Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 63 с углубленным изучением отдельных предметов»
Проект по теме:
«Волейбол — это шаг к здоровью»
Автор проекта:
Учащийся 10 «А» класса
Гуляев Максим
Саратов
2023г.
Содержание
Введение……………………………………………………………………4
I. Теоретическая часть
1.1 История развития волейбола…………………………..........................5
1.2 Проблемы состояния здоровья детей и подростков………………….7
II. Практическая часть
2.1. Обоснование использования занятий волейболом как средства сохранения и укрепления здоровья школьников…. …………………………. …………8
2.2 Выводы и предложения……………………...…………………………10
Заключение…………………………………………………………………11
Список использованных источников……………………………………12
Паспорт
Актуальность:
Цель работы: показать пути укрепления здоровья с использованием занятий волейболом как видом спорта.
Задачи:
Анализ научно-методической литературы по проблеме исследования.
Выявить влияние занятий волейболом на здоровье.
Приобщить ребят нашего класса к занятиям волейболом.
Объект исследования: формирование здорового образа жизни.
Предмет исследования: укрепление здоровья во время занятия волейболом.
Методы исследования: анализ литературы по теме, опрос, обобщение полученных данных.
Гипотеза: занятие волейболом являются стимулом к улучшению своих навыков игры и работе в команде. В процессе этих занятий укрепляется опорно-двигательный аппарат, улучшается подвижность суставов, расширяет поле зрения и многое другое.
Введение
Современные дети растут в эпоху, когда компьютеры и телефоны привлекают их внимание и удерживают их дома. Они предпочитают сидеть дома, у них нет желания пойти на прогулку или увидеться с друзьями. Такой образ жизни мешает их нормальному физическому развитию и наносит вред здоровью.
Ученые утверждают, что занятие споротом способствует улучшению успеваемости. Родители же в большинстве случаев говорят, что проблемы в успеваемости связаны с регулярными тренировками и часто запрещают ходить на них до тех пор, пока оценки не будут исправлены. Столкнувшись с противоречием, мне захотелось более подробно рассмотреть этот вопрос, на примере такого вида спорта, как волейбол.
I Теоретическая часть
1.1 История развития волейбола
Считается, что волейбол возник благодаря Уильяму Дж. Моргану, преподавателю физического воспитания одного из колледжей Холиока (США). В 1895 году на одном из своих уроков он подвесил сетку (примерно на высоте 2 метра) и предложил своим ученикам перебрасывать через неё баскетбольную камеру. Получившуюся игру Морган назвал «Минтонет».
Спустя два года был разработан и запущен в производство первый волейбольный мяч. Во второй половине 1920-х годов появились национальные федерации Болгарии, СССР, США и Японии.
В 1922 году в Бруклине были проведены первые международные соревнования, это был чемпионат YMCA с участием 23 мужских команд.
В 1925 году были утверждены современные размеры площадки, а также размеры и вес волейбольного мяча. Эти правила были актуальны для стран Америки, Африки и Европы.
В 1947 основана международная федерация по волейболу (FIVB). Членами федерации стали: Бельгия, Бразилия, Венгрия, Египет, Италия,
Нидерланды, Польша, Португалия, Румыния, США, Уругвай, Франция, Чехословакия и Югославия.
В 1949 году в Праге состоялся первый чемпионат мира среди мужчин, а в 1964 году волейбол был включен в программу Олимпийских игр в Токио.
В международных соревнованиях 1960—1970-х годов наибольших успехов добивались национальные сборные команды СССР, Чехословакии, Польши, Румынии, Болгарии, Японии.
С 1990-х годов список сильнейших команд пополнился Бразилией, США, Кубой, Италией, Нидерландами, Югославией.
С 2006 года FIVB объединяет 220 национальных федераций волейбола, игра является одним из самых популярных видов спорта на Земле.
Волейбольный матч состоит из партий (от 3 до 5). Длительность волейбольной партии не ограничена и продолжается до тех пор, пока одна из команд не наберет 25 очков. Если преимущество над соперником составляет менее 2 очков, то партия продолжается до тех пор, пока преимущество не будет увеличено. Матч продолжается до того момента, пока одна из команд не выиграет три партии. Стоит отметить, что в пятой партии счет идет не до 25, а до 15 очков.
