Программа внеурочной деятельности по интеллектуальному направлению логопедического кружка «Говорим правильно»

1
0
Материал опубликован 28 November 2018 в группе
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Чойская средняя общеобразовательная школа»



 

Согласовано:

с методическим советом

Протокол №1

от 24 августа 2018

Утверждаю: директор МОУ «Чойская СОШ» _______________Г.Г.Колупаева
 

 

Программа

внеурочной деятельности

по интеллектуальному направлению

логопедического кружка

«Говорим правильно»


 

Срок реализации: 1 год

Возраст: 1 класс

 

Руководитель кружка: Русских Елена Владимировна,

учитель русского языка и литературы, ВКК

 

 

 

 

 

 


 

2018 – 2019 учебный год

 

Пояснительная записка

Внеурочная деятельность наряду с учебным планом школы выступает средством реализации Основной образовательной программы начального общего образования.

Рабочая программа по внеурочной деятельности  создана на основе: 

Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009г. № 373 (с изменениями от 26 ноября 2010г. № 1241, от 22 сентября 2011г. № 2357, от 18 декабря 2012 г. № 1060);

Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 (с изменениями от 29 декабря 2014г. № 1644);

Устава муниципального общеобразовательного учреждения «Чойская средняя общеобразовательная школа», утверждённого Постановлением Главы муниципального образования «Чойский район» Республики Алтай от07.12.2015 г. № 748;

Положения о рабочей программе по учебному предмету, курсу МОУ «Чойская СОШ», утверждённого приказом директора от 18.10.2016. № 207

Учебного плана МОУ «Чойская СОШ» на 2018 – 2019 учебный год.

Проектом типового положения о логопедическом пункте при общеобразовательном учреждении (Решение коллегии Министерства образования Российской Федерации от 12.04.1995 г.);

Инструктивным письмом Министерства образования Российской Федерации от 14.12.2000 г. №2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»;

Составлена программа в соответствии с инструктивно-методическим письмом «О работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе» А. В. Ястребовой и Т. П. Бессоновой (Москва,1996). А также с опорой на методические системы работы Л.Н. Ефименковой, И.Н. Садовниковой, Р.И. Лалаевой, В.Л. Миняйло, Е.В. Мазановой.

Назначение программы: организация коррекционно– развивающей работы с учащимися первых классов, имеющих фонетико – фонематическое недоразвитие речи, на основе системно – деятельностного подхода.

Новизна и актуальность программы в том, что она позволяет обеспечить развивающее обучение, всестороннее совершенствование интеллектуально - волевых качеств, дает возможность сформировать у детей все психические процессы и такие личностные качества, как креативность, любознательность, инициативность, ответственность, самостоятельность. Одна из основных задач Программы - научить детей связной, грамматически правильной речи, дать навыки речевого общения, закрепить знания о фонетической системе русского языка Программой предусмотрена охрана и укрепление физического и психического здоровья детей.

Курс внеурочной деятельности логопедической коррекции рассчитан на 9 месяцев (сентябрь — май). Составляет 68 ч (1раз в неделю). Занятия проводятся с обучающимися 1 классов продолжительностью 45 минут.

В основу методики занятий положен комплексно-тематический метод в сочетании с наглядными и игровыми приемами.

Все занятия ориентированы на психическую защищённость ребёнка, его комфорт и потребность в эмоциональном общении с педагогом.

Все типы занятий делятся на коррекционно - обучающие, закрепляющие, комбинированные.

Цель программы - коррекция дефектов устной и письменной речи учащихся, способствующей успешной адаптации в учебной деятельности и дальнейшей социализации детей-логопатов.

Основные задачи программы:

1.Создать условия для формирования правильного звукопроизношения и закрепление его на словесном материале исходя из индивидуальных особенностей учащихся.

2.Развивать артикуляционную моторику, фонематические процессы, грамматический строй речи через коррекцию дефектов устной и письменной речи.

3.Обогащать и активизировать словарный запас детей, развивать коммуникативные навыки посредством повышения уровня общего речевого развития учащихся.

4.Создать условия для коррекции и развития познавательной деятельности учащихся (общеинтеллектуальных умений, учебных навыков, слухового и зрительного восприятия, памяти, внимания, фонематического слуха) и общей координации движений, мелкой моторики.

