Внеклассное мероприятие на тему «Воспитание семейных ценностей. Путешествие по святым местам Лебедянского района» (4 класс)

5
0
Материал опубликован 26 January в группе

Тема: «Воспитание семейных ценностей. Путешествие по святым местам Лебедянского района»

Автор: Кулагина Анна Артуровна

Направленность деятельности: общеинтеллектуальное

Форма занятия: внеклассное мероприятие

Цель: гражданское и семейное воспитание подрастающего поколения.

Задачи:

1) расширение кругозора учащихся;

2) повышение интереса к истории Отечества;

3)развитие эмоциональной сферы;

4)развитие памяти, речи учащихся.

Оборудование: презентация, карточки, документ камера, доска смарт, указка, видеосопровождение.

 


 


 


 

Этапы занятия.

Содержание (задания)

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

I. Организация

обучающихся на

работу.

Здравствуйте, ребята, садитесь.

Сегодня мы с вами отправимся в паломническое путешествие по святым местам Лебедянской земли.

Путешествуя по храмам и монастырям, мы будем выполнять интересные задания.

Приветствуют учителя

 

 

Личностные: хорошее отношение к учению

II. Сообщение

темы занятия

 

- Родина – понятие для каждого свое, для одного человека – это город родной, семья, для второго – школа и друзья, для иного – вся наша необъятная страна. Мнений очень много и все они правильные.

А чем же похожи все жители нашей России?

 

- Народов на территории Российской Федерации насчитывается более 190. Людей много, а страна одна.

А по какому признаку можно разделить наши народы?

 

- Мы с Вами живём в центральной части нашей родины, в самом ее сердце, мы исповедуем православие. Оно пришло на Русь в 988 году, когда Князь Владимир крестил народ.

Религия и вера – это одна из особенностей семей нашей Родины.

-Что объединяете слова вера и семья?

 

- В путешествии мы будем выявлять качества, характерные для русской гражданской идентичности. На нашем пути будут встречаться задания, которые мы с вами будем выполнять. И за каждое выполненное задание вы получите по одной наклейки, которые вы наклеите на карту и получите путеводитель по святым местам Лебедянского района.

Внимательно слушают учителя, отвечают на вопросы

 

 

 

По месту проживания, по родному языка, по вероисповеданию

 

 

 

 

 

-Семья – это любящие люди, а вера – это любовь к Богу.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, планировать необходимые действия, операции, действовать по плану;

 

Коммуникативные: вступать в учебный диалог с учителем, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения, задавать вопросы;

III. Основная часть

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Перед началом путешествия мы познакомимся с новыми словами:

Архистратиг – военноначальник ангелов.

Кафедральный собор – главный собор, в котором службу ведет епископ.

Погорельцы – люди, оставшиеся без жилья из-за пожара

Барокко – направление в искусстве, для которого характерны детали, символы, витиеватость, изогнутые линии.

Кельи – комнаты, в которых живут монахи.

Община – люди, объединённые общим местом жительства и трудом.

Затворник – монах, который создал монастырь

Тамерлан – правитель монголов, который завоёвывал Русь и собирал дань.

Разорение – когда население остается без денежных средств для покрытия своих расходов.

Просфоры – святой хлеб, который используется на службе.

 

- Начнем наше путешествие с живописнейшего села на берегу реки Красивая-Меча – Троекурово. В самом центре села расположился Троекуровский Свято-Димитриевский Иларионовский женский монастырь.

Жил на Русский земле святой Иларион, он поселился в селе Троекурвово в келье.

Слава о праведной жизни святого и огромной духовной силе привлекали к нему многочисленных посетителей. Иларион обладал важными качествами, присущими русскому православному человеку: милосердием, добротой, состраданием, открытой душой, благодарностью.

Постепенно вокруг старца Илариона стали селиться женщины, которые хотели находиться под духовным руководством. Для девушек Иларион назначал послушания: выпечка просфор для окрестных храмов.

24 года назад мощи Илариона были перенесены в действующий храм, где и покоятся в настоящее время.

Христианские семьи, ходят почтить память святого, попросить его о помощи. Искренняя молитва и Вера неотъемлемая часть семейных ценностей.

 

Как вы думаете, почему Иларион святой?

 

Какими качествами православного человека он обладал?

 

У вас в конвертах на партах лежит листок с заданием, вам необходимо соединить изображение монастыря, название села и икону настоятеля.

 

Обменяйтесь работами с соседом по парте и проверьте выполненное задание с доски.

Большие молодцы, верно выполнили задания, можно двигаться дальше.

