ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ
для обучающихся 3–4 классов по теме:
«80 лет Великой Победы!»
Цель занятия: расширять представления обучающихся о подвиге и героизме, способствовать сохранению исторической памяти и связи поколений, воспитывать чувство гордости за победу нашего народа в Великой Отечественной войне и благодарность воинам, защищающим Родину, развивать ценностные жизненные приоритеты – служение Отечеству, патриотизм.
Формирующиеся ценности: историческая память и преемственность поколений, единство народов России.
Основные смыслы: День Победы — особый праздник для нашей страны, это праздник памяти, чести, достоинства, праздник слёз радости и скорби одновременно. Ежегодно 9 мая мы вспоминаем о великих сражениях Великой Отечественной войны, о мужестве и героизме воинов-освободителей, отдавших свои жизни за жизнь и свободу будущих поколений.
Великая Отечественная война коснулась каждой семьи, каждого села и города в нашей стране. День Победы – священная дата, память о которой передаётся от поколения к поколению. Важно помнить нашу историю и чтить память всех людей, перенёсших тяготы войны.
Планируемые результаты. Личностные:
• проявлять желание изучать историю нашей Родины, знать о великих судьбоносных сражениях Великой Отечественной войны;
• осознавать необходимость помнить историю своей страны;
• проявлять уважение к памяти людей, перенёсших тяготы Великой Отечественной войны и испытывать чувство гордости за нашу страну.
Метапредметные:
• проявление активности, интереса к обсуждаемым вопросам;
• работа с информацией: сравнение и анализ, обобщение на основе представленного материала;
• коммуникативная активность и сотрудничество в совместной деятельности.
Продолжительность занятия: 20 минут.
Рекомендуемая форма занятия: познавательная беседа. Занятие предполагает также использование презентации и видеоматериалов.
Комплект материалов:
• сценарий,
• методические рекомендации,
• видеофрагменты,
• презентация.
Структура занятия Часть 1. Мотивационная
Цель первой части занятия – обеспечить познавательный интерес к теме, подготовить к участию в последующем обсуждении, содействовать ценностному отношению к празднику 9 Мая.
Часть 2. Основная
В основной части педагог проводит беседу по подготовленному материалу и подводит к обобщённому выводу о необходимости сохранения исторической памяти.
Часть 3. Заключительная
Подведение итогов занятия, обобщение материала.
СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ
Часть 1. Мотивационная
Звучит гимн Российской Федерации. Все участники внеурочного занятия, встают со своих мест и слушают гимн.
Учитель. Здравствуйте, ребята. Меня зовут Евгения Владимировна сегодня мы с вами поговорим о важном. Рассмотрите фотографии на доске. К какому празднику мы готовимся? Как его отмечает наша страна?
Ответы обучающихся.
Объявление о начале войны.
Учитель. 22 июня 1941 началась Великая Отечественная война с фашистской Германией и продолжалась она четыре долгих, тяжёлых года, самая страшная и кровопролитная война. Германия, когда нападала на СССР, надеялась быстро захватить всю страну, но они не ожидали, насколько могуч и силен советский народ. 9 мая 1945 года – день Великой Победы нашего народа над безжалостным врагом: день радости и скорби. В этому году мы будем отмечать 80 лет Победы! Раздает рабочие листы, просит выполнить задание № 1.
Учитель. А теперь давайте вспомним главные символы, связанные с праздником Великой Победы (слайд 2).
Просит раскрасить Георгиевскую ленту и знамя Победы (упражнения № 2, № 3). Обучающиеся работают в рабочих листах. (В 1945 году георгиевская лента украсила самую массовую награду времён Великой Отечественной войны — медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов». С тех пор чёрно-оранжевая лента ассоциируется с Победой. Знамя Победы — штурмовой флаг 150-й ордена Кутузова II степени Идрицкой стрелковой дивизии, водружённый 1 мая 1945 года на крыше здания Рейхстага в городе Берлине военнослужащими Красной Армии Алексеем Берестом, Михаилом Егоровым и Мелитоном Кантария.)
Часть 2. Основная
Учитель. Ребята, а знаете ли вы, что значит эта награда (слайд 3)? А как названия этих городов, связаны с этой звездой?
Ответы обучающихся.
Учитель. Почетное звание «Город-Герой» получили города, защита которых определила победу советских войск на основных стратегических направлениях фронта. Тула – город-герой, высшая степень отличия, которой удостоены двенадцать городов и одна крепость Советского Союза, прославившихся своей героической обороной во время Великой Отечественной войны 1941—1945 годов.
Учитель. Ребята, давайте посмотрим видеофрагмент о том, какой героический подвиг совершили туляки. (слайд 4)
Учитель. Героическая оборона Тулы вошла в историю Великой Отечественной войны как одна из ярких и знаменательных страниц. 45 дней Тула сдерживала натиск врага и не дала возможности подобраться к Москве. Жители города рыли окопы и противотанковые рвы, сооружали баррикады, устанавливали противотанковые ежи и надолбы. Тульский оружейный завод, работая под девизом «Все для фронта, все для победы», выпускал самозарядные винтовки СВТ-38/40, авиационные пушки «Швак», револьверы системы Наган и пистолеты системы Токарева. (слайд 5)
Учитель. Обратите внимание, что на заводах трудились женщины и дети.
Тула и Тульская область внесли свой колоссальный вклад в дело победы в Великой Отечественной войне. Многие туляки сражались с врагом в частях армии, авиации и флота, в пограничных и внутренних войсках, в партизанских отрядах и разведгруппах, многие ковали победу в тылу. За годы войны военкоматами Тулы и области было призвано около 400 тыс. туляков. Погибли в боях, скончались от ран и пропали без вести почти 200 тыс. человек. Их имена включены в Книгу Памяти.
Учитель. В районах области, где шли ожесточённые бои, сооружены Курганы боевой славы, в городах и сёлах – памятники и обелиски. Знаете ли вы о таких памятниках и мемориалах в Туле?
Ответы обучающихся.
Предполагаемые ответы. Памятник героическим защитникам города на площади Победы («Три штыка»). Негасимым пламенем горит здесь Вечный огонь. Это комплекс сооружений, возведённый в Туле.
Центральное место занимают фигуры солдата и ополченца, за которыми возвышаются обелиски в виде трёх штыков. У подножия штыков горит Вечный огонь. Мемориал «Защитникам неба Отечества» — мемориальный комплекс, расположен при въезде в город Тула со стороны Заречья в районе Московского шоссе и возведён к 71 годовщине победы над фашизмом в Великой Отечественной войне. Памятник «Защитникам города-героя Тулы» - это часть мемориального комплекса, открытого в 2015 году на площади Московского вокзала. (Два бойца Красной армии, композиция – 7 метров).
Сделайте, пожалуйста, упражнение из рабочего листа № 4 (слайд 6).
Учитель. Чтобы одержать победу, нужно было немалое мужество и героизм. Миллионы людей, среди которых были совсем юные, отдали свою жизнь ради победы, ради мирного неба над головой, ради нас. Многие герои войны погибли, но в нашей памяти они живы.
Эта память запечатлена в названиях улиц вашего города (слайд 7). Это улицы, опаленные войной: перечисляю улицы.
Часть 3. Заключение
Учитель. Что интересного вы узнали на этом занятии?
Поделитесь этими интересными фактами из истории родного города и нашей страны со своими близкими и родными. Обратите внимание во время прогулок на названия улиц Тулы, обязательно побывайте в парке «Патриот» и «Рубеж обороны». Выполните два задания в рабочих листах дома. Всего вам доброго! Спасибо за урок!