Посвящение в химики
Цель: развитие устойчивого познавательного интереса к химии, определение уровня глубины знаний по предмету.
Задачи:
- Образовательная: обобщить первоначальные химические понятия, умения составлять химические формулы, давать названия по химическим формулам, умения составлять уравнения химических реакций, определять их тип;
- Развивающая: продолжить развивать логическое мышление, внимание, память, умений сопоставлять, развивать творческие способности, самостоятельность, развивать интерес к предмету;
- Воспитательная: формировать в ходе мероприятия навыки коллективной работы, ответственности, коммуникативности.
Место проведения: кабинет химии
Оформление кабинета: презентация, карточки.
Предварительная работа: разделить класс на 2 команды, приготовить названия и девиз командам, составить химический кроссворд, ребусы, интересную информацию.
Оборудование: проектор, карточки с заданиями.
Ход мероприятия
Дорогие восьмиклассники! В этом учебном году Вы только приступили к изучению новой, трудной, но очень интересной науки – химии. Вы уже успели познакомиться с Периодической системой химических элементов, созданной великим русским ученым Д.И. Менделеевым, химическими реакциями, важнейшими классами неорганических соединений. Поэтому Вас почти уже можно назвать юными химиками! Вы спросите, почему, «почти»? Но какой, же юный химик может состояться без химических приключений, превращений и обряда посвящения! И сегодня произойдет знаменательное событие – посвящение Вас в химики. Прежде чем получить это почетное звание, Вам придется пройти ряд испытаний. Но, Вы с ними обязательно справитесь!
Ваши знания и умения оценят уважаемое жюри:
Итак, начнем!
I. «Представление команд».
Разыграть право первого хода в следующем конкурсе предлагается каждой команде с помощью задания «Зашифровщик»: буквы слова зашифрованы порядковыми номерами химических элементов. Необходимо найти этот элемент в таблице Д.И. Менделеева и записать первую букву его названия в пустую клетку под цифрой. Кто первым расшифрует слово –2 балла, вторые –1 балл.
II. Химия – наука, полная тайн.
И эти тайны можно зашифровать в загадки. И конкурс химические загадки для капитанов. Капитанам команд необходимо отгадать загадки, за правильный ответ вы получаете 2 балла, если помогает капитану команда – то 1 балл.
Нахожусь, друзья, везде:
В минералах и в воде.
Без меня вы как без рук:
Нет меня – огонь потух. (кислород)
Меня любит человек!
Мною назван целый век!
Я блестяща и рыжа,
Очень в сплавах хороша! (медь)
Хоть состав мой и сложный,
Без меня жить невозможно.
Я – отличный растворитель,
А разрушите, так сразу
Два получите вы газа. (вода)
Я – металл незаменимый,
Очень летчиком любимый,
Легкий, электропроводный,
А характер – переходный. (алюминий)
Меня в составе мрамора найди,
Я твердость придаю в кости,
В составе извести меня найдешь,
Теперь меня ты точно назовешь. (кальций)
Нрав у газа, ох, непрост!
Много жизней он унес,
А сейчас нам помогает,
От микробов защищает. (хлор)
III. Знаете ли вы сколько элементов содержит периодическая система химических элементов? (118 элементов)
И каждый химический элемент образует бесконечное число соединений. Вы изучали важнейшие классы неорганических соединений, какие? Вы получите карточки с формулами веществ. Ваша задача отдельно выписать оксиды, основания, кислоты и соли. (3 минуты)
HCl, MgO, H2SO4, CaCO3, Zn(OH)2, P2O5, Fe(OH)3, K3PO4, HNO3, NaCl, CaO, Ba(OH)2, Al2O3, H3PO4, Al2S3, BaO, Al(OH)3, H2CO3, NaOH, BaSO4
