12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Хохлова Нина Борисовна3208
Работаю в сфере образования с 1987 года, руководитель РМО педагогов ДО и технологии, имею высшую квалификационную категорию. В настоящее время руковожу детским Театром моды "Костюмерия" и заведую метод.кабинетом Управления образования Духовницкого района
Россия, Саратовская обл., р.п. Духовницкое
Материал размещён в группе «Ты – мне, я – тебе»

Как часто нашим деткам свойственно шепелявить, не выговаривать слова, пропускать или заменять сложные звуки на более простые! Как мамы, папы, дедушки и особенно бабули переживают по этому поводу! Мне это тоже знакомо! Внук Никитка не сразу стал правильно и четко выговаривать звуки. Что нам помогло? Конечно, логопедические упражнения! Дело важное и нужное!

Но, ему быстро надоедало их выполнять, и мы стали заниматься играя. И весело, и полезно. Мы учили стихотворения и вспоминали о них несколько раз в течение дня: увидим кошку – покажем, как она умывается, барахтаемся в воде– изображаем вместе пугливую рыбу, одеваемся на прогулку – поговорим о качелях во дворе. Особенно ему нравилось строить рожицы и показывать язык, тем более это разрешалось. А проделывать это вместе со мной доставляло двойное удовольствие!

Предлагаю ознакомиться с упражнениями, которые помогут вам заинтересовать вашего ребёнка.

1. Упражнение «Часики»: приоткрыть рот, чуть улыбнуться; язычок, как маятник, ходит прямо из одного угла губ в другой, не скользит по нижней губе.

Как часы, заладим в такт:

- Тик-так! Тик-так!

Разговариваем так:

- Тик-так! Тик-так!

Мы не просто так болтаем,

А секундочки считаем,

Отставать нельзя никак:

- Тик-так! Тик-так!

2. Упражнение: покусывать и почесывать сначала верхнюю, затем - нижнюю губу.

Если губки я кусаю,

Значит, я переживаю.

Если губки я чешу,

Значит, сладкого прошу.

3. Упражнение «Рыбки разговаривают»: хлопаем губами друг о друга.

Рыбка рыбке говорила:

- Я сегодня борщ сварила

Из ракушек и из ила,

Очень-очень вкусно было!

Рыбка рыбке отвечала:

- Ты, кума, не то сказала:

Это был не борщ, а щи -

Для борща траву ищи!

4. Упражнение «Чашечка»: рот широко открыт, передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов;

Наливаю медвежонку

В эту чашечку — сгущенку,

В эту чашечку — варенье,

В эту — положу печенье,

В эту — пирожок с капустой,

В эту — морс брусничный вкусный,

В эту — в сахаре орешки.

Ешь, мой милый сладкоежка!

5.Упражнение «Грибок»: язык упирается в верхнее небо, при этом нижняя челюсть опускается и растягивается уздечка языка.

А теперь – смотри, смотри -

Мы с тобой – богатыри:

Рухнул старый-старый дом –

Мы поднимем крышу в нем.

6.Упражнение «Ветер»: язычок сворачиваем в трубочку, через нее дуем.

Дую я в свою дуду -

Дудочка поет: «Ду-ду!»

7. Упражнение «Порычим»: тренируемся произносить звук «Р».

Львенок учится рычать,

Очень хочет «Рррр!» сказать.

Мордочку свою задрав,

Хочет – «Рррр!», выходит: «Мяв!»

Как он стать львом грозным сможет?

Мы с тобой ему поможем!

Трактор – синий богатырь –

Как мотор заводит?

- Тррр!

Молния сверкает! Гром!

Мы его не пустим в дом -

Крыша прочная! Нет дыр!

Пусть себе ворчит:

- Гррр! Грррр!

Берег речки. Гладь воды.

Слышно катер: «Ды-ды-ды».

Вот подходит пассажир –

Катерок взревет: «Дрррр! Дрррр!»

Львенок маленький старался,

Львенок долго упражнялся.

Он, как папа, на весь мир

Скажет громко, звонко: «Ррррр!»

8. Упражнение «Дятел»: «выбиваем» звук «Д» кончиком язычка на верхних альвеолах.

- Кто в лесу стучит, стучит?

- Дятел дерево долбит:

- Д-д-д-д-д-д-ды,

Нелегки мои труды:

Я не просто так стучу –

Это дерево лечу:

Под корой – жучков ходы,

Д-д-д-д-д-д-ды.

