ярославский филиал ПГУПС
УТВЕРЖДАЮ
Заместитель директора по ВР
И.Г. Лупашко___________
«___»___________20___г.
План проведения открытого внеклассного мероприятия
в рамках празднования
ДНЯ РОССИЙСКОЙ НАУКИ
Конкурс «Самый эрудированный»
Преподаватель: Л.И. Пластинина, высшая квалификационная категория
СОГЛАСОВАНО с методистом ___________ Е.А. Светличная «___»___________20___ | РАССМОТРЕНО Цикловой комиссией Электроснабжения Протокол № 6 от 12.01.2021 г. ПЦК _________ Л.И. Пластинина |
Пояснительная записка
Внеклассные мероприятия, такие как конкурсы, турниры, викторины являются одной из эффективных форм развития интереса обучающихся. Они позволяют применять индивидуальную и групповую форму учебной работы, где обучающиеся включаются в разнообразные виды деятельности. Такие занятия аккумулируют методы и приемы различных форм обучения, они строятся на совместной деятельности педагога и обучающихся, на совместном поиске, на эксперименте по отработке новых приемов с целью повышения эффективности учебно-воспитательного процесса.
Интеллектуальная игра (конкурс) является одной из эффективных форм, позволяющих сделать интересной и увлекательной не только работу обучающихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению материала, которые осуществляются в рамках воспроизводящего и преобразующего уровней познавательной деятельности – усвоение фактов, значимых дат, исторических имен и других событий.
Интеллектуальная игра – это занимательная для субъекта учебная деятельность в условиях ситуации. Такое мероприятие предполагает использование комбинации имитационных и эвристических методов, позволяющих решить поставленные задачи наиболее оптимальным образом.
Конкурс групповой, развивающий дух состязательности, соперничества, выявляющий обучающихся с наиболее широким кругозором знаний не только в пределах содержания отдельной учебной дисциплины, но и в целом по всем изучаемым дисциплинам.
Существуют определенные требования к организации интеллектуальных игр:
игра – форма деятельности обучающихся, в которой осознается окружающий мир (в самом широком смысле слова), открывается простор для личной активности и творчества;
игра должна быть построена на интересе, участники должны получать удовольствие от игры;
обязателен элемент соревнования между участниками игры;
игра должна основываться на свободном творчестве и самодеятельности обучающихся;
игра должна быть доступной, цель игры – достижимой, оформление – красочным, разнообразным;
игры должны соответствовать определенным учебно-воспитательным задачам, программным требованиям к знаниям, умениям, профессиональному опыту и компетенциям, требованиям стандарта;
игры должны соответствовать изучаемому материалу и строиться с учетом подготовленности обучающихся и их психологических особенностей;
игры должны базироваться на определенном дидактическом материале и методике его применения.
При проведении такого рода мероприятий у обучающихся так же происходит формирование общих и профессиональных компетенций, в том числе: Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам; Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности; Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие; Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами; Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста; Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей; Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях; Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности; Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках; Читать и составлять электрические схемы электроснабжения электротехнического и электротехнологического оборудования; Планировать и организовывать работу по ремонту оборудования; Обеспечивать безопасное производство плановых и аварийных работ в электрических установках и сетях.
План внеклассного мероприятия
Тема мероприятия: Конкурс «Самый эрудированный»
Специальность: 13.02.07 Электроснабжение (по отраслям)
Группы: ЯРЭС-111, ЯРЭС-211, ЯРЭС-311
Дата проведения: 08.02.2021 г.
Преподаватель: Пластинина Людмила Ивановна
Цель: развитие интеллектуальных способностей обучающихся и активизация их познавательной деятельности.
Задачи:
создание предпосылок для самореализации личностных научных, творческих и технических способностей обучающихся;
повышение научно-творческой активности обучающихся;
приобретение обучающимися опыта выступлений, дискуссий, публичных защит;
развитие навыков формирования собственных научных суждений, умения делать обоснованные выводы и предложения практического характера, применения общих и специальных методов научного познания;
создание позитивного имиджа обучающегося успешно осваивающего основную образовательную программу по специальности 13.02.07 Электроснабжение (по отраслям);
развитие корпоративного духа.
Дидактическое обеспечение внеклассного мероприятия:
ТСО и наглядность: ноутбук, проектор с пультом дистанционного управления, экран, звуковоспроизводящие устройства, мышь, микрофоны (3 шт), пульт для дистанционного управления презентацией.
Дидактический материал и нормативные материалы: презентация, карточки-задания, лото для жеребьевки, натуральные образцы.
Междисциплинарные связи: общеобразовательный цикл – физика, основы безопасности жизнедеятельности; общепрофессиональный цикл – электротехника и электроника, материаловедение, метрология, стандартизация и сертификация, инженерная графика, материаловедения, безопасность жизнедеятельности, профессиональный цикл – профессиональные модули: Организация электроснабжения электрооборудования по отраслям, Техническое обслуживание оборудования электрических подстанций и сетей, Организация работ по ремонту оборудования электрических подстанций и сетей, Обеспечение безопасности работ при эксплуатации и ремонте оборудования электрических подстанций и сетей.
В мероприятии участвуют обучающиеся 1, 2 и 3 курсов по специальности 13.02.07 Электроснабжение (по отраслям). Студенты 1 курса в качестве наблюдателей-болельщиков, студенты 2 курса – члены команд участвующих в конкурсе, студенты 3 курса в качестве организаторов-ведущих. При входе студентам второго курса предлагается взять конверт. | |
Преподаватель | День добрый уважаемы студенты! Сегодня мы с вами собрались в этом зале по случаю очередной годовщины праздника – 8 февраля на территории России празднуется ДЕНЬ РОССИЙСКОЙ НАУКИ. Да дата сегодня не круглая, но от этого она не менее важная, так как 2021 год объявлен в нашей стране Годом науки и технологий. Кроме этого мы с вами сегодня все станем участниками интернет-флешмоба «Снова в науку». 8 февраля, в День российской науки, студенты и преподаватели возвращаются с "удаленки" в вузы и лаборатории. А Минобрнауки запускает всероссийский флэшмоб "Снова в науку", который объединит студентов и ученых по всей России. Ддя участия в акции каждый из вас может разместить в социальных сетях материал и сопроводить его хештегом #СНОВАВНАУКУ #МинобрнаукиРоссии #ЯФ_ПГУПС. Самые креативные посты опубликуют в официальных аккаунтах Минобрнауки. Итак, внимание на экран, и мы начинаем. |
Ведущий 1 | Здравствуйте дорогие друзья! Сегодня мы собрались на необычном конкурсе. Он называется «Конкурс эрудитов». |
Ведущий 2 | Но кто же такие - эти эрудиты? |
Ведущий 1 | Эрудиты – это очень сведущие в различных областях знаний люди, люди, которые знают все и обо всем, это знатоки. Таких людей еще называют энциклопедически образованными. Есть ли среди наших обучающихся на специальности 13.02.07 Электроснабжение (по отраслям) эрудиты? Об этом мы сегодня узнаем. |
Ведущий 2 | В нашей интеллектуальной игре участвуют три команды. И сегодня мы посмотрим, какая из команд заслуживает звания эрудитов. |
Ведущий 1 | Заходя в аудиторию вы каждый взяли конверт, пришло время их отрыть и узнать составы команд. Признак команды – одинаковый цвет. Прошу вас пересесть согласно этому признаку. |
Ведущий 2 | Ну и естественно возникает вопрос: «Как же по этому признаку должны называться ваши команды?» Помним, что вы самые эрудированные и наша игра связана с вашей профессией. Первая команда, правильно выбравшая себе название, получит 3 стартовых бонусных балла. Не торопитесь и подумайте. |
Ждем ответ и оглашаем правильный если не получили верного | |
Ведущий 1 | Команды получили карточки с цветами: желтый, зеленый и красный. И как вы уже догадались это маркировка фаз в трехфазной системе переменного тока. |
Ведущий 2 | Цветовая маркировка изоляции проводников важна для более быстрого и правильного монтажа электрораспределительных устройств, удобства ремонта и исключения ошибок. Цвета проводов в электрике регламентированы нормативными документами (ПУЭ (Правила устройства электроустановок) и ГОСТ Р 50462-2009). В тех случаях, когда монтаж электроустановки выполнен при помощи жестких металлических шин, применяется окраска шин несмываемой краской. |
Ведущий 1 | Итак, у нас три прекрасных команды: фаза «А», фаза «В» и фаза «С» и мы начинаем игру. |
Ведущий 2 | Но прежде чем перейти к конкурсам разрешите вам представить жюри. Оценивать эрудицию будет жюри в следующем составе: заместитель директора филиала по УМР – Соймина Татьяна Владимировна, знает все о том, чем должны владеть студенты специальности 13.02.07 Электроснабжение (по отраслям) заместитель директора по ВР – Лупашко Ирина Георгиевна, знает все о том, что эрудированный человек – это, в нашем случае, обязательно и воспитанный человек, умеющий выслушать задание, грамотно дать ответ и при этом обладать манерами поведения будущего министра транспорта преподаватель, которая знает все про провода, ток, вольты и прочие премудрости – Евдокимова Любовь Николаевна |
