Урок экологии «Водная среда»

1
0
Материал опубликован 6 January 2018 в группе

Методическое пособие уроков с видеоматериалами

Тип урока - комбинированный

Методы: частично-поисковый, про­блемного изложения, репродуктивный, объясни­тельно-иллюстративный.

Цель:

- осознание учащимися значимости всех обсуждаемых вопросов, умение строить свои отношения с природой и обществом на основе уважения к жизни, ко всему живому как уникальной и бесценной части биосферы;

Задачи:

Образовательные: показать множественность факторов, действующих на организмы в природе, относительность понятия «вредные и полезные факторы», многообразие жизни на планете Земля и варианты адаптаций живых существ ко всему спектру условий среды обитания.

Развивающие: развивать коммуникативные навыки, умения самостоятельно добывать знания и стимулировать свою познавательную активность; умения анализировать информацию, выделять главное в изучаемом материале.

Воспитательные: 

Воспитывать культуру поведения в природе, качества толерантной личности, прививать интерес и любовь к живой природе, формировать устойчивое положительное отношение к каждому живому организму на Земле, формировать умение видеть прекрасное.

УУД

Личностные: познавательный интерес к экологии.. Понимание не­обходимости получения знаний о многообразии биотических связей в природных со­обществах для сохранения естественных биоценозов. Способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе. Потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников

Познавательные: умение работать с различными источниками информации, пре­образовывать её из одной формы в другую, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, готовить сообщения и презентации.

Регулятивные: умение организовать самостоятельно выполнение заданий, оценивать правильность выполнения работы, рефлексию своей деятельности.

Коммуникативные: участвовать в диалоге на уроке; отвечать на вопросы учителя, товари­щей по классу, выступать перед аудиторией, используя мультимедийное оборудование или другие средства демонстрации

Планируемые результаты

Предметные: знать - понятия «среда обитания», «экология», «экологические факторы» их влияние на живые организмы, «связи живого и неживого»;. Уметь - определять понятие «биотические факторы»; характеризовать биотические факторы, приводить примеры.

Личностные: высказывать суждения, осуществлять поиск и отбор информации; анализировать связи, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос

Метапредметные: связи с такими учебными дисциплинами как биология, химия, физика, география. Планировать действия с поставленной целью; находить необходимую информацию в учебнике и справочной литературе; осуществлять анализ объектов природы; делать выводы; сформулировать собственное мнение.

Форма организации учебной деятельности – индивидуальная, групповая

Методы обучения: наглядно-иллюстративный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, самостоятельная работа с дополнительной литературой и учебником, с ЦОР.

Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение.

Изучение нового материала

Гидросфера занимает до 71% площади земного шара. Орга­низмы, обитающие в водной среде, называются гидробионтами. В водной среде обитает около 150 ООО видов животных (примерно 7% от общего количества их на земном шаре) и 10 ООО видов рас­тений (8%). Подсчитано, что биологический круговорот воды мо­рей и океанов, рек и озер происходит за 2 млн. лет, т. е. именно столько времени требуется, чтобы вся она прошла через живое вещество (совокупность всех живых организмов) планеты. Таким образом, современная гидросфера представляет собой продукт жизнедеятельности живого вещества не только современной, но и прошлых геологических эпох. Вода на Земле находится в посто­янном движении. Смена воды в реках происходит в среднем 30 раз в год, т. е. каждые 12 дней. Воды проточных озер обмениваются за десятки лет, а непроточных за 200-300 лет. Воды Ми­рового океана обновляются в среднем за 3000 .лет.


 


 

Характерной чертой водной среды является ее подвижность. Обитатели водоемов в процессе эволюции сумели приспособиться к подвижности среды. Например, в проточных водоемах встреча­ются прикрепленные к находящимся под водой камням и разным другим предметам растения - зеленые и диатомовые водоросли, водяные мхи и др. Животные также адаптировались к подвижно­сти водной среды. У рыб, обитающих в быстро текущих реках (форель, гольян), тело в поперечном разрезе почти округлое, и с точки зрения гидродинамики это наиболее выгодная форма. Бес­позвоночные проточных водоемов обычно держатся на дне, тело их сплющено, многие имеют на брюшной стороне различные ор­ганы, позволяющие им прикрепляться к подводным предметам.

