Статья «Внеурочная деятельность социального педагога как фактор формирования успешности в социализации школьника в МАОУ СОШ №218» (10–11 классы)
Кочетова Марина Анатольевна
Муниципальное автономное образовательное учреждение города Новосибирска «Средняя общеобразовательная школа № 218»
Социальный педагог, без категории Тел.: 8 996 546 87 92
e-mail: marina.ko78@mail.ru
Внеурочная деятельность социального педагога
как фактор формирования успешности в социализации школьника
в МАОУ СОШ № 218
В рамках реализации внеурочной деятельности социальными педагогами в школе ведутся различные программы с учетом возрастных особенностей и потребностей обучающихся. Одной из таких программ является «Управление будущим», которая предназначена для практического обучения учащихся 10-х - 11-х классов навыкам личной эффективности. Полученные в ходе занятий знания, умения и навыки позволяют подросткам и юношам научиться осознавать свои цели и намерения для построения определенной стратегии деятельности, поведения, жизни в целом. «Управление будущим» является необходимость сопровождения старшеклассников в мир самоопределения и профориентации с учётом их интересов, индивидуальных потребностей, запросов и способностей обучающихся. Учебный материал подобран таким образом, что позволяет обучающимся осознать перспективы своего социально-психологического развития, понять природу своего «Я», найти применение своим творческим, организаторским способностям.
Цель данной программы - повысить личную эффективность обучающихся через практические социально-психологические техники и упражнения. Задачами являются: выработать навыки эффективного использования времени; освоить инструменты гибкого планирования; освоить инструменты самомотивации; способствовать развитию конструктивного, креативного, практического мышления, рефлексии. Программа рассчитана на 36 часа в год в 10-11 классах с проведением одного занятия в неделю, продолжительность занятия 60 минут. Виды внеурочной деятельности, используемые в процессе реализации курса: познавательная, игровая, творческая, социально-значимая деятельность.
Формы организации занятий курса: участие в социальных проектах, мероприятия, беседы, игры, дискуссии, творческие работы на заданную тему. В ходе освоения материала курса предполагается как групповая, так и индивидуальная работа учащихся.
Календарно-тематическое планирование включает 6 разделов: 1раздел: Введение. Знакомство с группой. Личная эффективность в управлении будущим. В данный раздел включены занятия по темам: Интеллект карта личной эффективности Информационная компетентность в достижении успеха. Уверенное и неуверенное поведение. Обучение приемам уверенного поведения. Артистизм и уверенное поведение.
2 раздел: Планирование и целеполагание – основа моего успеха.
Здесь предполагается практическая работа Создание Интеллект карты планов и будущих целей. Проработка эффективной технологии постановки целей через S.M.A.R.T., Кайдзен планирование
В 3 разделе программы с обучающимися рассматриваются возможности для преодоления препятствия на пути к цели. Разбираем технику «Колесо баланса», Квадрат Декарта – для принятия решений.\ Техника «4 пространства принятия решений», SWOT–анализа своего персонального потенциала, «Ромашка Блума» для решения жизненных и задач.
4 раздел программы: « С кем Я: работа в команде» позволяет через командные взаимодействия решать различные задачи, учит способам коммуникаций и принятия решений в группе. С обучающимися включаемся в такие деловые игры как: «Калейдоскоп», «Путешествие на воздушном шаре», «Необитаемый остров», «Ярмарка личных качеств».
В 5разделе: «Достижение жизненно важных целей через активные действия» учимся работать в проектной деятельности через технологии и инструменты креативного мышления: «6 шляп мышления», Техника Уолта Диснея для креативных решений, Проект жизненного цикла.
Завершающим этапом программы является раздел 6: Формула моего успеха. Я управляю будущим. С помощью техник: "Превращение проблемы в задачу" , Креативное решение проблем через 25 творческих техник, Дизайн мышление «Формула успеха» подводим итог программы через презентацию «Я управляю будущим».
Таким образом с помощью внеурочных занятий программы «Управление будущим» обучающиеся учатся использовать личную эффективность, рассматривая как управление своими личными ресурсами, как осознание своих целей и намерений, возможность выбора средств действий и построения определенной стратегии деятельности, поведения, жизни в целом.
Литаратура:
1.Добротворский И. Технологии успеха для учащихся.- Москва, 2004.
2.Езова С. Познай самого себя! - Улан-Удэ, 1991.
3.Жирова Т.М. Твоя жизнь - твой выбор.- Волгоград: Глобус,2007.
4.Личная эффективность: формула успеха /Под общей ред. С. Ю. Поповой (Смолик). — Тверь: Изд–во «СФК-офис», 2013. — 42 с
5.Международный институт коучинга для родителей и подростков Программа "Детский и подростковый коучинг";
6.Чистякова С.Н. Технология профессионального успеха. – Москва: Просвещение,2001.
Интернет источники:
https://in-scale.ru/blog/celi-smart/
https://coaching4yourlife.wordpress.com/ Техника «4 пространства для принятия решений»
https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/261546-delovaja-igra-formula-uspeha Деловая игра «Формула успеха»
https://www.live-and-learn.ru/courses/metaforicheskie-assotsiativnye-karty/25-tipovykh-uprazhneniy-s-metaforicheskimi-assotsiativnymi-kartami-mak/ 25 творческих техник