Методическая разработка «Внимание как познавательный психический процесс»

5
0
Материал опубликован 25 August 2023


Успехи ребенка в учебе и других видах деятельности во многом зависят от сформированной у него способности быть внимательным.


Если вспомнить известное стихотворение С.Я.Маршака «Человек рассеянный», то часто можно увидеть в нем наших детей. Нередко из-за недостатка внимания ребенку трудно учиться. Он словно не видит и не слышит того, что должен усвоить и запомнить. И чем старше ребенок, тем ему труднее, так как поступающая и требующая запоминания информация все более обильна и разнообразна.


Внимание – это направленность и сосредоточенность сознания, которые предполагают повышение уровня сенсорной (чувствительной), интеллектуальной или двигательной активности человека. Внимание – своеобразный фильтр информации. Благодаря вниманию человек отбирает нужную информацию, обеспечивает избирательность различных программ своей деятельности, сохраняет должный контроль над своим поведением. Если бы не существовало внимания, то наш мозг был бы несомненно перегружен информацией. Внимание, с одной стороны, является сложным познавательным процессом, с другой - психическим состоянием, в результате которого улучшается деятельность. Внимание порождается деятельностью и сопутствует ей, за ним всегда стоят интересы, установки, потребности, направленность личности. Нарушение внимания чаще всего приводит к отклонениям в поведении и деятельности ребенка.


По признаку произвольности различают несколько видов внимания.

Непроизвольное внимание не требует приложения усилий, оно привлекается либо сильным, либо новым, либо интересным раздражителем. Основная функция непроизвольного внимания заключается в быстрой и правильной ориентации в постоянно меняющихся условиях среды, в выделении тех объектов, которые могут иметь в данный момент, наибольшее жизненное или личностное значение. В научной литературе можно встретить разные синонимы для обозначения непроизвольного внимания. В некоторых исследованиях его называют пассивным, оттеняя тем самым зависимость непроизвольного внимания от объекта, который его привлек, и подчеркивают отсутствие усилий со стороны человека, направленных на то, чтобы сосредоточиться. В других - непроизвольное внимание называют эмоциональным, отмечая тем самым связь между объектом внимания и эмоциями, интересами и потребностями. В этом случае также как и в первом отсутствуют волевые усилия, направленные на сосредоточение: объект внимания выделяется в силу соответствия его причинам, побуждающим человека к деятельности.

Произвольное внимание свойственно только человеку и характеризуется активным, целенаправленным сосредоточением сознания, связанным с волевыми усилиями. Синонимами слова произвольное (внимание) являются слова активное и волевое. Все три термина подчеркивают активную позицию личности при сосредоточении внимания на объекте. Произвольное внимание возникает в случаях, когда человек в своей деятельности ставит перед собой определенную цель, задачу и сознательно вырабатывает программу действий. Основной функцией произвольного внимания является активное регулирование протекания психических процессов. Этот вид внимания тесно связан с волей, требует волевого усилия, которое переживается как напряжение, мобилизация сил на решение поставленной задачи. Именно благодаря наличию произвольного внимания человек способен активно, избирательно «извлекать» из памяти нужные ему сведения, выделять главное, существенное, принимать правильные решения, осуществлять планы, возникающие в деятельности.

Послепроизвольное внимание обнаруживается в тех случаях, когда человек, забыв обо всем, с головой уходит в работу. Этот вид внимания характеризуется сочетанием волевой направленности с благоприятными внешними и внутренними условиями деятельности. В отличие от непроизвольного внимания послепроизвольное внимание связано с сознательными целями и поддерживается сознательными интересами. Отличие послепроизвольного внимания от произвольного в отсутствии волевого усилия.


Внимание – это не раз и навсегда данное качество, его можно и нужно развивать. Самостоятельно дошкольнику это сделать очень трудно. Ему надо помочь научиться управлять своим вниманием, и главными помощниками здесь являются родители.

Очень важно, чтобы ребенок понимал, что от него требует взрослый. Очень часто, когда используют частичку «не» (не вертись, не отвлекайся), дети не воспринимают указания. Если же говорить именно то, что вы хотите от ребенка в положительном утверждении (будь внимателен), да еще и расшифруете что это значит (когда я прошу тебя быть внимательным, это означает, что нужно убрать из рук все лишнее, сесть прямо, смотреть на рисунок и сосредоточиться на том, что нарисовано), дети тут же начинают понимать, что от них требуется и им, естественно, легче это сделать.

Работа по развитию внимания должна вестись по двум направлениям:

1. Использование специальных упражнений, тренирующих основные свойства внимания: объем, распределение, концентрацию, устойчивость и переключение.

2. Использование упражнений, на основе которых формируется внимательность как свойство личности. Обычно причина глобальной невнимательности заключается в ориентации детей на общий смысл текста, фразы, слова, арифметической задачи или выражения - дети схватывают этот смысл и, довольствуясь им, "пренебрегают частностями". В связи с этим главная задача таких занятий: преодоление глобального восприятия, попытка научить воспринимать содержание с учетом элементов на фоне смысла целого.



Лиература.


Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. 4-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. - Кн.1: Общие основы психологии – 688 с.


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации