Конспект урока по литературе в 7 классе: «Война» и «Мир» в повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»
Урок литературы в 7 классе
«Война» и «Мир» в повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»
Цели урока:
образовательная: продемонстрировать расстановку сил в повести, подготовить обучающихся к дальнейшему восприятию понятия «герой литературного произведения»;
воспитательная: способствовать формированию общечеловеческих качеств (любви к родителям, уважительному отношению к женщине и т.д.)
развивающая: развивать творческие способности обучающихся, например через инсценировку.
Ход урока
1. Актуализация мыслительной деятельности.
1.1. Беседа.
· Какие произведения Н.В. Гоголя уже изучали?
· Чем запомнились его произведения? (Неповторимый язык, невероятный украинский колорит, удивительные герои и т.д.)
1.2. «Опережающее» задание, подготовленное под руководством учителя учеником или группой учеников.
· История создания повести «Тарас Бульба»
· Отражение исторических событий в произведении.
2. Проверка первичного восприятия текста.
2.1. Блиц-опрос с последующей взаимопроверкой
· Кто такие ляхи? (поляки)
· Что такое горилка? (водка)
· Что такое кулиш? (каша)
· Где долгое время находились братья? (бурса)
· Во что они были одеты? (длиннополые свитки)
2.2. Лексическая работа.
· Объясните значение непонятных слов: бурса, свитки.
· Какие ещё слова, возможно, вызвали затруднение? Почему?
3. Аналитическая работа с текстом.
3.1. Инсценирование эпизода, заранее подготовленное учениками под руководством учителя
· Встреча отца с сыновьями
3.2. Оценивание
· Удалось ли актёрам раскрыть характеры героев? Докажите свою точку зрения.
3.3. Аналитическая беседа
· Какие черты характера Тараса раскрываются уже в первой сцене?
· Как проявляет себя каждый из сыновей?
· Вспомним этот эпизод в киноверсии повести. Как думаете, почему Остапа сыграл именно Владимир Вдовиченков, а Андрия – Игорь Петренко? Чем, по вашему мнению, руководствовался режиссёр в выборе актёров? А кто из актёров, с вашей точки зрения, ещё больше подходит на эти роли? Почему?
· Дома готовили цитатные характеристики героев. Зачитайте цитаты, характеризующие Тараса. Какого человека видим перед собой?
Вывод, который делают ученики под руководством учителя: Тарас даже в мирной жизни – воин. Он не видит смысла в своём существовании без войны и воинского товарищества, которые заменили ему семью, мирный труд. С самого начала повести автор показывает общее и разное в характерах братьев: за внешней схожестью скрывается разный внутренний мир. Если Остап – зеркальное отражение своего отца, то Андрий награждён ещё и человеческими качествами, помимо «бранной тревоги».
3.4. Составление сравнительной характеристики братьев, которая оформляется в таблицу.
· Какими братьев видим в бурсе?
· Через какие поступки раскрывается характер Остапа? Хотелось бы вам дружить с таким человеком? Почему?
· Через какие поступки раскрывается характер Андрия? Хотелось бы вам дружить с таким человеком? Почему?
· Как характеризует каждого из сыновей отношение к матери?
Вывод, который делают ученики под руководством учителя. Герои повести представляют собой два мира: Тарас и Остап – люди непокорные, смелые, грубые, созданные лишь для «бранной тревоги», а Андрий, помимо боевых качеств обладает тонкой душой, открытой для «мирных» чувств: любви к матери, к женщине, к прекрасному, т.е. в нём больше человечности.
4. Слово учителя (итоговый вывод урока)
Таким образом, разделив основных героев на два непримиримых лагеря, «войну» и «мир», автор обозначил суть конфликта, говоря о разрушительности войны и созидательности мира. Война, по мнению автора, - всегда трагедия, несущая смерти, разруху, голод, ломающая жизни людей, разъединяющая семьи. А ведь именно «бранная тревога» - основа жизни большинства героев повести. Значит, они творят зло, которое когда-нибудь вернётся к ним, словно бумеранг.
5. Домашнее задание:
· перечитать главы 2-4
· составить цитатное описание Запорожской Сечи
· индивидуально подготовить доклад на историческую тему «Быт и нравы Запорожской Сечи»
Ямщикова Вероника Петровна