Внеклассное мероприятие на тему «Воспитание семейных ценностей. Путешествие по святым местам Лебедянского района» (4 класс)
Тема: «Воспитание семейных ценностей. Путешествие по святым местам Лебедянского района»
Автор: Кулагина Анна Артуровна
Направленность деятельности: общеинтеллектуальное
Форма занятия: внеклассное мероприятие
Цель: гражданское и семейное воспитание подрастающего поколения.
Задачи:
1) расширение кругозора учащихся;
2) повышение интереса к истории Отечества;
3)развитие эмоциональной сферы;
4)развитие памяти, речи учащихся.
Оборудование: презентация, карточки, документ камера, доска смарт, указка, видеосопровождение.
Этапы занятия. Содержание (задания) |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Формируемые УУД |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
I. Организация обучающихся на работу. |
Здравствуйте, ребята, садитесь. Сегодня мы с вами отправимся в паломническое путешествие по святым местам Лебедянской земли. Путешествуя по храмам и монастырям, мы будем выполнять интересные задания. |
Приветствуют учителя
|
Личностные: хорошее отношение к учению |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
II. Сообщение темы занятия
|
- Родина – понятие для каждого свое, для одного человека – это город родной, семья, для второго – школа и друзья, для иного – вся наша необъятная страна. Мнений очень много и все они правильные. А чем же похожи все жители нашей России?
- Народов на территории Российской Федерации насчитывается более 190. Людей много, а страна одна. А по какому признаку можно разделить наши народы?
- Мы с Вами живём в центральной части нашей родины, в самом ее сердце, мы исповедуем православие. Оно пришло на Русь в 988 году, когда Князь Владимир крестил народ. Религия и вера – это одна из особенностей семей нашей Родины. -Что объединяете слова вера и семья?
- В путешествии мы будем выявлять качества, характерные для русской гражданской идентичности. На нашем пути будут встречаться задания, которые мы с вами будем выполнять. И за каждое выполненное задание вы получите по одной наклейки, которые вы наклеите на карту и получите путеводитель по святым местам Лебедянского района. |
Внимательно слушают учителя, отвечают на вопросы
По месту проживания, по родному языка, по вероисповеданию
-Семья – это любящие люди, а вера – это любовь к Богу. |
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, планировать необходимые действия, операции, действовать по плану;
Коммуникативные: вступать в учебный диалог с учителем, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения, задавать вопросы; |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
III. Основная часть
|
Перед началом путешествия мы познакомимся с новыми словами: Архистратиг – военноначальник ангелов. Кафедральный собор – главный собор, в котором службу ведет епископ. Погорельцы – люди, оставшиеся без жилья из-за пожара Барокко – направление в искусстве, для которого характерны детали, символы, витиеватость, изогнутые линии. Кельи – комнаты, в которых живут монахи. Община – люди, объединённые общим местом жительства и трудом. Затворник – монах, который создал монастырь Тамерлан – правитель монголов, который завоёвывал Русь и собирал дань. Разорение – когда население остается без денежных средств для покрытия своих расходов. Просфоры – святой хлеб, который используется на службе.
- Начнем наше путешествие с живописнейшего села на берегу реки Красивая-Меча – Троекурово. В самом центре села расположился Троекуровский Свято-Димитриевский Иларионовский женский монастырь. Жил на Русский земле святой Иларион, он поселился в селе Троекурвово в келье. Слава о праведной жизни святого и огромной духовной силе привлекали к нему многочисленных посетителей. Иларион обладал важными качествами, присущими русскому православному человеку: милосердием, добротой, состраданием, открытой душой, благодарностью. Постепенно вокруг старца Илариона стали селиться женщины, которые хотели находиться под духовным руководством. Для девушек Иларион назначал послушания: выпечка просфор для окрестных храмов. 24 года назад мощи Илариона были перенесены в действующий храм, где и покоятся в настоящее время. Христианские семьи, ходят почтить память святого, попросить его о помощи. Искренняя молитва и Вера неотъемлемая часть семейных ценностей.
Как вы думаете, почему Иларион святой?
Какими качествами православного человека он обладал?
У вас в конвертах на партах лежит листок с заданием, вам необходимо соединить изображение монастыря, название села и икону настоятеля.
Обменяйтесь работами с соседом по парте и проверьте выполненное задание с доски. Большие молодцы, верно выполнили задания, можно двигаться дальше.