Каждая из двух команд может иметь в составе до 14 игроков, но на поле одновременно могут находиться 6. Начальная расстановка игроков указывает порядок перехода участников по площадке, он должен сохраниться в течение всей партии.
Правила подачи в волейболе. Мяч вводится в игру подачей, подающая команда определяется при помощи жребия. После каждого перехода права подачи от одной команды к другой, игроки перемещаются по зонам по часовой стрелке. Подача осуществляется из-за задней линии. Если подающий заступает, отправляет мяч за пределы поля или попадает в сетку, то команда теряет подачу, а противник получает очко. Принимать подачу имеет право любой игрок, но обычно это спортсмены первой линии. Подача не блокируется. Игрок с первой линии может проводить атакующий удар, выполняется такой удар над сеткой. Игроки задней линии атакуют с трехметровой отметки. Блокирование атаки проводится над сеткой так, чтобы помешать мячу перелететь через сетку. При блоке можно переносить руки на сторону соперников, не создавая при этом для них помех. Блокируют только игроки с передней линии.
1.2 Проблема развития здоровья детей и подростков
Проблема ведения здорового образа жизни стоит как никогда остро, составляя одну из главных проблем современного российского государства. Об этом наглядно говорят и цифры. По данным Роспотребнадзора на сегодняшний день более 60% населения имеют те или иные отклонения в здоровье, более 55% населения имеют вредные привычки, смертность превышает рождаемость на 21 %, значительная часть населения проживает в экологически неблагоприятных местностях. При всём этом лишь только 10,6% населения занимаются физической культурой и спортом.
Здоровье – это самое ценное и самое важное, что может быть в жизни каждого человека. Очень важно беречь его, так как оно очень долго и неохотно восстанавливается. Согласитесь, Вы не сможете нормально радоваться жизни, если будете знать, что Вашему организму угрожает какая-либо опасность, или просто Вас постоянно беспокоят боли в той или иной части тела. Поэтому не зря говорят, что здоровый человек – это счастливый человек.
Сегодня большинство детей уже рождаются ослабленными, а в школу они приходят еще более ослабленными, чем были в момент рождения - с массой недугов и болячек. Всё это позволяет сделать вывод как о низком уровне здоровья и широком распространении вредных привычек, так и крайне низком уровне развития в области массового спорта.
II Практическая часть
2.1. Обоснование использования занятий волейболом как средства сохранения и укрепления здоровья школьников
Высокий уровень развития современного волейбола, как вида спорта, делает его одним из эффективных средств всестороннего развития личности. Известно, что современный волейбол предъявляет высокие требования к функциональному состоянию организма, к физическим качествам человека.
Особенность игры в волейбол связана с необходимостью поддерживать мяч в воздухе и, передавая его друг другу, обеспечить наиболее удобное положение, при котором нападающий может выполнить эффективный прием и забить соперникам штрафное очко. Достоинством волейбола является не выполнение удара с особой силой, а применение обманного движения в самый неожиданный момент. Это дает возможность само дозирования нагрузки, что позволяет игре быть доступной для людей всех возрастов.
В то же время двигательные действия волейболиста достаточно многообразны, включают в себя различные короткие пробежки, скачки, прыжки, прием мяча у самого пола. Это требует таких специфических движений, как падение с перекатом на спину, падение в сторону и вперед, на бедро, с перекатом на грудь. Таким образом, овладение элементарными акробатическими упражнениями является важной частью физической и психологической подготовки волейболиста. Ведущими двигательно-координационными качествами, характерными для этой игры, является ловкость, подвижность, точность движений, гибкость.
В то же время хорошо подготовленные игроки обладают высоким уровнем специфической прыгучести. Игроку нужно выпрыгнуть как можно выше без заметной предварительной подготовки, сделать энергичный замах рукой, после которого логично ждать мощного удара по мячу, но игрок зачастую одним пальцем направляет его в другую сторону и мягко приземляется, погасив скорость.
