Внеурочная деятельность для 5 класса «Говорим и пишем правильно»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1» г. Тарко-Сале Пуровского района
ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
кружок
(кружок, факультатив, научное объединение и пр.)
«Говорим и пишем правильно»
(наименование)
1 год
(срок реализации программы)
11-12 лет (5 класс)
(возраст обучающихся)
Разработчик:
Василова О.Л.,учитель русского языка и литературы
2017 г.
Пояснительная записка.
Программа внеурочной деятельности «Говорим и пишем правильно» для учащихся 5 классов МБОУ «СОШ №1» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Программа учитывает возрастные и психологические особенности младшего подростка, позволяет развивать его личность в рамках общекультурного и общеинтеллектуального направлений.
Данная программа внеурочной деятельности предполагает развитие кругозора и мышления у учащихся, воспитывает чувство уважения к русскому языку. В отличие от уроков русского языка на внеурочных занятиях учащиеся получают углубленные знания по данному предмету по темам: «Морфемика», «Словообразование», «Морфология». «Графика», «Пунктуация», «Этимология» «Лексика», «Фразеология», «Синтаксис», «Культура речи». «Фонетика».
Большое внимание уделяется практическим занятиям, творческим работам, семинарам.
Используя информационные компьютерные технологии, ребята вместе с учителем учатся аргументировать, рассуждать по заданной теме.
Данная программа актуальна, так как изучению русского языка уделяется большое внимание в РФ. Следовательно, необходимо через внеклассные дополнительные занятия прививать любовь к языку, совершенствуя орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся. Ребята учатся составлять проекты, работать в команде, этим данный курс отличается от других.
Цель:
развить кругозор и мышление учащихся.
Задачи:
вызвать интерес к русскому языку, к его законам, к различным языковым явлениям, к слову;
закрепить практические навыки в построении устных и письменных высказываний;
способствовать развитию творческих способностей школьников.
В результате изучения курса русского языка учащиеся должны знать/понимать:
определения основных изучаемых единиц языка и речи: звук, слог, морфема, слово, словосочетание, предложение, текст;
особенности ударения в русском языке;
основные правила орфоэпии;
основные способы образования слов;
основные способы определения лексического значения слова;
тематические группы слов;
правила русской орфографии;
морфологические признаки частей речи;
нормы употребления в речи языковых единиц;
виды словосочетаний;
виды предложений;
основные группы пунктуационных правил;
признаки текста.
Уметь:
адекватно понимать содержание научно-учебного и художественного текстов, воспринимаемых на слух;
выделять основную и дополнительную информацию текста, определять его принадлежность определённому типу речи;
сохранять при письменном изложении типологическую структуру текста и его выразительные языковые и речевые средства;
анализировать тексты с точки зрения соответствия их требованию точности и логичности речи;
рецензировать чужие тексты и редактировать собственные;
проводить фонетический и орфоэпический разбор слов;
правильно произносить широко употребляемые слова;
по типичным суффиксам и окончанию определять изученные части речи и их формы;
определять способы образования разных частей речи;
соблюдать лексические нормы, употребляя слова в соответствии с их лексическим значением, а также с условиями общения;
толковать значение общеупотребительных слов и фразеологизмов;
различать постоянные и непостоянные признаки частей речи и проводить морфологический разбор слов всех частей речи;
владеть правильным способом применения изученных правил орфографии;
составлять схемы словосочетаний и конструировать словосочетания по предложенной схеме;
определять синтаксическую роль всех частей речи;
объяснять пунктуацию предложений изученных конструкций;
строить пунктуационные схемы предложений.
Система контроля: курс завершается проверочной работой, которая позволяет оценить знания, умения и навыки, проводятся промежуточные интерактивные тесты по обобщающим темам. Работая в команде, учащиеся готовят свои проекты и публично защищают.
На занятиях используются разнообразные по характеру упражнения, среди которых немало заданий повышенной трудности, нестандартных упражнений. Ребята познакомятся с лингвистическими сказками, словесными играми, шарадами, мегаграммами, кроссвордами, попробуют свои силы в анализе художественного текста, попытаются разгадать языковые секреты традиционных разделов школьного курса русского языка. Удивительные истории из жизни слов, загадочные факты языка помогут учащимся овладеть орфографической и пунктуационной грамотностью. Занятия состоят не только из теоретического материала, но и из практической части, в которой представлены различные виды упражнений, помогающие выработать устойчивые орфографические навыки у учащихся, помочь исправить типичные для письменных работ ошибки, расширить знания учащихся по истории языка, помочь формированию языковой культуры.
Все занятия состоят из двух блоков: теоретического и практического. Каждый раздел заканчивается обобщающим занятием, проводимым в форме интеллектуальной игры, тренинга, мониторинга, пресс-конференции. После окончания курса учащиеся сами выбирают лучшего, эрудированного ученика среди сверстников. Это повышает мотивацию обучения, развивает интерес к изучению предмета.
