12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Алексеева Марина Александровна19

Внеурочное занятие по теме: «Финансовая безопасность»

Алексеева Марина Александровна

учитель истории и обществознания

МБОУ «Масловопристанская СОШ»


Цель проведения:

создание основ для формирования финансово грамотного поведения обучающихся как необходимого условия повышения уровня и качества жизни, в том числе за счет использования финансовых продуктов и услуг надлежащего качества.

Задачи:

- повышение уровня осведомленности в сфере финансов, расширение кругозора, повышение общего уровня финансовой грамотности;

- проверка имеющегося уровня знаний и умений, их развитие и корректировка во время урока финансовой грамотности, работы над ошибками;

- ориентация на зону ближайшего развития, поиск новых знаний, приобретение новых умений и навыков – «делать осознанный и рациональный выбор среди предложенных альтернатив»;

- формирование правильных поведенческих моделей, необходимых для принятия успешных финансовых решений и в конечном итоге для достижения финансового благосостояния.


ХОД КЛАССНОГО ЧАСА


1. Слово учителя: Здравствуйте Уважаемые гости! Здравствуйте ребята! Я попрошу ребят стать в круг и поприветствовать друг друга, сказав ему комплимент.

2. Основной этап

2.1 Что такое «Финансовая грамотность» и для чего она нужна?

Слово учителя: Как называется наш курс внеурочной деятельности?

Ребята, а кто такой финансово грамотный гражданин???

Финансово грамотный гражданин должен как минимум:

 следить за состоянием личных финансов;

 планировать свои доходы и расходы;

 формировать долгосрочные сбережения и финансовую "подушку безопасности" для непредвиденных обстоятельств;

 иметь представление о том, как искать и использовать необходимую финансовую информацию;

 рационально выбирать финансовые услуги;

 жить по средствам, избегая несоразмерных доходам долгов и неплатежей по ним;

 знать и уметь отстаивать свои законные права как потребителя финансовых услуг;

 быть способным распознавать признаки финансового мошенничества;

 знать о рисках на рынке финансовых услуг;

 знать и выполнять свои обязанности налогоплательщика;

 вести финансовую подготовку к жизни на пенсии.

Поэтому:

«Финансовая грамотность» - результат процесса финансового образования, который включает как сочетание осведомленности, знаний, умений и поведенческих моделей, необходимых для принятия успешных финансовых решений и в конечном итоге для достижения финансового благосостояния.


Сегодня мы проводим урок, который посвящен теме: «Финансовая безопасность».


2.2 Что такое Деньги и денежные средства?

Понятие денег происходит от древнегреческого «донака», что означает «медная монета», которое через тюркские языки (теньге) пришло в русский язык. Считается, что до появления денег существовал прямой обмен товарами, бартер в современном варианте. В древние времена у разных племен и народов по всему миру в качестве денег использовались: жемчуг, ракушки, различные камни, скот, меха, шкуры, соляные бруски, стальные бруски и слитки, обрубки из металлов, металлические предметы. В Древнем Египте еще 4000 лет назад в качестве денег стали использовать золото. В VII веке до нашей эры появились первые чеканные монеты. Такой вид денег быстро распространился, потому что они были удобны в хранении, перемещении, мало весили при высокой стоимости. А в 910 году нашей эры появились первые бумажные деньги в Китае. И (всего лишь!) спустя семь веков, первые бумажные деньги появились в Европе – в Швеции в 1661 году, а в России – в 1769 (ассигнации, введенные Екатериной II). Такова краткая история денег.

В наше время деньги – это термин, означающий особый вид товара, который обладает максимальной ликвидностью и является универсальной мерой стоимости других товаров и услуг.

Денежная единица (рубль, доллар, евро и др.) – это эталон измерения стоимости товаров.

Понятие денежных средств чаще всего является синонимом понятия денег.

С точки зрения составителей Современного экономического словаря, денежные средства – это «аккумулированные в наличной и безналичной форме деньги государства, предприятий, населения и другие средства, легко обращаемые в деньги».

Проще говоря, денежные средства – это наличные и безналичные деньги.



2.3Выступление

Учитель:

При обращении с финансовыми вопросами в повседневной жизни нас подстерегают различные опасности. Наша финансовая безопасность зависит от знаний, умений и принимаемых решений.

По данным управления министерства внутренних дел по городу за 12 месяцев 2018 года на территории города 793преступления экономической направленности, 505 мошенничеств нацеленных на завладение денежными средствами, 343 преступления с использованием сотовой связи и сети Интернет.


Наша финансовая безопасность напрямую зависит от принимаемых нами ежедневно решений. Непродуманный выбор поставщика финансовых услуг, невнимательное чтение условия договоров, отсутствие финансовой дисциплины и - как следствие - неисполнение своих обязательств и неприятная финансовая ситуация.

Финансовое мошенничество — совершение противоправных действий в сфере денежного обращения путем обмана, злоупотребления доверием и других манипуляций с целью незаконного обогащения.

Рассмотрим несколько видов мошенничества:

Мошенничества с использованием банковских карт

Интернет-мошенничества

Мобильные мошенничества

Финансовые пирамиды

Банковская карта. Удобный инструмент повседневных расчетов. Способы обмана людей и кражи денег с их банковских карт разнообразны: от подглядывания из-за плеча во время операций с банкоматом и последующего хищения карты до хакерских атак на программное обеспечение.

Основные приемы, которые используют злоумышленники:

Скимминг или установка специальных устройств на банкоматы (накладная клавиатура, устройство для считывания карт), с помощью которых преступники получают информацию о карте.

Траппинг - установке на банкомат устройства, которое блокирует карту и не выдает ее обратно, а «добрый» прохожий, якобы пытающийся помочь, подглядывает пин-код и после вашего ухода, забирает карту из банкомата и снимает с нее деньги.

Магазинные мошенничества, когда во время оплаты покупки или услуги данные карты могут быть считаны и зафиксированы ручным скиммером.

Фишинг - рассылка электронных писем, в которых от имени банка сообщается об изменениях, производимых в системе его безопасности. При этом пользователей просят возобновить информацию о карте, в том числе указать номер кредитки и ее ПИН-код.

Мошенничество с помощью телефона - когда клиенту поступают звонки с просьбой погасить задолженность по кредиту, который клиент не брал, и в ходе разговора уточняются данные карты. По похожей схеме может звонить «автоответчик» и собирать необходимые для мошенничества данные.



Во избежание вероятности хищения средств с вашей карты соблюдайте следующие правила:

При использовании банкомата внимательно осмотрите поверхность над ПИН-клавиатурой и устройство для приема карты на предмет нахождения посторонних прикрепленных предметов.

Закрывайте рукой клавиатуру при вводе ПИН-кода

Не передавайте банковскую карту посторонним: ее реквизиты могут быть использованы для чужих покупок.

Требуйте проведения операций с картой только в личном присутствии, не позволяя уносить карту из поля зрения

Никому никогда не сообщайте ваш пин-код или код из смс-сообщения

Помните: Банки и платежные системы никогда не присылают писем и не звонят на телефоны своих клиентов с просьбой предоставить им данные счетов.

Сообщайте банку актуальные контактные данные

Подключите услугу SMS- уведомлений, всегда имейте при себе телефон круглосуточной службы поддержки владельцев карт банка - обеспечите эффективную профилактику риска несанкционированных операций по ней.

Храните ПИН-код отдельно от карты и не пишите его на карте, не сообщайте никому. При его потере или краже немедленно заблокируйте карту


Уберегите себя также и от неприятных последствий собственной невнимательности:

Своевременно оплачивайте кредит и не превышайте лимит кредитования – это обеспечит отличную кредитную историю и убережет от штрафов

Не теряйте карту - перевыпуск может стоить дополнительных средств.

Не снимайте с карты деньги полностью – оставьте некоторую сумму для оплаты комиссий или автоматических платежей.

В случае смены места работы обратитесь в банк и уточните актуальные для вас тарифы

При использовании карты зарубежом, помните о курсовой разнице во избежание нежелательного «технического овердрафта».


Мошенничество в интернете. Включает в себя все существующие виды обмана, придуманные человечеством за всю историю его существования. Наиболее часто нас могут поджидать неприятности в следующих случаях:

Покупки через интернет (особенно по предоплате и неоправданно низкой цене)

При составлении «бесплатного» гороскопа

При получении смс от якобы платежных систем. На самом деле часто вас поджидает вирус, задача которого - собрать данные о ваших аккаунтах в платежных системах, данные банковской карты, которые вы вводите на своем компьютере.

Когда вы получаете письма от сильно нуждающихся «королевских особ», которые за солидный процент просят вас перевести крупную сумму для спасения страны.


Как защититься:

Не открывать сайты платежных систем по ссылке (например, в письмах), проверять, какой URL стоит в адресной строке.

Совершайте покупки в интернете с помощью отдельной банковской карты и только на проверенных сайтах

Никогда никому не сообщайте ваши пароли. Вводить пароли можно и нужно только на самих сайтах платежных процессоров.

Не храните файлы с секретной информацией на доступных или недостаточно надежных носителях информации.