 

А ещё в этом селе жила семья священника – Тихона Архангельского. Тихон и его супруга – Хиония имели 18 детей, но из них выжили только 9. Архангельские воспитывали своих детей в любви и вере. И даже в 1937 году во времена советской власти, которая была против Бога, эта семья сохранила свою набожность, веру, помощь ближним и за это пострадала. Отца Тихона судили и расстреляли, а матушка до окончания Великой Отечественной войны находилась в тюремном заключении, а в очень болезненном состоянии была освобождена. Она скончалась в родном селе с молитвой. С Архангельских православные семьи и по сей день берут пример и чтят их подвиг. Родственники святых живы, а правнучатая племянница живет в монастыре.

 

Мы с Вами отправляемся в следующую точку нашего маршрута, в город Лебедянь.

Встречает нас ещё далеко от города кафедральный собор в честь иконы Казанской Божией Матери, история этой иконы берет свое начало в городе Казани, когда дочке погорельцев – Матроне трижды снился сон, в котором являлась Божья Матерь и велела пойти искать икону на место сгоревшего дома, благодаря взаимопомощи в семье и вере, доброте маленькая девочка смогла среди угольков отыскать образ Богородицы. Казанская Божья Матерь не раз помогала русским людям, во время войны она являлась врагу, и противник отступал. Сила веры русских людей творит настоящие чудеса.

Кафедральный – Ново-Казанский и Старо-Казанский соборы названы в честь этого образа Матушки.

Ново-Казанский собор возводился на средства прихожан при значительном участии лебедянских купцов Степана Ивановича и Ивана Ивановича Игумновых предков знаменитого Лебедянского пианиста Игумнова К.Д. Это семья настоящих благотворителей, которыми гордится город.

В 19 веке вокруг собора возвели торговый комплекс. Торговые ряды служат городу поныне.

 

Старый Казанский собор в Лебедяни построен в 1771 году на средства прихожан.

По оценкам специалистов, Старо-Казанский собор в Лебедяни является одним из лучших на территории Липецкой области культовых храмов в стиле позднего барокко.

 

Свято-Троицкий монастырь

Основание Свято-Троицкому монастырю положено построением храма во имя пророка Божия Илии в XIVвеке.

Существует легенда: во времена правления великого князя Московского – Иоанна Даниловича Калиты, был послан с данью в Орду к хану Узбеку от князя боярин Тяпкин (или Тяпка). Золото и серебро соблазнили боярина Тяпкина. Забрав богатство, он собрал шайку, стал их атаманом и поселился на высоком берегу реки Дон, сейчас это место называется Тяпкиной горой.

Однако религиозный дух, которым был богат всегда русский народ, присущ был и атаману Тяпкину с товарищами: им очень хотелось иметь священника, который совершал бы в их городке Божественную службу.

В один из набегов желание их исполнилось: им удалось захватить священника-монаха.

Недалеко от своего жилища, построили они здание в два этажа: нижний - для жительства монаха, а в верхнем устроили храм во имя пророка Божия Илии.

Много претерпела обитель за время своего существования: разорение Тамерланом, набеги татар, грабежи разбойников и казаков…

Монах, поселившийся в обители, стал молитвой охранять и оберегать берег Дона

В 17 веке Троицкий монастырь посетил царь Петр Алексеевич и сделал подарок Евангелие в серебряном окладе и средства на развитие монастыря.

 

Сила нашей веры крепка и по сей день, возводятся храмы, в городе Лебедянь на пожертвование прихожан и семьи Борцова строится новый собор в микрорайоне машиностриотелей в честь Георгия Победоносца. Этот святой в нашей стране считается покровителем воинов, Георгий олицетворяет добро и своим копьем он убивает злого змея. Этого святого мы можем увидеть на гербах нашей страны и столицы.

 

Посмотрите на экран, это кроссворд, чтобы получить наклейку обителей нужно его отгадать. Продолжайте предложения:

1.Город, в котором была обретена икона Божьей Матери

2.В Лебедяни два собора Казанской иконы Божий …

3.Ново-Казанский собор был построен на средства горожан и купцов …

4. При правлении Ивана Калиты был заложен прообраз Троицкого…

5. Чье имя носит монастырь?

 

 

М

 

 

к

А

з

а

н

ь

 

Т

 

 

Е

М

Р

О

и

г

у

м

Н

о

в

ы

 

 

А

 

С

Т

р

о

и

ц

а

Ы

 

Р

ь

 

 

Умнички, продолжаем наше путешествие.

