Как часто нашим деткам свойственно шепелявить, не выговаривать слова, пропускать или заменять сложные звуки на более простые! Как мамы, папы, дедушки и особенно бабули переживают по этому поводу! Мне это тоже знакомо! Внук Никитка не сразу стал правильно и четко выговаривать звуки. Что нам помогло? Конечно, логопедические упражнения! Дело важное и нужное!
Но, ему быстро надоедало их выполнять, и мы стали заниматься играя. И весело, и полезно. Мы учили стихотворения и вспоминали о них несколько раз в течение дня: увидим кошку – покажем, как она умывается, барахтаемся в воде– изображаем вместе пугливую рыбу, одеваемся на прогулку – поговорим о качелях во дворе. Особенно ему нравилось строить рожицы и показывать язык, тем более это разрешалось. А проделывать это вместе со мной доставляло двойное удовольствие!
Предлагаю ознакомиться с упражнениями, которые помогут вам заинтересовать вашего ребёнка.
1. Упражнение «Часики»: приоткрыть рот, чуть улыбнуться; язычок, как маятник, ходит прямо из одного угла губ в другой, не скользит по нижней губе.
Как часы, заладим в такт:
- Тик-так! Тик-так!
Разговариваем так:
- Тик-так! Тик-так!
Мы не просто так болтаем,
А секундочки считаем,
Отставать нельзя никак:
- Тик-так! Тик-так!
2. Упражнение: покусывать и почесывать сначала верхнюю, затем - нижнюю губу.
Если губки я кусаю,
Значит, я переживаю.
Если губки я чешу,
Значит, сладкого прошу.
3. Упражнение «Рыбки разговаривают»: хлопаем губами друг о друга.
Рыбка рыбке говорила:
- Я сегодня борщ сварила
Из ракушек и из ила,
Очень-очень вкусно было!
Рыбка рыбке отвечала:
- Ты, кума, не то сказала:
Это был не борщ, а щи -
Для борща траву ищи!
4. Упражнение «Чашечка»: рот широко открыт, передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов;
Наливаю медвежонку
В эту чашечку — сгущенку,
В эту чашечку — варенье,
В эту — положу печенье,
В эту — пирожок с капустой,
В эту — морс брусничный вкусный,
В эту — в сахаре орешки.
Ешь, мой милый сладкоежка!
5.Упражнение «Грибок»: язык упирается в верхнее небо, при этом нижняя челюсть опускается и растягивается уздечка языка.
А теперь – смотри, смотри -
Мы с тобой – богатыри:
Рухнул старый-старый дом –
Мы поднимем крышу в нем.
6.Упражнение «Ветер»: язычок сворачиваем в трубочку, через нее дуем.
Дую я в свою дуду -
Дудочка поет: «Ду-ду!»
7. Упражнение «Порычим»: тренируемся произносить звук «Р».
Львенок учится рычать,
Очень хочет «Рррр!» сказать.
Мордочку свою задрав,
Хочет – «Рррр!», выходит: «Мяв!»
Как он стать львом грозным сможет?
Мы с тобой ему поможем!
Трактор – синий богатырь –
Как мотор заводит?
- Тррр!
Молния сверкает! Гром!
Мы его не пустим в дом -
Крыша прочная! Нет дыр!
Пусть себе ворчит:
- Гррр! Грррр!
Берег речки. Гладь воды.
Слышно катер: «Ды-ды-ды».
Вот подходит пассажир –
Катерок взревет: «Дрррр! Дрррр!»
Львенок маленький старался,
Львенок долго упражнялся.
Он, как папа, на весь мир
Скажет громко, звонко: «Ррррр!»
8. Упражнение «Дятел»: «выбиваем» звук «Д» кончиком язычка на верхних альвеолах.
- Кто в лесу стучит, стучит?
- Дятел дерево долбит:
- Д-д-д-д-д-д-ды,
Нелегки мои труды:
Я не просто так стучу –
Это дерево лечу:
Под корой – жучков ходы,
Д-д-д-д-д-д-ды.
Стихи не с одним, а несколькими упражнениями:
1. «Покорми котенка»:
а) «чашечка»- открыть широко рот, передний и боковой края широкого языка поднять, но не касаются зубов;
б)«котенок лакает»: имитируем движения язычка котенка – захватываем язычком молочко и отправляем его в рот;
в) «вкусное варенье»: облизать по кругу губы, затем - в другую сторону;
г)"котенок моется": имитируем вылизывание шерстки.
Налью в чашечку котенку /а/
Молочко, молочко.
Он начнет лакать в сторонке /б/
Молочко язычком.
Служит ложечкой котенку /а/
Язычок, язычок.
И дрожит хвостик тонкий,
И вздыхает бочок.
А когда закончит ужин
Наш усатый чудак,
Зная, что быть чистым нужно,
Умывается так:
Он оближет свои губки, /в/
А потом – еще раз,
Чисто вымоет шубку /г/
Язычком, а подчас
Лапой мордочку моет –
Как мочалкой скоблит.
“Мурр!” – мне скажет с любовью:
“Все, спасибо: я сыт! ”
2. «Гусь и индюк»
1) «гусь»: «шипим» - дуем на широкий язык, подняв его к небу;
2) «индюк»: широкий язык высовываем за верхнюю губу, произнося “бл-бл-бл”.
Гусь поспорил с индюком:
Птичник: чей же это дом?
Гусь шипит: “Да ты малыш!
Защиплю! Дом мой! Ш-ш-ш!”
А индюк: “Бл-бл-бл-бла!
У тебя нет ни кола!
Всем понятно: птичник - мой!
Я иду к себе домой!”
Воробьи взлетают с крыш,
Испугавшись “Ш-ш-ш!”
И бегут на край села
Уточки от “Бл-бл-бла!”.
…Ты пугать умеешь, друг,
И как гусь, и как индюк?
Нас немного посмеши:
Двух задир нам покажи!
3. «Белим - красим свой дом»
а) «белим потолок»: широким языком проводим от верхних резцов до мягкого нёба;
б) «чистим зубы»: языком "чистим зубы" изнутри влево - вправо;
в) «половичок»: широкий язычок расстилаем на нижней губе; через некоторое время чередуем действия: высунуть вперед острый язычок – снова расстелить на губе широкий («стряхиваем пыль»).
Как-то раз решил свой домик
Привести в порядок гномик:
Краску, кисточку нашел –
Потолок белить пошел.
Кисточка: назад – вперед,- /а/
Еще краску гном берет,
Красит вновь: вперед – назад.
Как красиво! Гномик рад.
Он теперь сушеной тиной /б/ на верхних зубах/
Выметает паутину
И в углу, и на комоде:
- Пауки пусть в сад уходят!
Сверху – все. Спускаюсь вниз.
Ну, грязюка, берегись!
Гномик, стоя на коленках, /б/ на нижних зубах/
- Влево-вправо! – моет стенку:
- Вправо-влево! – вновь и снова.
Дом сияет, словно новый!
Положил половичок /в/
На забор наш старичок:
- Пыль стряхну с него раз пять –
На пол постелю опять.
Вымыт пол. Приятно в доме.
И решил усталый гномик:
- Заслужил я угощенье –
Чай клубничный и с вареньем!
Никитка прекрасно справился с неподдающимися звуками и теперь ученик третьего класса.
Занимайтесь с детьми самостоятельно логопедическими упражнениями в игровой форме, если нет возможности обратиться к логопеду!
Источники:
Логопедические упражнения в стихах
Перминова Елена Федоровна
Хохлова Нина Борисовна
Алымова Елена Петровна