Учитель-логопед оказывает консультативную помощь учителям общеобразовательного учреждения и родителям в определении причин неуспеваемости и дает рекомендации по их преодолению. Учитель-логопед несет ответственность за организацию и своевременное выявление обучающихся с первичной речевой патологией и за комплектацию групп.

Учитель-логопед:

Проводит занятие с обучающимися по исправлению различных нарушений устной и письменной речи. В ходе занятий осуществляется работа по предупреждению и преодолению неуспеваемости по родному языку;

Осуществляет взаимоотношения с учителями, воспитателями по вопросам освоения детьми образовательных программ;

Поддерживает связь со специальными (коррекционными) образовательными учреждениями для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, логопедами и врачами-специалистами детских поликлиник и специалистами психолого-медико-педагогических комиссий.

Предоставляет руководителю общеобразовательного учреждения ежегодный отчет о количестве обучающихся, имеющих нарушения в развитии устной и письменной речи, в образовательном учреждении и результатах обучения в логопедическом пункте, анализ деятельности логопедического пункта за учебный год.

Цель логопедического сопровождения ребенка с ОВЗ в условиях ФГОС: Выбор оптимальных путей логопедической работы по коррекции речевых нарушений, способствующих успешной адаптации и интеграции его в социуме.

Задачи логопедического сопровождения:

Общее речевое развитие школьников

Формирование речевых предпосылок к усвоению грамоты, программы по письму, развитию речи и другим предметам

Успешная социализация детей

Направления работы учителя-логопеда:

Диагностическая работа

Цель: выявление характера и интенсивности трудностей развития детей с ограниченными возможностями здоровья, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи.

Диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с ОВЗ, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи в условиях образовательного учреждения.

Коррекционно-развивающая работа

Цель: обеспечение своевременной специализированной помощи в освоении содержания образования и коррекции недостатков в познавательной и эмоционально-личностной сфере детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов.

Коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию имеющихся проблем детей с ОВЗ в условиях общеобразовательного учреждения; способствует формированию универсальных учебных действий обучающихся (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных).

Консультативная работа

Цель: обеспечение непрерывности специального индивидуального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания; коррекции, развития и социализации обучающихся.

Консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с ОВЗ и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся.

Информационно-просветительская работа

Цель: повышения уровня компетенции в вопросах воспитания и обучения ребенка всех участников образовательного процесса.

Информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса — обучающимися, их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.

Специфика логопедической работы с учащимися с ОВЗ:

Работа над речевой системой в целом (фонетико-фонематической стороны, лексико-грамматического строя, связной речи, чтения и письма)

Максимальное использование сохранных анализаторов (зрительный, слуховой, тактильный)

Дифференцированный подход (психические особенности, работоспособность, уровень сформированности речи)

Частый повтор упражнений с элементами новизны

Частая смена видов деятельности (быстрая утомляемость)

Дозировка заданий и речевого материала (постепенное усложнение)

Конкретность и доступность заданий

Умеренный темп работы

Постоянное поддержание интереса к занятиям (эмоциональность, игровые методы и приемы, наглядность и т.д.)

Особенности логопедического сопровождения детей с ОВЗ

Логопедическая работа осуществляется в более длительные сроки, чем с нормой.

Весь процесс логопедической работы направлен на формирование мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, обобщения.

Планирование составляется таким образом, чтобы коррекционная работа осуществлялась над речевой системой в целом (в каждое занятие включаются задачи на развитие фонетико-фонематической стороны речи, лексико-грамматического строя и связной речи).

Проблемы современной логопедической службы:

Знание логопедии является важным для педагогов, дефектологов, психологов, так как речевые нарушения встречаются гораздо чаще у аномальных детей, чем у нормально развивающихся.

Наиболее актуальными проблемами современной логопедии являются следующие:

Ранняя профилактика, прогнозирование, выявление и устранение нарушений.

Творческая и практико-ориентированная разработка содержания, методов обучения и воспитания детей с тяжелыми нарушениями речи детей с ОВЗ в условиях ФГОС.

Обеспечение преемственности в логопедической работе медицинских, дошкольных и школьных учреждений.

Недостаточное освещение в методической литературе вопросов логопедического сопровождения ребенка с ОВЗ в условиях ФГОС.

Поэтому логопедическое воздействие должно быть направлено на речевую систему в целом, а не только на один изолированный дефект.

