Выступление на родительской конференции «Воспитать патриота. Гражданско - патриотическое воспитание школьников с ОВЗ»
МКОУ «Чёрмозская КШИ»
Выступление на родительской конференции.
Доклад на тему «Воспитать патриота. Гражданско - патриотическое воспитание школьников с ОВЗ».
Только тот, кто любит, ценит и уважает
накопленное и сохранённое предшествующим поколением,
может любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом.
С.Михалков
Работа по гражданско-патриотическому воспитанию в нашей школе очень важна и актуальна. Важно уже со школы закладывать учащимся основу формирования личности с новым образом мышления и типом поведения. Процесс гражданско-патриотического воспитания осложняется рядом психофизиологических особенностей, присущих детям с ограниченными возможностями здоровья. Им свойственны безынициативность, несамостоятельность, слабость внутренних побуждений, внушаемость, сниженная мотивация в учебной, игровой и трудовой деятельности. Ребенок с гораздо большим трудом усваивает нормы и правила поведения и общения, ему требуется больше времени для того, чтобы усвоить, что такое любовь к дому, родине.
Задача школы состоит в том, чтобы, организуя опыт патриотического поведения учащихся, формировать у них соответствующие убеждения и чувства. Все основные виды деятельности школьника: учение, труд, общественная работа, спорт, игра – могут решать эту задачу. В каждом из этих видов деятельности учащийся может совершать патриотические поступки и дела и у него могут формироваться устойчивые мотивы патриотического поведения.
Кроме этого, для более успешной организации гражданско-патриотического образования необходимо учитывать следующие правила:
- использовать наглядные средства: живые примеры, художественные образы, инсценировки, ролевые игры, поскольку детям интересно инсценировать различные ситуации, сценки из сказок, рассказы, а исполнение той или иной роли помогает усвоить нормы, правила поведения персонажей, «перенося» их на себя (это с удовольствием делают дети младших классов, со старшими это намного проблемней).
- обеспечить активность детей на занятиях, уроках: рисование, сочинение сказок, рассказов, отгадывание загадок, пословицы, поговорки.
- стараться делать упор на положительное, соблюдать меру в использовании отрицательных примеров, исключить назидательность, однообразие, скуку.
С сентября 2021 года реализуется Программа воспитания, включающая в себя 10 модулей. Осуществляется в рамках 10 направлений воспитательной работы, из которых одним из главных приоритетных является гражданско-патриотическое, имеющее своей целью - создание условий для формирования навыков поведения в обществе, показать важность участия их в жизни страны, родного края.
В нашей школе с учащимися с ограниченными возможностями здоровья, мы планируем и проводим следующие воспитательные мероприятия, в содержании которых отражены базовые ценности гражданско-патриотического воспитания учащихся:
1.Воспитание на традициях школы.
- включение детей в организацию творческих выставок и праздников краеведческой направленности ( Воспитать в детях свое причастие к Великому Русскому народу позволяет проведение с детьми древнейших народных праздников. Ежегодно дети с удовольствием участвуют в подготовке и проведении общешкольного праздника «Масленица». У ребят появляется возможность не только узнать о традициях, атрибутах праздника, но и реализовать себя в них. Они водят хороводы, играют в народные игры, слушают заклички и потешки, угощаются блинами) СЛАЙДЫ
- участие в общешкольных конкурсах патриотической направленности Смотр строя и песни, конкурсах чтецов. СЛАЙДЫ
2. Осуществление гражданско – патриотического воспитания через включение в содержание:
- бесед, классных часов, Уроков Мужества, мероприятий и краеведческих праздников; различных проектов; СЛАЙДЫ
- занятий «Разговоры о важном», еженедельное проведение которых является инновационной формой гражданско – патриотического воспитания с 1сентября 2022 года, начинаются с торжественного шествия и поднятия флага РФ, а также с исполнения гимна. СЛАЙДЫ.
При проведении данных занятий мы учитываем интересы детей с ОВЗ с разным жизненным опытом, разными возможностями; при подаче материала используем в речи доступные формулировки, учитываем коммуникативные особенности учащихся, включаем игровые приемы обучения с элементами беседы, наглядные и словесные подсказки, интерактивные задания с учетом возрастных и индивидуальных возможностей обучающихся.
- экскурсий по городу Чермозу и улицам; СЛАЙДЫ
- экскурсии в краеведческий музей, храм, библиотеку города Чёрмоза. СЛАЙДЫ
- взаимодействия с городской библиотекой в проведении мероприятий; СЛАЙДЫ
-организацию конкурсов и выставок рисунков; СЛАЙДЫ
-встреч с ветеранами педагогического труда школы; СЛАЙДЫ
- викторины СЛАЙДЫ
- праздники и смотры художественной самодеятельности: ко Дню пожилого человека, ко Дню народного единства, ко Дню Матери, ко Дню рождения Пермского края, ко Дню Конституции, ко Дню защитника Отечества, ко Дню Победы и другие; СЛАЙДЫ
- коллективные творческие дела: «Дом для пернатых», «Операция «Кормушка»; СЛАЙДЫ
- туристические походы; пешеходные прогулки по окрестностям; СЛАЙДЫ
- участие в социальных акциях: возложение венков к мемориалу памятника павших солдат, участие в митинге, посвященном Дню Победы, лётчику В. Рубаненко. Ведь патриота нельзя воспитать, если не знаешь, как любили и берегли свою Родину наши деды и прадеды. Поэтому особое место занимает работа по приобщению к боевым и трудовым традициям народа, воспитанию уважения к подвигу защитников Отечества. СЛАЙДЫ
- участие в различных соревнованиях, спортивных праздниках. СЛАЙДЫ
Мы убеждены и можем с уверенностью сказать, что интересные, живые формы урочной и внеклассной работы по патриотическому воспитанию, которые мы вам сегодня представили, благоприятно воздействует на эмоциональные переживания наших воспитанников. А только на такой основе у них можно воспитать чувство любви к Родине, выработать установки правильного поведения. Ведь привить любовь к Родине умственно отсталым школьникам возможно лишь с опорой на яркие, запоминающиеся примеры, путем создания ситуаций, в которых обучающиеся переживают это чувство, и его необходимо мотивировать.
И в заключение хочется сказать, что главным результатом работы считаем реальные изменения в личностном развитии своих учеников. Особенно приятно видеть, как ребята, проявляя самостоятельность, бережно относятся к природе, учатся любить близких и оказывают помощь пожилым, принимают традиции своей семьи и рассказывают о них, учатся беречь Родину, приобретают уверенность в своих способностях и возможностях, а самое главное - получают социальный опыт, определяющий их дальнейшие действия и поступки.