Программа внеурочной деятельности «Финансовая грамотность»
Отдел по образованию администрации города Заринска Алтайского края
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №15 с углублённым изучением отдельных предметов г.Заринска Алтайского края
РАССМОТРЕНА СОГЛАСОВАНА УТВЕРЖДЕНА
методическим объединением Заместитель директора Директор МБОУ СОШ №15
учителей __________ Г.А.Огирь ________П.И.Макашенец
гуманитарного цикла «____»_________2017г. Приказ №______________
_________ М.В.Сокольцова от «____»_________2017г.
Протокол №______________
«____»____________2017г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Элективный курс
“Юный финансист”
11 КЛАСС
основное общее образование
Рабочая программа составлена на основе авторской программы: Финансовая грамотность: учебная программа. 10–11 классы общеобразоват.орг. / Ю. В. Брехова, А. П. Алмосов, Д. Ю. Завьялов. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. —16 с. (Дополнительное образование: Серия «Учимся разумному финансовому поведению») и Положения о рабочей программе учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей)
Сроки реализации программы:
2017-2018 учебный год
Составитель:
Шарыгина Анастасия Игоревна
учитель истории
Заринск
2017
Пояснительная записка
Любой человек в нашем обществе ежедневно сталкивается с многочисленными вопросами, которые активно вовлекают его в процесс взаимодействия с финансовыми институтами. Такое взаимодействие начинается ещё в детстве, и по мере взросления уровень решаемых задач постоянно повышается. Очевидно, что уже в школьном возрасте у ребёнка необходимо сформировать те базовые понятия и навыки, которые в последующем позволят ему принимать оптимальные финансовые решения, с успехом решать возникающие финансовые проблемы, своевременно выявлять и предотвращать финансовые мошенничества.
Учебная программа рассчитана на учащихся 10–11 классов и составлена с учётом психологических особенностей подростков. Школьники 16–18 лет уже обладают необходимыми знаниями, навыками, умениями и инструментарием, которые позволили бы правильно воспринимать темы, предлагаемые им в рамках курса «Юный финансист». Именно в выпускных классах можно изучать темы, которые школьниками более раннего возраста не могут быть правильно поняты и уяснены. Кроме того, школьники 11 класса после окончания школы фактически выходят в самостоятельную жизнь, в которой знания о финансовых институтах и об особенностях взаимодействия с ними становятся чрезвычайно важными для полноценного вхождения в общество и достижения личного финансового благополучия.
Предлагаемый курс повышения финансовой грамотности школьников 10–11 классов предполагает раскрытие ключевых вопросов функционирования финансовых институтов и взаимодействия с ними. В рамках курса рассматриваются такие понятия, как коммерческий банк, инвестиционный фонд, рынок ценных бумаг, налоговая система, пенсионный фонд и пр. Учащиеся должны научиться основам взаимодействия с банками, пенсионными фондами, налоговыми органами, страховыми компаниями в процессе формирования накоплений, получения кредитов, уплаты налогов, страхования личных и имущественных рисков и др.
Перечень предлагаемых к изучению тем соответствует необходимому минимуму базовых финансовых знаний для успешного молодого человека в современном обществе.
Цель обучения: формирование у учащихся 10–11 классов необходимыхзнаний, умений и навыков для принятия рациональных финансовых решений всфере управления личными финансами.
