12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Туголукова Елена Николаевна4164
Победитель конкурса "Учитель года - 2005" (г. Братск) Председатель экспертной комиссии "Тотального диктанта" в городе Братске
Россия, Иркутская обл., Братск
5

Конспект урока по литературе: "Война" и "Мир" в повести Н.В.Гоголя "Тарас Бульба"

Урок литературы в 7 классе

«Война» и «Мир» в повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»

Цели урока:

образовательная: продемонстрировать расстановку сил в повести, подготовить обучающихся к дальнейшему восприятию понятия «герой литературного произведения»;

воспитательная: способствовать формированию общечеловеческих качеств (любви к родителям, уважительному отношению к женщине и т.д.)

развивающая: развивать творческие способности обучающихся, например через инсценировку.

 

Ход урока

1.      Актуализация мыслительной деятельности.

1.1.            Беседа.

·         Какие произведения Н.В. Гоголя уже изучали?

·         Чем запомнились его произведения? (Неповторимый язык, невероятный украинский колорит, удивительные герои и т.д.)

1.2.            «Опережающее» задание, подготовленное под руководством учителя учеником или группой учеников.

·         История создания повести «Тарас Бульба»

·         Отражение исторических событий в произведении.

2.      Проверка первичного восприятия текста.

2.1.            Блиц-опрос с последующей взаимопроверкой

·         Кто такие ляхи? (поляки)

·         Что такое горилка? (водка)

·         Что такое кулиш? (каша)

·         Где долгое время находились братья? (бурса)

·         Во что они были одеты? (длиннополые свитки)

2.2.            Лексическая работа.

·         Объясните значение непонятных слов: бурса, свитки.

·         Какие ещё слова, возможно, вызвали затруднение? Почему?

3.      Аналитическая работа с текстом.

3.1.            Инсценирование эпизода, заранее подготовленное учениками под руководством учителя

·         Встреча отца с сыновьями

3.2.            Оценивание

·         Удалось ли актёрам раскрыть характеры героев? Докажите свою точку зрения.

3.3.            Аналитическая беседа

·         Какие черты характера Тараса раскрываются уже в первой сцене?

·         Как проявляет себя каждый из сыновей?

·         Вспомним этот эпизод в киноверсии повести. Как думаете, почему Остапа  сыграл именно Владимир   Вдовиченков, а Андрия – Игорь Петренко? Чем, по вашему мнению, руководствовался режиссёр в выборе актёров? А кто из актёров, с вашей точки зрения, ещё больше подходит на эти роли? Почему?

·         Дома готовили цитатные характеристики героев. Зачитайте цитаты, характеризующие Тараса. Какого человека видим перед собой?

Вывод, который делают ученики под руководством учителя: Тарас даже в мирной жизни – воин. Он не видит смысла в своём существовании без войны и воинского товарищества, которые заменили ему семью, мирный труд. С самого начала повести автор показывает общее и разное в характерах братьев: за внешней схожестью скрывается разный внутренний мир. Если Остап – зеркальное отражение своего отца, то Андрий награждён ещё и человеческими качествами, помимо «бранной тревоги».

3.4.            Составление сравнительной характеристики братьев, которая оформляется в таблицу.

·         Какими братьев видим в бурсе?

·         Через какие поступки раскрывается характер Остапа? Хотелось бы вам дружить с таким человеком? Почему?

·         Через какие поступки раскрывается характер Андрия? Хотелось бы вам дружить с таким человеком? Почему?

·         Как характеризует каждого из сыновей отношение к матери?

Вывод, который делают ученики под руководством учителя.  Герои повести представляют собой два мира: Тарас и Остап – люди непокорные, смелые, грубые, созданные лишь для «бранной тревоги», а Андрий, помимо боевых качеств обладает тонкой душой, открытой для «мирных» чувств: любви к матери, к женщине, к прекрасному, т.е. в нём больше человечности.

4.      Слово учителя (итоговый вывод урока)

Таким образом, разделив основных героев на два непримиримых лагеря, «войну» и «мир», автор обозначил суть конфликта, говоря о разрушительности войны и созидательности мира. Война, по мнению автора, - всегда трагедия, несущая смерти, разруху, голод, ломающая жизни людей, разъединяющая семьи.  А ведь именно «бранная тревога» - основа жизни большинства героев повести. Значит, они творят зло, которое когда-нибудь вернётся к ним, словно бумеранг.

5.      Домашнее задание:

·         перечитать главы 2-4

·         составить цитатное описание Запорожской Сечи

·         индивидуально подготовить доклад на историческую тему «Быт и нравы Запорожской Сечи»

Опубликовано


Комментарии (1)

Ямщикова Вероника Петровна, 03.08.16 в 11:43 0Ответить Пожаловаться
Неоднозначный подход к изучению произведения! Интересно!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.