Оксиды |
Основания |
Кислоты |
Соли |
MgO |
Zn(OH)2 |
HCl |
CaCO3 |
IV. Каждый уважающий себя химик должен быть химически грамотным.
В химии грамотным считается тот, кто умеет писать химические уравнения. Посмотрим, как хорошо вы владеете данным навыком. Ваша задача дописать уравнения химических реакций. Каждый участник дописывает по одной реакции, они все разные, но одинаковые у каждой команды. За правильно составленное уравнение – 1 балл. Максимальное количество баллов – 8. От каждого участника команды зависит ее результат. (3 минуты)
Ba + H2SO4 → BaSO4 + H2
CaO + H2O → Ca(OH)2
Ca + H2SO4 → CaSO4 + H2
MgO + H2O → Mg(OH)2
Zn(OH)2 → ZnO + H2O
2Ba + O2 → 2BaO
Cu(OH)2 → CuO + H2O
2Ca + O2 → 2CaO
V. Задание вне конкурса.
Химики – люди, работающие в лабораториях с химическими веществами, химическим оборудованием.
Посмотрим, насколько вы знаете химическое оборудование и его назначение.
VI. В каждой науке есть свой определенный язык.
Так и в химии. Задача этого конкурса состоит в следующем: перевести с химического языка на общепринятые выражения. ( Работает вся команда, переводят по 4 выражения, за каждый правильный ответ 1 балл). Проверка вслух. (3 минуты)
Не все то аурум, что блестит |
Не все то золото, что блестит |
Белый, как карбонат кальция |
Белый, как мел |
Куй феррум, пока горячо |
Куй железо, пока горячо |
Слово – аргентум, а молчание – аурум |
Слово – серебро, а молчание – золото |
Стойкий станумный солдатик |
Стойкий оловянный солдатик |
С тех пор много Н2О утекло |
С тех пор много воды утекло |
Феррумный характер |
Железный характер |
За купрумный грош удавится |
За медный грош удавится |
VII. «Химические элементы».
. Перечислить элементы, названные в честь стран.
. Перечислить элементы, названные в честь ученых.
Команды на листочке за одну минуту перечисляют названия химических элементов. Победители получают 3 балла. (3 минуты)
VIII. Пока уважаемое жюри подводит итоги, предлагаю Вам конкурс «Биатлон» на звание «Химик-эрудит».
Каждой команде нужно выдвинуть одного кандидата на это почетное звание. Ученики отвечают на вопросы и получают жетоны за правильный ответ. У кого больше жетонов получают звание «Химик-эрудит».
Вопросы:
Реакции, при которой из нескольких веществ образуется одно (соединения)
Вещества, состоящие из двух элементов, один из которых кислород, называются … (оксиды)
Формула углекислого газа (СО2)
Жидкий металл (ртуть)
Как называются растворимые основания? (щелочи)
В этих веществах лакмус краснеет? (кислоты)
Сложные вещества, состоящие из металла и кислотного остатка (соли)
Красно-бурый налет на железе, ведущий к разрушению металла? (ржавчина)
Металл, обладающий бактерицидными свойствами? (серебро)
Какая кислота всегда находится в желудке здорового человека, а при недостатке этой кислоты ее употребляют как лекарство. (Соляная кислота.)
Химическая реакция, при которой из сложного вещества образуется несколько более простых веществ. (Разложение.)
Недостаток этого элемента вызывает заболевание щитовидной железы. (Йод.)
Металл, вызывающий «лихорадку».(Золото.)
Главная составная часть воздуха. (Азот)
Простое вещество, светящееся на воздухе. (Фосфор.)
IX. Подведение итогов.
Дорогие ребята! Вы успешно прошли все испытания, приготовленные для Вас. Вы все достойны звания «Юный химик». Жюри решила наградить Дипломом II степени команду…, Дипломом I степени команду…. .И все команды допускаются для торжественного принятие клятвы Юного химика. Вы готовы?
Клянусь я кислотой и хлором
Всегда урок по химии учить
И быть в учении упорным. Клянусь!
Клянусь Периодическим законом
Достичь того чего не знал,
И до всего дойти умом. Клянусь!
Клянусь я синим купоросом
Раскрыть все сложные вопросы. Клянусь!
Вот теперь Вы действительно стали юными химиками, и Вы вполне готовы продолжить свое многолетнее путешествие по стране увлекательной химии. Вам предстоит узнать много нового и интересного.
До новых встреч.
Елена Викторовна