Задачи курса:
усвоение базовых понятий и терминов курса, используемых для описания процессов и явлений, происходящих в финансовой сфере, для интерпретации экономических данных и финансовой информации;
формирование функциональной финансовой грамотности, позволяющей анализировать проблемы и происходящие изменения в сфере экономики, вырабатывать на этой основе аргументированные суждения, умения оценивать возможные последствия принимаемых решений;
развитие навыков принятия самостоятельных экономически обоснованных решений;
выработка навыков проведения исследований экономических явлений в финансовой сфере: анализ, синтез, обобщение финансово - экономической информации, прогнозирование развития явления и поведения людей в финансовой сфере, сопровождающееся графической интерпретацией и их критическим рассмотрением;
освоение технологии использования интерактивных обучающих программ в процессе обучения и для решения типичных экономических задач;
формирование информационной культуры школьников, умение отбирать информацию и работать с ней на различных носителях, понимание роли информации в деятельности человека на финансовом рынке
Количество часов, на которое рассчитана Рабочая программа. Авторская программа на 10-11 классы рассчитана на 34 часа. В соответствие с учебным графиком 2017-2018 гг. рабочая программа для 11класса составлена на 17 ч. Выполнение программы обеспечивается за счет уплотнение программы (объединение тем: Модуль 1. Здоровье и жизнь — высшие блага: поговорим о личном страховании. Если нанесён ущерб третьим лицам. Модуль 2. Налогообложение малого и среднего бизнеса. С какими финансовыми рисками может встретиться бизнесмен. Модуль 3. Финансовая пирамида, или Как не попасть в сети мошенников. Виды финансовых пирамид. Модуль 4. Как распорядиться своими пенсионными накоплениями. Как выбрать негосударственный пенсионный фонд)
Требования к уровню подготовки обучающихся (ФкГОС).
Модуль 1. Страхование: что и как надо страховать,чтобы не попасть в беду
Базовые понятия и знания
Страхование, страховой полис, имущественное страхование, личное страхование, страхование ответственности, страховой случай, страховая выплата,обязательное и добровольное страхование, франшиза, страховая сумма, страховая стоимость, страховая премия.
Страховой рынок, основные участники страхового рынка, особенности развития страхового рынка в России, классификация страховых продуктов, условия осуществления различных видов страхования, алгоритм действий при наступлении страховых случаев, особенности выбора страховойкомпании.
Личностные характеристики и установки
Осознать цель, задачи и принципы страхования, понимать важность приобретения страховых услуг, уметь правильно выбирать страховые продукты,знать преимущества и недостатки условий договоров страхования.
Умения
Понимать содержание договора страхования, уметь работать с правилами страхования, уметь актуализировать страховую информацию, уметь правильно выбрать условия страхования, уметь оперировать страховой терминологией, разбираться в критериях выбора страховой компании.
Компетенции
Понимать нужность и важность процедуры страхования, проводитьсравнение страховых продуктов, принимать правильные решения о страховании на основе проведения анализа жизненной ситуации, оценивать надёжность страховой компании, оценивать правильность и прозрачность условийстрахования.
Модуль 2. Собственный бизнес: как создатьи не потерять
Базовые понятия и знания
Бизнес, уставный капитал, привлечённый капитал, бизнес-план, доходы,расходы, прибыль, бухгалтерский учёт, маркетинг, менеджмент, налоги, риски,малый и средний бизнес.
Понятие малого и среднего бизнеса, порядок формирования уставногокапитала, структура доходов и расходов, порядок расчёта прибыли, необходимость и назначение бухгалтерского учёта, функции маркетинга и менеджмента вработе предприятия, порядок расчёта и уплаты налогов в малом и среднем бизнесе, определение рисков и их снижение.
Личностные характеристики и установки
Понимание порядка функционирования предприятия, роли уставного ипривлечённого капиталов в его развитии, необходимости учёта доходов и расходов в процессе ведения бизнеса.
Умения
Определять потребность в капитале для развития бизнеса, составлять бизнес-план, рассчитывать прибыль, налоги, знать порядок уплатыналогов в малом и среднем бизнесе, строить структуру управления напредприятии.
Компетенции
Знание ключевых этапов создания бизнеса, структуры бизнес-плана, финансовых расчётов, необходимых для ведения бизнеса, знание основ маркетинга и менеджмента, необходимых для управления вновь созданным предприятием.
Модуль 3. Риски в мире денег: как защититься от разорения
Базовые понятия и знания
Инвестиции, инвестирование, инвестиционный портфель, стратегия инвестирования, инвестиционный инструмент, диверсификация инвестиционногопортфеля, финансовый риск, доходность, срок инвестирования, сумма инвестирования, финансовая пирамида, Хайп, фишинг, фарминг.
Виды рисков при осуществлении финансовых операций, способы защитыот финансовых мошенничеств, знания о признаках финансовой пирамиды.
Личностные характеристики и установки
Понимание взаимосвязей риск – доходность инвестиционных инструментов, ключевых характеристик выбора стратегии инвестирования, особенностейфункционирования мошеннических финансовых схем.
Умения
Различать стратегии инвестирования, выбирать приемлемую для себястратегию инвестирования с позиции приемлемого уровня риска и доходности, рассчитать доходность инвестиций, диверсифицировать инвестиционныйпортфель с точки зрения минимизации рисков и приемлемости доходности,распознать финансовую пирамиду среди множества инвестиционных предложений, отличить фишинговый сайт от подлинного, защитить себя от фармингаи фишинга.
Компетенции
Сравнивать и выбирать оптимальный вариант размещения своего капитала в различные инвестиционные инструменты, оценивать доходность своих инвестиций, определять уровень риска инвестиционного портфеля.
Модуль 4. Обеспеченная старость: возможности пенсионногонакопления
Базовые понятия и знания
Пенсия, пенсионная система, пенсионный фонд, управляющая компания,негосударственное пенсионное обеспечение.
Способы финансового обеспечения в старости, основания получения пенсии по старости, знание о существующих программах пенсионного обеспечения.
Личностные характеристики и установки
Осознание факторов, влияющих на размер будущей пенсии, рисков, присущих различным программам пенсионного обеспечения, понимание личнойответственности в пенсионном обеспечении.
Умения
Влиять на размер собственной будущей пенсии, с помощью калькулятора,размещённого на сайте Пенсионного фонда России, рассчитывать размер пенсии, выбирать негосударственный пенсионный фонд. ПРИМЕРНАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ 10–Компетенции
Управление собственными пенсионными накоплениями, выбор оптимального направления инвестирования накопительной части своей будущейпенсии, выбор негосударственного пенсионного фонда с точки зрения надёжности и доходности.
Содержание тем учебного курса(16ч.)
Модуль 1. Страхование: что и как надо страховать, чтобы не попасть в беду (4ч.)
Страховой рынок России: коротко о главном
Имущественное страхование: как защитить нажитое состояние
Здоровье и жизнь — высшие блага: поговорим о личном страховании. Если нанесён ущерб третьим лицам
Доверяй, но проверяй, или Несколько советов по выбору страховщика
Модуль 2. Собственный бизнес: как создать и не потерять (4ч.)
Создание собственного бизнеса: что и как надо сделать
Пишем бизнес-план
Расходы и доходы в собственном бизнесе
Налогообложение малого и среднего бизнеса. С какими финансовыми рисками может встретиться бизнесмен
Модуль 3. Риски в мире денег: как защититься от разорения (4ч.)
Финансовые риски и стратегии инвестирования
Финансовая пирамида, или Как не попасть в сети мошенников. Виды финансовых пирамид
Виртуальные ловушки, или Как не потерять деньги при работе в сети Интернет
Сюжетно-ролевая обучающая игра. Ток-шоу «Все слышат»
Модуль 4. Обеспеченная старость: возможности пенсионного накопления(4ч.)