Если вам предлагают удаленную работу и при этом просят оплатить взнос в качестве гарантии за пересылку данных и т. п., не попадайтесь на эту ловушку.

Письма о проблемах с вашим счетом в какой-либо платежной системе, требующие перехода на сайт и каких-либо действий от вас, удаляйте.

В 99 % случаев платежи, которые вы делаете онлайн, отменить нельзя. Поэтому не торопитесь, подумайте, прежде чем заплатить за товар или услугу.

2.3 Каждой группе я выдаю инструкцию к выполнению задания.

Познавательная задача №1 Группа 1

Тебе позвонил «якобы сотрудник банка» и попросил продиктовать все данные карты. Тебе сообщают, что счёт заблокирован, с него похитили деньги и необходимо срочно получить данные, чтобы всё исправить. Ваши действия.

Познавательная задача № 2 Группа 2

Ты выиграл 100000 рублей! Тебе сообщают о том, что ты выиграл 100000 рублей. Нужно только оплатить налог за приз. Ваши действия.

Познавательная задача №3 Группа 1

В кафе или в магазине вашу карту унесли с поля вашего зрения. Ваши действия.

Познавательная задача №4 Группа 2.

Ты получил сообщение от друга срочно перевести ему немного денег на карточку, так как он попал в беду. Ваши действия.

Познавательная задача №5 Группа 1.

Ты подписался на бесплатное скачивание игры. Вас просят ввести на сайте мобильный номер. Ваши действия.

Познавательная задача №6 Группа 2.

Ты заказал в интернет-магазине кроссовки. Тебя просят их оплатить. Ваши действия.



Учитель организует выступление групп с выводами

Группа 1 Познавательная задача №3

Вам позвонил «якобы сотрудник банка» и попросил продиктовать все данные карты. Тебе сообщают, что счёт заблокирован, с него похитили деньги и необходимо срочно получить данные, чтобы всё исправить. Ваши действия..

(Никому, даже сотруднику банка, не сообщайте конфиденциальные данные (ПИН-код, данные для входа в интернет-банк, пароли для подтверждения операций, которые приходят по СМС);

Группа 2. Познавательная задача №4

Ты выиграл миллион! Тебе сообщают о том, что ты выиграл миллион рублей. Нужно только оплатить налог за приз. Ваши действия.

(Не верьте, что вы могли выиграть денежный приз, в розыгрыше, в котором вы не участвовали. Не доверяйте письмам, «прогнанным» через автоматический переводчик, не оплачивайте налог – это мошенники)

Группа 3. Познавательная задача №5

В кафе или в магазине вашу карту унесли с поля вашего зрения. Ваши действия.

(Не отдавайте в чужие руки свою банковскую карту, в кафе расплачивайтесь по безналичному расчёту через беспроводной терминал, устанавливайте лимиты по карте по снятию наличных и для безналичной оплаты)

Группа 4. Познавательная задача №6

Ты получил сообщение от друга срочно перевести ему немного денег на карточку, так как он попал в беду. Ваши действия. (Перезвонить другу, удостовериться в том, кто звонил, не отвечать на такие звонки)

Группа 5. Познавательная задача №7

Ты подписался на бесплатное скачивание игры. Вас просят ввести на сайте мобильный номер. Ваши действия. (Не используйте карту для оплаты в сомнительных интернет-магазинах (часто мошенники запускают сайты-обманки внешне очень схожие с известными ресурсами, если номер телефона, к которому подключён мобильный банк, привязано СМС-оповещение, меняется – то необходимо сразу оповестить об этом банк, на сомнительных сайтах не скачивайте игры)


3. Заключительный этап

Сформулируем выводы:

надо быть бдительными и не поддаваться уловкам незнакомых людей;

держать в строгом секрете данные своей банковской карты;

не верить подозрительным звонкам и СМС-сообщениям

Это и есть основные правила финансовой безопасности.


Сегодня на уроке мы рассмотрели очень важную тему «Финансовая грамотность и безопасность». Ежедневно каждый из нас принимает решения связанные с финансами и от того какое решение мы принимаем, зависит наше благополучие.

У кого есть вопросы?

Надеюсь на то, что вам понравился наш урок.

Скажите, мы достигли целей, которые ставили в начале занятия?

Выберите утверждение

- Сегодня на уроке….

Я научился (научилась)…

-Было интересно…

-Было трудно…

- Я понял (поняла), что…



Учитель Я уверена, что никакие мошенники вас вокруг пальца не обведут.

Финансово грамотным быть – это……МОДНО!


Спасибо за внимание!

















Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.