12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Панфилова Ольга Александровна96
Россия, Нижегородская обл., Нижний Новгород
Материал размещён в группе «МАСТЕР-КЛАСС»
4

Технологическая карта урока «Породниться по душе, а не по крови может только один человек». Урок-практикум по повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»

Технологическая карта урока

«Породниться по душе, а не по крови может только один человек»

Урок-практикум по повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»

 

Подготовила Панфилова

Ольга Александровна

учитель русского языка и

литературы.


 

«Породниться по душе, а не по крови может один только
человек»

Цели:

Предметные: Совершенствовать навыки анализа эпизода через сравнение, обобщение, умение находить в тексте материал, необходимый для характеристики героев.

Метапредметные: продолжить развивать умение подбирать аргументы при обсуждении произведения и делать доказательные выводы; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;

развивать готовность слушать собеседника и вести диалог, готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий при чтении и обсуждении художественных произведений.

Личностные: формировать в процессе чтения нравственно развитую личность, любящую свою семью, свою Родину, определяющую основы гражданской идентичности;

формировать личность, определяющую собственное отношение к прочитанному;

подвести учащихся к более глубокому пониманию Родины, патриотизма, долга; формировать уважительное отношение к истории, гордости за подвиги предков.

Методы: частично-поисковый, проблемный.

Оборудование: текст повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»; презентация с иллюстрациями.

Ход урока.
 

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационное начало (1 м)

Мотивация (3 мин)

Цель: выработка готовности к реализации нормы учебной деятельности

1.Русский литературный критик В.Г. Белинский назвал повесть Гоголя «Тарас Бульба» «Поэмой о любви к Родине, о ненависти к захватчикам».

2. Как иначе назвать любовь к Родине? Патриотизм

3. Какие качества настоящего патриота вы можете назвать?

4. Кто из вас считает себя патриотом?

Жизнь многогранна, всякое может произойти, мы завидуем людям, уехавшим жить за границу, одобряем их. Наши спортсмены играют за команды других стран, студенты едут учиться за рубеж, девушки мечтают выйти замуж за иностранца. Полгода воюет Украина, поделив своих граждан на русских и украинцев. И у вех этих людей есть семьи, дети, родители. Как себя вести в непростых ситуациях, чтобы остаться патриотом, не стать предателем и не нанести себе душевную рану, помнить о своем счастье?

Что проще: оказаться самому перед выбором или посмотреть, как делает этот выбор другой человек и обсудить его?

Литература дает нам эту возможность. На примере литературных героев мы можем примерить непростую ситуацию на себя, научиться делать правильный выбор.

Объясняют, как поняли эти слова

Повторение пройденного (2 мин)

Цель: подготовка к новому материалу, повторение пройденного по теме

1.О каком времени идет речь в повести? 16.в

2.Из-за чего воюют поляки и украинцы? Территории, вера (православные и католики)

3. Какова роль казачества в это время? Живут на границе

Дают ответы на вопросы

4.Актуализация знаний и фиксирование затруднений (25 м)

Цель: осознание новых знаний, выявление причин затруднений в собственной деятельности

1.В повести 2 героя –Остап и Андрий – родные братья. Они оказываются в одинаковых условиях, но поступают по-разному. Почему это происходит? Как это выяснить?

ТЕМА УРОКА?

2.О чём говорит Н.Гоголь ? (Слова в теме урока)

3.Почему поступок Андрия называют предательством?

4.В какой сцене ярче всего находят отражение слова автора о родстве душ?

5. Чтение эпизода казни Андрия.

Андрия убивает отец. Нет ничего страшнее для родителей. Но рука Тараса не дрогнула. Андрий – его позор. Отец казнит его как преступника. «Я тебя породил, я тебя и убью.»

6.Работа с тестом повести 1835 года.

7.Почему автор меняет некоторые слова и предложения? Что он хочет показать этим читателю?

8.Наблюдения учащихся, как в ходе редактирования текста идея всего произведения становится ярче: «Родными людей делает вера,идея,а не кровное родство»,

Объясняют, отвечают на вопросы, формулируют тему урока, записывают тему в тетрадь.

Ответы на вопросы, дискуссия

Чтение и сравнение отдельных предложений и целых абзацев.

Тарас убивает не сына,а врага ,предателя.

5.Закрепление с анализом и проговариванием во внешней речи (10 м)

Цель: повторение и закрепление ранее изученного материала, включение нового способа действий в систему знаний

Выберите пословицы о любви к Родине.

С кем сравнивают Родину?

Мать и родина у человека одна.

Береги землю родимую, как мать любимую.

За Родину-мать не страшно умирать.

Одна мать родна и Родина одна.

Вывод: Гоголь показывает, что для Тараса важнее его товарищи и Остап. Остап – его единственный сын, так как он истинный казак. Андрия он вычеркнул из своей жизни. У него нет ни капли раскаяния. Гоголь убежден, что его герой поступил абсолютно правильно. Андрий не достоин сожаления. Прекрасное чувство любви должно быть созидательным, а не разрушительным.

Дают ответы на вопросы

6.Рефлексия и д/з (5 м)

Цель: самооценка результатов своей деятельности, осознание применения новых знаний, умений и навыков

О чем заставила задуматься вас повесть Гоголя?

Вам по возрасту это произведение? Или надо изучать его позже/раньше? Почему?

Вы смогли высказать свое мнение на уроке?

Д/З:

Напишите сочинение-рассуждение

«Истоки верности и предательства»

 

ПРИЛОЖЕНИЕ.

Таблица к уроку-исследованию по теме «Сравнительный анализ первой и второй редакций повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» на основе эпизода «Тарас Бульба убивает сына Андрия».


 

Эпизод

1 редакция (1835 г.)

2 редакция (1842 г.)

Появление поляков

«..отряд, стоявший, по-видимому, в засаде»

«…вылетел оттуда гусарский полк, краса всех конных полков»

Вывод: отношение автора

Показывает трусость Андрия, который находится в засаде.

Показывает смелость Андрия, он на передовой.

Поведение Андрия в бою

«…как подлый трус, спряталсмя за ряды своих солдат и командовал оттуда своим войском…»

«…бледный, он видел, как гибли и рассеивались его поляки, он видел, как последние, окружавшие его, уже готовы были бежать… «Спасите!» - кричал он, отчаянно простирая руки…»

«…объятый пылом и жаром битвы, жадный заслужить навязанный на руку подарок, понесся, как молодой борзой пес, красивейший, быстрейший и молодший из всех в стае».

Вывод: отношение автора

Показывает Андрия трусом, выражает свое презрение.

Показывает смелость и отвагу Андрия, выражает свое восхищение.

Описание внешности Андрия в бою

«бледный»

«Впереди других понесся витязь, всех бойчее, всех красивее. Так и летели черные волосы из-под медной шапки, вился завязанный на руке дорогой шарф, шитый руками первой красавицы».

Вывод: отношение автора

Бледность – признак слабости и трусости. Презрение.

Изображает красоту Андрия. Восхищение.

Описание Тараса

«Шапки давно не было на его голове; волосы его развевались, как пламя, и чуб, как змея, раскидывался по воздуху; бешеный конь его грыз и кусал коней неприятельских; дорогой акшамет был на нем разорван; он уже бросил и саблю, и ружье и размахивал только одной ужасной, непомерной тяжести булавой, усеянной медными иглами… лицо…олицетворение свирепсвта…»

нет

Вывод: отношение автора

Изображает Тараса как героя, похожего на былинных богатырей. Он любуется своим героем, как бы выражая свое одобрение поступку Тараса.

Не дает описания героя. Он больше любуется Андрием. Таким образом, он никак не высказывает своего отношения к поступку Тараса.

Поведение Андрия во время погони

«Отчаянный Андрий сделал усилие сбежать, но поздно…»

«Как вскинулся Андрий! Как забунтовала по всем жилкам молодая кровь. Ударив острыми шипами коня, во весь дух полетел он за козаками, не глядя назад…»

Вывод: отношение автора

Показывает слабость и трусость Андрия. Презрение.

Автор любуется и восхищается смелостью и бесстрашием своего героя.

Поведение Андрия в первый момент встречи с Тарасом

«Безнадежно он остановился на одном месте».

«Затрясся всем телом и вдруг стал бледен… Так школьник, неосторожно задевши своего товарища и получивши за то от него удар линейкою по лбу, вспыхивает, как огонь, бешеный вскакивает из лавки и гонится за испуганным товарищем своим, готовый разорвать его на части, и вдруг наталкивается на входящего в класс учителя: вмиг притихает бешеный порыв и упадает бессильная ярость. Подобно ему, в один миг пропал, как бы и не бывал вовсе, гнев Андрия».

Вывод: отношение автора

Презрение автора смешивается с жалостью.

Автор перестает восхищаться Андрием. Он хочет показать, что уважает Андрия как воина в бою, но презирает его за предательство. Предательство – проявление трусости и слабости.

Речь Тараса во время разговора (В каком эпизоде речь более многословная? Какие слова Тараса Гоголь убрал из последней редакции?)

Речь более многословная.

«Проклят тот и час, в который ты родился на свет».

«Ты думал, что я отдам кому-нибудь дитя свое».

«…и не проси у господа бога отпущения: за такое дело не прощают на том свете».

Речь немногословная.

Вывод: отношение автора

Показывает, что Тарас все же считает Андрия своим сыном, хочет объяснить ему, за что его карает. Автор как бы оправдывает поступок Тараса.

Автор показывает, что Тарас уже отрекся от своего сына. Андрий для него – враг, предатель. Между строк можем прочитать позицию автора: поступок Тараса жесток, но он полностью с ним согласен.

Анлрий перед смертью. Сцена убийства.