Принципы, определяющие построение, реализацию программы и организацию работы по ней:

- гуманизма - вера и возможности ребенка, субъективного, позитивного подхода;

- системности- рассмотрения ребёнка как целостного, качественного своеобразного, динамично развивающего субъекта; рассмотрение его речевых нарушений во взаимосвязи с другими сторонами психического развития;

- реалистичности-учёта реальных возможностей ребёнка и ситуации, единства диагностики и коррекционно-развивающей работы;

- деятельностного подхода- опоры коррекционно - развивающей работы на ведущий вид деятельности, свойственный возрасту;

- индивидуально - дифференцированного подхода- изменение содержания, форм и способов коррекционно-развивающей работы в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка, целей работы;

- системного подхода - взаимосвязь коррекционно-развивающих воздействий на звукопроизношение, фонематические процессы, лексику и грамматический строй речи.

Формы проведения занятий

просмотры презентаций с рассказом педагога;

практические задания с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, словарей, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок.

анализ и просмотр текстов;

самостоятельная работа (индивидуальная и групповая).

Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.

Основные методы и технологии

технология разноуровневого обучения;

развивающее обучение;

технология обучения в сотрудничестве;

коммуникативная технология.

Критерии и нормы оценки результатов освоения программы:

  • степень помощи, которую оказывает учитель обучающимся при выполнении заданий: чем помощь учителя меньше, тем выше самостоятельность учеников и, следовательно, выше развивающий эффект занятий;

    поведение учащихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность школьников обеспечивают положительные результаты занятий;

    косвенным показателем эффективности данных занятий может быть использование работ по разным школьным дисциплинам.

Текущая проверка знаний осуществляется без оценки в баллах. Работу ребенка учитель оценивает словесно и только положительно.

Структура курса

Содержание программы создает возможность для воспитания ученика, умеющего разговаривать. Ученик овладевает основами грамотной речи, в процессе работы у него развиваются мелкая и артикуляционная моторика, формируется лексико-грамматическая сторона речи, обогащается словарный запас, развивается фонематический слух, память, внимание, воображение.

Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков - фонем - и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии и патогенеза; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы. Поэтому в своей работе одним из обязательных этапов будет развитие артикуляционной моторики.

Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы, небо. Артикуляция связана с работой многочисленных мышц, в том числе: жевательных, глотательных, мимических. Процесс голосообразования происходит при участии органов дыхания (гортань, трахея, бронхи, легкие, диафрагма, межреберные мышцы). Таким образом, говоря о специальной логопедической гимнастике, следует иметь в виду упражнения многочисленных органов и мышц лица, ротовой полости, плечевого пояса, грудной клетки.

В программу курса также входят: беседы о значении грамотной речи, для чего необходимо правильно и красиво говорить. Занятия построены таким образом, чтобы ребенок мог научиться спокойно и уверенно высказывать не только свои мысли, но и запомнил материал данного занятия. Обязательно на занятие включены этапы по отработке мелкой моторики..

Работа над дикцией, работа с пословицами и скороговорками – тоже один из этапов занятий. Для проработки разных звуков, например щ, ш, с, ж и т.д., существуют и разные скороговорки. Скороговорка – это наилучший способ для того чтобы научить ребёнка красивой речи без запинаний и произносить длинные речи. Те дети, которые без труда могут произносить скороговорки, побеждают на конкурсах чтецов, а их речь несбивчивая и чёткая.

Структура занятия:

- упражнения для развития общей координации движений и мелкой моторики пальцев рук;

- дыхательная гимнастика;

- формирование фонематических процессов;

- работа со словами, звуко - слоговой анализ слов;

- работа над предложением;

- обогащение и активизация словарного запаса.

В ходе реализации программы у младших школьников формируются следующие группы УУД:

1. Личностные.

- нравственно-этическая ориентация;

- ориентации на понимание причин успеха в речевой  деятельности;

- способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности;

- заложены основы социально-ценных личностных и  нравственных качеств: трудолюбие, организованность;

- добросовестное отношение  к делу, инициативность, любознательность,  потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию.

2. Коммуникативные.