В жизни водных организмов умеренных широт большую роль играет вертикальное перемещение воды в стоячих водоемах. Вода в них четко делится на 3 слоя: в верхнем слое происходят резкие сезонные колебания температуры, в среднем, так называемом слое температурного скачка (термоклин) происходит резкий пе­репад температур, а в нижнем, придонном слое температура в течение года изменяется незначительно.

В летнее время наиболее теплые слои воды располагаются у поверхности, а холодные - у дна. Зимой, с понижением тем­пературы, наблюдается обратная картина, при которой по­верхностные воды, температура которых ниже +4°С, распола­гаются над сравнительно теплыми. В результате нарушается вертикальная циркуляция воды, и наступает период временно­го застоя - стагнация (от лат. хш§по - делаю неподвижным). Стагнация, как правило, возникает 2 раза в год - зимой и ле­том, когда вся водяная толща разделена термоклином на два слоя: верхний, с удовлетворительным газовым режимом, и придонный, с дефицитом кислорода и присутствием сероводо­рода, метана, углекислого газа, аммиака.


 

Весной поверхностная вода вследствие нагревания до +4°С ста­новится более плотной и погружается вглубь, а на ее место с глуби­ны поднимается более теплая вода. В результате такой вертикальной циркуляции в водоеме наступает состояние, при котором на какое-то время температура всей водной массы выравнивается.

Рассмотрим основные абиотические факторы водной среды.

Температурный режим.

Колебания воды в Мировом океане сравнительно невелики: от -2°С до +36°С. В пресных внутренних водоемах умеренных широт температура поверхностных слоев воды колеблется от -0,9°С до +25°С. Исключением являются термальные источники, теплые, горячие и кипящие, температура воды в которых может достигать +100°С.

Благоприятный температурный режим исключает как слишком высокие температуры, которые вызывают свертывание белков, так и слишком низкие, когда прекращается работа ферментов. «Чемпи­онами» по выживанию в отношении температуры являются про­кариоты - организмы, клетки которых не имеют ограниченных мем­браной ядер (бактерии, сине-зеленые водоросли).

Плотность и вязкость.

Плотность воды превышает плотность воздуха в 800 раз, по­этому у водных растений очень слабо или вообще не развита ме­ханическая ткань, обеспечивающая растению прочность, вследствие чего их стебли эластичны и легко изгибаются. Большинству водных растений присуща плавучесть и способность находиться в толще воды во взвешенном состоянии. Они то поднимаются к поверхности, то вновь опускаются. У многих водных животных покровы обильно смазываются слизью, уменьшающей трение при передвижении, а тело имеет обтекаемую форму.

На разных глубинах животные испытывают различное давле­ние. В среднем в водной толще на каждые 10 м глубины давле­ние возрастает на 1 атм. Глубоководные приспособились к высо­кому давлению (до 1000 атм), обитатели же поверхностных слоев ему не подвержены.

Прозрачность и световой режим.

К данным факторам наиболее чувствительны фотосинтези­рующие растения. В мутных водоемах они обитают только в по­верхностном слое, а там, где прозрачность воды более высока, они проникают на значительные глубины. Мутность воды созда­ется огромным количеством взвешенных в ней частиц мине­ральных веществ (глина, ил) и мелких организмов, что ограни­чивает проникновение солнечных лучей. Световой режим обу­словлен также закономерным убыванием света с глубиной. При этом лучи солнечного света'с разной длиной волны поглощают­ся неодинаково: быстрее всего поглощаются красные, тогда как сине-зеленые проникают на значительные глубины. Цвет среды с глубиной меняется, постепенно переходя от зеленоватого к зеленому, затем к голубому, синему, сине-фиолетовому, сменяе­мому постоянным мраком. Соответственно этому с глубиной зеленые водоросли уступают место бурым и красным, пигменты которых приспособлены к улавливанию солнечных лучей с бо­лее короткими длинами волн.

В водах Мирового океана содержатся почти все встречающиеся на Земле элементы. Масса минеральных веществ (в граммах), рас­творенных в 1 л воды, называется соленостью. Единицей солености является промилле (%о) (от лат рготШе - за тысячу), что соответст­вует содержанию 1 г минеральных веществ в 1 л воды.

В морях, где испарение превышает осадки и сток пресных вод с материков, соленость повышена (до 40-45 %о), а там, где осадки и сток больше испарений, соленость понижена (3-5 %о), и вода стано­вится пресной. В подземных водах с концентрацией солей свыше 270 жизнь отсутствует. Средняя соленость воды близка к 35 %о, т. е. в 1 л воды содержится около 35 г растворенных солей, главным образом, хлоридов, сульфатов и карбонатов.

С соленостью растворов связано явление осмоса. Осмос (от греч. озтох - давление) - односторонняя диффузия растворен­ных в воде веществ через клеточную полупроницаемую мембра­ну. Мембраны клеток легко проницаемы для воды и почти не проницаемы для веществ, растворенных в клеточном соке. Ин­тересен механизм осморегуляции у пресноводных и морских рыб.

Из-за разницы в осмотическом давлении вне и внутри тела в организм постоянно проникает вода, и гидробионты пресных вод вынуждены ее интенсивно удалять. В связи с этим у них хорошо выражены процессы осморегуляции.

Концентрация солей в тканях морских организмов равна концентрации растворов солей в окружающей среде. Поэтому осморегуляторные функции у них не развиты в такой степени, как у пресноводных, и они не сумели заселить пресные водо­емы

Кислород.

Кислород попадает в водную среду двумя путями: во-первых, поступает из атмосферы, во-вторых, образуется в результате фо­тосинтеза зеленых растений Разные животные проявляют неоди­наковую потребность в кислороде. Например, форель и гольян очень чувствительны к его дефициту, поэтому обитают лишь в быстро текущих, холодных и хорошо перемешиваемых водах. Плотва, ерш, карась неприхотливы в этом отношении, а личинки комаров хирономид и малощетинковые черви трубочники обита­ют на больших глубинах, где кислород практически отсутствует.

С понижением температуры растворимость кислорода, как и других газов, увеличивается.

Углекислый газ.

Углекислый газ растворяется в воде примерно в 35 раз лучше кислорода (при 0°С). В воде его почти в 700 раз больше, чем в ат­мосфере, откуда он поступает. Большая часть углекислоты присутст­вует в водной среде в виде карбонатов и гидрокарбонатов щелочных и щелочноземельных металлов. Углекислый газ обеспечивает фото­синтез водных растений и принимает участие в формировании из­вестковых скелетных образований беспозвоночных животных. При рН = 8 в богатых кальцием поверхностных водах существенную роль играют следующие равновесные обменные процессы:

Кислотность

Водородный показатель рН - это величина, характеризующая кислотность воды. Он определяется как отрицательный десятич­ный логарифм концентрации ионов водорода Сн+ в воде при 22°С, выраженный в молях на литр:

Например, при концентрации ионов водорода в воде, рав­ной 10-5 моль/л, значение рН = - 1§ 10-5 = - (-5) = 5. Значение рН воды легко определяется с помощью универсальной индика­торной бумаги.

Вода бывает кислая (рН<7), нейтральная (рН=7) и щелочная (рН>7). С глубиной кислотность воды увеличивается (рН умень­шается). Большинство пресноводных рыб выдерживает кислот­ность со значением водородного показателя от 5 до 9. При рН<5 наблюдается массовая гибель рыб, а если рН выше 10, погибают все рыбы и многие животные.

Презентация водная среда

 

 

 

Соленая и пресная вода НЕ СМЕШИВАЮТСЯ!!!

 

 

Ресурсы:

С. В. Алексеев. Экология: Учебное пособие для учащихся 9 класса общеобразовательных учреждений разных видов. СМИО Пресс, 1997. - 320 с

Сайт YouTubehttps://www.youtube.com /

Хостинг презентаций

http://ppt4web.ru/nachalnaja-shkola/prezentacija-k-uroku-okruzhajushhego-mira-vo-klasse-chto-takoe-ehkonomika.html


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.