Урок литературы в 7 классе «Изображение чиновничества и жизни "маленького человека" в повести Н.В. Гоголя "Шинель"»

4
0
Материал опубликован 21 November 2017 в группе

технологическая карта урока литературы по ФГОС

ФИО учителя: Широкова Ольга Васильевна

Класс: 7       

Тема: Изображение чиновничества и жизни «маленького человека» в

повести Н.В. Гоголя «Шинель»

Предмет: литература

Тип урока, его роль в изучаемой теме: урок ознакомления с новым материалом, продолжение знакомства с творческим наследием Н.В.Гоголя

Цели урока: формировать и развивать ценностное отношение к совместной учебно-познавательной деятельности по изучению творческого наследия Н.В.Гоголя и применению знаний в анализе произведений

Дидактические средства: текст произведения и карточки с его фрагментами, карточки с заданиями, памятка для составления синквейна

Характеристика этапов урока

Название, содержание и цель этапа урока

Деятельность педагога

Деятельность учащихся

Формы работы на уроке

Результат

Организационный момент:

-Подготовить учащихся к изучению нового материала

-Обеспечить мотивацию учащихся к изучению нового материала

Приветствует класс, проверяет готовность к занятию

(Учитель выходит к доске в шинели, аккуратно снимает ее, вешает на руку. Поздоровавшись, спрашивает, как называется этот предмет и для чего он нужен)

Приветствуют педагога, проверяют уровень своей готовности к уроку

( Ученики, усевшись за парты, начинают озвучивать свои мнения о шинели)

Фронтальная

Волевая саморегуляция 

Проверка домашнего задания:

-Обучать формулировать ответы на поставленные вопросы

В ходе работы заполняются карточки. Несколько учеников озвучивают ответы, а остальные выполняют самопроверку.

Примерные вопросы:

А)дата рождения Н.В.Гоголя?

(1 апреля 1809)

Б)место рождения Н.В.Гоголя?

(местечко Великие Сорочинцы, Полтавская губерния)

В)образование Н.В.Гоголя?

( 1821-1828 гимназия в Нежине)

Г)литературный дебют Н.В.Гоголя?

(В 1829 году он издал под псевдонимом В.Алова романтическую идиллию «Ганц Кюхельгартен», герою которой приданы те идеальные мечты и стремления, какими он был исполнен в последние годы нежинской жизни)

Д)успех или поражение «под псевдонимом»?

(Книга вызывает насмешливые отзывы. Он сжигает нераспроданные экземпляры и уезжает до конца лета в Германию.)

Е)государственная служба Н.В.Гоголя?

(Пребывание в канцеляриях вызвало у Гоголя глубокое разочарование в «службе государственной», но зато снабдило богатым материалом для будущих произведений, запечатлевших чиновничий быт и функционирование государственной машины.)

Демонстрируют уровень выполнения домашнего задания (освоение биографических данных и справочного материала), задают вопросы, возникавшие в ходе осуществления самостоятельной работы.

Фронтально-индивидуальная (с карточками)

Умение отличать выполненное задание от невыполненного, определять объем знаний, которые уже были усвоены и которые еще предстоит усвоить.

Проектирование нового знания, актуализация субъективного опыта учеников

Озвучивает важные положения ранее пройденной темы, осуществляет постановку учебной проблемы. 

Вопросы для обсуждения:

А)найдем ли мы следы личного опыта писателя в повести?

Б)сможем ли мы сказать о типичности героя повести (Башмачкина)?

В)разбиваются ли судьбы «маленьких» людей о «громаду государства и столицы»?

Ученикам предлагается в паре очертить круг проблем (1-3), отталкиваясь от названия повести. (зачитать несколько вариантов)

Отвечают на вопросы педагога, участвуют в процессе постановки учебной проблемы. Выявляют, какой из обсуждаемых вопросов подсказывает формулировку проблемы.

Фронтальная и парная

Умение точно выражать свои мысли и формулировать вопросы для получения ответов. Формирование четких мыслительных процессов, выработка умения анализировать информацию. 

Изучение новых знаний 

Излагается новый материал посредством деления класса на группы и формулирования решений «ситуационных задач»:

если бы вас регулярно отвлекали от любимого дела…А)как бы вы поступили? Б)как следует поступить? В)как поступил герой? (найдите в тексте)

если ваша любимая вещь испортилась… А)как бы вы поступили? Б)как следует поступить? В)как поступил герой? (найдите в тексте)

если у вас появилась долгожданная обновка… А)как бы вы поступили? Б)как следует поступить? В)как поступил герой? (найдите в тексте)

если бы у вас отняли дорогую вещь… А)как бы вы поступили? Б)как следует поступить? В)как поступил герой? (найдите в тексте)

организовывается повторение особо важных моментов (зачитывание фрагментов текста) для выравнивания условий восприятия информации разными группами учащихся в рамках индивидуальных образовательных маршрутов.

Слушают объяснения учителя, ответы командиров групп, задают уточняющие вопросы

Фронтальная и групповая

Подведение под понятие, целеполагание и освоение материала

Первичная проверка понимания изученного

Предлагает индивидуальные задания:

А)составить портрет Башмачкина;

Б)составить «словесный портрет» шинели;

В)предположить, для чего введен в сюжет образ призрака

Выполняют полученные задания в индивидуальном порядке, проводят самоконтроль. 

Индивидуальная

Выработка УУД: оценка, контроль, коррекция.

Применение новых знаний, обобщение и систематизация

Устанавливается осознанность учебной деятельности. Предлагается составить цитатно-образную характеристику героев 

Выполняют типовое задание по установленному алгоритму: составляют таблицу цитат 

Фронтально-индивидуальная

Умение структурировать знания, выбирать наиболее эффективные способы решения задач. 

Контроль и самоконтроль, коррекция

Организует самостоятельную проверку с применением новых знаний, помогает учащимся выполнять контроль друг друга и самоконтроль. Учащимся предлагается разыграть или описать ситуацию (в зависимости от особенностей класса) «Мой друг/сосед/ родственник – Башмачкин. Как ему помочь?»

Выполняют самостоятельную работу, взаимоконтроль. 

Индивидуальная или групповая (в зависимости от особенностей класса)

Самоопредление, самоусвоение знаний, определение объема материала, который еще предстоит выучить. 

Подведение итогов урока, рефлексия

Актуализирует внимание на пройденном материале, задает вопросы о задачах урока, побуждает к высказыванию своего мнения, соотносит достигнутые цели с поставленным результатом. Предлагается составить синквейн о Башмачкине и его шинели.

Формулируют результат работы на уроке, называют основные тезисы усвоенного материала, могут составить синквейн

Фронтальная

Умение контролировать и оценивать учебный процесс, определять результативность образовательной деятельности. 

Домашнее задание

Предлагается написать:

А) интервью с Башмачкиным о пропавшей шинели (творческое)

Б) отзыв/эссе (стандартное)

 

Индивидуальная

Сбор материала и подготовка к сочинению

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.