Ведущий 1 | Пусть каждый смело Вступит в бой, В азарт соревнованья. Успех придет не сам собой, Помогут ваши знания. Начинаем игру! |
Ведущий 2 | Прежде чем приступить к конкурсным заданиям ответьте пожалуйста на вопрос вне конкурса, но он не менее важный: «Что главное в работе по нашей специальности?» |
Ведущий 1 | Правильно – БЕЗОПАСНОСТЬ и первый конкурс у нас будет на знания по дисциплине Основы безопасности жизнедеятельности. Так же данные знания вы в дальнейшем сможете закрепить и расширить на дисциплинах Безопасность жизнедеятельности, Охрана труда, Безопасность работ при эксплуатации и ремонте оборудования устройств электроснабжения, Техническая эксплуатация железных дорог и безопасность движения. |
Ведущий 2 | Конкурс «Разминка» Каждая команда должна быстро, без обсуждения, ответить на предложенные вопросы. Слово для ответа будет предоставлено команде первой поднявшей карточку. Каждый правильный ответ - 1 балл. |
Задания и ответы на конкурс в Приложении 1 | |
Ведущий 1 | Пока жюри подводят итоги конкурса «Разминка» мы проведем конкурс для болельщиков и проверим их эрудицию. Вам необходимо будет продолжить фразы. |
Ведущий 2 | Для электриков закон нам придумал доктор…(Ом) |
Ведущий 1 | Коль пожара не хотите, нужен вам …(предохранитель) |
Ведущий 2 | Знает каждый дилетант: главное в цепи - …(контакт) |
Ведущий 1 | Между фазами касание называют … (замыкание) |
Ведущий 2 | Чтоб было все в порядке, надеваем мы … (перчатки) |
Ведущий 1 | Избежать, чтоб осложнения отключайте …(напряжение) |
Ведущий 2 | Починить, чтоб холодильник прежде выключи … (рубильник) |
Ведущий 1 | В кабеле три раза звучит слово … (фаза) |
Ведущий 2 | Итак, итог первого конкурса и слово жюри. |
Ведущий 1 | Спасибо нашим болельщикам, слово жюри. |
Озвучиваются итоги за конкурс «Разминка» | |
Ведущий 1 | Конкурс «Кот в мешке» Каждая команда должны выбрать одного представителя. Того, кто, по их мнению, сможет грамотно и достаточно быстро дать название и назначение предложенного ему предмета. |
Ведущий 2 | Каждый специалист должен отлично знать материальную часть своей профессии. Вам будет необходимо «с закрытыми глазами» определять тот или иной прибор, находить нужные инструменты. Ваша задача – не глядя, на ощупь выбрать в мешке предмет. Не вынимая предмет дать его название, объяснить для чего он предназначен. После ответа вынуть предмет и продемонстрировать присутствующим. Правильный ответ – 2 балла: 1 балл – название, 1 балл – назначение. |
Задания и ответы на конкурс в Приложении 2 | |
Ведущий 1 | И снова пока жюри подводят итоги конкурса «Кот в мешке» мы проведем конкурс для болельщиков и проверим их эрудицию. Вам необходимо будет отгадать загадку. |
Ведущий 2 | И в горах, и в поезде, и в сети - … (проводник) |
Ведущий 1 | И с инопланетянами, и с коллегами, и с проводами - … (контакт) |
Ведущий 2 | И в больном зубе, и для монтажа контакта - … (флюс) |
Ведущий 1 | И контурная, и генеральная, и воздушная - … (линия) |
Ведущий 2 | И елочная, и воздушная - … (гирлянда) |
Ведущий 1 | И ювелирная, и сварная, и электрическая - … (цепь) |
Ведущий 2 | И на небе, и на сцене, и в схеме - … (звезда) |
Ведущий 1 | К нему может привести замыкание в сети - … (пожар) |
Ведущий 2 | Спасибо нашим болельщикам, слово жюри. |
Озвучиваются итоги за конкурс «Кот в мешке» | |
Ведущий 1 | Конкурс «Поиск» Каждому из вас было дано задание найти интересный факт о специальности и подготовить мини сообщение о нем. Основными критериями оценки будут соблюдение тайминга, вы знали, что изложение факта не более 30 секунд и естественно его интерес и отношении к профессии. Команда выбирает представителя, который зачитывает факт, команды соперников так же после этого зачитывают по факту, лучшему в раунде жюри присваивает 1 балл. Кроме этого члены жюри выберут самый значимый факт, по их мнению, из всего озвученного, так же и болельщики смогут выбрать один факт на свое усмотрение, Выбор жюри и болельщиков принесут командам еще по 3 бонусных балла. |
Ведущий 2 | Спасибо нашим командам и у болельщиков есть время подумать и посовещаться. Какой же по вашему мнению самый интересный факт был озвучен командой. Жюри так же подводят итоги конкурса «Поиск». |
Озвучиваются итоги за конкурс «Поиск» | |
Ведущий 1 | Конкурс капитанов Ну и естественно, как в любой игре мы не можем не провести конкурс капитанов. Да мы не выбирали его в команде, но на протяжении всех конкурсов у вас уже явно выделился тот человек, который лучше всех владеет информацией в области профессии, способен быстро реагировать и решать поставленные задачи. Вот именно его мы сейчас и ждем для выполнения следующего задания. |
Ведущий 2 | Итак, участники выбраны, и они получают задание, состоящее из двух частей. Каждый правильный шаг в задании – 1 балл. Кроме этого учитываем и скорость, первая команда получит 1 бонусный балл. Вторая 0,5 балла, ну а третья будет довольствоваться только баллами за правильно выполненное задание. |
Задания и ответы на конкурс в Приложении 3 | |
Ведущий 2 | И снова пока жюри подводят итоги конкурса капитанов мы проведем конкурс для болельщиков и проверим их эрудицию. Вам необходимо будет дать ответ на поставленный вопрос. |
Ведущий 1 | Как включают в цепь прибор для измерения силы тока? (амперметр включается последовательно) |
Ведущий 2 | Ученый, в честь которого названа единица измерения энергии (Джоуль) |
Ведущий 1 | Какой ток называют переменным? (электрический ток, который с течением времени изменяется по величине и направлению) |
Ведущий 2 | Чему равна стандартная частота переменного тока в России? (50 Гц) |
Ведущий 1 | Из каких основных частей состоит электрический двигатель? (статор и ротор) |
Ведущий 2 | Кто изобрел трехфазный генератор переменного тока? (М.О. Доливо-Добровольский) |
Ведущий 1 | Кто изобрел электрическую лампочку накаливания? (А.Н. Лодыгин) |
Ведущий 2 | Устройство для преобразования переменного тока, при котором увеличивается или уменьшается напряжение (трансформатор) |
Ведущий 1 | Явление резкого возрастания тока при внезапном «падении» сопротивления (короткое замыкание) |
Ведущий 2 | Атом, потерявший электрон…(ион) |
Ведущий 1 | Как включают в цепь прибор для измерения напряжения? (вольтметр включается параллельно) |
Ведущий 2 | Устройство, в котором механическая энергия преобразуется в электрическую…(генератор) |
Ведущий 1 | Условия существования электрического тока…(свободные заряженный частицы, силы действующие на них) |
Ведущий 2 | Первый закон Кирхгофа…(алгебраическая сумма токов, сходящихся в узле равна 0) |
Ведущий 1 | Разность значений величин, соответствующих двум ближайшим штрихам на шкале прибора … (цена деления) |
Ведущий 2 | Численное значение работы, совершенной в единицу времени…(мощность) |
Ведущий 1 | Электрическим током называется… (упорядоченное движение заряженных частиц) |
Ведущий 2 | Единица электрического сопротивления… (Ом) |
Ведущий 1 | Формула закона Ома для участка цепи… (I = U/R) |
Ведущий 2 | Действия электрического тока… (тепловое, химическое, магнитное, силовое) |
Ведущий 1 | Как искать общее сопротивление цепи, в которой потребители соединены последовательно… (сложить все сопротивления) |
Ведущий 2 | Электрическое сопротивление зависит от… (площади сечения, длины и рода материала) |
Ведущий 1 | Все потребители находятся под одним и тем же напряжением при… (параллельном соединении) |
Ведущий 2 | Вот и подошел к концу наш конкурс эрудитов. Жюри готовы огласить результаты игры. Слово вам наше уважаемое жюри. |
Оглашают результаты, вручают грамоты | |
Ведущий 1 | Но чтобы болельщики ушли с данного мероприятия совсем довольными, мы так же подготовили и для них грамоту «Самый эрудированный болельщик» |
Оглашают результаты, вручают грамоту | |
Ведущий 2 | И перед тем как вы уйдете хотелось бы чтоб вы прочитали эти фразы и ушли, обдумывая их: Обучение - это, на самом деле, когда ты вдруг что-то понимаешь, что ты понимал всю свою жизнь, но иначе. Дорис Лессинг Настоящие знания мы получаем, когда ищем ответ на вопрос, а не когда узнаем сам ответ. Ллойд Александр Живи так, как будто завтра умрёшь. Учись так, как будто собираешься жить вечно. Ганди |
Ведущий 1 | Всем спасибо и да будет счастье тому, кто придумал заземление) |
Материалы презентации в приложении 4.
Грамоты для награждения - приложение 5.
Приложение 1
Конкурс «Разминка»
Вопрос | Ответ |
Перечислите действия тока, оказываемые на организм человека? | Тепловое, химическое, биологическое |
Как называется нервная реакция организма на возбуждение электрическим током? | Электрический шок |
Назовите значения пороговых ощутимых токов? | 1-1,5 мА – постоянный ток; 5-7 мА – переменный ток |
Как называются токи следующих значений: переменный ток 100 мА и более; постоянный ток 300 мА и более? | Фибрилляционные |
Какой путь прохождения электрического тока через организм человека является менее опасным? | «Нога-нога» |
Назовите значения сопротивления тела человека, принимаемое в расчетах электробезопасности? | 1000 Ом |
Как подразделяются электроустановки в зависимости от значения питающего напряжения? | Электроустановки до 1000В и выше 1000В |
Как называются электроустановки с большими значениями токов замыкания на землю? | Электроустановки с глухозаземленной нейтралью |
Назовите формулу для расчёта величины тока, проходящего через тело человека при двухфазном прикосновение? | Iчел = Uл/ Rчел |
Какой самый опасный вид электрической травмы? | Ожоги |
Как называют такое действие тока на организм, при котором повреждаются ткани организма (кожа, мышцы, кости, связки)? | Электрическая травма |
Эта электрическая травма проявляется в виде пятен серого или бледно – жёлтого цвета в тех местах кожи, где проходил электрический ток. Что это за травма? | Электрические знаки |
Как называется действие тока на организм человека, в результате которого мышцы тела начинают судорожно сокращаться? | Электрический удар |
Как называется процесс, при котором волокна сердечной мышцы приходят в состояние быстрых хаотических сокращений? | Фибрилляция |
Какой слой человеческой кожи можно рассматривать как диэлектрик? | Верхний роговой слой |
Как называется ток, проходящий через землю в месте замыкания? | Ток замыкания на землю |
В течение какого времени в организме человека без признаков жизни сохраняется запас кислорода? | 4-8 минут |
С какой частотой вдохов-выдохов делают искусственное дыхание методом «изо рта в рот»? | 10-12 вдохов-выдохов в минуту |
Назовите значение частоты надавливаний на грудину при выполнении непрямого массажа сердца | 60-80 раз в минуту |
Какое действие тока вызывает электролиз крови и других содержащихся в организме растворов? | Химическое действие |
Назовите значение токов, которые вызывают паралич сердца и дыхания, минуя стадию фибрилляции? | Токи значением более 5 А |
Приложение 2
Конкурс «Кот в мешке»
Название | Назначение |
Батарейка, гальванические элемент, аккумулятор | это два или более соединённых параллельно или последовательно электрических элементов. Обычно под этим термином подразумевается соединение электрохимических источников электроэнергии/электрического тока, предназначена питания цепи одноразового или многоразового действия. |
Мультиметр | это комбинированный электроизмерительный прибор, объединяющий в себе несколько функций. В минимальном наборе включает функции вольтметра, амперметра и омметра. |
Катушка индуктивности | это катушка смотанного в спираль или другую форму изолированного проводника. Основные особенности и свойства: высокая индуктивность при низкой ёмкости и активном сопротивлении. Она накапливает энергию в магнитном поле. |
Диэлектрические перчатки | это защитное средство для рук от поражения электричеством. Основное предназначение и задача заключается в защите кожи рук человека (пальцев, ладоней) от прикосновения к приборам и частям, которые находятся под электрическим напряжением. |
Ползунковый реостат | это электрический аппарат, служащий для регулировки силы тока и напряжения в электрической цепи путём получения требуемой величины сопротивления. |
Лампа накаливания | это искусственный источник света, в котором свет испускает тело накала, нагреваемое электрическим током до высокой температуры. |
Приложение 3
Конкурс капитанов
Задание | Ответ | Задание | Ответ |
Задание 1 | t P,t Р,A А,R R | Задание 2 | 1А 5Ом 18В 6А 6В |
Приложение 5
DOC / 1.51 Мб
Приложение 4
PPTX / 13.78 Мб
Фролова Надежда Михайловна
Пластинина Л.И.
Пластинина Л.И.
Пластинина Л.И.