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы, – 10-11 лет.
Проведение занятий предполагается в форме лекций, практических занятий, пресс-конференций, интеллектуальных игр, тренингов, защиты проектов, интерактивных занятий.
Способы и формы проведения занятий:
лекции;
практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок;
анализ и просмотр текстов;
самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями;
Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.
В каждом занятии прослеживаются три части:
игровая;
теоретическая;
практическая.
Основные методы и технологии организации учебно-воспитательного процесса:
технология разноуровневого обучения;
развивающее обучение;
технология обучения в сотрудничестве;
коммуникативная технология.
Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств школьника.
Планируемые результаты.
Личностные результаты:
эмоциональность;
умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей,
сочувствовать другим людям, сопереживать;
чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
интерес к изучению языка;
осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
самостоятельно формулировать тему и цели урока;
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
пользоваться словарями, справочниками;
осуществлять анализ и синтез;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения;
Коммуникативные УУД:
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
владеть монологической и диалогической формами речи;
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
задавать вопросы.
Содержание программы
1 год обучения (35ч.)
Организационное занятие.
(1ч.)
Руководитель знакомит учащихся с целью и задачами, с методикой проведения занятий, с примерным планом работы. Распределяются обязанности среди детей, заполняются анкеты.
Секреты устной речи.
(Фонетика.Интонация).
(7 ч.)
Почему не всегда совпадает звучание и написание слова.
Для чего используют звуковые повторы в речи.
Какова роль интонации в устной речи.
Обобщающее занятие по теме «Кто говорит-сеет, кто слушает- собирает».
В данном разделе рассматривают заявленные темы, на занятиях используются интерактивные тренажеры, практические занятия проводятся в игровой форме.
Загадки русского словообразования.
( Морфемика. Словообразование. Этимология).
(7 ч.)
О чём рассказывает словообразовательная модель слова.
Что такое словообразовательное гнездо однокоренных слов.
Почему с течением времени может измениться морфемный состав слова.
Этимология слов. Работа со словарями.
Сказочные превращения.
Презентация творческой работы.
Изучаются подробно темы, используя шарады, метаграммы, в завершении этого раздела учащиеся рекламируют свои творческие работы, используя средства массовой информации (по желанию): телевидение, радио, интернет.
Секреты письменной речи.
(Графика. Орфография. Пунктуация)
(5ч.)
Зачем нужно знать алфавит.
В чём секрет правописания морфем.
Как пунктуационные знаки помогают передавать смысл высказывания.
Не пером пишут – умом. Тайны письма.
Бенефис знаний.
Проводятся исследования данных тем, учащиеся, используя тексты художественных произведений, аргументируют свои ответы, делают выводы для доказательства выдвинутой гипотезы.
Тайны русского слова.
(Лексика.Фразеология)
(5 ч.)
На какие группы делится словарный состав русского языка.
В чём особенность употребления слова в художественном тексте.
О чём рассказывают фразеологизмы.
Фразеология в художественных произведениях.
Лабораторная работа.
Изучается специализированная литература по этимологии слов, работают со словарями, изучают языковые средства выразительности, исследуют художественные произведения.
Секреты морфологии и синтаксиса.
(Морфология.Синтаксис)
(6ч.)
Чем отличаются друг от друга склоняемые части речи.
В чём секрет глагола и его форм.
Как отличать грамматические омонимы.
Какими бывают предложения.
Грамматике учиться всегда пригодится.
Мониторинг проверки знаний.
Развивая кругозор и интеллект, дети получают знания из области морфологии и синтаксиса, даются задания повышенной трудности для любознательных. На последнем занятии проводится мониторинг, подтверждающий знания. Умения и навыки, которые получили дети на занятиях.
Речевой этикет.
(3 ч.)
Правила речевого этикета.
Формулы речевого этикета.
Рассматривается специфика русского речевого этикета и техника реализации этикетных форм.
Обобщающее занятие.
(1ч.)
Аукцион знаний.
Подводится итог знаний и навыков, полученных за год занятий в кружке, выбирается самый эрудированный и интеллектуальный школьник
Список литературы для педагога.
1. Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку, Москва, Просвещение, 2000 г.
2. Бурмако В.М. Русский язык в рисунках. Москва Просвещение. 1991 г.
3. Волина В.В. Весёлая грамматика, Москва, Знание, 2005г.
4. Львова С.И. Работа с морфемными моделями слов на уроках русского языка, Москва, Мнемозина, 2007г.
5. Павлова Т.И., Чигвинцева О.Н. Практические материалы к уроку русского языка. Опыт работы по УМК С.И.Львовой, В.В.Львова, Ростов –на – Дону, 2007г.