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (цели, функции, способы);

- постановка вопросов (поиск и сбор информации);

-умение доносить свою позицию до других, владея приёмами монологической и диалогической речи;

- умение полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

- умение критично относиться к собственному мнению;

-управление поведение партнера (контроль, коррекция, оценка его действий);

- организация учебного взаимодействия в группе (распределение ролей, умение договариваться друг с другом и т.д.).

3. Регулятивные.

- целеполагание – постановка учебной задачи;

- планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата:

- прогонозирование – предвосхищение результата;

- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном;

- коррекция – внесение дополнений и корректив в план и способ действий;

- оценка – выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить;

-саморегуляция – способность к мобилизации сил, к преодолению препятствий.

4. Познавательные.

-умение работать со скороговоркой, пользуясь алгоритмом учебных действий;

- умение классифицировать и обобщать предметы по данному признаку.

Учителем – логопедом проводится просветительская работа среди родителей и учителей.

В течение учебного года проводятся групповые и индивидуальные консультации для родителей.

Темы групповых консультаций для родителей.

«Речевая готовность ребенка к овладению грамотой».

«Результаты обследования учащихся. Причины нарушения речи».

«Охрана органов речи».

«Результаты проведенной работы. Использование сенсорных игр для развития речи».

Индивидуальные консультации для родителей и учителей проводятся по необходимости.

Темы групповых консультаций для учителей начальных классов:

«Дисграфия. Ее суть».

«Развитие фонематического восприятия у младших школьников».

План методической работы на 2018 –2019 учебный год

Диагностическая работа

Направления, виды работы

Сроки выполнения

1

Отбор материала для обследования устной и письменной речи учащихся.

Август

2

Первичное обследование устной речи учащихся первых классов.

1–7 сентября

3

Обследование устной речи учащихся первых классов. Комплектование групп, подгрупп.

7–15 сентября

4

Обследование письменной речи учащихся первых классов.

Декабрь

5

Обследование письменной речи учащихся 1 классов.

Май

Коррекционная работа

Направления, виды и формы работы

Сроки выполнения

1

Коррекция нарушений в развитии письменной речи учащихся. Проведение групповых занятий с учащимися 1классов.

В течение года

2

Коррекция нарушений в развитии устной речи учащихся. Проведение индивидуальных занятий.

В течение года

Консультативная работа

Направления, виды и формы работы

Сроки выполнения

1

Групповое консультирование родителей учащихся 1-х классов, имеющих нарушения речи, зачисленных на школьныйлогопункт.

Сентябрь

2

Индивидуальное консультирование родителей учащихся с нарушениями устной и письменной речи. Посещение родителями индивидуальных занятий.

В течение года

3

Групповое и индивидуальное консультирование родителей будущих первоклассников.

Февраль, май

Просветительская работа

Направления, виды и формы работы

Сроки выполнения

1

Выступление на родительских собраниях в 1 классах по вопросам обучения и воспитания учащихся с речевыми нарушениями.

В течение года

Календарно – тематическое планирование

Заня-тие

Темы

Развитие неречевых процессов

Дата по плану

Дата по факту

1

Диагностика.

     

2

Слоговой состав слова.

Упражнения для развития способности к воссозданию мысленных образов. Упражнение «Мысленные образы, отвечающие понятиям прямо или косвенно»

   

3

Слоговой состав слова.

Упражнения для развития способности к воссозданию мысленных образов. Упражнение «Мысленные образы и эмоции»

   

4

Слоговой состав слова.

Упражнения для развития способности к воссозданию мысленных образов. Упражнение «Мысленные образы и их эмоциональная окраска»

   

5

Ударение.

Упражнения на осознанное восприятие. Упражнение «Осознание визуального материала»

   

6

Ударение.

Формирование умения планировать свои действия

   

7

Согласные: твердые, мягкие. Обозначение мягкости гласными 2–го ряда.

Формирование умения планировать свои действия

   

8

Согласные: твердые, мягкие. Обозначение мягкости гласными 2–го ряда.

Упражнения на осознанное восприятие. Упражнение «Осознание визуального материала»

   

9

Обозначение мягкости буквой мягкий знак.

Упражнения на осознанное восприятие. Упражнение «Осознание визуального материала»

   

10

Обозначение мягкости буквой мягкий знак.

Формирование умения планировать свои действия

   

11

Закрепление.

Формирование умения планировать свои действия

   

12

Звуки буква п.