Думай о пенсии смолоду, или Как формируется пенсия
Как распорядиться своими пенсионными накоплениями. Как выбрать негосударственный пенсионный фонд
Обучающая игра «Выбери свой негосударственный пенсионный фонд»
Итоговый контроль по курсу
Календарно – тематический план:
№ ур. |
Тема урока |
Календарные сроки |
Примечание |
Модуль 1. Страхование: что и как надо страховать, чтобы не попасть в беду (4ч.) |
|||
1 |
Страховой рынок России: коротко о главном |
1 неделя |
|
2 |
Имущественное страхование: как защитить нажитое состояние |
3 неделя |
|
3 |
Здоровье и жизнь — высшие блага: поговорим о личном страховании. Если нанесён ущерб третьим лицам |
5 неделя |
|
4 |
Доверяй, но проверяй, или Несколько советов по выбору страховщика |
7 неделя |
|
Модуль 2. Собственный бизнес: как создать и не потерять (4ч.) |
|||
5 |
Создание собственного бизнеса: что и как надо сделать |
9 неделя |
|
6 |
Пишем бизнес-план |
11 неделя |
|
7 |
Расходы и доходы в собственном бизнесе |
13 неделя |
|
8 |
Налогообложение малого и среднего бизнеса. С какими финансовыми рисками может встретиться бизнесмен |
15 неделя |
|
Модуль 3. Риски в мире денег: как защититься от разорения (4ч.) |
|||
9 |
Финансовые риски и стратегии инвестирования |
17 неделя |
|
10 |
Финансовая пирамида, или Как не попасть в сети мошенников. Виды финансовых пирамид |
19 неделя |
|
11 |
Виртуальные ловушки, или Как не потерять деньги при работе в сети Интернет |
21 неделя |
|
12 |
Сюжетно-ролевая обучающая игра. Ток-шоу «Все слышат» |
23 неделя |
|
Модуль 4. Обеспеченная старость: возможности пенсионного накопления (4ч.) |
|||
13 |
Думай о пенсии смолоду, или Как формируется пенсия |
25 неделя |
|
14 |
Как распорядиться своими пенсионными накоплениями. Как выбрать негосударственный пенсионный фонд |
27 неделя |
|
15 |
Обучающая игра «Выбери свой негосударственный пенсионный фонд» |
29 неделя |
|
16 |
Итоговое повторение по курсу |
31 неделя |
|
17 |
Итоговое повторение по курсу |
32 неделя |
|
Всего: 17 часа |
Учебно-методическое и материально-техническоеобеспечение курса
Библиографический список методических и учебных пособий, используемых в образовательном процессе:
Брехова Ю., Алмосов А., Завьялов Д. Финансовая грамотность: материалы для учащихся 10–11 кл. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. – 400 с.
Брехова Ю., Алмосов А., Завьялов Д. Финансовая грамотность: методические рекомендации для учителя. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. – 80 с.
Брехова Ю., Алмосов А., Завьялов Д. Финансовая грамотность: учебная программа. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. – 16 с.
Брехова Ю., Алмосов А., Завьялов Д. Финансовая грамотность: контрольные измерительные материалы. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. – 48 с.
Брехова Ю., Алмосов А., Завьялов Д. Финансовая грамотность: материалы для родителей. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. – 112 с.
Оборудование и приборы: Мультимедийный компьютер (ноутбук), мультимедийный проектор, экран проекционный
Дидактический материал:
Картины, аппликации, альбомы
Интернет-ресурсы
www.ereport.ru – обзорная информация по мировой экономике.
www.cmmarket.ru – обзоры мировых товарных рынков.
www.rbc.ru/РосБизнесКонсалтинг – информационное аналитическое
агентство.
www.stat.hse.ru – статистический портал Высшей школы экономики.
www.cefir.ru – ЦЭФИР – Центр экономических и финансовых исследо-
ваний.
www.beafnd.org – Фонд Бюро экономического анализа.
www.vopreco.ru – журнал «Вопросы экономики».
www.tpprf. ru – Торгово-промышленная палата РФ.
www.rts.micex.ru – РТС и ММВБ – Объединённая биржа.
www.economy.gov.ru/minec/ma – Министерство экономического раз-
вития РФ.
www.minpromtorg.gov.ru – Министерство торговли и промышленно-
сти РФ.
www.fas.gov.ru – Федеральная антимонопольная служба РФ.
http://www.minfin.ru/ru – Министерство финансов РФ.
www.cbr.ru - Центральный банк РФ.
www.gks.ru – Федеральная служба государственной статистики.
www.nalog.ru – Федеральная налоговая служба РФ.
www.wto.ru – Всемирная торговая организация.
www.worldbank.org/eca/russian – Всемирный банк.
www.imf.org – Международный валютный фонд.
Литература, рекомендованная для учащихся:
Управление личными финансами: теория и практика: учеб. пособие для будущих профессионалов в сфере финансов / под ред. А. П. Алмосова,
Ю. В. Бреховой. – Волгоград: Изд-во Волгоградского филиала ФГБОУ ВПО РАН-ХиГС, 2013. – 182 с.
