Программа внеурочной деятельности по интеллектуальному направлению логопедического кружка «Говорим правильно»
Согласовано:
с методическим советом Протокол №1 от 24 августа 2018 |
Утверждаю: директор МОУ «Чойская СОШ» _______________Г.Г.Колупаева |
Программа
внеурочной деятельности
по интеллектуальному направлению
логопедического кружка
«Говорим правильно»
Срок реализации: 1 год
Возраст: 1 класс
Руководитель кружка: Русских Елена Владимировна, учитель русского языка и литературы, ВКК
|
2018 – 2019 учебный год
Пояснительная записка
Внеурочная деятельность наряду с учебным планом школы выступает средством реализации Основной образовательной программы начального общего образования.
Рабочая программа по внеурочной деятельности создана на основе:
Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009г. № 373 (с изменениями от 26 ноября 2010г. № 1241, от 22 сентября 2011г. № 2357, от 18 декабря 2012 г. № 1060);
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 (с изменениями от 29 декабря 2014г. № 1644);
Устава муниципального общеобразовательного учреждения «Чойская средняя общеобразовательная школа», утверждённого Постановлением Главы муниципального образования «Чойский район» Республики Алтай от07.12.2015 г. № 748;
Положения о рабочей программе по учебному предмету, курсу МОУ «Чойская СОШ», утверждённого приказом директора от 18.10.2016. № 207
Учебного плана МОУ «Чойская СОШ» на 2018 – 2019 учебный год.
Проектом типового положения о логопедическом пункте при общеобразовательном учреждении (Решение коллегии Министерства образования Российской Федерации от 12.04.1995 г.);
Инструктивным письмом Министерства образования Российской Федерации от 14.12.2000 г. №2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»;
Составлена программа в соответствии с инструктивно-методическим письмом «О работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе» А. В. Ястребовой и Т. П. Бессоновой (Москва,1996). А также с опорой на методические системы работы Л.Н. Ефименковой, И.Н. Садовниковой, Р.И. Лалаевой, В.Л. Миняйло, Е.В. Мазановой.
Назначение программы: организация коррекционно– развивающей работы с учащимися первых классов, имеющих фонетико – фонематическое недоразвитие речи, на основе системно – деятельностного подхода.
Новизна и актуальность программы в том, что она позволяет обеспечить развивающее обучение, всестороннее совершенствование интеллектуально - волевых качеств, дает возможность сформировать у детей все психические процессы и такие личностные качества, как креативность, любознательность, инициативность, ответственность, самостоятельность. Одна из основных задач Программы - научить детей связной, грамматически правильной речи, дать навыки речевого общения, закрепить знания о фонетической системе русского языка Программой предусмотрена охрана и укрепление физического и психического здоровья детей.
Курс внеурочной деятельности логопедической коррекции рассчитан на 9 месяцев (сентябрь — май). Составляет 68 ч (1раз в неделю). Занятия проводятся с обучающимися 1 классов продолжительностью 45 минут.
В основу методики занятий положен комплексно-тематический метод в сочетании с наглядными и игровыми приемами.
Все занятия ориентированы на психическую защищённость ребёнка, его комфорт и потребность в эмоциональном общении с педагогом.
Все типы занятий делятся на коррекционно - обучающие, закрепляющие, комбинированные.
Цель программы - коррекция дефектов устной и письменной речи учащихся, способствующей успешной адаптации в учебной деятельности и дальнейшей социализации детей-логопатов.
Основные задачи программы:
1.Создать условия для формирования правильного звукопроизношения и закрепление его на словесном материале исходя из индивидуальных особенностей учащихся.
2.Развивать артикуляционную моторику, фонематические процессы, грамматический строй речи через коррекцию дефектов устной и письменной речи.
3.Обогащать и активизировать словарный запас детей, развивать коммуникативные навыки посредством повышения уровня общего речевого развития учащихся.
4.Создать условия для коррекции и развития познавательной деятельности учащихся (общеинтеллектуальных умений, учебных навыков, слухового и зрительного восприятия, памяти, внимания, фонематического слуха) и общей координации движений, мелкой моторики.
Учитель-логопед оказывает консультативную помощь учителям общеобразовательного учреждения и родителям в определении причин неуспеваемости и дает рекомендации по их преодолению. Учитель-логопед несет ответственность за организацию и своевременное выявление обучающихся с первичной речевой патологией и за комплектацию групп.
Учитель-логопед:
Проводит занятие с обучающимися по исправлению различных нарушений устной и письменной речи. В ходе занятий осуществляется работа по предупреждению и преодолению неуспеваемости по родному языку;
Осуществляет взаимоотношения с учителями, воспитателями по вопросам освоения детьми образовательных программ;
Поддерживает связь со специальными (коррекционными) образовательными учреждениями для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, логопедами и врачами-специалистами детских поликлиник и специалистами психолого-медико-педагогических комиссий.
Предоставляет руководителю общеобразовательного учреждения ежегодный отчет о количестве обучающихся, имеющих нарушения в развитии устной и письменной речи, в образовательном учреждении и результатах обучения в логопедическом пункте, анализ деятельности логопедического пункта за учебный год.
Цель логопедического сопровождения ребенка с ОВЗ в условиях ФГОС: Выбор оптимальных путей логопедической работы по коррекции речевых нарушений, способствующих успешной адаптации и интеграции его в социуме.
Задачи логопедического сопровождения:
Общее речевое развитие школьников
Формирование речевых предпосылок к усвоению грамоты, программы по письму, развитию речи и другим предметам
Успешная социализация детей
Направления работы учителя-логопеда:
Диагностическая работа
Цель: выявление характера и интенсивности трудностей развития детей с ограниченными возможностями здоровья, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи.
Диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с ОВЗ, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи в условиях образовательного учреждения.
Коррекционно-развивающая работа
Цель: обеспечение своевременной специализированной помощи в освоении содержания образования и коррекции недостатков в познавательной и эмоционально-личностной сфере детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов.
Коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию имеющихся проблем детей с ОВЗ в условиях общеобразовательного учреждения; способствует формированию универсальных учебных действий обучающихся (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных).
Консультативная работа
Цель: обеспечение непрерывности специального индивидуального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания; коррекции, развития и социализации обучающихся.
Консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с ОВЗ и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся.
Информационно-просветительская работа
Цель: повышения уровня компетенции в вопросах воспитания и обучения ребенка всех участников образовательного процесса.
Информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса — обучающимися, их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.
Специфика логопедической работы с учащимися с ОВЗ:
Работа над речевой системой в целом (фонетико-фонематической стороны, лексико-грамматического строя, связной речи, чтения и письма)
Максимальное использование сохранных анализаторов (зрительный, слуховой, тактильный)
Дифференцированный подход (психические особенности, работоспособность, уровень сформированности речи)
Частый повтор упражнений с элементами новизны
Частая смена видов деятельности (быстрая утомляемость)
Дозировка заданий и речевого материала (постепенное усложнение)
Конкретность и доступность заданий
Умеренный темп работы
Постоянное поддержание интереса к занятиям (эмоциональность, игровые методы и приемы, наглядность и т.д.)
Особенности логопедического сопровождения детей с ОВЗ
• Логопедическая работа осуществляется в более длительные сроки, чем с нормой.
• Весь процесс логопедической работы направлен на формирование мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, обобщения.
• Планирование составляется таким образом, чтобы коррекционная работа осуществлялась над речевой системой в целом (в каждое занятие включаются задачи на развитие фонетико-фонематической стороны речи, лексико-грамматического строя и связной речи).
Проблемы современной логопедической службы:
Знание логопедии является важным для педагогов, дефектологов, психологов, так как речевые нарушения встречаются гораздо чаще у аномальных детей, чем у нормально развивающихся.
Наиболее актуальными проблемами современной логопедии являются следующие:
Ранняя профилактика, прогнозирование, выявление и устранение нарушений.
Творческая и практико-ориентированная разработка содержания, методов обучения и воспитания детей с тяжелыми нарушениями речи детей с ОВЗ в условиях ФГОС.
Обеспечение преемственности в логопедической работе медицинских, дошкольных и школьных учреждений.
Недостаточное освещение в методической литературе вопросов логопедического сопровождения ребенка с ОВЗ в условиях ФГОС.
Поэтому логопедическое воздействие должно быть направлено на речевую систему в целом, а не только на один изолированный дефект.
Принципы, определяющие построение, реализацию программы и организацию работы по ней:
- гуманизма - вера и возможности ребенка, субъективного, позитивного подхода;
- системности- рассмотрения ребёнка как целостного, качественного своеобразного, динамично развивающего субъекта; рассмотрение его речевых нарушений во взаимосвязи с другими сторонами психического развития;
- реалистичности-учёта реальных возможностей ребёнка и ситуации, единства диагностики и коррекционно-развивающей работы;
- деятельностного подхода- опоры коррекционно - развивающей работы на ведущий вид деятельности, свойственный возрасту;
- индивидуально - дифференцированного подхода- изменение содержания, форм и способов коррекционно-развивающей работы в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка, целей работы;
- системного подхода - взаимосвязь коррекционно-развивающих воздействий на звукопроизношение, фонематические процессы, лексику и грамматический строй речи.
Формы проведения занятий
просмотры презентаций с рассказом педагога;
практические задания с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, словарей, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок.
анализ и просмотр текстов;
самостоятельная работа (индивидуальная и групповая).
Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.
Основные методы и технологии
технология разноуровневого обучения;
развивающее обучение;
технология обучения в сотрудничестве;
коммуникативная технология.
Критерии и нормы оценки результатов освоения программы:
-
степень помощи, которую оказывает учитель обучающимся при выполнении заданий: чем помощь учителя меньше, тем выше самостоятельность учеников и, следовательно, выше развивающий эффект занятий;
поведение учащихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность школьников обеспечивают положительные результаты занятий;
косвенным показателем эффективности данных занятий может быть использование работ по разным школьным дисциплинам.
Текущая проверка знаний осуществляется без оценки в баллах. Работу ребенка учитель оценивает словесно и только положительно.
Структура курса
Содержание программы создает возможность для воспитания ученика, умеющего разговаривать. Ученик овладевает основами грамотной речи, в процессе работы у него развиваются мелкая и артикуляционная моторика, формируется лексико-грамматическая сторона речи, обогащается словарный запас, развивается фонематический слух, память, внимание, воображение.
Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков - фонем - и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии и патогенеза; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы. Поэтому в своей работе одним из обязательных этапов будет развитие артикуляционной моторики.
Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы, небо. Артикуляция связана с работой многочисленных мышц, в том числе: жевательных, глотательных, мимических. Процесс голосообразования происходит при участии органов дыхания (гортань, трахея, бронхи, легкие, диафрагма, межреберные мышцы). Таким образом, говоря о специальной логопедической гимнастике, следует иметь в виду упражнения многочисленных органов и мышц лица, ротовой полости, плечевого пояса, грудной клетки.
В программу курса также входят: беседы о значении грамотной речи, для чего необходимо правильно и красиво говорить. Занятия построены таким образом, чтобы ребенок мог научиться спокойно и уверенно высказывать не только свои мысли, но и запомнил материал данного занятия. Обязательно на занятие включены этапы по отработке мелкой моторики..
Работа над дикцией, работа с пословицами и скороговорками – тоже один из этапов занятий. Для проработки разных звуков, например щ, ш, с, ж и т.д., существуют и разные скороговорки. Скороговорка – это наилучший способ для того чтобы научить ребёнка красивой речи без запинаний и произносить длинные речи. Те дети, которые без труда могут произносить скороговорки, побеждают на конкурсах чтецов, а их речь несбивчивая и чёткая.
Структура занятия:
- упражнения для развития общей координации движений и мелкой моторики пальцев рук;
- дыхательная гимнастика;
- формирование фонематических процессов;
- работа со словами, звуко - слоговой анализ слов;
- работа над предложением;
- обогащение и активизация словарного запаса.
В ходе реализации программы у младших школьников формируются следующие группы УУД:
1. Личностные.
- нравственно-этическая ориентация;
- ориентации на понимание причин успеха в речевой деятельности;
- способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности;
- заложены основы социально-ценных личностных и нравственных качеств: трудолюбие, организованность;
- добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию.
2. Коммуникативные.
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (цели, функции, способы);
- постановка вопросов (поиск и сбор информации);
-умение доносить свою позицию до других, владея приёмами монологической и диалогической речи;
- умение полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
- умение критично относиться к собственному мнению;
-управление поведение партнера (контроль, коррекция, оценка его действий);
- организация учебного взаимодействия в группе (распределение ролей, умение договариваться друг с другом и т.д.).
3. Регулятивные.
- целеполагание – постановка учебной задачи;
- планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата:
- прогонозирование – предвосхищение результата;
- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном;
- коррекция – внесение дополнений и корректив в план и способ действий;
- оценка – выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить;
-саморегуляция – способность к мобилизации сил, к преодолению препятствий.
4. Познавательные.
-умение работать со скороговоркой, пользуясь алгоритмом учебных действий;
- умение классифицировать и обобщать предметы по данному признаку.
Учителем – логопедом проводится просветительская работа среди родителей и учителей.
В течение учебного года проводятся групповые и индивидуальные консультации для родителей.
Темы групповых консультаций для родителей.
«Речевая готовность ребенка к овладению грамотой».
«Результаты обследования учащихся. Причины нарушения речи».
«Охрана органов речи».
«Результаты проведенной работы. Использование сенсорных игр для развития речи».
Индивидуальные консультации для родителей и учителей проводятся по необходимости.
Темы групповых консультаций для учителей начальных классов:
«Дисграфия. Ее суть».
«Развитие фонематического восприятия у младших школьников».
План методической работы на 2018 –2019 учебный год
Диагностическая работа
№ |
Направления, виды работы |
Сроки выполнения |
1 |
Отбор материала для обследования устной и письменной речи учащихся. |
Август |
2 |
Первичное обследование устной речи учащихся первых классов. |
1–7 сентября |
3 |
Обследование устной речи учащихся первых классов. Комплектование групп, подгрупп. |
7–15 сентября |
4 |
Обследование письменной речи учащихся первых классов. |
Декабрь |
5 |
Обследование письменной речи учащихся 1 классов. |
Май |
Коррекционная работа
№ |
Направления, виды и формы работы |
Сроки выполнения |
1 |
Коррекция нарушений в развитии письменной речи учащихся. Проведение групповых занятий с учащимися 1классов. |
В течение года |
2 |
Коррекция нарушений в развитии устной речи учащихся. Проведение индивидуальных занятий. |
В течение года |
Консультативная работа
№ |
Направления, виды и формы работы |
Сроки выполнения |
1 |
Групповое консультирование родителей учащихся 1-х классов, имеющих нарушения речи, зачисленных на школьныйлогопункт. |
Сентябрь |
2 |
Индивидуальное консультирование родителей учащихся с нарушениями устной и письменной речи. Посещение родителями индивидуальных занятий. |
В течение года |
3 |
Групповое и индивидуальное консультирование родителей будущих первоклассников. |
Февраль, май |
Просветительская работа
№ |
Направления, виды и формы работы |
Сроки выполнения |
1 |
Выступление на родительских собраниях в 1 классах по вопросам обучения и воспитания учащихся с речевыми нарушениями. |
В течение года |
Заня-тие |
Темы |
Развитие неречевых процессов |
Дата по плану |
Дата по факту |
1 |
Диагностика. |
|||
2 |
Слоговой состав слова. |
Упражнения для развития способности к воссозданию мысленных образов. Упражнение «Мысленные образы, отвечающие понятиям прямо или косвенно» |
||
3 |
Слоговой состав слова. |
Упражнения для развития способности к воссозданию мысленных образов. Упражнение «Мысленные образы и эмоции» |
||
4 |
Слоговой состав слова. |
Упражнения для развития способности к воссозданию мысленных образов. Упражнение «Мысленные образы и их эмоциональная окраска» |
||
5 |
Ударение. |
Упражнения на осознанное восприятие. Упражнение «Осознание визуального материала» |
||
6 |
Ударение. |
Формирование умения планировать свои действия |
||
7 |
Согласные: твердые, мягкие. Обозначение мягкости гласными 2–го ряда. |
Формирование умения планировать свои действия |
||
8 |
Согласные: твердые, мягкие. Обозначение мягкости гласными 2–го ряда. |
Упражнения на осознанное восприятие. Упражнение «Осознание визуального материала» |
||
9 |
Обозначение мягкости буквой мягкий знак. |
Упражнения на осознанное восприятие. Упражнение «Осознание визуального материала» |
||
10 |
Обозначение мягкости буквой мягкий знак. |
Формирование умения планировать свои действия |
||
11 |
Закрепление. |
Формирование умения планировать свои действия |
||
12 |
Звуки буква п. |
Упражнения на осознанное восприятие. Упражнение «Осознание словесного материала» |
||
13 |
Звук и буква б. |
Упражнения на осознанное восприятие. Упражнение «Оживление» |
||
14 |
Звонкие и глухие согласные. Дифференциация согласных б–п. |
Упражнения, направленные на способность устанавливать связи между элементами материала. Упражнение «Двойная стимуляция памяти» |
||
15 |
Дифференциация согласных б–п. |
Формирование умения планировать свои действия |
||
16 |
Звук и буква д. |
Упражнения, направленные на способность устанавливать связи между элементами материала. Упражнение, «"Нелогичные " парные ассоциации слов» |
||
17 |
Дифференциация согласных б–д. |
Упражнения для использования визуального кода. Упражнение «Особый путь зубрежки» |
||
18 |
Звук и буква т. |
Развитие мышления. Коррекционные упражнения, направленные на развитие образного мышления. Игра «Дополни до...» |
||
19 |
Дифференциация согласных д–т. |
Развитие мышления. Коррекционные упражнения, направленные на развитие образного мышления. Игра «Догадайся, кто нарисован» |
||
20 |
Дифференциация согласных д–т. |
Упражнения, направленные на развитие абстрактно-логического мышления. Упражнение «Формирование искусственных понятий» (поЛ.С. Выготскому — Л.С. Сахарову) |
||
21 |
Дифференциация согласных т–п. |
Формирование умения планировать свои действия |
||
22 |
Звук и буква р. |
Упражнения, направленные на развитие абстрактно-логического мышления. Упражнение «Формирование умения отделять форму понятия от его содержания» |
||
23 |
Звук и буква л. |
Упражнения, направленные на развитие абстрактно-логического мышления. Упражнение «Формирование умения устанавливать связи между понятиями» |
||
24 |
Дифференциация согласных р–л. |
Упражнения, направленные на развитие абстрактно-логического мышления. |
||
25 |
Звук и буква с. |
Формирование приемов самоконтроля. Упражнение «Фабрика игрушек» |
||
26 |
Звук и буква з. |
Формирование приемов самоконтроля. Упражнение «Сделай так же» |
||
27 |
Дифференциация согласных с–з. |
Упражнение «Формирование умения выделять существенные признаки для сохранения логичности суждений при решении длинного ряда однотипных задач» |
||
28 |
Звук и буква ш. |
Упражнения, направленные на развитие абстрактно-логического мышления. Упражнение «Формирование способности оперировать смыслом» |
||
29 |
Звук и буква ж. |
Формирование приемов учебной деятельности. Формирование умения принять учебную задачу |
||
31 |
Дифференциация согласных ш–ж. |
Формирование умения планировать свои действия |
||
32 |
Звуко–буквенный анализ слов. |
Формирование умения ориентироваться на систему признаков (условий) |
||
33 |
Звуко–буквенный анализ слов. |
Формирование умения действовать по правилу и разных видов контрольно-оценочных действий: планирующего, промежуточного и итогового видов самоконтроля. Упражнение «Офицер-солдат» |
||
34 |
Звуко–буквенный анализ слов. |
Формирование умения действовать по правилу и разных видов контрольно-оценочных действий: планирующего, промежуточного и итогового видов самоконтроля. Упражнение «Поиск клада» |
Итого: 34 часа
В результате изучения логопедического курса учащиеся с нарушениями речи получают возможность формирования
Метапредметный результат логопедического курса:
Своевременно предупредить вторичные нарушения, вызванные недостатками психофизического развития; оказать помощь учащимся с различными проблемами в речевом развитии, в функционировании отдельных анализаторов, артикуляторно – двигательного аппарата, снижением активности познавательной деятельности и дефицитарностью школьно – значимых психических функций.
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Уровень актуальных действий. Ученик научится:
Планируемые личностные результаты. Учащийся будет или сможет:
• положительно относиться к логопедическим занятиям, понимая их необходимость для того, чтобы быть успешным в учебной деятельности;
• ориентироваться на понимание причин своих успехов и неудач в выполнении заданий на основе их анализа, проводимого с помощью логопеда;
• создать основу для развития таких качеств личности, как организованность, собранность, целенаправленность, точность, необходимых ребенку при обучении в школе и в повседневной жизни;
• Умения регулировать и планировать деятельность во времени, учебных действий.
Планируемые регулятивные результаты. Учащийся будет или сможет:
• формулировать и удерживать поставленную задачу;
• преобразовывать практическую задачу в познавательную;
• учиться отличать верно выполненное задание от неверного;
• учиться сотрудничать с учителем и другими учениками;
• адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
• использовать речь для регуляции своего действия;
• использовать установленные правила в контроле способа решения;
• вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета сделанных ошибок;
• проводить пошаговый контроль результатов своей деятельности под руководством логопеда
• выделять и формулировать то, сто усвоено и что нужно усвоить, определять качество и уровень освоения;
• устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели;
• адекватно воспринимать оценку и предложения педагога, других людей, родителей.
Планируемые познавательные результаты. Учащийся будет или сможет:
• самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
• использовать общие приемы решения задач;
• контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;
• ставить, формулировать и решать проблемы;
• использовать знаково – символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач;
• подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделение существенных признаков;
• анализ, синтез, сравнение;
• классификация по заданным критериям, установление аналогий;
• установление причинно – следственных связей;
• построение рассуждения, обобщение.
Планируемые коммуникативные результаты. Учащийся будет или сможет:
• ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения;
• проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач;
• задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
• договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
• самостоятельно или с помощью логопеда формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы;
• строить понятные для партнера высказывания;
• строить монологические высказывания;
• вести устный диалог в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами русского языка, слушать собеседника;
• адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;- оказывать помощь в сотрудничестве.
При реализации программы предупреждения нарушений устной и письменной речи:
• у ребенка повышается обучаемость, улучшаются внимание и восприятие;
• ребенок приобретает навыки активной фразовой речи (учатся видеть, слышать, рассуждать);
• у ребенка повышается интерес к процессу чтения и письма, снимается эмоциональное напряжение и тревожность при выполнении упражнений на чтение и письмо;
• у ребенка развивается способность к переносу полученных навыков на незнакомый материал.
Ожидаемый результат:
Владеет правильным произношением звуков;
Умеет перерабатывать информацию: делать выводы, оперируя с предметами и их образами.
Умеет представлять информацию в виде небольшого пересказа текста
Умеет работать по образцу; по способу, предложенному взрослым;
Знает основные моральные нормы и ориентируется на их выполнение с помощью учителя и по образцу.
Имеет первоначальные навыки работы в группе: умение слышать друг друга, слушать с пониманием (задавать вопросы на понимание), вступать в диалог, договариваться
Соблюдает простейшие нормы речевого этикета: здоровается, прощается, благодарит
Высказывает свои мысли (предложение-текст), вступает в беседу
Договаривается о правилах общения; учится выполнять роли в группе
Умеет разграничивать знание \ незнании (умею \ не умею)
Учиться оценивать успешность своего задания, признавать ошибки
Сохраняет учебную задачу на протяжении всей деятельности с помощью взрослого.
Оценивает правильность результата действия по заданному образцу
Проверить наличие этих представлений и способностей можно с помощью наблюдений, беседы, диагностики, сравнивая их с показателями предыдущих проведенных исследований.
Материально – техническое обеспечение учебного предмета
оборудование: ученические столы и стулья по количеству учащихся, учительский стол, шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр., настенные доски для вывешивания иллюстративного материала;
карточки с играми и заданиями;
тексты для работы на занятиях;
логопедическое зеркало;
ресурсы Интернета.
Список литературы
Список литературы для педагога
1.Волина В.В. Занимательное азбуковедение., М.: Просвещение, 1991.
2.Волкова Л.С. Логопедия., М., 1995.
3. Козырева Л. М. Загадки звуков, букв, слогов. Ярославль, 1999.
4.Сборник. «150 тестов, игр, упражнений» АСТ, М., - 2002г.
5.Мазанова Е.В. Формы и методы логопедической работы по коррекции дисграфии., М.: АНМЦ «Развитие и коррекция» ВОИ, 2001.65
6.Письмо Министерства образования РФ от 14 декабря 2000г.//Логопед.2004.№ 2
Список литературы для обучающихся
1.Горбачевская Н.Ю., Елецкая О.В. Развитие пространственно-временных представлений у детей младшего и среднего школьного возраста. Логопедическая тетрадь с заданиями.
2.Мазанова Е.В. Преодоление нарушение письма: логопедическая тетрадь «Учусь не путать звуки», М., 2006.
3.Павлова Т.А. альбом по развитию пространственного ориентирования у младших школьников. М., «Школьная пресса», 2004.