Урок-соревнование «Посвящение в химики» (8 класс)
Гафутдинов Владимир Сергеевич
Урок-соревнование «Посвящение в химики» 8 класс
Учебно-познавательная деятельность школьников по химии, не получившая достаточных мотивационных стимулов обречена на низкую результативность в будущем. С целью расширения и углубления знаний учащихся, развития их познавательной активности в нашей школе ежегодно проводятся предметные недели.
Формы внеклассной работы по химии разнообразны: вечера, факультативные и элективные курсы, экскурсии, тематические игры, классные часы; их выбор определяется возрастными особенностями, уровнем подготовленности учащихся.
В восьмом классе в рамках недели химии проводим “Посвящение в химики” учащихся 8-х классов. Мероприятие проводят учащиеся старших классов.
Цели: формирование общеучебных умений и навыков, применяя игровые формы обучения, развитие устойчивого познавательного интереса к новому изучаемому предмету, осуществление преемственности между учащимися 8 и старших классов.
Задачи:
1. Образовательные:
А. Обобщить, систематизировать и закрепить первоначальные знания обучающихся о химических элементах, их расположении в ПСХЭ Д.И.Менделеева, и по теме: «Атомы химических элементов»
Б. Реализовать межпредметные связи.
В. Осуществить преемственность между учащимися 8 и11классов.
2. Воспитательные:
А. Формировать чувство сопричастности общему делу, умение работать коллективно, работать с дополнительной литературой.
Б. Совершенствовать умения логически рассуждать, высказывать свои мысли
В. Развивать чувства товарищества и взаимопомощи.
3. Развивающие:
А. Развивать устойчивый познавательный интерес к новому изучаемому предмету.
Б. Развивать смекалку, эрудицию, умения и навыки применения своих знаний на практике.
В. Развитие умений и навыков при работе с периодической системой, умений работать в группе.
Посвящение в химики
I. Вводное слово
Здравствуйте ребята! В этом учебном году Вы начали изучение нового предмета — химия. И первое знакомство с удивительным миром химии уже состоялось.
Химия – наука, полная удивительных загадок, явлений. Она всегда сопровождается красочными эффектами и «чудесами». И так было всегда.
И сегодня у нас необычный урок, тема которого записана на доске, но все буквы перепутались и мне необходима ваша помощь, чтобы определить тему. Конечно, тема нашего урока – «Посвящение в химики»
(разочаровано)
1-й ХИМИК. Что такое химия? А химия – это бессонные ночи.
2-й ХИМИК. Это постоянные разговоры о химии.
3-й ХИМИК. Это лабораторные и практические работы…
Учитель: Почему же тогда становятся химиками?
(восторженно)
1-й ХИМИК. Да потому, что химия – это бессонные ночи!
2-й ХИМИК. Это постоянные разговоры о химии!
3-й ХИМИК. Это лабораторные и практические работы!
Учитель: Химия – это наука, умеющая творить чудеса. В этом чудесном определении химии, которое лишь по случайности не вошло в учебники, нужно твердо усвоить, что химия – это наука. И как всякая наука требует к себе самого серьезного, самого ответственного отношения. Химия – это наука о веществах и превращениях настолько необыкновенных, что для непосвященных они кажутся чудом. Секрет этой магии – знание химического ремесла. Сегодня – посвящение в подмастерья–химики.
Но перед этим вам, дорогие восьмиклассники, предстоит пройти ряд испытаний.
Команда и активные пассажиры трех атомоходов отправляемся в путь!
Результаты нашего следования будут фиксироваться в судовых журналах штурманами – (представляю жюри)
За быстроту, правильность, дисциплинированность прохождения маршрута команды и пассажиры атомоходов получают баллы, их количество поможет штурманам выявить Юных химиков I, II, III степени. За нарушения – баллы снимаются.
Итак, познакомимся с нашими командами – умными, красивыми, обаятельными и находчивыми участниками.
Конкурс 1 «Визитная карточка команды».
Каждая команда должна представить свое название, эмблему, девиз и пожелания соперникам
Максимальная оценка – 10 баллов.