Рабочая тетрадь к учебному курсу. Управление личными финансами: теория и практика: учеб.-метод. пособие / под ред. А. П. Алмосова, Ю. В. Бреховой. – Волгоград: Изд-во Волгоградского филиала ФГБОУ ВПО РАНХиГС, 2013. – 80 с.
Энциклопедия личных финансов: популярное издание / под ред. А. П. Алмосова, Ю. В. Бреховой. – Волгоград: Изд-во Волгоградского филиала ФГБОУ ВПО РАНХиГС, 2013. – 122 с.
Путеводитель по финансовой грамотности для воспитанников детских домов: учеб. пособие / под ред. А. П. Алмосова, Ю. В. Бреховой. – Волгоград: Изд-во Волгоградского филиала РАНХиГС, 2013. – 100 с.
Рабочая тетрадь к учебному курсу «Путеводитель по финансовой грамотности для воспитанников детских домов»: учеб.-метод. пособие / под ред. А. П. Алмосова, Ю. В. Бреховой. – Волгоград: Изд-во Волгоградского филиала РАНХиГС, 2013. – 60 с.
Брехова Ю. В. Как распознать финансовую пирамиду / Ю. В. Брехова. – Волгоград: Изд-во ФГОУ ВПО ВАГС, 2011. – 24 с. – (Простые финансы).
Алмосов А. П. Кредиты, которые нас разоряют / А. П. Алмосов, Ю. В. Брехова. – Волгоград: Изд-во Волгоградского филиала РАНХиГС, 2012. – 28 с. –(Простые финансы).
Алмосов А. П. Как сохранить, чтобы не потерять / А. П. Алмосов, Ю. В. Брехова. – Волгоград: Изд-во Волгоградского филиала РАНХиГС, 2012. – 28 с. – (Простые финансы).
Список литературы, использованный при подготовке программы
Брехова Ю., Алмосов А., Завьялов Д. Финансовая грамотность: материалы для учащихся 10–11 кл. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. – 400 с.
Брехова Ю., Алмосов А., Завьялов Д. Финансовая грамотность: методические рекомендации для учителя. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. – 80 с.
Брехова Ю., Алмосов А., Завьялов Д. Финансовая грамотность: учебная программа. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. – 16 с.
Брехова Ю., Алмосов А., Завьялов Д. Финансовая грамотность: контрольные измерительные материалы. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. – 48 с.
Брехова Ю., Алмосов А., Завьялов Д. Финансовая грамотность: материалы для родителей. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. – 112 с.
Лист внесения изменений и дополнений
Дата внесения изменений |
Содержание |
Реквизиты документа |
Подпись лица, внёсшего запись |
Приложение 1
Формы и методыоценивания учебной деятельности учащихся
Необходимым элементом процесса обучения является контроль. Контроль знаний, умений и навыков, которые были сформированы у школьника, требует определённой системы оценивания с выделением чётких критериев такого оценивания. Поскольку в процессе обучения предполагается использование различных видов деятельности, то и система критериальной оценки должна строиться с учётом различий в такой деятельности. Задача учителя – заранее ознакомить учащихся с критериями оценивания их деятельности, что позволит школьникам впоследствии чётко осознавать цели и задачи, стоящие перед ними в процессе обучения, и выбирать оптимальные пути достижения поставленных целей и решения задач. В процессе преподавания курса «Юный финансист» предполагаетсяиспользование учителем двух видов контроля: текущего и итогового.
Целью текущего контроля является оценка активности работы школьника на уроке, уровень осознания обсуждаемого материала, креативность в решении поставленных задач. Текущий контроль может проводиться как в форме тестирования, решения практических задач и ситуаций, так и в форме деловой игры.
Целью итогового контроля является оценка выполнения требований к личностным, интеллектуальным и предметным результатам освоения курса. Итоговый контроль проводится в форме итогового тестирования или деловой игры, позволяющей оценить все аспекты подготовки школьника по вопросам, которые поднимались в процессе изучения курса «Юный финансист». Результаты итогового контроля позволят учителю корректировать методику преподавания, выявлять темы и вопросы, которым следует уделить более пристальное внимание.