"Водная среда обитания"
муниципальное общеобразовательное учреждение
«Красноборская средняя школа»
Методическая разработка урока по географии
«Водная среда обитания»
Разработчик: учитель географии
высшей квалификационной категории
Кузовлева Татьяна Александровна
Красный Бор, 2025
Предмет: | Биология |
Класс: | 5 |
Тема урока: | «Водная среда обитания» |
Тип урока: | Изучение нового материала |
Цель урока: | Сформировать у учащихся представление о водной среде обитания и ее особенностях, а также познакомить с основными группами водных организмов и их приспособлениями к жизни в воде. |
Задачи урока: Образовательные: Развивающие: Воспитательные: | |
Планируемые результаты: | -Учащиеся знают определение "водная среда обитания". |
Метапредметные: | Регулятивные: Умение планировать свою деятельность на уроке, оценивать результаты своей работы. |
Оборудование: | -Учебник биологии для 5 класса. |
Формы работы: | Фронтальная, индивидуальная, групповая. |
Методы обучения: | Словесные (рассказ, беседа). |
Ход урока:
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД | Формы и методы |
1.Организационный момент. 2 мин. | Приветствие, проверка готовности к уроку, создание положительного эмоционального настроя. | Приветствуют учителя, проверяют наличие необходимых материалов. | Регулятивные: организация своего рабочего места. Личностные: формирование положительной мотивации к учению. | Словесный (приветствие) |
2.Актуализация знаний. 4 мин. | Предлагает вспомнить известные им среды обитания. Задает вопросы: "Какие среды обитания вы знаете? Какие особенности у каждой среды?" | Отвечают на вопросы учителя, вспоминают ранее изученный материал. | Познавательные: актуализация имеющихся знаний. Коммуникативные: умение слушать и отвечать на вопросы. | Фронтальная беседа |
3. Мотивация учебной деятельности. Целеполагание. 4 мин. | Задает вопрос: "Где на Земле больше всего воды?" Подводит к теме урока: "Водная среда обитания". Вместе с учащимися формулирует цель и задачи урока. | Отвечают на вопросы, формулируют тему, цель и задачи урока. | Регулятивные: целеполагание, планирование своей деятельности. Познавательные: формулирование проблемы. | Проблемный вопрос, беседа |
4. Изучение нового материала. 20 мин. | Организует работу с презентацией и учебником. Рассказывает об особенностях водной среды: - Температура - Освещенность - Соленость - Плотность Показывает видеофрагменты о водных организмах. Организует работу в группах: каждая группа изучает определенную группу водных организмов (рыбы, растения, моллюски, ракообразные и т.д.) и готовит краткое сообщение о них. Акцентирует внимание на экологическом аспекте темы, воспитывая бережное отношение к водным ресурсам. | Слушают объяснения учителя, работают с учебником и презентацией. Просматривают видеоматериалы. Работают в группах, готовят сообщения о водных организмах. | Познавательные: извлечение информации из различных источников, анализ, сравнение, обобщение. Коммуникативные: работа в группе, обмен информацией. Личностные: воспитание бережного отношения к водным ресурсам. | Работа с презентацией, учебником, видеоматериалами, групповая работа. |
5. Первичное закрепление знаний. 10 мин. | Организует фронтальную беседу по изученному материалу. Предлагает учащимся заполнить таблицу "Приспособления водных организмов к жизни в воде". | Отвечают на вопросы учителя. Заполняют таблицу. | Познавательные: применение полученных знаний. Регулятивные: самоконтроль, оценка результатов своей работы. | Фронтальная беседа, индивидуальная работа |
6. Подведение итогов урока. Рефлексия. 3 мин. | Подводит итоги урока, оценивает работу учащихся. Задает вопросы: "Что нового вы узнали на уроке? Что было интересным? Что вызвало затруднения?" | Отвечают на вопросы учителя, подводят итоги своей работы на уроке. | Регулятивные: оценка своей деятельности на уроке. Личностные: самоанализ и рефлексия. | Беседа |
7. Домашнее задание. 2 мин. | Задает домашнее задание: прочитать параграф учебника, подготовить сообщение об одном из водных организмов (по выбору). | Записывают домашнее задание. | Регулятивные: планирование своей деятельности. | Словесный (объяснение домашнего задания) |