«Андрий, бледный, как полотно, прошептал губами одно только имя, но это было не имя родины, или отца, или матери: это было имя прекрасной полячки».

«Как хлебный колос, подрезанный серпом, как молодой барашек, почувствовавший смертельное железо, повис он головою и повалился на траву, не сказавши ни одного слова».

«Бледен как полотно стал Андрий; видно было, как тихо шевелились уста его и как произносил он чье-то имя; но это не было им отчизны. Или матери, или братьев – это было имя прекрасной полячки».

«Как хлебный колос, подрезанный серпом, как молодой барашек, почуявший под сердцем смертельное железо, повис он головою и повалился на траву, не сказавши ни одного слова».

Вывод: отношение автора

Описание смерти Андрия практически не подверглось редакции Гоголя. В обоих случаях автор жалеет героя, отчасти даже сочувствует ему. Есть и доля уважения: он изображает Андрия, который до конца остался верен своей любви, он не унижается, не просит пощады, принимает смерть мужественно. Но это не смерть героя.

Поведение Тараса сразу после убийства сына

«Остановился сыноубийца и думал: предать ли тело изменника на расхищение и поругание, чтобы хищные птицы растрепали его и сыромахи-волки расшарпали его желтые кости, или честно погребсти в земле».

«Остановился сыноубийца и глядел долго на бездыханный труп. Он был и мертвый прекрасен: мужественное лицо его, недавно исполненное силы и непобедимого для жен очарования, еще выражало чудную красоту; черные брови, как траурный бархат оттеняли его побледневшие черты.

- Чем бы не козак был? – сказал тарас, - и станом высокий, и чернобровый, и лицо как у дворянина, и рука была крпка в бою! Пропал, пропал бесславно, как подлая собака!»

Вывод: отношение автора

Слова «сыноубийца» и «изменник» четко показывают отношение автора. Есть доля осуждения поступка Тараса. Но большее презрение он испытывает к Андрию. Описывая его бесславную смерть, вдаваясь в подробности описания дальнейшей судьбы его трупа.

Гоголь так же называет Тараса «сыноубийцей», выражая некоторое осуждение поступка Тараса. К Андрию у него смешанные чувства: с одной стороны – восхищение, с другой – осуждение. Можно понять, что все-таки автор на стороне Тараса.

Поведение Остапа.

«Лицо Остапа выразило какой-то безмолвный упрек. Он бросился обнимать своего товарища и спутника, с которым двадцать лет росли вместе, жили пополам».

«Пристально посмотрел мертвому в очи Остап. Жалко ему стало брата…»

Вывод: отношение автора

Вместе с Остапом Гоголь в какой-то мере осуждает Тараса, ему жаль Андрия.

Так же, как Остап, Гоголь, конечно, жалеет Андрия, но считает, что Тарас поступил правильно.

Погребение Андрия

«- Полно, сынку, довольно! Понесем мертвое тело, похороним! – сказал Тарас, который в то время сжал в груди своей подступающее едкое чувство. Они взяли тело и понесли на плечах в обгорелый лес, стоявший в тылу запорожских войск и вырыли саблями и копьями яму».

«Труп опустили, засыпали землею…»

«- Предадим же, батько, его честно земле, чтобы не поругались над ним враги и не растаскали бы его тела хищные птицы.

- Погребут его и без нас! – сказал Тарас, - будут у него и плакальщики, и утешницы!

И минуты две он думал, кинуть ли его на расхищение волкам-сыромахам или пощадить в нем рыцарскую доблесть, которую храбрый должен уважать в ком бы то ни было…»

Вывод: отношение автора

Автор показывает, что Тарас в душе раскаялся в совершенном убийстве. Таким образом Гоголь показывает свое неодобрение.

Автор показывает непоколебимость Тараса, его уверенность в своей правоте. Таким образом Гоголь выражает свое одобрение.

Поведение Тараса после убийства

«Через минуту уже Тарас размахивал саблею в рядах неприятельских, как ни в чем не бывало. Разница в том только, что он бился с большим исступлением, сгорая желанием отмстить смерть сына».

Тарас желает отмстить полячке за сына.

«На коня, Остап! – сказал Тарас и спешил, чтобы застать еще козаков, чтобы поглядеть на них и чтобы они взглянули перед смертью на своего атамана…»

«Рубится Тарас, сыплет гостинцы тому и другому на голову, а сам глядит вперед на Остапа..»

Вывод: отношение автора

Гоголь показывает, что Тарас переживает за убийство сына. Переживает и сам автор.

Гоголь показывает, что для Тараса важнее его товарищи и Остап. Остап – его единственный сын, так как он истинный казак. Андрия он вычеркнул из своей жизни. У него нет ни капли раскаяния. Гоголь убежден, что его герой поступил абсолютно правильно. Андрий не достоин сожаления.

 

Опубликовано в группе «МАСТЕР-КЛАСС»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.