Критерии оценки:
— соответствие тематике предмета
— творчество
─ оригинальность представления
Конкурс 2 Конкурс- разминка «Послание алхимиков».
Каждой команде надо расшифровать послание от алхимиков с помощью главной шпаргалки всех химиков – ПСХЭ. Это не гигантская формула. Здесь зашифрованы слова М.В.Ломоносова о том, каким должен быть настоящий химик.
Чтобы расшифровать его, нужно в названиях элементов выбрать букву, соответствующую индексу, стоящему при химическом символе. Например, первый элемент – титан, От его названия берем только букву номер 2 – это и.
Ti2 S Hg2 O2 Na Ne As2 K5 Cr Li2Cu In K Cu3 H2Cl2 Fe Ne2 Na Br As2 F2 Cu4
N4Be2 Sn Ag3Fe2Tc Zn2 Cd I2 Mg O2 Pt Rb Ar K Ti3 K4 Si Os Mo
«Истинный химик должен быть теоретиком и практиком»
Максимальная оценка – 10 баллов.
Критерии оценки:
— правильность
— скорость
Учитель: Пока команды работают, мы проверим хорошо ли знают химические элементы наши пассажиры атомоходов.
Загадки про элементы
2 Какой газ утверждает, что он – это не он? (Неон).
5. В состав каких двух химических элементов входит напиток морских пиратов? Хром, бром.
6. Какой химический элемент имеет отношение и к цирку и табуну лошадей? Цирконий.
7. Какой элемент состоит из двух животных? (Мышьяк)
8. Какой элемент «вращается» вокруг Солнца? (Уран)
9. Какой элемент является настоящим гигантом? (Титан)
10. Название, какого металла несёт в себе волшебника? (Магний)
11. Какой элемент утверждает, что может воду «родить»? (Водород)
12. Какой элемент своим названием говорит, что он «светоносец»? (Фосфор)
13. Частью какого химического любят играть на досуге взрослые и дети? (Золото)
14. От названия какого металла нужно отрезать 1/3, чтобы получить известную кость скелета человека и животных? (Серебро)
15. В состав названий каких элементов входит дерево? (Никель, дубний)
16. Какой элемент не имеет постоянной прописки в ПСХЭ Д.И. Менделеева? (Водород)
17. Какой металл при обычных условиях является жидким? (Ртуть)
18. Какой неметалл при обычных условиях является жидким? (Бром)
19. Какой благородный металл состоит из болотных водорослей? (Платина)
20. Элемент 3 периода, 5А группы. (Фосфор)
21. Вещество, поддерживающее горение и дыхание. (Кислород)
22. Вещества, состоящие из двух элементов, одним из которых является кислород.
23. Процесс с участием кислорода, сопровождающийся с выделением света и тепла. (Горение)
1-й ХИМИК. – Жарко здесь. Хочу я пить. У кого б воды спросить? Я бы выпила немного газировки без сиропа.
2-й ХИМИК. – Братцы! Мне нужна корова! Молочка хочу парного!
3-й ХИМИК выходит с колбой. – Вы, ребята, пить хотите? Чудеса мне по плечу, я ведь химию учу. В колбе сказочная жидкость. Подставляйте-ка стаканы. Опыт точно проведем, все у нас пойдет путем. (Наливает) Вот вода, вам, газировка, вот парное молоко. Получилось очень ловко, а секрет узнать легко.
Учитель: Стоп, ребята, погодите! Чтобы не было беды вы, пожалуйста, не пейте молока или воды. Это строгий кабинет, есть серьезный в нем запрет: все запомните друзья – здесь ни есть, ни пить нельзя.
Подведем итоги. Дадим слово жюри.
Конкурс 3 «Поэтический»
Составьте четверостишье с рифмами: пробирки – дырки, существо – вещество. (4) минуты
О каком веществе идет речь?
Загадки о элементах и веществах
Из меня состоит все живое.
Я – графит, антрацит и алмаз.
Я – на улице, в школе и в поле,
Я – в деревьях и в каждом из вас. (Углерод.)
Я – металл серебристый и легкий.
Я зовусь «самолетный металл».
И покрыт я оксидною пленкой,
Чтоб меня кислород не достал. (Алюминий.)
Нахожусь, друзья, везде:
В минералах и в воде.
Без меня вы как без рук
Нет меня – огонь потух. (Кислород)
Хоть составчик мой и сложный,
Без меня жить невозможно.
Я – отличный растворитель,
Жажды лучший утолитель.
А разрушите, так сразу
Два получите вы газа. (Вода)
NaCl — его все знают,
В магазине покупают,
Без него не сваришь ужин -
В малых дозах в блюдах нужен. ( поваренная соль).
Я – газ, легчайший и бесцветный,
Не ядовитый и безвредный.
Объединяясь с кислородом,
Я для питья даю вам воду Ответ: Водород
Элемент четвертой группы
Перед всеми на виду,
Стоит «Т» на «Р» исправить,
Будет деспот наяву Ответ: Титан и тиран
Флакон с KМnO4 - обычно имеется в каждой квартире,
С рожденья ребенок любой с ним знаком,
Едва лишь покинет он с мамой роддом,
Его искупают в ванночке с ним,
Ведь он для дезинфекции незаменим. (перманганат калия - «марганцовка»).
Что за чудо посмотри -
Этот СаСО3.
По доске он проезжает,
За собой след оставляет. (мел).
1-й ХИМИК. Но, а сейчас, самое страшное: мы будем оперировать. Для этого мне нужен больной. (Читая стихотворение, проделывает опыт.)
Оперируем без боли, правда будет много крови.
При каждой операции нужна стерилизация.
Йодом смочим мы обильно, чтобы было все стерильно.
Не вертитесь пациент! Нож подайте, ассистент!
Посмотрите, прямо струйкой кровь течет, а не вода.
Но сейчас я вытру руку - от пореза- ни следа! (Реактивы: р-р FeCl3, р-р родамина аммония)
Учитель: Подведем итоги. Дадим слово жюри.
Конкурс 4 «Темная лошадка»
Любой химик должен только по одному описанию определить, о каком веществе идет речь. «Тёмная лошадка» — зашифрованный химический элемент. Командам задаются подсказки об этом элементе, на основе которых они должны его отгадать. Ответ после первой подсказки: 5 баллов; после второй- «4» и т.д. За неправильный ответ (-1балл). Та из команд которая быстрее узнает что за элемент – поднимает руку.
1. В организме человека его содержится 3 г, из них примерно 2 г в крови.
2. По распространённости в земной коре он уступает лишь кислороду, кремнию и алюминию.
3. Первоначально единственным его источником были упавшие на землю метеориты, содержащие его в чистом виде.
4. Первобытный человек стал использовать орудия труда из него за несколько тысячелетий до н.э.
5. В честь него назван век. ( Железо).
Этот металл известен человеку с глубокой древности.
Его содержание в водах Мирового океана составляет 8 млрд.тонн.
Самый большой самородок этого металла весил 112 кг.
Из этого металла делают украшения, монеты.
Этот металл – символ солнца. (Золото)
Его называют безжизненным газом.
Это довольно инертный газ.
Он чуть легче воздуха.
Он входит в состав воздуха.
Его химическая формула N2. (Азот)
За 350 лет до н.э. Аристотель в своих трудах упоминает об этом металле.
Алхимики часто называли этот элемент меркурием.
Этот металл хорошо растворяет другие металлы, образуя амальгамы.
Пары металла ядовиты.
Находится внутри градусника. (Ртуть)
Серебристо-белый, блестящий металл.
Средневековые металлурги считали его «пожирателем олова».
Растворяется в смеси плавиковой и азотной кислот.
Самый тугоплавкий металл.
Из него делают спираль лампы накаливания. (Вольфрам)
Его называют всесъедающим.
При открытии этого элемента погибло много исследователей.
Входит в состав фреона.
Обладает высокой химической активностью.
