Программа внеурочной деятельности «Математическая грамотность» (8 класс)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №24 х.Чаплыгин
муниципального образования Гулькевичский район
имени Героя Советского Союза И.А. Максименко
УТВЕРЖДЕНО
решением педагогического совета
от ___ августа 2023 года протокол №1
Председатель _______ Дворянинова Е.В.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Внеурочная деятельность Математическая грамотность
Уровень образования (класс) основное общее образование, 8 класс
Количество часов 17 часов
Учитель Гебгардт Светлана Александровна
Программа разработана в соответствии и на основе
- примерной основной образовательной программы основного общего образования, одобренной решением федерального учебно- методического объединения по общему образованию ( протокол от 8 апреля 2015г. №1/15);
- примерной программы учебного предмета, составленной на основе ФГОС основного общего образования;
- программа разработана на основании реализации программы используется сборник: Математика. 8-9 классы: сборник элективных курсов.Вып.1/авт.-сост. .В.Н.Студенецкая, Л.С. Сагателова.-Волгоград: Учитель, 2007.-205 с.
- Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные:
У обучающихся будут сформированы:
1. Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошломуи настоящему многонационального народа России, чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России.
2. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность осознанному выбору с учетом устойчивых познавательных интересов.
3. Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам (способность к нравственному самосовершенствованию; сформированность представлений об основах светской этики, культуры; уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.
4. Целостное мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.
5. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания.
6. Социальные нормы, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах. Готовность к участию в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей интериоризация ценностей созидательного отношения к окружающей действительности, ценностей социального творчества, ценности продуктивной организации совместной деятельности, самореализации в группе и организации, ценности «другого» как равноправного партнера, формирование компетенций способов взаимовыгодного сотрудничества, способов реализации собственного лидерского потенциала.
7. Ценности здорового и безопасного образа жизни.
8. Эстетическое сознание, потребность в общении с художественными произведениями, сформированность активного отношения к традициям художественной культуры.
9. Основы экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, наличие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях.
Метапредметные:
Основы читательской компетенции.
Обучающиеся овладеют чтением как средством осуществления своих дальнейших планов: продолжения образования и самообразования.
Обучающийся получит возможность научиться осознанно планировать свой актуальный и перспективный круги чтения, в том числе досуговый, подготовку к трудовой и социальной деятельности.
Обучающиеся смогут работать с текстами, преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них информацию, в том числе:
• систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах;
• выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свертывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм);
• заполнять и дополнять таблицы, схемы, тексты.
Обучающийся получит возможность работать с текстами, в том числе: представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде опорных конспектов); заполнять и дополнять диаграммы.
Опыт проектной деятельности
Обучающиеся приобретут опыт проектной деятельности как особой формы учебной работы, способствующей воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности; в ходе реализации исходного замысла на практическом уровне овладеют умением выбирать адекватные стоящей задаче средства, принимать решения, в том числе и в ситуациях неопределенности.
Обучающийся получит возможностьразвить способность к разработке нескольких вариантов решений, к поиску нестандартных решений, поиску и осуществлению наиболее приемлемого решения.
Регулятивные УУД
Обучающийся научится
самостоятельно ставить цель, предлагать действия, указывая последовательность шагов;
составлять план решения проблемы, в том числе выполнения проекта, исследования;
самостоятельно выбирать варианты средств, ресурсы для решения задачи и достижения цели;
определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения
находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата
свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий
оценивать продукт своей деятельности по самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности
самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха
Обучающийся получит возможность идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему
Познавательные УУД
Обучающийся научится
самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации;
преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;
переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического или формализованного (символьного) представления в текстовое, и наоборот;
строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм;
прогнозировать изменения ситуации при смене действия одного фактора на действие другого фактора;
формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации результатов поиска;
соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью
Смысловое чтение:интерпретировать текст;
Обучающийся получит возможность научиться вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником.
Коммуникативные УУД
Обучающийся научится
принимать позицию собеседника, понимая позицию другого;
различать в его речи мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты, гипотезы, аксиомы, теории;
строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;
корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль;
представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;
соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;
высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога;
принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;
создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с использованием необходимых речевых средств;
использовать невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные/отобранные под руководством учителя и самостоятельено;
выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать модель решения задачи;
использовать компьютерные технологии
Обучающийся получит возможность научиться критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
Предметные: Восьмиклассник научится:выполнять вычисления с рациональными числами, сочетая устные и письменные приёмы вычислений, решать арифметические задачи, связанные с пропорциональностью величин, отношениями, процентами, выполнять несложные практические расчёты;
применять понятия, связанные с делимостью натуральных чисел;
использовать в ходе решения задач элементарные представления, связанные с приближенными значениями величин;
понимать смысл терминов: выражение, тождество, тождественное преобразование; выполнять стандартные процедуры, связанные с этими понятиями; решать задачи, содержащие буквенные данные; выполнять элементарную работу с формулами;
выполнять преобразования выражений, содержащих степени с целым показателем и квадратные корни;
выполнять тождественные преобразования рациональных выражений на основе правил, действий над многочленами и алгебраическими дробями;
применять преобразования выражений для решения различных задач из математики, смежных предметов, из реальной практики;
применять аналитический и графический языки для интерпретации понятий, связанных с понятием уравнения, для решения уравнений и систем уравнений;
проводить простейшие исследования уравнений и систем уравнений, в том числе с применением графических представлений (устанавливать, имеет ли уравнение или система уравнений решения, если имеет, то сколько, и пр.);
понимать уравнения как важнейшую математическую модель для описания и изучения разнообразных реальных ситуаций, решать текстовые задачи алгебраическим методом;
применять неравенства для решения задач из различных разделов курса, а также из реальной практики;
понимать функцию как важнейшую математическую модель для описания процессов и явлений окружающего мира, применять язык функций для описания и исследования зависимостей между физическими величинами.
Восьмиклассник получит возможность научиться:
научиться использовать приёмы, рационализирующие вычисления, приобрести привычку контролировать вычисления, выбирая подходящий для ситуации способ;
понять, что числовые данные, которые используются для характеристики объектов окружающего мира, являются преимущественно приближенными, что по записи приближенных значений, содержащихся в информационных системах, можно судить о погрешности приближения;
понять, что погрешность результата вычислений должна быть соизмерима с погрешностью исходных данных;
выполнять многошаговые преобразования рациональных выражений, применяя широкий набор способов и приемов, применять тождественные преобразования для решения задач из различных разделов курса (например, для нахождения наибольшего/наименьшего значения выражения);
использовать разнообразные приемы доказательства неравенств;
применять аппарат уравнений и неравенств для решения широкого круга математических задач, задач из смежных предметов из практики;
проводить исследования, связанные с изучением свойств функций, в том числе с использованием компьютера; на основе графиков изученных функций строить более сложные графики (кусочно-заданные, с выколотыми точками и т. п.);
использовать функциональные представления и свойства функций для решения математических задач из различных разделов курса.
Содержание курса
№ п/п |
Раздел |
Содержание программы |
|
Математика в повседневной жизни |
Математика как средство оптимизации повседневной деятельности человека: в устройстве семейного быта, в семейной экономике, при совершении покупок, выборе товаров и услуг, организации отдыха и др.
|
|
Геометрические задачи в заданиях ОГЭ |
Умение находить часть информации, представленную в виде графиков, рисунков, карт; выбирать элементы информации, которые сообщаются не в нужном порядке; работа с информацией в графическом виде. Чтение условия задачи. Выполнение чертежа с буквенными обозначениями. Перенос данных на чертеж. Анализ данных задачи. |
|
Математика и общество |
Применение математических знаний при осуществлении основных обязанностей гражданина: при получении основного общего образования, в повседневной жизни, в т.ч. для соблюдения законов РФ и уплате налогов, в бережном отношении к природе и др.
|
|
Задачи на чертежах |
Формирование умения читать чертеж. Перевод информации из одного вида в другой. Умение находить часть информации, представленную в виде графиков, рисунков, карт…
|
|
Математика и профессии |
Математика и профессии. Применение математики для формирования позитивного отношения к труду, интереса к осуществлению различных видов деятельности, осознания своих интересов и профессиональной направленности личности. Демонстрация возможностей математики для оптимизации решения профессионально ориентированных задач.
|
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания Заместитель директора по ВР
методического объединения _____________
учителей естественно научного цикла ____августа 2023г.
МБОУ СОШ №24
от ___ августа 2023г. №1
_____________Гебгардт С.А.
Календарно-тематический план
8 класс
№ п/п |
Наименование раздела (темы) |
Деятельность учителя с учетом рабочей программы воспитания |
Кол-во час |
Математика в повседневной жизни (6 ч.) |
|||
|
Чтение чертежей |
привлекать внимание обучающихся к обсуждаемой на уроке информации, активизации познавательной деятельности обучающихся; организовывать работу обучающихся с социально значимой информацией по поводу получаемой на уроке социально значимой информации – обсуждать, высказывать мнение; инициировать и поддерживать исследовательскую деятельность обучающихся в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст обучающимся возможность приобрести навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей |
1 |
|
Участок |
1 |
|
|
Задача про «Шины» |
1 |
|
|
Покупки |
1 |
|
|
Карманные расходы |
1 |
|
|
Проектная работа по теме «Математика в повседневной жизни» |
1 |
|
Геометрические задачи в заданиях ОГЭ (3 ч) |
|||
|
Геометрические фигуры |
Реализовывать воспитательные возможности в различных видах деятельности обучающихся со словесной (знаковой) основой: выводы и доказательство формул, анализ формул, решение текстовых количественных и качественных задач, выполнение заданий по разграничению понятий. Моделировать на уроке ситуации для выбора поступка обучающимся (тексты, инфографика, видео и др.) Организовывать индивидуальную учебную деятельность. Реализовывать воспитательные возможности в различных видах деятельности обучающихся на основе восприятия элементов действительности |
1 |
|
Верные и неверные утверждения |
1 |
|
|
Работа с текстовой информацией: анализ, интерпретация, представление в графическом и символьном виде |
1 |
|
Математика и общество (3 ч) |
|||
|
Права человека |
привлекать внимание обучающихся к обсуждаемой на уроке информации, активизации познавательной деятельности обучающихся |
1 |
|
Охрана окружающей среды |
1 |
|
|
Проверочная работа по теме «Математика и общество» |
1 |
|
Задачи на чертежах (3 ч.) |
|||
|
Задачи на готовых чертежах |
Моделировать на уроке ситуации для выбора поступка обучающимся (тексты, инфографика, видео и др.) Организовывать индивидуальную учебную деятельность.
|
1 |
|
Упражнения, направленные на формирование умения читать чертеж |
1 |
|
|
Геометрия на клетчатой бумаге |
|
|
Математика и профессии (2 ч) |
|||
|
Математические задачи в профессиях |
Реализовывать воспитательные возможности в различных видах деятельности обучающихся на основе восприятия элементов действительности |
1 |
|
Проектная работа по теме «Математика и профессии» |
1 |
|
|
Итого за год |
317 |