Упражнения на осознанное восприятие.

Упражнение «Осознание словесного материала»

   

13

Звук и буква б.

Упражнения на осознанное восприятие.

Упражнение «Оживление»

   

14

Звонкие и глухие согласные. Дифференциация согласных б–п.

Упражнения, направленные на способность устанавливать связи между элементами материала.

Упражнение «Двойная стимуляция памяти»

   

15

Дифференциация согласных б–п.

Формирование умения планировать свои действия

   

16

Звук и буква д.

Упражнения, направленные на способность устанавливать связи между элементами материала. Упражнение, «"Нелогичные " парные ассоциации слов»

   

17

Дифференциация согласных б–д.

Упражнения для использования визуального кода. Упражнение «Особый путь зубрежки»

   

18

Звук и буква т.

Развитие мышления. Коррекционные упражнения, направленные на развитие образного мышления.

Игра «Дополни до...»

   

19

Дифференциация согласных д–т.

Развитие мышления. Коррекционные упражнения, направленные на развитие образного мышления.

Игра «Догадайся, кто нарисован»

   

20

Дифференциация согласных д–т.

Упражнения, направленные на развитие абстрактно-логического мышления.

Упражнение «Формирование искусственных понятий» (поЛ.С. Выготскому Л.С. Сахарову)

   

21

Дифференциация согласных т–п.

Формирование умения планировать свои действия

   

22

Звук и буква р.

Упражнения, направленные на развитие абстрактно-логического мышления. Упражнение «Формирование умения отделять форму понятия от его содержания»

   

23

Звук и буква л.

Упражнения, направленные на развитие абстрактно-логического мышления. Упражнение «Формирование умения устанавливать связи между понятиями»

   

24

Дифференциация согласных р–л.

Упражнения, направленные на развитие абстрактно-логического мышления.

   

25

Звук и буква с.

Формирование приемов самоконтроля. Упражнение «Фабрика игрушек»

   

26

Звук и буква з.

Формирование приемов самоконтроля. Упражнение «Сделай так же»

   

27

Дифференциация согласных с–з.

Упражнение «Формирование умения выделять существенные признаки для сохранения логичности суждений при решении длинного ряда однотипных задач»

   

28

Звук и буква ш.

Упражнения, направленные на развитие абстрактно-логического мышления. Упражнение «Формирование способности оперировать смыслом»

   

29

Звук и буква ж.

Формирование приемов учебной деятельности. Формирование умения принять учебную задачу

   

31

Дифференциация согласных ш–ж.

Формирование умения планировать свои действия

   

32

Звуко–буквенный анализ слов.

Формирование умения ориентироваться на систему признаков (условий)

   

33

Звуко–буквенный анализ слов.

Формирование умения действовать по правилу и разных видов контрольно-оценочных действий: планирующего, промежуточного и итогового видов самоконтроля. Упражнение «Офицер-солдат»

   

34

Звуко–буквенный анализ слов.

Формирование умения действовать по правилу и разных видов контрольно-оценочных действий: планирующего, промежуточного и итогового видов самоконтроля. Упражнение «Поиск клада»

   

Итого: 34 часа

В результате изучения логопедического курса учащиеся с нарушениями речи получают возможность формирования

Метапредметный результат логопедического курса:

Своевременно предупредить вторичные нарушения, вызванные недостатками психофизического развития; оказать помощь учащимся с различными проблемами в речевом развитии, в функционировании отдельных анализаторов, артикуляторно – двигательного аппарата, снижением активности познавательной деятельности и дефицитарностью школьно – значимых психических функций.

Планируемые результаты изучения учебного предмета

Уровень актуальных действий. Ученик научится:

Планируемые личностные результаты. Учащийся будет или сможет:

положительно относиться к логопедическим занятиям, понимая их необходимость для того, чтобы быть успешным в учебной деятельности;

ориентироваться на понимание причин своих успехов и неудач в выполнении заданий на основе их анализа, проводимого с помощью логопеда;

создать основу для развития таких качеств личности, как организованность, собранность, целенаправленность, точность, необходимых ребенку при обучении в школе и в повседневной жизни;

Умения регулировать и планировать деятельность во времени, учебных действий.

Планируемые регулятивные результаты. Учащийся будет или сможет:

формулировать и удерживать поставленную задачу;

преобразовывать практическую задачу в познавательную;

учиться отличать верно выполненное задание от неверного;

учиться сотрудничать с учителем и другими учениками;

адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

использовать речь для регуляции своего действия;

использовать установленные правила в контроле способа решения;

вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета сделанных ошибок;

проводить пошаговый контроль результатов своей деятельности под руководством логопеда

выделять и формулировать то, сто усвоено и что нужно усвоить, определять качество и уровень освоения;

устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели;

адекватно воспринимать оценку и предложения педагога, других людей, родителей.

Планируемые познавательные результаты. Учащийся будет или сможет:

самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;

использовать общие приемы решения задач;

контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;

ставить, формулировать и решать проблемы;

использовать знаково – символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач;

подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделение существенных признаков;

анализ, синтез, сравнение;

классификация по заданным критериям, установление аналогий;

установление причинно – следственных связей;

построение рассуждения, обобщение.

Планируемые коммуникативные результаты. Учащийся будет или сможет:

ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения;

проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач;

задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;

договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

самостоятельно или с помощью логопеда формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы;

строить понятные для партнера высказывания;

строить монологические высказывания;

вести устный диалог в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами русского языка, слушать собеседника;

адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;- оказывать помощь в сотрудничестве.

При реализации программы предупреждения нарушений устной и письменной речи:

у ребенка повышается обучаемость, улучшаются внимание и восприятие;

ребенок приобретает навыки активной фразовой речи (учатся видеть, слышать, рассуждать);

у ребенка повышается интерес к процессу чтения и письма, снимается эмоциональное напряжение и тревожность при выполнении упражнений на чтение и письмо;

у ребенка развивается способность к переносу полученных навыков на незнакомый материал.

Ожидаемый результат:

Владеет правильным произношением звуков;

Умеет перерабатывать информацию: делать выводы, оперируя с предметами и их образами.

Умеет представлять информацию в виде небольшого пересказа текста

Умеет работать по образцу; по способу, предложенному взрослым;

Знает основные моральные нормы и ориентируется на их выполнение с помощью учителя и по образцу.

Имеет первоначальные навыки работы в группе: умение слышать друг друга, слушать с пониманием (задавать вопросы на понимание), вступать в диалог, договариваться

Соблюдает простейшие нормы речевого этикета: здоровается, прощается, благодарит

Высказывает свои мысли (предложение-текст), вступает в беседу

Договаривается о правилах общения; учится выполнять роли в группе

Умеет разграничивать знание \ незнании (умею \ не умею)

Учиться оценивать успешность своего задания, признавать ошибки

Сохраняет учебную задачу на протяжении всей деятельности с помощью взрослого.

Оценивает правильность результата действия по заданному образцу

Проверить наличие этих представлений и способностей можно с помощью наблюдений, беседы, диагностики, сравнивая их с показателями предыдущих проведенных исследований.

Материально – техническое обеспечение учебного предмета

оборудование: ученические столы и стулья по количеству учащихся, учительский стол, шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр., настенные доски для вывешивания иллюстративного материала;

карточки с играми и заданиями;

тексты для работы на занятиях;

логопедическое зеркало;

ресурсы Интернета.

Список литературы

Список литературы для педагога

1.Волина В.В. Занимательное азбуковедение., М.: Просвещение, 1991.

2.Волкова Л.С. Логопедия., М., 1995.

3. Козырева Л. М. Загадки звуков, букв, слогов. Ярославль, 1999.

4.Сборник. «150 тестов, игр, упражнений» АСТ, М., - 2002г.

5.Мазанова Е.В. Формы и методы логопедической работы по коррекции дисграфии., М.: АНМЦ «Развитие и коррекция» ВОИ, 2001.65

6.Письмо Министерства образования РФ от 14 декабря 2000г.//Логопед.2004.№ 2

Список литературы для обучающихся

1.Горбачевская Н.Ю., Елецкая О.В. Развитие пространственно-временных представлений у детей младшего и среднего школьного возраста. Логопедическая тетрадь с заданиями.

2.Мазанова Е.В. Преодоление нарушение письма: логопедическая тетрадь «Учусь не путать звуки», М., 2006.

3.Павлова Т.А. альбом по развитию пространственного ориентирования у младших школьников. М., «Школьная пресса», 2004.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации