Программа внеурочной деятельности для 5 класса
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №20» города Кирова
«Согласовано»
Заместитель директора по ВР
______________/ФИО
«____»__________2016 г.
«Утверждаю»
Директор МБОУ «СОШ №20» города Кирова
______________
Приказ № от
Программа внеурочной деятельности 5 «В» класса на 2016 – 2017 учебный год
Составитель:
Классный руководитель
5 «В» _класса
Кокина Елена Сергеевна
___________________________
(Личная подпись)
Киров 2016
Пояснительная записка
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся.
Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности.
В настоящее время в связи с переходом на новые стандарты второго поколения происходит совершенствование внеурочной деятельности.
Настоящая программа создает условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, её интеграции в системе мировой и отечественной культур.
Программа педагогически целесообразна, так как способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время.
Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства.
Основными задачами воспитания на современном этапе развития нашего общества являются: формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, способности к успешной социализации в обществе.
Занятия проводятся в форме КТД, экскурсий, кружков, секций, круглых столов, конференций, диспутов, КВНов, викторин, праздничных мероприятий, классных часов, школьных научных обществ, олимпиад, соревнований, поисковых и научных исследований и т.д.
Внеурочные занятия направляют свою деятельность на каждого ученика, чтобы он мог ощутить свою уникальность и востребованность.
Внеурочная деятельность организуется по пяти направлениям:
- спортивно-оздоровительное;
- духовно-нравственное;
- социальное;
- общеинтеллектуальное;
- общекультурное.
2. Цели, задачи внеурочной деятельности, принципы программы
Цели внеурочной деятельности
Создание условий для развития и воспитания личности обучающихся, обеспечивающих формирование основ гражданской идентичности: чувства сопричастности и гордости за свою Родину, уважения к истории и культуре народа, воспитания нравственности ребенка, освоения основных социальных ролей, норм и правил.
Создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных и интеллектуальных интересов учащихся в свободное время, развитие здоровой личности со сформированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность.
В соответствии с поставленными целями внеурочная деятельность решает задачи:
Организация общественно-полезной и досуговой деятельности учащихся в тесном взаимодействии с социумом.
- гражданину: чувство долга перед страной, чувство национальной гордости, уважение к символике государства и законам, ответственность за судьбу страны, бережное отношение к языку, культуре и традициям, общественная активность, бережное отношение к природе, уважение прав и свобод другого человека, толерантность, правосознание;
- работнику: дисциплина и ответственность, работоспособность и организованность, трудолюбие и уважение к людям труда, деловитость и предприимчивость;
- семьянину: трудолюбие, культура общения, умение держаться в обществе, здоровый образ жизни, умение организовать свой досуг, знание норм и законов семейного права, знание психологии и этики, умение воспитывать собственных детей, уважение к родителям, старикам.
Основные принципы программы
Включение учащихся в активную деятельность.
Доступность и наглядность.
Связь теории с практикой.
Учёт возрастных особенностей.
Сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности.
Целенаправленность и последовательность деятельности (от простого к сложному).
3. Сроки реализации программы – учебный год 2016-2017
Программа рассчитана на 90 часов и предполагает равномерное распределение этих часов по неделям и проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий со школьниками.
Программа состоит из 5 относительно самостоятельных разделов, каждый из которых предполагает организацию определенного вида внеурочной деятельности пятиклассников и направлена на решение спланированных педагогических задач.
ОСНОВНЫЕ РАЗДЕЛЫ ПРОГРАММЫ
№ |
Название раздела |
Количество часов |
1 |
Спортивно-оздоровительное |
18 |
2 |
Духовно- нравственное |
18 |
3 |
Общекультурное |
18 |
4 |
Социальное |
18 |
5 |
Общеинтеллектуальное |
18 |
СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
Пояснительная записка
Цель: создание условий, обеспечивающих становление физически здоровой личности школьника на основе развития его индивидуальности.
Задачи:
Развитие позитивного отношения к базовым общественным ценностям (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура) для формирования здорового образа жизни.
Формирование негативного отношения к вредным привычкам.
Повышение активности обучающихся в делах класса, формирующих умение и потребность вести здоровый образ жизни.
Реализация внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению – это обучение школьников бережному отношению к своему здоровью, начиная с раннего детства. В современных условиях проблема сохранения здоровья детей чрезвычайно важна в связи с резким снижением процента здоровых детей. Может быть предложено много объяснений складывающейся ситуации. Это и неблагоприятная экологическая обстановка, и снижение уровня жизни, и нервно-психические нагрузки и т.д. Весьма существенным фактором «школьного нездоровья» является неумение самих детей быть здоровыми, незнание ими элементарных законов здоровой жизни, основных навыков сохранении здоровья. Отсутствие личных приоритетов здоровья способствует значительному распространению в детской среде и различных форм разрушительного поведения.