Этот элемент входит в состав зубной пасты. (Фтор)
Весьма распространенный неметалл.
Этот элемент входит в состав белков.
Незаменимый элемент в производстве резины.
Используется в сельском хозяйстве для борьбы с вредителями виноградной лозы.
Горит сине-голубым пламенем. (Сера)
Конкурс 5 Конкурс капитанов «Знаток химического оборудования»
1) теоретический – вопросы задают команды
2) “Смотри в оба” – На лотке под салфеткой разложена химическая посуда. Вам необходимо, посмотрев несколько секунд, записать названия посуды на листке и отдать членам жюри (пробирка, воронка, фарфоровая чашка, мел, колба коническая, колба круглая плоскодонная, спиртовка, цилиндр, фильтр, химический стакан, штатив для пробирок, резиновая пробка).
Пока капитаны выполняют задание, остальные члены команды должны составить как можно больше формул из предложенных элементов. Время 2 мин.
Конкурс 6 Конкурс «Кто больше?»
Даны элементы Са, С, N, P, O, H, Cu, Al. Какая команда за 2 мин составит больше химических формул и даст названия полученным веществам.
Пока капитаны и их команды выполняют задания, остальным участникам путешествия необходимо проявить свою эрудицию и разгадать слова – анаграммы, в которых порядок букв переставлен. Переставив буквы в каждом слове, надо получить название химического элемента. Кто окажется быстрее, и правильно назовет слова, тот и победил. Каждый правильный ответ – 2 балла.
СЛИКОДОР (КИСЛОРОД), МНИКРЕЙ (КРЕМНИЙ)
ЛЕОДРУГ (УГЛЕРОД), ДОВОРДО (ВОДОРОД)
Итак, наше путешествие близится к концу. Мне кажется, что мы имеем дело с людьми, достойными стать гражданами нашего государства. Я попрошу жюри подвести итоги соревнования команд. А пока жюри совещается, мои уважаемые помощницы, продемонстрируют нам некоторые чудеса, которым они научились
Экспериментальная пауза
1. Говорят, что не бывает дыма без огня. Однако, только не у химиков. У нас и не такие чудеса увидишь. Опыт «Дым без огня» .
Часто говорят друзья,
Что нет дыма без огня.
Поражу сейчас вас я:
Вот он дым, но нет огня!
2. Волшебство нас окружает,
Удивляет, поражает.
Палочкой волшебной тронь – Зажигается огонь!
Обойдусь без спичек я в получении огня.
Раз, два, три,
Огонь, гори!
3. Я еще не то умею,
Из таблеток лезут змеи,
Страшные, кусачие.
От страха не заплачете?
4. «Несгораемый платок»
5. Пересыщенный раствор
Наконец настала торжественная минута, которую вы так долго ждали. Мы вас принимаем в ряды юных химиков нашей школы. А сейчас нужно дать клятву юного химика. Вы готовы?
1-й ведущий.
Мы, ныне выпавшие в осадок химики, перед лицом присутствующих торжественно клянемся:
Свято и нерушимо соблюдать законы химии, пропагандировать и нести их в массы, как завещал великий Менделеев
Клянусь! Клянусь!
2-й ведущий.
Свято и неукоснительно соблюдать правила техники безопасности при проведении практических работ, дабы избежать превращения школы в руины.
Клянусь! Клянусь!
3-й ведущий.
Чтобы количество учащихся до урока, равнялось количеству учащихся после урока, как гласит великий закон сохранения массы вещества
Клянусь! Клянусь!
1-й ведущий.
Не применять знания химии против своих преподавателей, как бы вам этого не хотелось.
Клянусь! Клянусь!
2-й ведущий.
Нам осталось пожелать всем удачи и успеха.
3-й ведущий.
Учите химию, и ваши мысли будут более стройными, а чувства более тонкими.
Слово жюри для подведения итогов и награждения.
Учитель: Подошел к концу наш урок, но это не конец, это только начало увлекательного путешествия по стране «Химия». Я желаю вам, чтобы жизнь в химической стране не была для вас слишком сложной и запутанной.