12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Урукова Светлана Сергеевна29
Россия, Чувашская респ., Батырево

Урукова С.С. – учитель начальных классов

МБОУ «Батыревская средняя общеобразовательная школа №1»


Правильное дыхание – первый шаг к здоровью.


Значительное место в системе мер по сохранению и обучению здоровью детей занимает школа. Проблему исследования определил вопрос: как влияет программа сохранения и укрепления здоровья? Главным направлением работы является реабилитация и сохранение здоровья всех детей. Статистика доказывает, что 90% выпускников школ покидают ее стены хронически больными, хотя пришли в школу здоровыми. Во многом здоровье зависит от самого человека, от того, как он о нем заботиться, от образа жизни. Доказано, что 20% нашего здоровья формируют гены, остальные 80 % мы создаем сами. Точнее их создает образ жизни.

Проведя анкетирование среди учеников 3-4 классов мы выяснили, что 60 учеников из 100 отмечают снижение здоровья. Четверо уверены, что плохое здоровье – это наследственная проблема, 27 – приобретенная, как от образа жизни, так и от того как он о нем заботится-53.

В результате этого исследования была разработана программа сохранения и укрепления здоровья учащихся. Она называется «Здоровому все здорово» и состоит из 4 блоков. Первый блок программы - зарядка и физическая культура, второй блок - внеклассная работа, третий блок – профилактический, последний блок программы - семейный.

Каждый рабочий день в классе начинается с зарядки, которая длится 20 минут. За основу взят комплекс упражнений дыхательной гимнастики по системе А.Н. Стрельниковой «Парадоксальная дыхательная гимнастика». .

Эта гимнастика благоприятствует улучшению работы дыхательной системы, повышает тонус мышц, уровень насыщения крови кислородом. Согласно теории дыхательной гимнастики, разработанной А.Н. Стрельниковой , вдох нужно производить с одновременном сжатием грудной клетки, а выдох на ее раскрытии. При этом вдох нужно делать коротким, резким и шумным, а выдох должен быть самопроизвольным и плавным.

Эффективность метода Стрельниковой в лечении ряда заболеваний посредством изменения механизма дыхания в настоящее время подтверждена объективными данными многочисленных научных исследований.

По мнению многих специалистов, дыхательная гимнастика Стрельниковой хороша тем, что:

•· сочетается со всеми циклическими упражнениями: ходьбой, бегом, плаванием;

•· восстанавливает функции органов, разрушенных болезнью;

•· является отличной профилактикой болезней, доступна всем людям;

•· положительно влияет на организм в целом – в работу включаются все мышцы;

•· для занятий гимнастикой не требуется особых условий – специальной одежды (спортивный костюм, кроссовки и т. д.), помещения и пр.;

•· после первых занятий объем легких значительно увеличивается;

•· дает хороший эффект для тренировки мышечной системы дыхательного аппарата и грудной клетки;

•· гимнастика показана и взрослым и детям. Рекомендуется гимнастика при следующих заболеваниях:

•· астма и хронические заболевания бронхов и легких;

•· риниты (хронический насморк);

•· гаймориты, бронхиты;

•· пневмонии;

•· сахарный диабет и его осложнения;

•· неврозы и неврогенные заболевания;

•· гипертония;

•· астеноневроз с гипотонией;

•· язвенная болезнь (вне обострения);

•· заикание;

•· потеря голоса;

•· стенокардия;

•· ИБС.

Кроме того, дыхательная гимнастика активизирует иммунную систему и защитно-приспособленческие механизмы организма, способствует преодолению стрессовых состояний, избавлению от избыточного веса и никотиновой зависимости. Дыхательная гимнастика является эффективным дополнительным средством при использовании других методов терапии (традиционных и нетрадиционных), в особенности при лечении длительных хронических заболеваний.

Упражнения активно включают в работу все части тела: руки, ноги, голову, брюшной пресс, позвоночник. Поэтому гимнастика дает хорошие результаты при лечении детей и подростков, страдающих сколиозами: она ликвидирует сутулость, а тело делает более гибким и пластичным. Подросткам, отстающим в физическом развитии, гимнастика Стрельниковой помогает подрасти (способствует правильному формированию всех органов и систем, особенно в период полового созревания).

Излечивает гимнастика Стрельниковой и заикание, причем самое сильное, когда попытки помочь заикающемуся подростку со стороны логопедов и даже гипнотизеров оканчиваются неудачей. В этих случаях помимо дыхательной гимнастики необходимы еще и специальные звуковые упражнения для преодоления ларингоспазма, которые назначаются каждому заикающемуся индивидуально.

Парадокс дыхательной гимнастики, созданной А.Н. Стрельниковой, заключается прежде всего в изменении сложившегося стереотипа механизма дыхательного процесса. Посредством активного вдоха и пассивного, самопроизвольного выдоха вырабатывается особое дыхание, которое обуславливает купирование симптомов уже имеющихся заболеваний (в том числе и хронических) и предотвращает возникновение новых.

Дыхательная гимнастика по методу А.Н. Стрельниковой не только помогает вернуть утраченный, сорванный голос, но так же позволяет купировать симптомы других заболеваний внутренних органов.

Дыхательную функцию нужно считать важнейшей из всех других, выполняемых организмом. Специалисты медики говорят о том, что в норме человек должен дышать, выпуская воздух в легкие через нос, но не через рот. Таким образом, именно носовое дыхание является нормальным для человеческого организма.

Дыхательная гимнастика по методу А.Н. Стрельниковой была разработана специально для того, чтобы помочь людям научится правильно делать вдох через нос. Комплекс упражнений, входящих в такую гимнастику, направлен на тренировку навыка носового дыхания, что важно для восстановления дыхательного процесса в организме и сохранения здоровья.

Прежде всего, приступая к занятиям дыхательной гимнастикой, необходимо иметь точное представление о цели подобных тренировок. Чаще всего люди прибегают к помощи дыхательной гимнастики, разработанной Стрельниковой А. Н., только в случае развития какой-либо тяжелой болезни. Таким образом, дыхательная гимнастика становится своеобразной волшебной палочкой, которая позволяет избавиться от недуга и вернуть силы не только физические, но и духовные, психологические.

Цель занятий дыхательной гимнастикой по методу Стрельниковой заключается, следовательно, в первую очередь в том, чтобы сбросить груз болезни и навсегда изгнать ее из своего тела. Выполняя упражнения, следует воображать себя на ринге, где вашим противником является недуг. Его-то вы и должны победить с помощью специальных движений, проводимых в определенном темпе и с заданным ритмом.

Начинать занятия гимнастикой рекомендуется с минимальной нагрузки, в дальнейшем постепенно выполняя все более сложные и требующие значительных энергетических затрат движения.

ПРАВИЛА ВЫПОЛНЕНИЯ УПРАЖНЕНИЙ

Правило 1. t1610526981aa.png "Гарью пахнет! Тревога!" И резко, шумно, на всю квартиру, нюхайте воздух, как собака след. Чем естественнее, тем лучше. t1610526981aa.png Самая грубая ошибка - тянуть воздух, чтобы взять воздуха побольше. Вдох короткий, как укол, активный и чем естественнее, тем лучше. Думайте только о вдохе. Чувство тревоги организует активный вдох лучше, чем рассуждения о нем. Поэтому, не стесняясь, яростно, до грубости, нюхайте воздух.

Правило 2. t1610526981aa.png Выдох - результат вдоха. Не мешайте выдоху уходить после каждого вдоха как угодно, сколько угодно - но лучше ртом, чем носом. Не помогайте ему. Думайте только: "Гарью пахнет! Тревога!" И следите за тем только, чтобы вдох шел одновременно с движением. t1610526981aa.png Выдох уйдет самопроизвольно. Во время гимнастики рот должен быть слегка приоткрыт. Увлекайтесь вдохом и движением, не будьте скучно-равнодушными. Играйте в дикаря, как играют дети, и все получится. Движения создают короткому вдоху достаточный объем и глубину без особых усилий.

Правило 3. t1610526981aa.png Повторяйте вдохи так, как будто вы накачиваете шину в темпоритме песен и плясок. И, тренируя движения и вдохи, считайте на 2, 4 и 8. Темп - 60-72 вдоха в минуту. Вдохи громче выдохов. Норма урока - 1000-1200 вдохов, можно и больше - 2000 вдохов. Паузы между дозами вдохов - 1-3 секунды.

Правило 4. t1610526981aa.png Подряд делайте столько вдохов, сколько в данный момент можете сделать легко.

ПЕРВЫЙ БЛОК ПРОГРАММЫ (зарядка и физкультура).

В основе методики оздоровительного дыхания лежит энергичный, форсированный вдох, производимый через нос. Он должен быть резким, коротким, шумным и активным. На вдохе воздух нужно впускать в легкие только через нос. Основной комплекс состоит из следующих упражнений: «Ладошки»; «Погончики»; «Насос»; «Кошка»; «Обними плечи»; «Большой маятник»; «Повороты головы»; «Ушки»; «Маятник головой»; «Перекаты» с правой ногой впереди: «Перекаты» с левой ногой впереди; «Передний шаг»; «Задний шаг». Норма каждого упражнения — 3 «тридцатки», т.е. 3 раза по 32 вдоха-движения. Это составляет 96 вдохов-движений, или стрельниковскую «сотню».

Эти упражнения благоприятствуют улучшению работы дыхательной системы, повышают тонус мышц и уровень насыщения крови кислородом. Для того, чтобы утренняя зарядка приносила больше пользы мы выполняем ее ежедневно в одно и тоже время.