Игра, воздействуя разнохарактерными нагрузками на мышцы ног, заставляя включать в игровую деятельность акробатические элементы, способствует укреплению позвоночника, мышц туловища, а многообразные способы приема, подачи и пробивания мяча эффективно развивают верхний плечевой пояс. Все это делает волейбол универсальной игрой, комплексно воздействующей на все функции и системы организма. Существуют различные разновидности этой игры: дворовый волейбол, пляжный волейбол, пионербол, парковый волейбол.
Волейбол включен в содержание школьной программы по физической культуре, что подчеркивает не только его большую оздоровительную направленность, но и важное прикладное значение. В процессе систематических занятий волейболом развивается способность к самоконтролю за психофизиологическим состоянием, так как только в состоянии уравновешенности можно адекватно оценить действия партнеров и соперников, быстро уловить их суть, отличить обманные движения от истинных [7]. Клещев Ю.Н., Фурманов А.Г. утверждают, что, комплексно воздействуя на весь организм, волейбол обеспечивает его разностороннее развитие, прирост практически всех двигательно-координационных качеств, отдавая предпочтение скоростно-силовым: прыгучести, гибкости, ловкости, точности.
Также Клещев Юрий Николаевич (советский волейбольный тренер, арбитр, литератор, преподаватель. Заслуженный тренер СССР), Фурманов Александр Григорьевич (профессор кафедры спортивных игр) отмечают, что игра в волейбол развивает мгновенную реакцию на зрительные и слуховые сигналы, повышенное мышечное чувство и способность к быстрым чередованиям напряжений и расслаблений мышц.
В процессе игровой деятельности занимающиеся проявляют положительные эмоции: жизнерадостность, бодрость, инициативу, желание победить.
2.2 Выводы и предложения
Когда я начинал работать над этим проектом в целях исследования я решился записаться на школьный кружок по волейболу. Там я задал ребятам несколько вопросов.
Результаты позволили сделать вывод, что
- занятия волейболом влияют на здоровье человека, оно становится крепче;
- ребятам нравится заняться волейболом, так как поднимается тонус, улучшается настроение после занятий, нравится командный дух, появляется возможность участвовать в соревнованиях.
Выводы
У детей подросткового возраста имеются проблемы со здоровьем в связи с большой учебной нагрузкой, уменьшением двигательной активности в 1,5 - 2 раза, недостаточной организации физкультурно-оздоровительной работы и других факторов.
Волейбол как средство и вид спорта в физическом воспитании может быть использован в оздоровительной работе.
Волейбол - один из наиболее увлекательных и массовых видов спорта, получивших всенародное признание.
Заключение
При написании работы мною была поставлена цель: показать пути сохранения и укрепления здоровья школьников с использованием занятий волейболом как видом спорта. Мне удалось выяснить, что спорт являются не только эффективным средством физического развития человека, укрепления и охраны его здоровья, сферой общения и проявления социальной активности людей, разумной формой организации и проведения их досуга, но, бесспорно, влияют и на другие стороны человеческой жизни: авторитет и положение в обществе. Спорт предоставляют каждому члену общества широчайшие возможности для развития, утверждения и выражения собственного «я», заставляет радоваться победе, огорчаться поражением, отражая всю гамму человеческих эмоций, и вызывают чувство гордости за проделанную работу. Совершенно очевидно, что, занимаясь спортом, человек совершенствует и укрепляет свой организм, своё тело, свою способность управлять движениями и двигательными действиями. В процессе занятий спортом закаляется воля, характер, совершенствуется умение управлять собой, быстро и правильно ориентироваться в разнообразных сложных ситуациях, своевременно принимать решения, разумно рисковать или воздерживаться от риска.
Список использованных источников
Клещев Ю.Н. Волейбол: Сб. статей. - М.: Физкультура и спорт, 2009
http://www.infuture.ru/article/9058
http://ru.sport-wiki.org/vidy-sporta/voleybol/
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%BE%D0%BB%D0%B5%D0%B9%D0%B1%D0%BE%D0%BB
12