Предварительный просмотр презентации

Глаголем, кошелем и брусом Дом строили с резным крыльцом, С обдуманным мужицким вкусом И каждый со своим лицом В. Федотов

Почти в каждой избе имелся ткацкий станок – красна, на нем женщины ткали. Мебели в избе было немного, да и разнообразием она не отличалась – стол, лавки, сундуки, посудные полки – вот, пожалуй, и всё. Для новорожденных подвешивали к потолку избы нарядную люльку. Люльку укрепляли на гибком шесте к матице.

Пол символизировал – землю; домотканые половики – дорожки, посланные в направлении от двери к передним окнам, - были образным выражением идеи пути-дороги. Подпол символизировал нижний, подземный мир. Окно-око – связь с большим миром, белым светом. Дом смотрел на мир окнами – очами, оно связывало мир домашней жизни с внешним миром. Для освещения избы в вечернее время использовали лучину или керосиновую лампу. Керосиновая лампа подвешивалась к потолку или ставилась на стол.

Простой крестьянский дом состоял из одного большого помещения, условно поделенного на два основных центра – духовный и материальный. Под материальным центром мы понимаем мир предметов, предназначенных для нашего тела, здоровья, благосостояния. В крестьянском доме источником всего этого была ПЕЧЬ – кормилица, защитница от холода, лекарь от болезней. Не случайно печь распространенный персонаж, часто встречающийся в русских сказках.

"Догадлив крестьянин, на печи избу поставил" – гласит русская пословица. Действительно, печь – душа крестьянского дома. Она и кормилица, и поилица, и тела согревательница. Без печи нет избы. Само слово "изба" произошло от древнего "истба", "истопка". Изначально избой называлась отапливаемая часть дома.  Расположение печи определяло планировку избы. Ее обычно ставили в углу справа или слева от входа. Угол напротив устья печи считался рабочим местом хозяйки. Все здесь было приспособлено для приготовления пищи. Рядом с печью стоят ухваты, кочерга, лопаты, которыми ставят хлеб в печь, деревянный ушат с водой, на полках стоят чугунки, горшки и прочая кухонная утварь. Выемку где горит огонь закрывает заслонка. Внизу печи подпечье считается, что это жилище домового.

ПРЕДМЕТЫ РУССКОГО БЫТА

ЖЕРНОВА Горшки, кринки, миски Сундук Самовар Колыбель

утюги рушники Ткацкий стан и самопрялка Прялка

В переднем углу избы располагался красный угол. Это было самое почётное место – духовный центр дома. В углу на полочке стояли иконы, украшенные тканым или вышитым полотенцем, пучки сухих трав, рядом стоял обеденный стол. В этой части избы происходили важные события в жизни крестьянской семьи. Самых дорогих гостей усаживали в красном углу за стол накрытый нарядной скатертью – столешником. От двери до боковой стены была устроена широкая лавка с крышкой. На ней мужчины обычно занимались хозяйственными работами. Подшивали обувь, мастерили сбрую и предметы домашней утвари. Под потолком шли полавошники, на которых располагалась крестьянская утварь, а около печи укрепляли дощатый настил – полати. На полатях спали а во время посиделок или свадьбы туда забиралась детвора и с любопытством наблюдала за происходящим или слушали интересные рассказы взрослых членов семьи о том как жили до них. Передавая тем самым из уст в уста историю своей семьи и происходящих попутно событий. 

Все значимые события семейной жизни отмечались в красном углу. Здесь за столом проходили как будничные трапезы, так и праздничные застолья, происходило действие многих календарных обрядов. В свадебном обряде сватание невесты, выкуп ее у подружек и брата совершались в красном углу; из красного угла отчего дома ее увозили на венчание в церковь, привозили в дом жениха и вели тоже в красный угол. Во время уборки урожая первый и последний колосья урожая устанавливали в красном углу. Наделенные, по народным преданиям, магической силой, они сулили благополучие семье, дому, всему хозяйству. Согласно традиционному этикету, человек, пришедший в избу, мог пройти в красный угол только по особому приглашению хозяев. Его старались держать в чистоте и нарядно украшали. Само название "красный" означает "красивый", "хороший", "светлый". Его убирали вышитыми полотенцами, лубочными картинками, открытками. На полки возле красного угла ставили самую красивую домашнюю утварь, хранили наиболее ценные бумаги, предметы. Повсеместно у русских был распространен обычай при закладке дома класть деньги под нижний венец во все углы, причем под красный угол клали более крупную монету.

Н.Крутов. Вербное воскресенье

В русской избе мужчины обычно работали, отдыхали днем на мужской половине избы, включавшей в себя передний угол с иконами и лавку около входа. Женщины и дети находились днем на женской половине возле печи. Места для ночного сна также были распределены. Старые люди спали на полу около дверей, печи или на печи, на голбце, дети и холостая молодежь - под полатями или на полатях. Взрослые брачные пары в теплое время ночевали в клетях, сенях, в холодное - на лавке под полатями или на помосте около печи. Каждый член семьи знал свое место и за столом. Хозяин дома во время семейной трапезы сидел под образами. Его старший сын располагался по правую руку от отца, второй сын - по левую, третий - рядом со старшим братом. Детей, не достигших брачного возраста, сажали на лавку, идущую от переднего угла по фасаду.

Женщины ели, сидя на приставных скамейках или табуретках. Нарушать раз заведенный порядок в доме не полагалось без крайней необходимости. Человек, их нарушившего, могли строго наказать. В будние дни изба выглядела довольно скромно. В ней не было ничего лишнего: стол стоял без скатерти, стены без украшений. В праздничный день изба преображалась: стол выдвигался на середину, накрывался скатертью, на полки выставлялась праздничная утварь, хранившаяся до этого в клетях. В традиционном русском жилище лавки шли вдоль стен вкруговую, начиная от входа, и служили для сидения, спанья, хранения различных хозяйственных мелочей. Каждая лавка в избе имела свое название

Архитектурный облик осетинского дома в разных районах Осетии мог различаться деталями. Если дом был двухэтажным, то первый этаж отводился под хлев, а во втором этаже располагали жилые комнаты. Осетины тщательно выбирали место для постройки дома. В некоторых районах Осетии существовал такой обычай: там, где предполагалось строительство дома, зарывали в землю глиняный кувшин с налитым в него до половины молоком. Кувшин этот открывали через месяц, и если молоко забродило, то считали, что Покровитель места (Бынатыхицау) согласен и место счастливое. На новом месте перед началом строительства осетины разжигали костер, чтобы "прогнать" злых духов.

Осетинское слово "хæдзар" имеет два значения, в широком смысле оно означает "дом, жилище", а в узком - главное жилое помещение, где горит очаг, именуемый по-осетински "къона". Световое отверстие «ердо» или «сæйраг» было в древности единственным или основным световым отверстием. Об этом говорит его название «сæйраг» (основной, главный), в то время как обычное окно в стене именовалось «фарсаг» Окно или просто световое отверстие в жилище было тесно связанно с астрально-солярным культом, что только подтверждает отношение «ердо» к верхней, небесной сфере мира. Можно еще добавить, что, по осетинским поверьям, души предков обычно являлись в свои дома через дымовое отверстие «ердо». Через это же отверстие в дом, с ударом грома, могла влететь бусинка счастья – «цыкурайы фæрдыг». Но в традиционном осетинском доме существовал еще один символ Верха. Возможно, даже более сакральный, чем светодымовое отверстие. Это – средняя потолочная балка.

Потолок держится на длинной, по середине положенной балке, называемой аххараг, балка эта лежит на трех столбах (цаджындз). Средний столб стоит среди комнаты и на верхней части имеет резные украшения… Верхнее светодымовое отверстие осетинского дома и (или) его средняя балка маркировали собой верх мироздания, его небесную сферу. Нижнюю зону мира маркирует хлев, порождающая зона дома. Именно в хлеву происходит обрядовое приобщение женщины-роженницы к силе земной порождающей энергии. Но этот же период был и наиболее опасным для нее и ребенка, как приблизившихся к хтоническому миру, низу, зоне смерти. Поэтому восхождение роженицы и ребенка в среднюю, жилую зону дома, происходило только после очистительной церемонии.

Главная часть осетинского дома — большая общая комната, кухня и столовая вместе. Целый день в ней происходит стряпня, так как члены семьи едят не все вместе, но сначала старшие, затем младшие. Посреди комнаты помещается очаг, над которым, на железной цепи, висит медный или чугунный котел. Очаг и надочажная цепь для осетин были священными символами единства семьи и вечного продолжения рода. Когда семья делилась, и женатые сыновья выстраивали новый дома, они уносили с собой горящие угли из, отчего дома. Давать огонь из одной семьи в другую опасались, так как считалось, что с огнем может уйти счастье и богатство дома. что с огнем может уйти счастье и богатство дома. По традиционным представлениям осетин, покровителем и ковачем надочажной цепи являлся небожитель Сафа. У предков осетин - скифов покровительницей и хранительницей очага являлась богиня Табити; ее имя означает "Согревающая».

Над очагом и цепью давали клятву, с ним прощалась девушка, выходя замуж, вокруг очага обводили молодую, приобщая ее к новой семье. Украсть или выбросить очажную цепь считалось большим оскорблением для всего рода и влекло за собой кровную месть. По традиционным представлениям, в мифологическую эпоху с ударами грома на землю падали и надочажные цепи Некоторые из них хранились в святилищах, исцеляя своей магической силой страдания больных. Существовало стойкое понятие, что пока в доме висит цепь, – он процветает, при выносе цепи из дома дом «рушится», т.е. цепь олицетворяет здесь становой хребет, ось дома. Хадзар по линии очага делился на две части: правую (мужскую) и левую (женскую). В мужской половине хадзара находилась большая часть мебели. У очага стояло почетное кресло хозяина дома, деревянный диван, стулья. Здесь же, на колышках, вбитых в стену, вверх ножками лежал традиционный трехногий столик ("фынг'). На стенах мужской половины помещения висели мужские бурки, башлыки и оружие, являвшееся главной гордостью хозяина дома.

На женской половине дома была расставлена домашняя утварь - деревянная посуда, рога для напитков, глиняные кувшины и др. У очага стояла люлька для ребенка, ящик для хранения посуды, корыто ("арынг"). Здесь ежедневно готовили пищу, делали сыр и другие продукты длительного хранения, ткали сукно, шили одежду и т. д. К хадзару примыкала кладовая ("къæбиц"), в которой единолично распоряжалась старшая хозяйка ("æфсин").

Предметы осетинского быта Бандон фынг Бæгæныйы къус Тæбæгъ,фийæгтæ.

Женщины без особой необходимости на мужскую половину хадзара не ходили, тем более, что пищу для хозяина дома и гостей подавали младшие мужчины семьи. Не только женщина не имела права свободного входа на мужскую половину, но и мужчина также не переступал мысленную границу, делившую помещение хадзара. Подавая еду, младшие мужчины переступали эту условную границу только позади очага и никогда - впереди него. Покровителем хадзара осетины называли Бынатыхицау. Считалось, что Бынатыхицау живет на женской половине в углу, где иногда для него вбивался деревянный колышек или ставился маленький деревянный ящичек в виде пенала, куда клали нитки и кусочек ваты. По представлениям осетин, Бынатыхицау чрезвычайно любит чистоту. Ночью, когда все уснут, он выходит и осматривает дом. И если видит, что женщины перед сном не навели порядок в доме, не прибрали очаг и не подмели пол, то сердится, шумит и беспокоит спящих. Когда молодому человеку приходило время жениться, он пристраивал к хадзару новое помещение - семейную комнату "уат". Здесь стояла деревянная кровать, устланная войлоком или ковром. Здесь же хранились многочисленные тюфяки, одеяла и подушки. Властелином уата считался Уатыхицау. Жилище в качестве одного из основных мест ведения хозяйства было отдано в почти безраздельное владение женщине. Мужчина чувствовал себя, чуть ли не гостем, несмотря на то, что в силу господствующего положения в семье и обществе восседал в доме на почетной половине. Но, например, находиться днем в семейной комнате считалось для мужчины позором.

Внутренний мир осетинского дома

Теперь, когда у вас сложилось представление о внутреннем убранстве русской избы и осетинской сакли вы можете их изобразить. Откройте альбом, сначала наметьте границы стен, потолка пола, затем изобразите обобщённо все убранство интерьера. Задание: построить интерьер избы или сакли на примере разных вариантов.

Список использованной литературы. Горяева Н. А., О. В. Островская; под ред. Б. М. Неменского. – 10-е изд. – М.: Просвещение,2011. Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. 5 класс Казбек Челехсаты. « Осетия и осетины» Санкт – Петербург 2002г. Газданова В.С «Традиционная культура осетин». Валерий Цагараев "Искусство и время". Владикавказ, издательство "Ир", 2003 Выполнить тестовые задания по теме «Внутренний мир крестьянской избы и осетинской сакли». К каждому вопросу дано несколько вариантов ответов. Верные по Вашему мнению, ответы необходимо отметить знаком +. За каждый правильный ответ Вы получаете по 1 балу. Максимальная сумма набранных балов составляет 11. Сумма набранных балов от 10 до 11 соответствует зачету. Русская печь располагалась: В центре избы В одном из задних углов В прихожей

2. Где хранились лопаты для выпечки хлеба, кочерга? На печи В подпечье Перед устьем печи 3. Где располагался красный угол? В переднем углу избы В центральной части избы Около печи 4. Красный угол был обращен: К северо-западу К юго-западу К юго-востоку 5. Что считалось духовным центром дома? Полати Печь Красный угол 6. Что такое красно? Ткацкий станок Люлька Светец 7. Что считалось символом единства семьи и вечного продолжения рода? Очаг и надочажная цепь Фынг Диван

8. Очаг располагался: У входа в комнату В центре комнаты В углу комнаты 9. Создателем надочажной цепи был небожитель: Фалвара Уацилла Сафа 10. Что такое «фынг»? Трехногий столик Диван Кресло 11. В осетинском доме пищу для хозяина дома и гостей подавали: Женщины Пожилые мужчины Младшие мужчины семьи

Ключи к тестам по теме «Внутренний мир крестьянской избы и осетинской сакли». 1. - б 2. - в 3. - а 4. - в 5. - в 6. - а 7. - а 8. - б 9. - в 10. - а 11. - в

в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.