12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Змиевская Анна Александровна27
Россия, Крым респ., г. Севастополь
0

Внеклассное театрализованное представление для 8-миклассников «Посвящение в химики»



















Внеклассное театрализованное представление

для 8-миклассников

«Посвящение в химики»







Мероприятие разработала

Змиевская Анна Александровна

учитель химии

высшей

квалификационной категории

ГБОУ «Гимназия №1

имени А.С.Пушкина»




г. Севастополь

2021 г

Мероприятие проводится во внеурочное время. Аудитория – обучающиеся 8-х классов. Место проведения – актовый зал. Время проведения мероприятия - ноябрь.

Цель: развитие устойчивого познавательного интереса к новому изучаемому предмету, осуществление преемственности между учащимися 8 и старших классов, реализация межпредметных связей.

Оборудование:  коническая колба, мел, тигельные щипцы, химический стакан (250мл), штатив лабораторный, дощечка, асбестовая подложка, спички, тигель, лучина, древесный уголь, горелка газовая, цилиндры (250 мл) 3 шт, огнеупорная поверхность, стеклянная палочка, лист белой бумаги, кисть акварельная, нож игрушечный, пульверизатор.

Реактивы: вода, спирт, фенолфталеин, конц. раствор КOH, H2SO4 (р-р), раствор сульфита калия , гексацианоферрат калия (ll), глюканат кальция в таблетках, раствор KМnO4, раствор FeCl3, раствор KCNS, дихромат аммония, аммиачная селитра, магний металл, железо металл, сульфат меди (II).


Ход мероприятия

Действующие лица (обучающиеся школы):

Ведущий

Хлоровна

Нитратовна

Дедуля Каустик

Ученик Яблоков

Ассистент

Химик-волшебник

На сцене появляется ведущий и обращается к зрителям

Ведущий: «Я хочу стать химиком!» так ответил гимназист Юстус Либих на вопрос директора Дармштадской гимназии о выборе будущей профессии. Это вызвало смех присутствующих при разговоре учителей и гимназистов. Дело в том, что в начале 19 века в Германии и в большинстве других стран к такой профессии не относились серьезно. Химию рассматривали как прикладную часть естествознания.

В наше время желание стать химиком никого не рассмешит, напротив химическая промышленность постоянно нуждается в людях, у которых обширные знания и экспериментальные навыки сочетаются с любовью к химии. Друзья, а вы хотели бы стать настоящими химиками?»

Зрители отвечают ведущему.

Ведущий: «Конечно да! Я в этом даже и не сомневалась. Ведь химия – это наука о веществах и их превращениях. Знать свойства веществ необходимо, чтобы найти им применение. Хотя вы недавно начали изучать химию, я уверена, что со многими веществами вы уже успели познакомиться. Я предлагаю вам поиграть в игру «Угадай вещество». Правила игры таковы: Если вы знаете ответ, поднимайте руку. Другие ответы не засчитываются!»

Ассистент угощает ответивших верно шоколадными медальками или маленькими шоколадками.

На суку сидит сова,
Выдыхает СО
2.
                   (углекислый газ).

Сапоги мои того,
Пропускают Н
2О.
                   (вода).

NaCl - его все знают,
В магазине покупают,
Без него не сваришь ужин - 
В малых дозах в блюдах нужен.
                   (поваренная соль)

Получишь газы из воды,

смешаешь вместе – жди беды.

(гремучая смесь из водорода и кислорода)


Флакон с KМnO4 - обычно имеется в каждой квартире,
С рожденья ребенок любой с ним знаком,
Едва лишь покинет он с мамой роддом,
Его искупают в ванночке с ним,
Ведь он для дезинфекции незаменим. 
                   (перманганат калия - «марганцовка»).

Он безжизненным зовется,

но жизнь без него не создается.

(азот)

Примерно века два назад

Открыт он был случайно.

Сейчас знаком с ним стар и млад.

Он и для вас не тайна.

Известно, что горит отлично

В нем сера, фосфор, углерод,

Железо, магний.

Энергично сгорает также водород.