6. Чачина Т.М. Денисова А.А. ГарцовА.Д.Учебное пособие по русскому речевому этикету, русской фразеологии и этимологии. Электронное учебное издание. Дрофа. 2007 г.
7. ШанскийН.М.Лингвистические детективы. Москва. Дрофа.2007 г.
Список литературы для учащихся.
1. Львова С.И. Русский язык 5-7 классы. Москва. Дрофа.2007 г.
2. Львова С.И. «Позвольте пригласить вас…» или Речевой этикет. Москва. Дрофа.2007 г.
3. Панов М.В. Занимательная орфография. Москва. Просвещение. 1981 г.
4. Тумина Л.Е. Сочини сказку. Москва. Дрофа. 2006 г.
№№ урока |
Содержание (разделы, темы) |
Кол-во часов |
Дата проведения |
||||||
Аудиторные |
Внеаудиторные |
План |
Факт |
||||||
Введение. 1 ч. |
|||||||||
1 |
Организационное занятие. |
1 |
|||||||
Секреты устной речи. (Фонетика.Интонация.) (7 ч.) |
|||||||||
2 |
Почему не всегда совпадает звучание и написание слова. |
1 |
1 |
8.09 |
|||||
3 |
Для чего используют звуковые повторы в речи. |
1 |
1 |
15.09 |
|||||
4 |
Какова роль интонации в устной речи. |
1 |
1 |
22.09 |
|||||
5 |
Обобщающее занятие по теме «Кто говорит-сеет, кто слушает - собирает». |
1 |
29.10 |
||||||
Загадки русского словообразования. ( Морфемика. Словообразование. Этимология) (7 ч.) |
|||||||||
6 |
О чём рассказывает словообразовательная модель слова. |
0,5 |
0,5 |
6.10 |
|||||
7 |
Что такое словообразовательное гнездо однокоренных слов. |
0,5 |
0,5 |
13.10 |
|||||
8 |
Почему с течением времени может измениться морфемный состав слова. |
0,5 |
0,5 |
20.10 |
|||||
9 |
Этимология слов. Работа со словарями |
0,5 |
0,5 |
27.10 |
|||||
10 |
Сказочные превращения. |
0,5 |
0,5 |
17.11 |
|||||
11 |
Презентация творческой работы. |
1 |
1 |
24.11 |
|||||
Секреты письменной речи. (Графика. Орфография. Пунктуация) (5 ч.) |
|||||||||
12 |
Зачем нужно знать алфавит. |
0,5 |
0,5 |
1.12 8.12 |
|||||
13 |
В чём секрет правописания морфем. |
0,5 |
0,5 |
15.12 22.12 |
|||||
14 |
Как пунктуационные знаки помогают передавать смысл высказывания. |
0,5 |
0,5 |
12.01 |
|||||
15 |
Не пером пишут – умом. Тайны письма. |
0,5 |
0,5 |
19.01 26.01. |
|||||
16 |
Бенефис знаний. |
0,5 |
0,5 |
2.02 |
|||||
Тайны русского слова. (Лексика.Фразеология) (5 ч.) |
|||||||||
17 |
На какие группы делится словарный состав русского языка. |
0,5 |
0,5 |
9.02 16.02 |
|||||
18 |
В чём особенность употребления слова в художественном тексте. |
0,5 |
0,5 |
23.02 1.03 |
|||||
19 |
О чём рассказывают фразеологизмы. |
0,5 |
0,5 |
8.03 |
|||||
20 |
Фразеология в художественных произведениях. |
0,5 |
0,5 |
15.03 |
|||||
21 |
Лабораторная работа. |
0,5 |
0,5 |
22.03 |
|||||
Секреты морфологии и синтаксиса. (Морфология.Синтаксис.) (6ч.) |
|||||||||
22 |
Чем отличаются друг от друга склоняемые части речи. |
0,5 |
0,5 |
5.04 |
|||||
23 |
В чём секрет глагола и его форм. |
0,5 |
0,5 |
12.04 |
|||||
24 |
Как отличать грамматические омонимы. |
0,5 |
0,5 |
19.04 |
|||||
25 |
Какими бывают предложения. |
0,5 |
0,5 |
26.04 |
|||||
26 |
Грамматике учиться всегда пригодится. Мониторинг проверки знаний. |
1 |
1 |
3.05 |
|||||
Речевой этикет. (3 ч.) |
|||||||||
27 |
Правила речевого этикета. |
0,5 |
0,5 |
10.05 |
|||||
28 |
Формулы речевого этикета. |
0,5 |
0,5 |
17.05 |
|||||
29 |
Формулы речевого этикета. |
0,5 |
0,5 |
24.05 |
|||||
Обобщающее занятие. (1ч.) |
|||||||||
Аукцион знаний. |
1 |
31.05 |
|||||||
Итого часов |
18,5 |
15,5 |