 Стихи не с одним, а несколькими упражнениями:

1. «Покорми котенка»:

а) «чашечка»- открыть широко рот, передний и боковой края широкого языка поднять, но не касаются зубов;

б)«котенок лакает»: имитируем движения язычка котенка – захватываем язычком молочко и отправляем его в рот;

в) «вкусное варенье»: облизать по кругу губы, затем - в другую сторону;

г)"котенок моется": имитируем вылизывание шерстки.

Налью в чашечку котенку /а/

Молочко, молочко.

Он начнет лакать в сторонке /б/

Молочко язычком.

Служит ложечкой котенку /а/

Язычок, язычок.

И дрожит хвостик тонкий,

И вздыхает бочок.

А когда закончит ужин

Наш усатый чудак,

Зная, что быть чистым нужно,

Умывается так:

Он оближет свои губки, /в/

А потом – еще раз,

Чисто вымоет шубку /г/

Язычком, а подчас

Лапой мордочку моет –

Как мочалкой скоблит.

“Мурр!” – мне скажет с любовью:

“Все, спасибо: я сыт! ”

2. «Гусь и индюк»

1) «гусь»: «шипим» - дуем на широкий язык, подняв его к небу;

2) «индюк»: широкий язык высовываем за верхнюю губу, произнося “бл-бл-бл”.

Гусь поспорил с индюком:

Птичник: чей же это дом?

Гусь шипит: “Да ты малыш!

Защиплю! Дом мой! Ш-ш-ш!”

А индюк: “Бл-бл-бл-бла!

У тебя нет ни кола!

Всем понятно: птичник - мой!

Я иду к себе домой!”

Воробьи взлетают с крыш,

Испугавшись “Ш-ш-ш!”

И бегут на край села

Уточки от “Бл-бл-бла!”.

…Ты пугать умеешь, друг,

И как гусь, и как индюк?

Нас немного посмеши:

Двух задир нам покажи!

3. «Белим - красим свой дом»

а) «белим потолок»: широким языком проводим от верхних резцов до мягкого нёба;

б) «чистим зубы»: языком "чистим зубы" изнутри влево - вправо;

в) «половичок»: широкий язычок расстилаем на нижней губе; через некоторое время чередуем действия: высунуть вперед острый язычок – снова расстелить на губе широкий («стряхиваем пыль»).

Как-то раз решил свой домик

Привести в порядок гномик:

Краску, кисточку нашел –

Потолок белить пошел.

Кисточка: назад – вперед,- /а/

Еще краску гном берет,

Красит вновь: вперед – назад.

Как красиво! Гномик рад.

Он теперь сушеной тиной /б/ на верхних зубах/

Выметает паутину

И в углу, и на комоде:

- Пауки пусть в сад уходят!

Сверху – все. Спускаюсь вниз.

Ну, грязюка, берегись!

Гномик, стоя на коленках, /б/ на нижних зубах/

- Влево-вправо! – моет стенку:

- Вправо-влево! – вновь и снова.

Дом сияет, словно новый!

Положил половичок /в/

На забор наш старичок:

- Пыль стряхну с него раз пять –

На пол постелю опять.

Вымыт пол. Приятно в доме.

И решил усталый гномик:

- Заслужил я угощенье –

Чай клубничный и с вареньем!

Никитка прекрасно справился с неподдающимися звуками и теперь ученик третьего класса.

Занимайтесь с детьми самостоятельно логопедическими упражнениями в игровой форме, если нет возможности обратиться к логопеду!

Источники:

Логопедические упражнения

Логопедия в стихах

Логопедические упражнения в стихах

Логопедические стихи

 

Опубликовано в группе «Ты – мне, я – тебе»


Комментарии (3)

Перминова Елена Федоровна, 07.08.18 в 11:10 0Ответить Пожаловаться
Спасибо, Нина Борисовна!!!! Очень кстати публикация. В каждом классе встречаются такие дети. У нас в районе всего один логопед. А дети страдают. Ваша публикация очень пригодится, предложу на первом же собрании.
Хохлова Нина Борисовна, 07.08.18 в 11:44 1Ответить Пожаловаться
Огромное спасибо за внимание, рада,что материал оказался полезным и нужным!
Алымова Елена Петровна, 10.08.20 в 09:40 0Ответить Пожаловаться
Спасибо. Материал очень интересный.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.