 

Предлагаю продолжить наше путешествие и отправиться в село Сезёново. На берегу озера расположился Сезеновский Иоанно-Казанский женский монастырь

В 1817 году по благословению старца Илариона (затворника Троекуровского) Иоанн поселился у владельца села Сезеново. Так как в доме князя не оказалось подходящего помещения, Иоанна поселили в деревянной бане. Из нее выбрали всю обстановку кроме печи, наглухо забили единственное окно, чтобы в нее не проникал дневной свет.

Поселившиеся затем близ кельи боголюбивые девицы и вдовы, желающие подражать подвигу преподобного Иоанна, образовали женскую общину, которая в 1853 году получила статус монастыря. По свидетельству очевидцев монастырь был очень красив, утопал в цветах и поражал своей благоустроенностью. К концу ХIХ века в нем проживало до 600 насельниц.

Подвижническая жизнь Иоанна Сезеновского являлась добрым примером не только для простых монашествующих и мирян, но и будущих Святых – преподобного Амвросия Оптинского, Силуана Афонского и многих других.

Сейчас мы будем работать в группах и парах, вспомним правила работы…

Соберем с вами мозаикой картину обители, как она выглядела в 19 веке.

Вам бы хотелось посетить этот монастырь?

 

Как вы думаете какими качествами обладали девушки, проживающие в Сезеново?

 

Можно ли сказать, что эти качества объединяют всех Россиян?

 

 

Будет ли являться примером семейных ценностей перечисленные качества?

 

Последняя наша остановка село Шовское. Больше 100 лет назад – это село стало родиной Святого Силуана Афонского. 24 сентября отмечается день памяти святого. Семен, так звали парня до пострига в монахи, был очень крепкий молодой человек, обладал богатырской силой и бескорыстно помогал всем. Семена в семье воспитывали в вере, доброте и молитве. С раннего детства возникла у Семена цель, уйти в монастырь, мальчик искренне верил в Бога и сохранил свою веру до взрослого возраста. Родители будущего монаха одобрили желание сына служить в монастыре, но наказали сначала отдать дань Родине, отслужить в армии, а потом продолжать духовную службу.

 

-Давайте заполним картинку, на лучиках от Силуана Афонского напишем характеристику его как гражданина России, вспомним качества, которые были заложены в нем семьей.

 

-Какие качества вы написали?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Он много мололся и достиг святости, мощи его не тленны.

-Смирением, кротостью, добротой…

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

-Взаимопомощь, понимание.

-Да, там очень красиво

-Смирением, добротой, верой.

-Да, все русские люди добрые, заботливые, верят в Бога.

-Будут, ведь они объединяют людей.


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

-Доброта, вера, сила, могущество…

Коммуникативные: вступать в учебный диалог с учителем, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения, задавать вопросы;

 

 

 

 

 

 

Личностные: положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся, осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению, осваивать новые виды деятельности;

 

 

 

 

Коммуникативные: умение слушать учителя;

 

 

 

 

 

 

 

Личностные: положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся, осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению, осваивать новые виды деятельности;

 

 

 

Коммуникативные: умение слушать учителя;

 

 

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, планировать необходимые действия, операции, действовать по плану;

 

 

Коммуникативные: вступать в учебный диалог с учителем, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения, задавать вопросы;

 

 

Регулятивные: способность обучающихся организовать свою деятельность;

 

Познавательные: слушают, извлекая нужную информацию;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Личностные: положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся, осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению, осваивать новые виды деятельности;

 

 

 

 

Коммуникативные: умение слушать учителя;

 

 

 

 

 

 

 

Регулятивные: слушают, устанавливаю причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы;

 

 

 

Личностные: положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.

 

IV. Заключительная часть

Проблемный метод

 

- Ребята, давайте объединим усилия, чтобы собрать путеводитель. Получилось?

Лишь объединившись и благодаря усилиям каждого человека, вам удалось достигнуть результата.

Вместе мы сильны.

 

Вы узнали много интересного из истории родного края, составили путеводитель по святым местам.

Как же связаны слова семья и религия?

 

Какие черты присуще Русским людям, взращиваются в семье с самого детства?

 

 

 

Что характеризует русскую семью?

 

О сохранение семейных ценностей и православия мы можем прочесть в книгах краеведов.

(выставка книг)

 

 

 

 

 

 

 

 

-Общие качества народа.

-Справедливость, доброта, взаимопомощь, вера.

-Любовь к ближним, память истории…

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, планировать необходимые действия

 

V. Организованное окончание занятия

Спасибо вам, ребята, за участие в мероприятии, за вашу активную работу, вы получаете значки. На этом наше занятие окончено. До свидания.

Анализируют результаты занятия, сопоставляя их с целями.

Личностные: хорошее отношение к учению


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации