Урок литературы в 7 классе «Изображение чиновничества и жизни "маленького человека" в повести Н.В. Гоголя "Шинель"»
технологическая карта урока литературы по ФГОС
ФИО учителя: Широкова Ольга Васильевна
Класс: 7
Тема: Изображение чиновничества и жизни «маленького человека» в
повести Н.В. Гоголя «Шинель»
Предмет: литература
Тип урока, его роль в изучаемой теме: урок ознакомления с новым материалом, продолжение знакомства с творческим наследием Н.В.Гоголя
Цели урока: формировать и развивать ценностное отношение к совместной учебно-познавательной деятельности по изучению творческого наследия Н.В.Гоголя и применению знаний в анализе произведений
Дидактические средства: текст произведения и карточки с его фрагментами, карточки с заданиями, памятка для составления синквейна
Характеристика этапов урока
Название, содержание и цель этапа урока |
Деятельность педагога |
Деятельность учащихся |
Формы работы на уроке |
Результат |
-Подготовить учащихся к изучению нового материала -Обеспечить мотивацию учащихся к изучению нового материала |
Приветствует класс, проверяет готовность к занятию (Учитель выходит к доске в шинели, аккуратно снимает ее, вешает на руку. Поздоровавшись, спрашивает, как называется этот предмет и для чего он нужен) |
Приветствуют педагога, проверяют уровень своей готовности к уроку ( Ученики, усевшись за парты, начинают озвучивать свои мнения о шинели) |
Фронтальная |
Волевая саморегуляция |
Проверка домашнего задания: -Обучать формулировать ответы на поставленные вопросы |
В ходе работы заполняются карточки. Несколько учеников озвучивают ответы, а остальные выполняют самопроверку. Примерные вопросы: А)дата рождения Н.В.Гоголя? (1 апреля 1809) Б)место рождения Н.В.Гоголя? (местечко Великие Сорочинцы, Полтавская губерния) В)образование Н.В.Гоголя? ( 1821-1828 гимназия в Нежине) Г)литературный дебют Н.В.Гоголя? (В 1829 году он издал под псевдонимом В.Алова романтическую идиллию «Ганц Кюхельгартен», герою которой приданы те идеальные мечты и стремления, какими он был исполнен в последние годы нежинской жизни) Д)успех или поражение «под псевдонимом»? (Книга вызывает насмешливые отзывы. Он сжигает нераспроданные экземпляры и уезжает до конца лета в Германию.) Е)государственная служба Н.В.Гоголя? (Пребывание в канцеляриях вызвало у Гоголя глубокое разочарование в «службе государственной», но зато снабдило богатым материалом для будущих произведений, запечатлевших чиновничий быт и функционирование государственной машины.) |
Демонстрируют уровень выполнения домашнего задания (освоение биографических данных и справочного материала), задают вопросы, возникавшие в ходе осуществления самостоятельной работы. |
Фронтально-индивидуальная (с карточками) |
Умение отличать выполненное задание от невыполненного, определять объем знаний, которые уже были усвоены и которые еще предстоит усвоить. |
Проектирование нового знания, актуализация субъективного опыта учеников |
Озвучивает важные положения ранее пройденной темы, осуществляет постановку учебной проблемы. Вопросы для обсуждения: А)найдем ли мы следы личного опыта писателя в повести? Б)сможем ли мы сказать о типичности героя повести (Башмачкина)? В)разбиваются ли судьбы «маленьких» людей о «громаду государства и столицы»? Ученикам предлагается в паре очертить круг проблем (1-3), отталкиваясь от названия повести. (зачитать несколько вариантов) |
Отвечают на вопросы педагога, участвуют в процессе постановки учебной проблемы. Выявляют, какой из обсуждаемых вопросов подсказывает формулировку проблемы. |
Фронтальная и парная |
Умение точно выражать свои мысли и формулировать вопросы для получения ответов. Формирование четких мыслительных процессов, выработка умения анализировать информацию. |
Изучение новых знаний |
Излагается новый материал посредством деления класса на группы и формулирования решений «ситуационных задач»: если бы вас регулярно отвлекали от любимого дела…А)как бы вы поступили? Б)как следует поступить? В)как поступил герой? (найдите в тексте) если ваша любимая вещь испортилась… А)как бы вы поступили? Б)как следует поступить? В)как поступил герой? (найдите в тексте) если у вас появилась долгожданная обновка… А)как бы вы поступили? Б)как следует поступить? В)как поступил герой? (найдите в тексте) если бы у вас отняли дорогую вещь… А)как бы вы поступили? Б)как следует поступить? В)как поступил герой? (найдите в тексте) организовывается повторение особо важных моментов (зачитывание фрагментов текста) для выравнивания условий восприятия информации разными группами учащихся в рамках индивидуальных образовательных маршрутов. |
Слушают объяснения учителя, ответы командиров групп, задают уточняющие вопросы |
Фронтальная и групповая |
Подведение под понятие, целеполагание и освоение материала |
Первичная проверка понимания изученного |
Предлагает индивидуальные задания: А)составить портрет Башмачкина; Б)составить «словесный портрет» шинели; В)предположить, для чего введен в сюжет образ призрака |
Выполняют полученные задания в индивидуальном порядке, проводят самоконтроль. |
Индивидуальная |
Выработка УУД: оценка, контроль, коррекция. |
Применение новых знаний, обобщение и систематизация |
Устанавливается осознанность учебной деятельности. Предлагается составить цитатно-образную характеристику героев |
Выполняют типовое задание по установленному алгоритму: составляют таблицу цитат |
Фронтально-индивидуальная |
Умение структурировать знания, выбирать наиболее эффективные способы решения задач. |
Контроль и самоконтроль, коррекция |
Организует самостоятельную проверку с применением новых знаний, помогает учащимся выполнять контроль друг друга и самоконтроль. Учащимся предлагается разыграть или описать ситуацию (в зависимости от особенностей класса) «Мой друг/сосед/ родственник – Башмачкин. Как ему помочь?» |
Выполняют самостоятельную работу, взаимоконтроль. |
Индивидуальная или групповая (в зависимости от особенностей класса) |
Самоопредление, самоусвоение знаний, определение объема материала, который еще предстоит выучить. |
Подведение итогов урока, рефлексия |
Актуализирует внимание на пройденном материале, задает вопросы о задачах урока, побуждает к высказыванию своего мнения, соотносит достигнутые цели с поставленным результатом. Предлагается составить синквейн о Башмачкине и его шинели. |
Формулируют результат работы на уроке, называют основные тезисы усвоенного материала, могут составить синквейн |
Фронтальная |
Умение контролировать и оценивать учебный процесс, определять результативность образовательной деятельности. |
Домашнее задание |
Предлагается написать: А) интервью с Башмачкиным о пропавшей шинели (творческое) Б) отзыв/эссе (стандартное) |
Индивидуальная |
Сбор материала и подготовка к сочинению |