Детям очень нравятся уроки физкультуры. В спортивных залах школы много оборудования. В коридорах есть гимнастические лестницы.

Важнейшей особенностью физической культуры является влияние ее на эмоциональное состояние учащихся, которое выражается в появлении чувства бодрости, радости, удовлетворенности, хорошего настроения. В процессе занятий физической культурой воспитываются воля, настойчивость, смелость, решительность, выносливость, дисциплина, коллективизм. Занятия физической культурой оказывают благотворное влияние на развитие восприятия, памяти, внимания, мышления.

Мы помним слова: «Движение – это жизнь. А жизнь – это движение». Много высказываний о пользе движения: «Если не бегаешь, пока здоров, придется побегать, когда заболеешь. (Гораций). Нужно поддерживать крепость тела, чтобы сохранить крепость духа (Виктор Гюго). Жизнь требует движения (Аристотель). Движение – кладовая жизни (Плутарх).

ВТОРОЙ БЛОК ПРОГРАММЫ (внеклассная работа)

Проводятся классные КВНы, конкурсы по здоровому образу жизни, уроки здоровья, экскурсии на природу, прогулки в парк. Ежегодно 7 апреля отмечаем Всемирный день здоровья. В этот день проводится соревнование « Веселые старты».

Ежемесячно проводятся консультации по интересам, где ученики сами готовят выступление и рассказывают о чем-нибудь интересном. Против вредных привычек учителя и школьники нашей школы выступают на классных часах, викторинах выпускают информационные листы, газеты, санбюллетени.

В школе с 1 октября по 30 ноября проводится акция «Молодежь за здоровый образ жизни».

Работа по сохранению и укреплению здоровья в школе наложена таким образом, что в течение всего года дети не обделены работой и вниманием. Летом дети отдыхают в оздоровительном лагере при школе.

ТРЕТИЙ БЛОК ПРОГРАММЫ (профилактический)

Соблюдаем санитарно-гигиенические нормы в классе: чистоту классной комнаты, регулярное проветривание, правильную освещенность и расстановку мебели. Соблюдаем режим дня школьника. От этого много зависит состояние нашего здоровья.

В течение урока проводит физкультминутки. Чтобы предупредить у детей привычку наклона головы в одну сторону при рассматривании доски, в каждую учебную четверть дети пересаживаются с одного ряда на другой.

Мы часто повторяем рекомендации «Мойдодыра»:

Ежедневно вставай в одно и то же время, проветривай комнату и делай зарядку.

Утром умывайся, чисти зубы, мой уши и шею.

Всегда мой руки перед едой, после прогулки и после посещения туалета.

Перед сном умывайся, хорошо проветривай комнату.


Мы помним, что НАДО делать, чтобы быть здоровыми:

трудиться

соблюдать чистоту

закаляться

делать зарядку

заниматься спортом

гулять побольше

мыть почаще руки.

Мы знаем, что НЕ надо делать, чтобы быть здоровыми:

лениться

мало двигаться

есть много сладкого

ходить зимой без шапки

долго смотреть телевизор

долго сидеть за компьютером

простужаться

ПОСЛЕДНИЙ БЛОК (семейный)

В нем ведется совместная работа учителя и родителей в укреплении здоровья детей. Для родителей проводятся тематические родительские собрания, различные тренинги. Ведется работа с родителями, носителями вредных привычек. Организуются лекции по профилактике заболеваний у детей. Медицинский работник проводит плановые обследования учащихся, обрабатывает данные медосмотров, консультирует родителей.

Между праздниками 23 февраля и 8 Марта проходит ежегодно спортивный праздник «Папа, мама, я – спортивная семья». Родители и дети с большим удовольствием принимают в нем участие. 1 июня – ходим с родителями в поход на поляну. Мысль о необходимости поддерживать и укреплять здоровье овладела всеми учащимися класса. Не вещи, а здоровье стало модным и престижным. Все осознали, что физические упражнения так же необходимы человеку как воздух.

В течении шести лет после того, как начали заниматься дыхательной гимнастикой Стрельниковой не было отмечено ни у одного ученика серьезного ухудшения здоровья. Ведь благодаря ей в нашем классе повысилась успеваемость. Мы совершили важнейший шаг на пути к простому и надежному способу оздоровления! Ведь врачи могут только показать пути к здоровому образу жизни, а идти по ним, не сворачивая, должны мы сами.

Мы будем прекрасно выглядеть и хорошо себя чувствовать, наслаждаясь всеми преимуществами оздоровительного дыхания и новыми знаниями.




Опубликовано


Комментарии (1)

Горбункова Ольга Ивановна, 13.01.21 в 17:03 1Ответить Пожаловаться
Не хватает ссылок на источники.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.