А ещё в этом селе жила семья священника – Тихона Архангельского. Тихон и его супруга – Хиония имели 18 детей, но из них выжили только 9. Архангельские воспитывали своих детей в любви и вере. И даже в 1937 году во времена советской власти, которая была против Бога, эта семья сохранила свою набожность, веру, помощь ближним и за это пострадала. Отца Тихона судили и расстреляли, а матушка до окончания Великой Отечественной войны находилась в тюремном заключении, а в очень болезненном состоянии была освобождена. Она скончалась в родном селе с молитвой. С Архангельских православные семьи и по сей день берут пример и чтят их подвиг. Родственники святых живы, а правнучатая племянница живет в монастыре.
Мы с Вами отправляемся в следующую точку нашего маршрута, в город Лебедянь. Встречает нас ещё далеко от города кафедральный собор в честь иконы Казанской Божией Матери, история этой иконы берет свое начало в городе Казани, когда дочке погорельцев – Матроне трижды снился сон, в котором являлась Божья Матерь и велела пойти искать икону на место сгоревшего дома, благодаря взаимопомощи в семье и вере, доброте маленькая девочка смогла среди угольков отыскать образ Богородицы. Казанская Божья Матерь не раз помогала русским людям, во время войны она являлась врагу, и противник отступал. Сила веры русских людей творит настоящие чудеса. Кафедральный – Ново-Казанский и Старо-Казанский соборы названы в честь этого образа Матушки. Ново-Казанский собор возводился на средства прихожан при значительном участии лебедянских купцов Степана Ивановича и Ивана Ивановича Игумновых предков знаменитого Лебедянского пианиста Игумнова К.Д. Это семья настоящих благотворителей, которыми гордится город. В 19 веке вокруг собора возвели торговый комплекс. Торговые ряды служат городу поныне.
Старый Казанский собор в Лебедяни построен в 1771 году на средства прихожан. По оценкам специалистов, Старо-Казанский собор в Лебедяни является одним из лучших на территории Липецкой области культовых храмов в стиле позднего барокко.
Свято-Троицкий монастырь Основание Свято-Троицкому монастырю положено построением храма во имя пророка Божия Илии в XIVвеке. Существует легенда: во времена правления великого князя Московского – Иоанна Даниловича Калиты, был послан с данью в Орду к хану Узбеку от князя боярин Тяпкин (или Тяпка). Золото и серебро соблазнили боярина Тяпкина. Забрав богатство, он собрал шайку, стал их атаманом и поселился на высоком берегу реки Дон, сейчас это место называется Тяпкиной горой. Однако религиозный дух, которым был богат всегда русский народ, присущ был и атаману Тяпкину с товарищами: им очень хотелось иметь священника, который совершал бы в их городке Божественную службу. В один из набегов желание их исполнилось: им удалось захватить священника-монаха. Недалеко от своего жилища, построили они здание в два этажа: нижний - для жительства монаха, а в верхнем устроили храм во имя пророка Божия Илии. Много претерпела обитель за время своего существования: разорение Тамерланом, набеги татар, грабежи разбойников и казаков… Монах, поселившийся в обители, стал молитвой охранять и оберегать берег Дона В 17 веке Троицкий монастырь посетил царь Петр Алексеевич и сделал подарок Евангелие в серебряном окладе и средства на развитие монастыря.
Сила нашей веры крепка и по сей день, возводятся храмы, в городе Лебедянь на пожертвование прихожан и семьи Борцова строится новый собор в микрорайоне машиностриотелей в честь Георгия Победоносца. Этот святой в нашей стране считается покровителем воинов, Георгий олицетворяет добро и своим копьем он убивает злого змея. Этого святого мы можем увидеть на гербах нашей страны и столицы.
Посмотрите на экран, это кроссворд, чтобы получить наклейку обителей нужно его отгадать. Продолжайте предложения: 1.Город, в котором была обретена икона Божьей Матери 2.В Лебедяни два собора Казанской иконы Божий … 3.Ново-Казанский собор был построен на средства горожан и купцов … 4. При правлении Ивана Калиты был заложен прообраз Троицкого… 5. Чье имя носит монастырь?
Умнички, продолжаем наше путешествие.
Предлагаю продолжить наше путешествие и отправиться в село Сезёново. На берегу озера расположился Сезеновский Иоанно-Казанский женский монастырь В 1817 году по благословению старца Илариона (затворника Троекуровского) Иоанн поселился у владельца села Сезеново. Так как в доме князя не оказалось подходящего помещения, Иоанна поселили в деревянной бане. Из нее выбрали всю обстановку кроме печи, наглухо забили единственное окно, чтобы в нее не проникал дневной свет. Поселившиеся затем близ кельи боголюбивые девицы и вдовы, желающие подражать подвигу преподобного Иоанна, образовали женскую общину, которая в 1853 году получила статус монастыря. По свидетельству очевидцев монастырь был очень красив, утопал в цветах и поражал своей благоустроенностью. К концу ХIХ века в нем проживало до 600 насельниц. Подвижническая жизнь Иоанна Сезеновского являлась добрым примером не только для простых монашествующих и мирян, но и будущих Святых – преподобного Амвросия Оптинского, Силуана Афонского и многих других. Сейчас мы будем работать в группах и парах, вспомним правила работы… Соберем с вами мозаикой картину обители, как она выглядела в 19 веке. Вам бы хотелось посетить этот монастырь?
Как вы думаете какими качествами обладали девушки, проживающие в Сезеново?
Можно ли сказать, что эти качества объединяют всех Россиян?
Будет ли являться примером семейных ценностей перечисленные качества?
Последняя наша остановка село Шовское. Больше 100 лет назад – это село стало родиной Святого Силуана Афонского. 24 сентября отмечается день памяти святого. Семен, так звали парня до пострига в монахи, был очень крепкий молодой человек, обладал богатырской силой и бескорыстно помогал всем. Семена в семье воспитывали в вере, доброте и молитве. С раннего детства возникла у Семена цель, уйти в монастырь, мальчик искренне верил в Бога и сохранил свою веру до взрослого возраста. Родители будущего монаха одобрили желание сына служить в монастыре, но наказали сначала отдать дань Родине, отслужить в армии, а потом продолжать духовную службу.
-Давайте заполним картинку, на лучиках от Силуана Афонского напишем характеристику его как гражданина России, вспомним качества, которые были заложены в нем семьей.
-Какие качества вы написали? |
-Он много мололся и достиг святости, мощи его не тленны. -Смирением, кротостью, добротой…
-Взаимопомощь, понимание. -Да, там очень красиво -Смирением, добротой, верой. -Да, все русские люди добрые, заботливые, верят в Бога. -Будут, ведь они объединяют людей.
-Доброта, вера, сила, могущество… |
Коммуникативные: вступать в учебный диалог с учителем, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения, задавать вопросы;
Личностные: положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся, осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению, осваивать новые виды деятельности;
Коммуникативные: умение слушать учителя;
Личностные: положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся, осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению, осваивать новые виды деятельности;
Коммуникативные: умение слушать учителя;
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, планировать необходимые действия, операции, действовать по плану;
Коммуникативные: вступать в учебный диалог с учителем, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения, задавать вопросы;
Регулятивные: способность обучающихся организовать свою деятельность;
Познавательные: слушают, извлекая нужную информацию;
Личностные: положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся, осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению, осваивать новые виды деятельности;
Коммуникативные: умение слушать учителя;
Регулятивные: слушают, устанавливаю причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы;
Личностные: положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
IV. Заключительная часть Проблемный метод
|
- Ребята, давайте объединим усилия, чтобы собрать путеводитель. Получилось? Лишь объединившись и благодаря усилиям каждого человека, вам удалось достигнуть результата. Вместе мы сильны.
Вы узнали много интересного из истории родного края, составили путеводитель по святым местам. Как же связаны слова семья и религия?
Какие черты присуще Русским людям, взращиваются в семье с самого детства?
Что характеризует русскую семью?
О сохранение семейных ценностей и православия мы можем прочесть в книгах краеведов. (выставка книг) |
-Общие качества народа. -Справедливость, доброта, взаимопомощь, вера. -Любовь к ближним, память истории… |
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, планировать необходимые действия
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
V. Организованное окончание занятия |
Спасибо вам, ребята, за участие в мероприятии, за вашу активную работу, вы получаете значки. На этом наше занятие окончено. До свидания. |
Анализируют результаты занятия, сопоставляя их с целями. |
Личностные: хорошее отношение к учению |