Приоритетность проблемы сохранения и укрепления здоровья обучающихся нашла отражение в многочисленных исследованиях ученых. Это подчеркивает необходимость формирования у обучающихся мотивации на ведение здорового образа жизни через организацию культурной здоровьесберегающей практики детей, через деятельные формы взаимодействия, в результате которых только и возможно становление здоровьесберегающей компетентности.
Внеурочная деятельность по спортивно-оздоровительному направлению нацелена на формирование у обучающихся ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, на расширение знаний и навыков, обучающихся по гигиенической культуре, на формирование умений самостоятельно заниматься физическими упражнениями на использование их в целях досуга, отдыха.
Только наличие системы работы по формированию культуры здоровья и здорового образа жизни позволит сохранить здоровье обучающихся в дальнейшем.
Формы реализации направления
№ |
Сроки проведения |
Содержание |
Форма проведения |
Результаты |
Ответственный |
1 2 3 4 |
Сентябрь 25.09 4 часа |
Игры на командообразование с элементами здоровье сберегающих технологий + посещение веревочного тура в «Гамми парке» совместно с родителями |
День Здоровья |
формирование культуры здоровья – отношения к здоровью как высшей ценности человека - научить использовать полученные знания в повседневной жизни, - способность рационально организовать физическую и интеллектуальную деятельность |
Кокина Е.С. классный руководитель, родительский комитет |
5 |
Ноябрь 1 час |
Глаза-главные помощники человека |
Беседа об органах зрения. Опыт со светом. Гимнастика для глаз. Игра «Полезно – вредно». |
Составление правил бережного отношения к зрению - развитие личностных качеств, обеспечивающих осознанный выбор поведения, снижающего или исключающего воздействие факторов, способных нанести вред физическому и психическому здоровью |
Кокина Е.С. классный руководитель, студенты мед.академии |
6 |
Ноябрь 1 час |
Осанка – стройная спина! |
Беседа-игра |
Правила для поддержания правильной осанки. Составление упражнений для физкультминутки на уроке. |
Кокина Е.С. классный руководитель |
7 |
Декабрь 1 час |
«Режим дня» |
Беседа с элементами практической деятельности |
Составление оптимального режима дня |
Кокина Е.С. классный руководитель |
8 |
Декабрь 1 час |
Если хочешь быть здоров. |
Сказка о микробах и правилах закаливания. Оздоровительная минутка. Тест «Здоровый человек – это…» |
Активное участие учащихся в инсценировке сказки. - Создание плаката «Мы выбираем ЗОЖ» |
Кокина Е.С. классный руководитель студенты мед.академии |
9-10 |
Январь 2 часа |
Катание на лыжах в СТК «Порошино» |
Спортивное занятие на свежем воздухе |
Активное участие учащихся и родителей -формирование потребности ответственного отношения к окружающим и осознания ценности человеческой жизни -способность рационально организовать физическую и интеллектуальную деятельность |
Кокина Е.С. классный руководитель, родительский комитет |
11 |
Февраль 1 час |
Как уберечься от мороза? |
Классный час. Работа с отрывком из сказки С. Михалкова «Мороз и морозец». Признаки обморожения. |
Составление памятки правил поведения в холодную погоду |
Кокина Е.С. классный руководитель |
12 |
Февраль 1 час |
Быстрее, выше, сильнее… |
Викторина |
Победитель викторины награждается грамотой и памятным сувениром |
Кокина Е.С., классный руководитель, родительский комитет |
13 |
Март 1 час |
«Активная Масленица» |
Спортивные соревнования на свежем воздухе |
Активное участие учащихся и родителей в мероприятии -формирование потребности ответственного отношения к окружающим и осознания ценности человеческой жизни - |
Кокина Е.С.,классный руководитель, родительский комитет, Центр отдыха «Летучий корабль» |
14 |
Март 1 час |
Кока-кола и Чупа-чупс-вредны ли они? |
Беседа с элементами игры и дискуссии |
Активное участие учащихся в мероприятии -умение противостоять негативным факторам, приводящим к ухудшению здоровья |
Кокина Е.С. классный руководитель |
15 |
Апрель 1 часа |
«Всемирный день здоровья» |
Подвижные игры на свежем воздухе |
формирование умений позитивного коммуникативного общения с окружающими -формирование потребности ответственного отношения к окружающим и осознания ценности человеческой жизни -способность рационально организовать физическую и интеллектуальную деятельность |
Кокина Е.С., классный руководитель, ответственные, за спортивное направление в классе |
16 |
Апрель 1 час |
Здоровые зубы - здоровью любы |
Беседа, оформление стенгазеты |
Составление памятки «Как сохранить здоровье и красоту зубов?» - умение противостоять негативным факторам, приводящим к ухудшению здоровья |
Кокина Е.С., классный руководитель |
17 |
Май 1 час |
«Впереди лето!» |
Беседа о безопасных играх на свежем воздухе |
Активное участие учащихся в беседе -умение адекватно использовать знания о позитивных и негативных факторах, влияющих на здоровье |
Кокина Е.С. классный руководитель |
18 |
Май 1 час |
Вредные привычки |
Беседа с элементами диспута |
Активное участие учащихся, составление схемы «Вредные привычки и их последствия» -умение противостоять негативным факторам, приводящим к ухудшению здоровья |
Кокина Е.С. классный руководитель |
Планируемые результаты реализации направления
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах обучающихся:
формирование культуры здоровья – отношения к здоровью как высшей ценности человека;
развитие личностных качеств, обеспечивающих осознанный выбор поведения, снижающего или исключающего воздействие факторов, способных нанести вред физическому и психическому здоровью;
формирование потребности ответственного отношения к окружающим и осознания ценности человеческой жизни.
Метапредметные результаты:
способность выделять ценность здоровья, здорового и безопасного образа жизни как целевой приоритет при организации собственной жизнедеятельности, взаимодействии с людьми;
умение адекватно использовать знания о позитивных и негативных факторах, влияющих на здоровье;
способность рационально организовать физическую и интеллектуальную деятельность;
умение противостоять негативным факторам, приводящим к ухудшению здоровья;
формирование умений позитивного коммуникативного общения с окружающими.
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
Пояснительная записка
Цель: создание условий для социализации детей на основе базовых национальных ценностей, хранимых в религиозных, культурных, социально-исторических традициях.
Задачи:
формирование основ гражданской идентичности личности на базе:
чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ, историю осознания ответственности человека за благосостояние общества;
восприятие мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий;
формирование психологических условий развития общения, кооперации сотрудничества на основе: доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказание помощи тем, кто в ней нуждается;
уважение к окружающим - умение слушать и слышать партнёра, признавать право каждого на собственное мнение, принимать решение с учетом позиций всех участников;
развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма:
принятие и уважение ценностей семьи и общества, школы, коллектива и стремление следовать им;
ориентации в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих, развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
Современное общественное развитие России остро поставило задачу духовного возрождения нации. Особую актуальность этот вопрос приобрёл в сфере духовно-нравственного воспитания детей. Исключительно важно, каким будет человек будущего, в какой мере он освоит две важные социальные роли – роль гражданина и роль патриота. Решение множества проблем в жизни страны во многом зависит от уровня сформированности гражданской позиции у подрастающего поколения, потребности в духовно-нравственном совершенствовании, уважения к историко- культурному наследию своего народа и всех народов России.
Работа по изучению истории семьи развивает семейные увлечения и интересы, способствующие укреплению духовных ценностей семьи, повышению её интеллектуального и культурного уровня (прикладное творчество, семейные праздники, чтение, ведение здорового образа жизни); формирует коммуникативные умения детей, умения записывать воспоминания родственников, правильно задавать вопросы, беседовать; работать со словарями, с печатными документами, письмами, фотографиями, семейными реликвиями.
Формы реализации направления
№ |
Сроки проведения |
Содержание |
Форма проведения |
Результаты |
Ответственный |
1 |
Сентябрь 1 час |
Я ученик. Знакомство с уставом школы. |
Беседа |
Активное участие учащихся в беседе умение адекватно использовать знания о нормах и правилах поведения |
Кокина Е.С., |
2 |
Сентябрь 1 час |
«Символы РФ: флаг и герб» «Символы субъекта РФ» Кировской области. «Символ и гимн МБОУ СОШ № 20 города Кирова |
Классный час |
способность выделять нравственные ценности как целевой приоритет при организации собственной жизнедеятельности, взаимодействии с людьми |
Кокина Е.С., |
3-4 |
Октябрь 2 часа |
Обсуждение концерта и конкурса «Супершкольница 2016», поведения во время мероприятия |
Беседа |
Активное участие учащихся в беседе -эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им |
Кокина Е.С., |
5-6 |
Ноябрь 2 часа |
Спасибо, родная!! |
Семейный праздник» |
Активное участие учащихся и родителей в классном мероприятии. Награждение каждой семьи в различных номинациях -формирование умений позитивного коммуникативного общения с окружающими -освоение способов решения проблем творческого и поискового характера |
Кокина Е.С., Родительский комитет |
7 |
Декабрь 1 час |
Доброе слово, что ясный день |
Игра с элементами тренинга |
Активное участие учащихся в классном мероприятии -формирование умений позитивного коммуникативного общения с окружающими; -освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; |
Кокина Е.С., |
8 |
Декабрь 1 час |
«Новый год шагает по планете» Знакомство с необычными традициями в разных странах |
Заочное путешествие |
Активное участие учащихся |
Кокина Е.С., |
9 |
Январь 1 час |
«Думай хорошо!!! И мысли перерастут в добрые поступки |
Классный час с элементами игры |
Активное участие учащихся в классном мероприятии, -формирование умения планировать, контролировать и оценивать свои действия в ситуациях нравственного выбора
|
Кокина Е.С., |
10 |
Январь 1 час |
Пожилой человек-это мудрости клад! |
Встреча с ветераном |
-эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им -ориентация в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей |
Кокина Е.С., |
11-12 |
Февраль 2 часа |
«Моя родословная» |
Проект |
Составление учащимися своей родословной |
Кокина Е.С., |
13 |
Март 1 час |
Отчего бывает одиноко?» |
Классный час |
Активное участие учащихся в классном мероприятии |
Кокина Е.С., |
14 |
Март 1 час |
«У меня зазвонил телефон» |
Беседа |
Активное участие учащихся в беседе, создание памятки «Правила пользования мобильный телефоном в общественных местах» -знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение |
Кокина Е.С., |
15-16 |
Апрель 2 час |
«Мы – дети Галактики» |
Экскурсия в музей космонавтики |
Активное участие учащихся в классном мероприятии |
Кокина Е.С., |
17 |
Май 1 час |
Что значит быть патриотом сегодня? |
Диспут, просмотр и обсуждение отрывков их художественных фильмов |
ориентация в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей; знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение |
Кокина Е.С., |
18 |
Май 1 час |
«Прощай 5 класс» |
Подведение итогов года, анализ поведения. |
Активное участие учащихся в классном мероприятии, лучшие ученики награждены грамотами |
Кокина Е.С., |
Планируемые результаты реализации направления
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах обучающихся:
ориентация в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.
Метапредметные результаты:
способность выделять нравственные ценности как целевой приоритет при организации собственной жизнедеятельности, взаимодействии с людьми;
умение адекватно использовать знания о нормах и правилах поведения;
умение противостоять конфликтным и спорным ситуациям;
формирование умений позитивного коммуникативного общения с окружающими;
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать свои действия в ситуациях нравственного выбора.
ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
Пояснительная записка
Цель: Создание условий, обеспечивающих интеллектуальное развитие личности школьника на основе развития его индивидуальности
Задачи:
Формирование представления о самопознании и его месте в самовоспитывающей деятельности.
Развитие позитивного отношения к общеинтеллектуальным видам деятельности, способствующим постоянному саморазвитию.
Повышение активности обучающихся в интеллектуально-творческих проектах, конкурсах, викторинах, олимпиадах, интеллектуальных иги т.п.
Образовательный процесс современного общеобразовательного учреждения постоянно требует повышения своей эффективности. К наиболее актуальным, решаемым в школах, относятся проблемы повышения качества обучения, развития интеллектуальных способностей и повышения мотивации.
Интеллектуальное развитие выступает как важнейший компонент любой деятельности человека. Для того, чтобы удовлетворить свои потребности в общении, учебе, труде человек должен воспринимать мир, обращать внимание на различные компоненты деятельности, представлять то, что ему нужно делать, запоминать, обдумывать. Поэтому интеллектуальные способности человека развиваются в деятельности и сами представляют собой особые виды деятельности.
Формы реализации направления
№ |
Сроки проведения |
Содержание |
Форма проведения |
Результаты |
Ответственный |
1-2 |
Сентябрь 2 час |
Роботы и робототехника в нашей жизни, обсуждение выхода в «Музей Будущего» |
Беседа |
развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера |
Кокина Е.С., |
3-4 |
Октябрь 2 часа |
Обсуждение участия в интеллектуальном квесте «Тайна купеческого дома» |
беседа |
Активное участие учащихся -развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления -участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его
|
Кокина Е.С., родители |
5-6 |
Ноябрь 2 часа |
Знай и люби свой край. |
Заочное путешествие с элементами игры |
-Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания .Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы. Анализировать правила игры. Действовать в соответствии с заданными правилами. Включаться в групповую работу. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его |
Кокина Е.С., |
7-8 |
Декабрь 2 часа |
«Новый год шагает по планете» Интересные традиции разных стран |
Беседа с элементами игры и инсцениров. |
Активное участие учащихся в беседе, создание поздравительных открыток на разных языках. Развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека. |
Кокина Е.С., |
9- 10 |
Январь 2 часа |
Что? Где? Когда? |
Интеллектуальная игра дети и родители |
Активное участие учащихся в игре, воспитание чувства справедливости, ответственности; развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его. |
Кокина Е.С., |
11 |
Февраль 1 час |
«Самый-самый» |
Викторина |
развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления, включаться в групповую участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его |
Кокина Е.С., |
12 |
Февраль 1 час |
«Кто много читает – тот много знает» |
Беседа |
Активное участие учащихся в беседе, составление списка книг, обязательных к прочтению |
Кокина Е.С., |
13, 14 |
Март 2 часа |
«Хочу все знать» |
Своя игра |
развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера; развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека |
Кокина Е.С., |
15 |
Апрель 1 час |
Покорители космоса |
Игра |
развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления, включаться в групповую участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его |
Кокина Е.С., |
17 |
Май 1 час |
«Они сражались за родину» |
Викторина |
Действовать в соответствии с заданными правилами, анализировать правила игры, развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека |
Кокина Е.С., |
18 |
Май 1 час |
«Знания – мой капитал» |
Классный час |
Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием. Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки |
Кокина Е.С., |
Планируемые результаты реализации направления
Личностными результатами изучения данного курса являются:
развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
воспитание чувства справедливости, ответственности;
развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.
Метапредметные результаты
Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.
Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы.
Анализировать правила игры.
Действовать в соответствии с заданными правилами.
Включаться в групповую работу.
Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.
Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.
Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения.
Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки
ОБЩЕКУЛЬТУРНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
Пояснительная записка
Цель: Создание условий, обеспечивающих общекультурное развитие личности школьника на основе развития его индивидуальности
Задачи:
продолжить формирование представления о культуре личности;
пропагандировать знания о культурных ценностях народов мира;
обеспечить потребность соблюдать «золотые правила» взаимоотношений с окружающими;
помочь раскрыть и реализовать внутренние резервы (способности, интересы, талант, личностные качества).
Внеурочная деятельность по общекультурному направлению может рассматриваться как одна из ступеней к формированию культуры и неотъемлемой частью всего воспитательно-образовательного процесса в школе. Основная идея заключается в мотивации обучающихся на ведение культурного образа жизни, в формировании потребности сохранения физического и психического здоровья как необходимого условия социального благополучия и успешности человека.
Формы реализации направления
№ |
Сроки проведения |
Содержание |
Форма проведения |
Результаты |
Ответственный |
1 |
Сентябрь 1 час |
Праздничная линейка 1 сентября |
Линейка, классный час |
Кокина Е.С., |
|
2 |
Сентябрь 1 час |
Обсуждение выхода в планетарий |
беседа |
Активное участие учащихся |
Кокина Е.С., |
3 |
Октябрь 1 час |
Обсуждение концерта и конкурса «Супершкольница 2015», поведения во время мероприятия |
Беседа |
Активное участие учащихся |
Кокина Е.С., |
4 |
октябрь 1 час |
Музыка вокруг нас-обсуждение выхода в детсую филармонию |
беседа |
Активное участие учащихся в беседе |
Кокина Е.С., |
6 |
Ноябрь 1 час |
«День матери» |
Практическое занятие |
Изготовление открытки маме |
Кокина Е.С., |
7 |
Ноябрь 1 час |
Научи свое сердце доброте |
КТД |
-определять и формировать цель деятельности; -проговаривать последовательность действий; -умение делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; -умение оформлять свои мысли в устной форме -слушать и понимать речь других; -договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им; -учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли |
Кокина Е.С., |
7,8 |
Декабрь 2 часа |
«Новый год к нам мчится» |
Классный вечер |
Активное участие учащихся в мероприятии |
Кокина Е.С., |
9-10 |
Январь 2 часа |
Обсуждение похода театр на Спаской |
Беседа |
оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие; умение выражать свои эмоции понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать; |
Кокина Е.С., |
11,12 |
Февраль 2 часа |
«Знатоки мультфильмов» |
Своя игра |
определять и формировать цель деятельности, проговаривать последовательность действий; учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя). |
Кокина Е.С., |
13 |
Март 1 час |
Правила поведения в общественных местах |
Беседа |
Активное участие учащихся в беседе |
Кокина Е.С., |
14 |
Март 1 час |
Обсуждение концерта и конкурса «Супершкольник 2016», поведения во время мероприятия |
Беседа |
Активное участие учащихся в беседе, умение оформлять свои мысли в устной форме оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей |
Кокина Е.С., |
15 |
Апрель 1 час |
Правила поведения в общественном транспорте |
Беседа |
договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им |
Кокина Е.С., |
16 |
Апрель 1 час |
Активное участие в конкурсе «Гордость школы» |
Беседа |
умение делать выводы в результате совместной работы класса и учителя |
Багаева М.А., классный руководитель |
17 |
Май 1 час |
«Художники и их произведения» |
Викторина |
определять и формировать цель деятельности; проговаривать последовательность действий; учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя). |
Багаева М.А., классный руководитель |
18 |
Май 1 час |
Посещение музея «Долг» |
Музейное занятие |
оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие; слушать и понимать речь других |
Багаева М.А., классный руководитель |
Планируемые результаты реализации направления
Личностные результаты
оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;
умение выражать свои эмоции
понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
Метапредметными результатами являются умения:
определять и формировать цель деятельности;
проговаривать последовательность действий;
умение делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
умение оформлять свои мысли в устной форме
слушать и понимать речь других;
договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли
(лидера, исполнителя).
СОЦИАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
Пояснительная записка
Цель: обучение учащихся культуре общения – формирование у них адекватного коммуникативного поведения. Создание условий, обеспечивающих социальную активность школьника на основе развития его индивидуальности
Задачи:
сформировать коммуникативную грамотность учащихся, заключающуюся в знании ими функций общения, роли общения в жизни человека, коллектива и общества, понимание причин конфликтов, возникающих в общении людей:
сформировать у учащихся навык ответственного коммуникативного поведения, умение корректировать своё общение в зависимости от ситуации и участников акта общения;
вооружить учащихся знанием принятых в культурном обществе норм этикета и общения, а также норм культуры речи;
обучить учащихся основным правилам и приёмам эффективного поведения в различных ситуациях;
вовлекать в организацию общественно-полезной и досуговой деятельности учащихся;
формировать потребности активно участвовать в социальной жизни класса, гимназии, города, страны
Проблема формирования сознательного гражданина с прочными убеждениями по праву стоит основной проблемой воспитания. Важно воспитывать с ранних лет коллективизм, требовательность к себе и друг к другу, честность и правдивость, стойкость, трудолюбие, потребность приносить пользу окружающим, целенаправленно формировать мотивационную сферу растущего человека.
Трудовые и нравственные качества не даются человеку от природы, они воспитываются в нём в течение жизни, начиная с детства. Школьник приобретает их через самообслуживание, бытовой и учебный труд и общественно – полезный труд. Активное участие детей в общественной деятельности имеет глубокий смысл. Дети учатся понимать, что любая деятельность требует усилий, напряжения, но вместе с тем доставляет радость, приносит пользу.
Общественно – полезная работа строится на основе инициативы и заинтересованности школьников, способствует формированию коллективного мнения, учит самокритично оценивать свои поступки, учиться руководить и самому выполнять распоряжения других.
Во внеурочное время представляются возможности включать детей в разнообразные виды коллективного труда, развивать у них на этой основе чувство причастности к общественной жизни и труду взрослых, воспитывать коллективизм, общественную активность и сознательную дисциплину. При выполнении общественно полезных деятельностей успешно решаются многие воспитательные задачи: ребенок живет заботами о важном деле, стремится добиться определенных результатов в работе, знает, что для этого надо делать, проявляет инициативу, ответственность и самостоятельность.
Формы реализации направления
№ |
Сроки проведения |
Содержание |
Форма проведения |
Результаты |
Ответственный |
1 |
Сентябрь 1 час |
Формирование классного коллектива |
Беседа, анкетирование, голосование |
Распределены обязанности формирование потребности активно участвовать в социальной жизни, школы, города, стран |
Кокина Е.С., |
2 |
Сентябрь 1 час |
Я-лидер |
Деловая игра |
Формирование коллективизма, требовательности к себе и друг к другу, честность и правдивость, стойкость, трудолюбие, потребность приносить пользу окружающим, целенаправленно формировать мотивационную сферу растущего человека |
Кокина Е.С., |
3 |
Октябрь 1 час |
Подготовка и выступление на конкурсе «Мы - новые пятиклассники» |
концерт |
Активное вовлечение учащихся в организацию общественно-полезной и досуговой деятельности |
Кокина Е.С., |
4 |
Октябрь 1 час |
Украшение коридоров школы ко дню учителя, поздравление учителей |
Общественно-полезная работа |
Активное участие учащихся в оформлении -формировать потребности активно участвовать в социальной жизни класса, школы |
Кокина Е.С., |
5-6 |
Ноябрь 2 часа |
Мы-5в |
Проектная мастерская |
Оформление классного стенда -сформировать у учащихся навык ответственного коммуникативного поведения, умение корректировать своё общение в зависимости от ситуации и участников акта общения - обучить учащихся основным правилам и приёмам эффективного поведения в различных ситуациях |
Кокина Е.С., |
7-8 |
Декабрь 2 часа |
Оформление класса и школы к новому году |
Общественно-полезная работа |
-Активное вовлечение учащихся в организацию общественно-полезной и досуговой деятельности, -формирование адекватного коммуникативного общения |
Кокина Е.С., кл. руководитель, оформительский сектор, староста |
9- 10 |
Январь 2 часа |
Я член коллектива, но я-индивидуальность |
Активные игры, направленные на сплочение коллектива |
-сформировать коммуникативную грамотность учащихся, заключающуюся в знании ими функций общения, роли общения в жизни человека, коллектива и общества, понимание причин конфликтов, возникающих в общении людей, вооружить учащихся знанием принятых в культурном обществе норм этикета и общения, а также норм культуры речи |
. Кокина Е.С.,, классный руководитель, род. комитет |
11 |
Февраль 1 час |
«Я ученик: мои права и обязанности» |
Классный час |
Активное участие учащихся в мероприятии, сформировать у учащихся навык ответственного коммуникативного поведения, умение корректировать своё общение в зависимости от ситуации и участников акта общения |
Кокина Е.С., классный руководитель |
12 |
Февраль 1 час |
Уборка класса и школы |
Общественно-полезная работа |
-Активное вовлечение учащихся в организацию общественно-полезной деятельности |
Кокина Е., классный руководитель, староста |
13 |
Март 1 час |
Оформление школы и класса к * марта |
Общественно-полезная работа |
-Активное вовлечение учащихся в организацию общественно-полезной деятельности |
Кокина Е.С., классный руководитель |
14-15 |
Март 1 час |
«Мисс класса» |
Конкурс для девочек |
Формирование адекватного коммуникативного общения. Награждение всех по номинациям |
Кокина Е.С., классный руководитель, родительский комитет |
16 |
Апрель 1 час |
Субботник по уборке территории школы |
Общественно-полезная работа |
Активное вовлечение учащихся в организацию общественно-полезной и досуговой деятельности |
Кокина Е.С., классный руководитель, староста |
17,18 |
Май 2 часа |
Ветеран рядом |
Концерт для ветеранов |
Активное вовлечение учащихся в организацию общественно-полезной и досуговой деятельности, формировать потребности активно участвовать в социальной жизни класса, школы, города |
Кокина Е.С., классный руководитель, актив класса и родителей |
5.Условия реализации программы
Для успешной реализации программы необходимо выполнение ряда условий:
кадровое обеспечение программы
методическое обеспечение программы
материально-техническое обеспечение программы
Кадровое обеспечение программы:
педагоги школы, реализующие программу
библиотекарь школы –
социальный педагог –
педагог-психолог –
педагоги дополнительного образования УДО города;
обучающиеся (см.приложение);
родители обучающихся (см.приложение)
фельдшер школы
работники библиотеки им. Лиханова
Материально-техническое обеспечение программы:
выбор оптимальных условий и площадок для проведения различных мероприятий
материалы для оформления и творчества детей
канцелярские принадлежности
аудиоматериалы и видеотехника
компьютеры
телевизоры
мультимедийные проектор
ЗАНЯТОСТЬ УЧАЩИХСЯ 5 «__» класса МБОУ СОШ №20 г.Кирова
ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Ф.И. ученика |
Спортивно-оздоровительное |
Духовно-нравственное |
Социальное |
Общекультурное |
Общеинтеллектуальное |
|||||
школа |
УДО |
школа |
УДО |
школа |
УДО |
Школа |
УДО |
школа |
УДО |
|
1.Иванов Сергей |
||||||||||
2 Петров Д. |
||||||||||
3 |
||||||||||
4 |
||||||||||
5 |
||||||||||
6 |
||||||||||
7 |
||||||||||
8 |
||||||||||
9 |
||||||||||
10 |
||||||||||
11 |
||||||||||
12 |
||||||||||
13 |
||||||||||
14 |
||||||||||
15 |
||||||||||
16 |
||||||||||
17 |
||||||||||
18 |
||||||||||
19 |
||||||||||
20 |
||||||||||
21 |
Совет 5 В класса на 2016/2017 учебный год
1 |
Староста |
|
2 |
Учебный сектор |
|
3 |
Культмассовый сектор (организация КТД) |
|
4 |
Спортивный сектор |
|
5 |
Сектор пропаганды ПДД (член отряда ЮИД «Перекресток») |
|
7 |
Шефский сектор (шефство над ветеранами педагогического труда) |
. |
8 |
Сектор вожатых (работа с подшефным классом) |
|
9 |
Трудовой сектор (субботники, генеральные уборки) |
|
10 |
Сектор дежурства (организация дежурства по классу, гимназии) |
|
11 |
Сектор дисциплины и порядка (уроки, перемены) |
|
12 |
Социологический сектор (проведение и анализ анкетирований, соц. исследований) |
|
13 |
Оформительский сектор |
Сведения об учащихся и родителях 5 класса
№ п/п |
ФИО обучающегося |
Дата рождения |
ФИО родителей |
Место работы родителей (должность) |
Домашний адрес и телефон |
1 |
|||||
РОДИТЕЛЬСКИЙ КОМИТЕТ КЛАССА
1.
2
……
План работы с родителями
№ п/п |
Тема, содержание |
Сроки |
Кол-во присутствующих |
ответственные |
1111 |
Родительское собрание №1 . Знакомство и организационные вопросы. Выборы родительского комитета. Выбор стратегии и планирование жизни классного коллектива. |
Кл.рук. |
||
2 |
||||
3 |
||||
4 |
||||
Общешкольные род.собрания |
||||
1 |
«Социально-психологическое сопровождение образовательного процесса и актуальные проблемы профилактики негативных проявлений в подростковой среде» |
о |
Зам по ВР, педагог-психолог, инспектор ПДН Представители субъеков профилактики |
|
Заседания родительского комитета: |
||||
1 |
Организация праздника 1 сентября. Оформление кабинета. |
Кл. рук.,род. комитет |
||
Совместные мероприятия: |
||||
1. |
День Здоровья в Порошино |
Кл. рук.,род. комитет |
||
2. |
Спасибо, родная! Праздник, посвященный Дню Матери |
Кл. рук.,род. комитет |
||
3 |
Новогодний вечер |
Кл. рук.,род. комитет |
||
4 |
Катание на лыжах в Порошино |
Кл. рук.,род. комитет |
||
Сетка внеурочной деятельности 5 класса «Д» на 2016/2017 учебный год (ПРИМЕР!)
1 триместр
Дата |
Спортивно-оздоровительное направление |
Духовно-нравственное направление |
Обще-интеллектуальное направление |
Социальное направление |
Обще-культурное направление |
1-2. 09 |
|||||
05-10. 09 |
|||||
12-17. 09 |
|||||
19-24 09 |
|||||
26-01. 10 |
Воспитательная работа в классе
№ |
месяц число Список уч-ся |
дата |
Проведённые мероприятия |
||||||||||||
1 |
|||||||||||||||
2 |
|||||||||||||||
3 |
|||||||||||||||
4 |
|||||||||||||||
5 |
|||||||||||||||
6 |
|||||||||||||||
7 |
|||||||||||||||
8 |
|||||||||||||||
9 |
|||||||||||||||
10 |
|||||||||||||||
11 |
|||||||||||||||
12 |
|||||||||||||||
13 |
|||||||||||||||
14 |
|||||||||||||||
15 |
|||||||||||||||
16 |
|||||||||||||||
17 |
|||||||||||||||
18 |
|||||||||||||||
19 |
|||||||||||||||
20 |
|||||||||||||||
21 |
|||||||||||||||
22 |
|||||||||||||||
23 |
|||||||||||||||
24 |
|||||||||||||||
25 |
|||||||||||||||
Посещение родительских собраний
№ |
месяц число Список уч-ся |
дата |
Проведённые мероприятия |
||||||||||||
1 |
|||||||||||||||
2 |
|||||||||||||||
3 |
|||||||||||||||
4 |
|||||||||||||||
5 |
|||||||||||||||
6 |
|||||||||||||||
7 |
|||||||||||||||
8 |
|||||||||||||||
9 |
|||||||||||||||
10 |
|||||||||||||||
11 |
|||||||||||||||
12 |
|||||||||||||||
13 |
|||||||||||||||
14 |
|||||||||||||||
15 |
|||||||||||||||
16 |
|||||||||||||||
17 |
|||||||||||||||
18 |
|||||||||||||||
19 |
|||||||||||||||
20 |
|||||||||||||||
21 |
|||||||||||||||
22 |
|||||||||||||||
23 |
|||||||||||||||
24 |
|||||||||||||||
25 |
|||||||||||||||
План бесед по ТБ
№ |
Тема беседы |
Дата проведения |
Роспись |
Беседы по ПДД |
|||
1 |
|||
2 |
|||
3 |
|||
4 |
|||
5 |
|||
6 |
|||
7 |
|||
8 |
|||
9 |
|||
10 |
|||
11 |
|||
12 |
|||
Беседы по ОСВОДу |
|||
1 |
|||
2 |
|||
3 |
|||
4 |
|||
5 |
|||
6 |
|||
Беседы по ППБ |
|||
1 |
|||
2 |
|||
3 |
|||
4 |
|||
5 |
|||
6 |
|||
Профилактическая работа
Ф. И. ученика________________________________________________________
Вид учёта____________________________________________________________
Проблема ____________________________________________________________
Характеристика_______________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
План коррекции поведения
№ |
Мероприятия |
Срок |
Проводимая работа
Дата |
Проблема |
Проведённая работа |
Результат |
Результативность участия в общешкольных и городских мероприятиях в течение года
№ п/п |
Ф.И. ученика или группы учащихся в командном первенстве |
Название конкурса, мероприятия |
Уровень (школьный, муниципальный, областной, всероссийский) |
Сроки проведения |
Результат (сертификат участника, призеры и .т.д.) |
Пример: |
Иванов Иван |
«Моя будущая профессия» конкурс сочинений |
городской |
3-9.09.16. |
участник |
По окончании года лист результативности сдается заместителю директора по ВР.
Прорубщикова Алина Владимировна