(кислород)

Что за чудо посмотри - 
Этот СаСО
3.
По доске он проезжает,
За собой след оставляет.
                    (мел)

Если нет у вас для теста
Разрыхлителя, вы вместо - 
NaHCO
3
Положите в пироги.
                   (питьевая сода)

Ведущий: «Хорошо поработали, ребята, молодцы!! Итак, мы начинаем наш праздник. Я призываю вас внимательно наблюдать за всем происходящим на сцене, активно участвовать во всех играх и конкурсах. И только тогда мы сможем зажечь «химический огонь» и представить вас всех к званию «Настоящий химик»».

На сцене появляется Хлоровна (в одной руке держит колбу с водой, в другой- кусочек мела), за ним спотыкаясь бежит Нитратовна.

Хлоровна поет: «Кто любит химию учить

Тот поступает мудро,

Любое чудо сотворить

Совсем тогда не трудно.

Вот это колба (показывает зрителям колбу), да-да-да (чешет в затылке). Я в ней творю такое!!!! Вот это мел (показывает зрителям кусочек мела), а вот вода (бросает мел в колбу с водой).Что получилось? Ерунда! Как ерунда? Нет, что-то тут не так! Надо попробовать еще раз»

Собирается повторять эксперимент, но тут ее догоняет Нитратовна и дергает за руку.

Нитратовна: «Хлоровна, Хлоровна!!!!»

Хлоровна: «Что случилось, Нитратовна?»

Нитратовна: «Объясни, что ты делаешь?»

Хлоровна: «Ой, Нитратовна, я решила стать знаменитым химиком. Видишь, я уже знаю, что это колба (показывает колбу Нитратовне), а в колбе смесь из мела и воды. И теперь я направляюсь к Дедуле Каустику, чтобы он подсказал мне, что еще надо сделать, чтобы стать великим и знаменитым химиком.

Нитратовна: «А химия – это про что?»

Хлоровна: «Химия – это… это … А давай спросим дедулю Каустика, а вот и он».

На сцену выходит Дед Каустик.

Дед Каусти: «Здраствуй Хлоровна и здравствуй Нитратовна! Здравствуйте ребята! Слышу речь у вас идет о химии. А знаете ли вы, что химия – это интереснейшая наука! А где наш ученик Яблоков? Может он нам расскажет об этом?»

Ученик Яблоков (на экране презентация): «Химия появилась еще в древности и наиболее выдающимися химиками древнего мира являлись представители Египта. Само слово «химия», по мнению ученых, появилось в Египте.

Первое, что свидетельствует о том, как высоко была развита там химия – это искусство египтян бальзамировать трупы, искусство, составляющее загадку, не раскрытую полностью учеными и до настоящего времени.

Вторая область, где египтяне достигли большого совершенства, - это краски. Тысячи лет прошли с тех пор, как были окрашены в Египте предметы, а краски сохранили свою яркость и прочность до сих пор.

За 1600 лет до нашей эры египтяне знали производство папирусов, где кроется какая-то загадка, которую не могут разгадать современные ученые. Как склеивались отдельные листы, что это был за клей, который не дал рассыпаться листам даже по прошествии нескольких тысячелетий?

Вся египетская наука считалась священной и составляла тайну господствующего класса, и была доступна только избранным, занимались ею жрецы. Конечно, у египтян не было настоящей науки, но нужно сказать, что они имели в отдельных случаях более правильные взгляды на химическую природу веществ, чем жившие спустя тысячелетия после них алхимики».

Хлоровна (на экране презентация): «А я знаю, что вместе с египтянами наиболее выдающимся народом Древнего Востока нужно считать вавилонян. Они не хуже египтян знали металлы, способы их получения и обработки.

Из пальмовых плодов вавилоняне умели приготовлять спиртные напитки, знали они и химические способы обеззараживания воды, не имея никаких представлений о бактериях как о возбудителях болезней».

Нитратовна (на экране презентация): «А я хочу рассказать такую легенду: «Плыли по Средиземному морю финикийские купцы и везли груз- природную соду. Из-за бури им пришлось заночевать на песчаном берегу. Не найдя подходящих камней для очага, они взяли куски спрессованной соды с корабля. На следующее утро на месте костра купцы обнаружили прозрачный слиток, сиявший на солнце. Так люди открыли способ изготовления стекла». Автор этой легенды неизвестен. Эта история неоднократно пересказывалась. Но те, кто проверял легенду на практике, ничего похожего на стекло не получали.

А как вы думаете ребята? Можно ли таким способом получить стекло?»

Ответы учеников (вряд ли достоверна легенда, т.к. выплавить стекло на открытом огне невозможно)

Дедуля Каустик (презентация и кино): «А вот персы, по рассказу греческого историка Геродота, умели добывать золото, серебро, железо. Искусство окрашивать ткани они переняли у индусов. Индусы владели значительными химическими знаниями. Знаменитая краска индиговая синь служила им для живописи и окрашивания тканей. Особенно высоко была развита металлургическая промышленность. Подтверждением этого является чудо металлургического искусства древних - знаменитая Кутубская колонна близ города Дели. Колонна эта высотой в 7 метров и весит более 6 тонн. Точный анализ показал, что она состоит из химически чистого железа, а такое железо совершенно не ржавеет. Колонне 2800 лет, на ней нет ни малейшего пятнышка ржавчины».

Ученик Яблоков: «Дедуля Каустик! Хлоровна, Нитратовна! Ребята! А известно ли вам, кто такие алхимики и чем они занимались?»

Зрители отвечают. Хлоровна, Нитратовна, Ученик Яблоков и Дедуля Каустик дополняют.

Дедуля Каустик: «Алхимики искали «философский камень», который превращает неблагородные металлы в благородные: свинец - в серебро, ртуть – в золото».

Ученик Яблоков: «И исцеляет все болезни, возвращает молодость».

Хлоровна: «Несмотря на ложность основной идеи алхимиков и большие заблуждения, благодаря этой эпохе накопилось значительное количество знаний в области химии и химических технологий. Алхимики смешивали, нагревали, растворяли, дистиллировали все то, что было под рукой в целях найти философский камень».

Дудуля Каустик: «Какие же вы все молодцы, столько знаете всего! А я немного владею премудростями химического эксперимента. Сейчас я постараюсь вызвать к нам Химика-волшебника».

Под плавную музыку, совершая руками магические движения, дедуля Каустик проводит химический опыт «Вулкан на столе»

«Вулкан на столе»

(в тигель насыпать холмиком кристаллический дихромат аммония, смешанный с металлическим магнием, центр холмика смочить спиртом, поджечь горящей лучиной)

Химик-волшебник: «Здравствуйте, ребята! Здравствуйте Нитратовна, Хлоровна, Дедуля Каустик и ученик Яблоков! Я прибыл к вам, чтобы доказать, что химия - это не просто наука, это – сказка!»

Химик-волшебник проводит опыт, имитируя колдовство, приговаривая «Крекс, фекс, пекс»

«Фейерверк на столе»

(в ступке перемешать равные объемы порошков перманганата калия, железа и древесного угля, можно таблетки угля, насыпать в железный тигель, установить его на штативе и сильно нагреть в пламени горелки. Из тигля происходит выбрасывание продуктов реакции в виде искр и фейерверка. Под штатив положить асбест)

Химик-волшебник: «Ребята, а кто из вас сможет объяснить вот такое явление?

На обычную дощечку наливается вода,

И стаканчик с талым снегом тоже ставится туда.

Насыпаю в стакан соль ( нитрат аммония)

А ты, дружок (обращается к Яблокову) мешать изволь.

Химик- волшебник медленно считает до десяти.

Примерз стакан химический

Процесс? (эндотермический)

Я еще не то умею,

Из песка полезут змеи,

Страшные, кусачие.

От страха не заплачете?»

Звучит восточная музыка. Танцевальная группа исполняет танец, девушки, одетые в восточные костюмы, изображают змей.

Химик- волшебник проводит эксперимент «Змейки», приговаривая: «Палочкой волшебной в воздухе взмахнем, волшебство появится , в сказку попадем»

«Змейки»

(Заранее надо приготовить таблетки глюконата кальция, выложить их в несколько рядов на огнеупорную поверхность, поджечь спичкой)

Химик-волшебник: «А сейчас вам предлагаю

Явление химическое

Но название у опыта чисто биологическое

Объясните, почему

Имя «Хамелеон» дано ему?»

Химик-волшебник демонстрирует опыт «Химический хамелеон», после чего зрители высказывают свои предположения.

«Химический хамелеон»

(В три цилиндра налить на 1/3 объема малиновый раствор перманганата калия. В 1 цилиндр- немного разбавленной серной кислоты, во 2 – воды, а в 3- конц. раствор КОН. Окраска растворов при этом не изменится. Добавить во все цилиндры по 5 мл раствора сульфита калия и хорошо перемешать смеси стеклянной палочкой.

1 цилиндр – обесцвечивается раствор, 2- обесцвечивается и выпадает бурый хлопьевидный осадок, 3- малиновая окраска переходит в ярко-зеленую)

Ответы зрителей

Химик-волшебник.

Волею аллаха

Я на бумаге этой

Могу мгновенно рисовать

Волшебные портреты,

лишь стоит мне поколдовать,

Шепнуть аллаху заклинания.

И может каждый увидать

свои заветные желания.

Химик-волшебник проводит опыт «Скрытое письмо» с помощью ассистента

«Скрытое письмо»

(На листе плотной бумаги заранее написано слова «Хочу стать химиком» , при помощи кисточки слова «хочу» и «химиком» пропитать разбавленным раствором сульфата меди слово «стать» разбавл. раствором хлорида железа (III) и просушить. Наполнить пульверизатор раствором гексацианоферрата (II) калия, химик – волшебник обрабатывает им лист бумаги. Перед зрителями проявляется текст: хочу и химиком – красно – бурым и стать – синим.)

Химик-волшебник:

«Вот еще одно развлеченье (надевает белый халат)

Кто даст руку на отсеченье?

Жалко руку на отсеченье?

Тогда нужен больной для леченья.

(приглашает зрителя на сцену)

Оперирую без боли,

Правда, будет много крови.

При каждой операции нужна стерилизация.

Помогите, ассистент (обращается к ассистенту)

Дайте йод»

Ассистен: «Один момент!»

Химик-волшебник:

«Йодом смочим мы обильно,

чтобы было все стерильно.

Не вертитесь, пациент!

Нож подайте, ассистент!»

(Химик-волшебник делает «надрез ножом», течет кровь.)

«Посмотрите, прямо струйкой

«Кровь» течет, а не вода

А сейчас я вытру руку-

От разреза – ни следа».

«Кровь без раны»

(100 мл хлорида железа (III) с массовой долей 3% и 100 мл роданида калия с массовой долей 3%. Используют игрушечный нож. Вызываем ученика по желанию на сцену.

Ваткой промыть руку раствором хлорида железа (йод), а раствором роданида калия смачивают нож. Ножом проводят по руке, обильно течет кровь, кровь смывают ватой, показывают, что раны нет)

Ведущий: «Спасибо вам, уважаемый волшебник, вы действительно великий маг. Вы доказали нам, что химия это наука, которая творит чудеса. И как всякая наука требует к себе самого ответственного отношения, и только для непосвященных чудеса химии кажутся невероятными. Предлагаю вам, ребята, проверить вашу профпригодность. Первый конкурс «Кто быстрее?»



Конкурс «Кто быстрее?»

Ведущий приглашает на сцену двух участников из числа зрителей. Пользуясь таблицей ПС элементов Д.И.Менделеева, они поочередно называют пять химических элементов: один называет элемент, а другой как можно быстрее должен назвать порядковый номер названного элемента. При помощи шахматных часов или секундомера учитывается время, затраченное на поиск порядкового номера элемента. Побеждает тот, который в сумме затратил меньше времени на поиск порядковых номеров пяти элементов.

Ведущий: «А теперь игра «Кто дальше?»

Игра «Кто дальше?»

На сцену приглашаются 2 участника. Играющий должен прошагать как можно дальше, называя на каждый шаг химический элемент. Игру можно усложнить, изменив перечень названий (любые элементы, только металлы, только неметаллы, элементы одного периода или группы). Выигрывает тот, кто прошагал дальше без запинок, повторений, ошибок.

Ведущий: «Молодцы, ученики 8 –ых классов. Вы уже многое знаете о химии, а теперь я попробую угадать ваши мысли. Приглашаю на сцену желающего участвовать в этом эксперименте. Прошу вас задумать любой химический элемент. Прошу удвоить номер задуманного элемента. Теперь к полученному числу прибавьте 5. Полученную сумму умножьте на 5. Назовите полученное число».

Участник называет число, а ведущий тот час объявляет задуманный играющим элемент.

Разгадка в следующем. Пусть задуман водород: 1*2=2, 2+5=7, 7*5=35. Число 35 сообщается ведущему. Он в уме отбрасывает последнюю цифру, получается 3, 3-2=1. Это и есть водород.

Ведущий называет элемент.

Ведущий: «А сейчас учащиеся старших классов проведут с вами викторину».

Старшеклассники по очереди:.

1. «В фамилии какого ученого девять букв, из них четыре «О»? Какова роль этого ученого в науке?»

(М.В. Ломоносов, ввел понятие о молекулах и атомах, разработал способ изготовления цветного стекла, сформулировал закон сохранения массы веществ, внес вклад в развитие физики, географии, металлургии, астрономии)

2. «Какой химический элемент и какому химику помог открыть его кот?»

Элемент йод, французский химик Куртуа. Сидевший во время эксперимента на плече химика кот прыгнул и опрокинул содержимое бутылок. Жидкости смешались и от них стали подниматься клубы фиолетового пара, образующие при оседании кристаллы с металлическим блеском и едким запахом. Это был йод.)

3. «Названия каких химических элементов связаны с окраской простых веществ или соединений?»

(Хлор – зеленый, рубидий – красный, иод- фиолетовый, индий – синий, родий – розовый, фосфор – светоносный, цезий – голубой)

4. «Какие химические элементы названы в честь ученых?»

(энштейний, менделеевий, курчатовий, нильсборий, лоуренсий, флеровий)

5. Какой элемент вращается вокруг Солнца? (уран)

6. Самое твердое природное вещество (алмаз)

7. Жидкий металл (ртуть)

8. Очень быстрая химическая реакция (взрыв)

Ведущий . Дорогие восьмиклассники! Вы успешно справились со всеми заданиями, которые мы предложили вам. И теперь настал долгожданный момент…… Мы зажигаем химический огонь- огонь без использования каких-либо зажигательных приборов. Огонь, который символизирует, что вы удостоены почетного звания «Настоящий химик». А честь зажечь этот огонь предоставляется победителю химической олимпиады ученице …… Встречаем …… бурными аплодисментами.

Победитель проводит эксперимент «Огонь без спичек».

«Огонь без спичек»

В чистой сухой фарфоровой чашке приготовить маслянистую смесь из мелко истолченного перманганата калия и концентрированной серной кислоты. На асбестовую сетку поставить чашку со смесью, обложить деревянными щепками. Учащийся берет небольшой кусочек ваты, смоченной спиртом, и выжимает спирт над щепками так, чтобы его капли попали на чашку со смесью. После щелчка загорается химический огонь.

Все участники праздника: «УРА УРА УРА !!!»

Учитель химии выходит на сцену: «Наш праздник «Посвящение в химики» подошел к концу. Вы интересно и с пользой провели это время. Спасибо вам за активное участие и большое спасибо ребятам, которые подготовили это мероприятие (перечисляет поименно всех артистов). И мы говорим вам до свидания и до новых встреч! А сейчас – песня!»

Все артисты вместе с учителем химии на сцене поют песню.

«Ода химии».
(исполняется на мотив известной в 80 годах песни «Али-баба»).

Даже в праздник учил свой любимый предмет. О, химия!
И законы зубрил, и себя не щадил. О, химия!
Реактивы сливал и задачи решал. О, химия!
И во сне каждый день ты являлась как тень. О, химия!

Припев:

Снится гелий и азот, молибден и водород.
Сера, медь и углерод, серебро и кислород.
О-о, о-о, о-о, о-о.

После взрывов носил весь в заплатах халат. О, химия!
Острый запах вдыхал и в дыму выживал. О, химия!
То, что сам вытворял, в школе все показал. О, химия!
На уроках всех спал, о тебе вспоминал. О, химия!

Припев:

И во сне и наяву только химией живу.
Тебе песню я пою, больше всех тебя люблю.
О-о, о-о, о-о, о-о.




12


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.