Воспитательная программа по профилактике употребления ПАВ среди обучающихся
Рассмотрено
на заседании педагогического совета
Протокол № __________
от «___»________20___г.
Утверждено
приказом директора
МАОУ СОШ №111
от «___»________20___г.
Воспитательная программа
по профилактике употребления ПАВ
среди обучающихся
в МАОУ СОШ №111.
Разработана социальным педагогом
Филиппенко И.С.
г.Новосибирск
Пояснительная записка
В современном мире уже совершенно очевидно, что возникла проблема употребления ПАВ и наша страна не исключение. А школа, как известно, всегда отражает то, что происходит в обществе в целом. Это следует и из анализа сегодняшней ситуации с распространением алкоголизма, табакокурения, наркомании и из анализа непосредственно самих причин приобщения людей к наркотикам.
Наркомания молодеет. В детско-подростковой среде необходимо сделать акцент на формирование личностного иммунитета к соблазну употребления ПАВ, предупредить возникновение желания к их употреблению. Данное положение дел требует комплексной первичной профилактики употребления ПАВ. И первичная профилактика потребления ПАВ должна быть направлена на предотвращение аддиктивного поведения подростков – потенциальных и реальных потребителей алкоголя, наркотических и токсических веществ.
Объектом превентивной работы должны являться дети всех возрастов, начиная с младшего школьного возраста.
Родители, педагоги, медицинские работники и общественность должны стать наиболее активными субъектами профилактики отклоняющегося поведения и употребления ПАВ подростками.
Многие родители, даже ответственно относящиеся к выполнению своих родительских обязанностей, не обладают достаточными знаниями о критериях здоровья, о причинах, признаках и последствиях употребления ПАВ, о способах своевременного выявления и предупреждения различных форм отклоняющегося поведения. С другой стороны, в образовательных учреждениях отмечается дефицит педагогических и медицинских кадров, способных квалифицированно организовать работу по профилактике употребления ПАВ среди обучающихся, а также их родителей.
Сложившееся положение обуславливает необходимость реализации дополнительных мер, направленных на повышение уровня осведомленности родителей, педагогических работников и детей о ПАВ и мерах противодействия ее распространению, а также степени их участия в организации профилактической работы с детьми и молодежью.
Успешная профилактика ПАВ связывается исследователями с наличием положительных социально-психологических навыков. Эти навыки обеспечивают умение отказываться от рискованных предложений, видеть положительные и отрицательные стороны явлений, взаимодействовать со сверстниками, дружить, выражать правильно свои чувства.
Дети подражают поведению друг друга. Некоторые авторы считают, что наибольшее влияние на установки и поведение детей оказывают сверстники. Это влияние может быть позитивным и негативным, особенно в употреблении алкоголя и курении. Одна из задач программы – помощь детям и подросткам в построении позитивных взаимоотношений со сверстниками, обучение умения выбирать друзей.
Многочисленные исследования дают основание полагать, что одной информации для изменения поведения недостаточно. Дети и подростки должны приобрести оптимум знаний для того, чтобы самостоятельно критически мыслить и правильно строить поведение.
Программа составлена с учетом нормативных документов:
1) Долгосрочная целевая программа «Комплексные меры профилактики наркомании в Новосибирской области на 2023-2026 годы»;
2) Стратегия государственной антинаркотической политики РФ до 2026 г;
3) Концепция профилактики употребления ПАВ в образовательной среде;
4) Государственный стандарт первичной профилактики злоупотребления ПАВ в образовательной среде;
5) Методические рекомендации по разработке региональных антинаркотических программ;
6) Закон НСО «О профилактике наркомании в Новосибирской области».
Цель:
Формирование у обучающихся стойкой негативной установки по отношению к употреблению ПАВ.
Задачи:
1. Развитие социальной и личностной компетентности:
способствовать осознанию и усвоению детьми основных человеческих ценностей;
формировать у детей и подростков психосоциальные и психогигиенические навыки
принятия решений, критического мышления;
повысить самооценку детей;
сформировать установку «ведение здорового образа жизни».
снизить уровень девиантного поведения в подростковой среде.
2. Выработка навыков самозащиты:
формирование навыков сопротивления негативному влиянию сверстников,
рекламы, поступающей через каналы СМИ;
информирование о психоэмоциональных, физиологических, соматических и
социальных последствиях потребления ПАВ.
3. Предупреждение возникновения проблем общения и взаимоотношений:
обучить детей методам решения жизненных проблем и конфликтных ситуаций, навыкам эффективного общения, преодоления стресса и снятия напряжения без
применения ПАВ;
вовлечь обучающихся в работу по профилактике употребления ПАВ и распространение форм профилактики употребления ПАВ в социокультурной среде;
сформировать навыки регуляции эмоций.
4. Повышение уровня профилактики употребления ПАВ и пропаганда ЗОЖ среди обучающихся.
Гипотеза:
Участниками данной программы являются обучающиеся в 1-11 классах, их родители, педагоги. С обучающимися школы реализуются профилактические мероприятия. Программа позволит в результате объединения усилий педагогического и ученического коллективов, медиков, работников правоохранительных органов реально снизить численность школьников, подверженных табакокурению, употреблению ПАВ.
Формы работы:
изучение статистических данных СМИ, видеоматериалов, материалов архива и Интернета;
внеклассная работа с обучающимися: классное самоуправление, проведение месячников по ЗОЖ и правовой культуре, конкурсов, бесед;
работа с родителями: лекторий для родителей, консультации, общешкольные и классные родительские собрания, посещение на дому " детей группы риска", совместные рейды с родителями в общественные места в вечернее время.
Актуальность
Изменившееся социально-экономическое положение в стране требует от ребенка, подростка быстрой адаптации к новым условиям существования. Современные школы столкнулись с новыми проблемами, захлестнувшими общество: подростковая преступность, наркомания, токсикомания. Эти проблемы носят общественный характер.
По статистике, в России от 3 до 8 млн. человек потребляют наркотики, почти 2/3 из них в возрасте до 30 лет. Средний возраст потребления наркотиков снизился до 14 лет. За последние 10 лет число смертей от употребления наркотиков увеличилось в 12 раз, а среди детей - в 42 раза.
Потребление ПАВ имеет негативные, социально-экономические, медицинские, психологические, семейные последствия, в конечном итоге оно снижает качество жизни, как отдельного человека, так и популяции в целом.
Современная школа, осуществляя социальную защиту, должна дать обучающимся знания об их правах, о социальных гарантиях и социальных нормах.
Отсюда и вытекает актуальность разработки Воспитательной программы по профилактике употребления ПАВ среди обучающихся в МАОУ СОШ №111.
Описание системы работы
Мероприятия по реализации программы.
Деятельность по реализации программы предполагает:
раннее выявление курения, употребление алкогольных напитков и причин, побудивших к этому;
создание в школе единого банка данных о трудных семьях, несовершеннолетних «группы риска» состоящих на внутришкольном учете, в КДН и ПДН;
проведение мероприятий и общественных акций по профилактике употребления ПАВ среди несовершеннолетних;
усиление информационно-методического обеспечения деятельности по профилактике вредных привычек среди несовершеннолетних;
создание новых и поддержка существующих кружков, секций;
организация летнего отдыха и оздоровление детей школы.
Принципы реализации программы
Программа профилактики употребления ПАВ реализуется на основе следующих
принципов психолого-профилактической профилактики:
Комплексность – согласованное взаимодействие специалистов образовательного
учреждения, межведомственное взаимодействие и координация различных
профилактических мероприятий в русле единой целостной программы профилактики. Вопросы предупреждения курения, использования детьми, подростками и молодежью алкоголя наркотиков и токсических веществ должно рассматриваться в качестве звеньев единой системы воспитания.
Добровольность - добровольное участие молодежи и подростков, их родителей во всех мероприятиях. Принуждение может привести к совершенно противоположным результатам.
Аксиологичность – формирование у детей и молодежи мировоззренческих
представлений об общечеловеческих ценностях, здоровом образе жизни,
законопослушности, уважении к человеку, государству, окружающей среде и др.,
которые являются ориентирами и регуляторами их поведения.
Позитивность и конструктивность – педагогическая профилактика должна носить не запрещающий, а конструктивно-позитивный характер. Важно сформировать у ребенка представление о недопустимости употребления ПАВ, и показать ему, как без помощи ПАВ сделать жизнь прекрасной, интересной и счастливой.
Последовательность (этапность) – разделение целей и задач профилактики на общие стратегические и частные (этапные). Невозможность реализации профилактических программ одномоментно, по типу разовых кампаний. Для обеспечения последовательности реализации системной профилактики в нее обязательно должен входить социально-психологический мониторинг, ориентированный не только на оценку субъективных и объективных факторов распространения наркотиков, но и на формирование структур и элементов системы сдерживания распространения, системы социально-психологической поддержки. Гармонизация общественных, групповых и личных интересов - процесс ведения такой сложной работы предполагает паритет интересов социума и интересов конкретной личности.
Сроки и этапы реализации программы
Выполнение программы рассчитано на 2023-2028 год. Программа осуществляется на базе муниципального автономного общеобразовательного учреждения « СОШ №111»
Основные направления деятельности и формы работы.
1.Диагностика всех участников программы:
проведение социологических исследований по вредным привычкам у школьников;
изучение уровня воспитанности учащихся;
систематические педагогические наблюдения за обучающимися, установление причин подверженности их табачной, алкогольной зависимости.
2. Организация взаимодействия между школой и субъектами профилактики, родителями, библиотеками, общественными организациями, учреждениями здравоохранения.
Дети подвергаются множеству влияний со стороны общества, и не все эти влияния позитивны. Для того чтобы программа была эффективной, общество должно принимать и поддерживать их. Программа строится с таким расчетом, чтобы объединить семью, школу, общество в целом едином стремлении передать детям и подросткам навыки эффективных коммуникаций там, где они живут, учатся, работают.
Любое отдельно взятое учреждение не в состоянии обеспечить полноценную
профилактику употребления алкоголя, ПАВ и курения. Поэтому для проведения программы существенны объединенные усилия и привлечение в образовательное учреждение, специалистов в области профилактики, органов внутренних дел и здравоохранения, представителей общественных организаций.
Залогом успеха профилактической программы является участие родителей в ее
осуществлении. Привлечение родителей к реализации программы осуществляется разными способами. Предоставление специальной психолого-педагогической литературы, организация семинаров и круглых столов, участие родителей в общественной жизни школы.
3. Работа с обучающимися школы:
пропаганда ЗОЖ, беседы об отрицательном действии вредных привычек на растущий организм;
проведение тематических классных часов, посвященных Всемирному дню борьбы со Спидом (1 декабря), Международному дню отказа от курения (третий четверг ноября), Всемирному Дню без табака (31 мая), Дню борьбы с наркоманией и наркобизнесом (1 марта), Всемирному дню здоровья (7 апреля). Проведение дней профилактики курения, алкоголизма, наркомании среди обучающихся;
лекции, беседы, просмотр и обсуждение видеофильмов;
выступления, направленные на профилактику употребления ПАВ;
конкурсы рисунков, плакатов, акции и проведение тренингов среди «трудных» подростков;
проведение заседаний Совета профилактики правонарушений и употребления ПАВ несовершеннолетними в МАОУ СОШ №111.
4. Социально-педагогическое и медико- психологическое сопровождение:
своевременное выявление проблем у обучающихся, подверженных вредным привычкам и оказание им необходимой помощи;
организация консультаций в школе по работе с проблемными детьми, их родителями и педагогами;
организация профилактических бесед и лекций, встреч со специалистами по проблемам наркомании, алкоголизма, токсикомании и правонарушений.
5. Работа с родителями:
проведение классных и общешкольных родительских собраний;
выявление и работа с неблагополучными семьями, где родители систематически употребляют спиртные напитки;
индивидуальные консультации и тематические встречи с родителями «трудных» подростков;
общешкольные педагогические рейды;
приглашение родителей на заседания Совета профилактики;
публикация в школьной газете.
Современные подходы к профилактике употребления ПАВ:
Подход, основанный на эмоциональном обучении. Повышение самооценки, развитие
навыков принятия решений, формирование способностей справляться со стрессом.
Подход, основанный на формировании навыков личностного поведения и межличностного общения.
Подход, основанный на роли социальных факторов. Формирование навыков устойчивости к социальному давлению, негативному воздействию средств массовой информации.
Подход, основанный на альтернативной наркотикам деятельности. Развитие
целесообразной позитивной активности.
Подход, основанный на распространении информации о факторах влияния ПАВ на организм, поведение молодого человека.
Планируемый результат.
Программа позволит выявить подверженность обучающихся табакокурению, пивному алкоголизму, наркомании на ранней стадии через комплекс социальных, образовательных, профилактических и медико-психологических мероприятий, проводимых в ходе реализации проекта.
Педагогам, психологу, социальному педагогу совместно с родителями подростков создать в школе и микрорайоне психотерапевтическую атмосферу, способствующую снижению вероятности употребления ПАВ подростками.
В рамках данной программы планируется получить следующий результат:
все участники получают необходимые знания по профилактике табакокурения, алкоголизма, наркомании, знакомятся с медицинскими учреждениями( адресами и направлениями их деятельности в области защиты подростков от наркомании);
обучающиеся овладеют базовыми знаниями в области самозащиты от наркотиков, ВИЧ-инфекции;
подростки смогут получить квалифицированную помощь и будут знать, куда обратиться за помощью;
обучающиеся научатся эффективному общению, умению управлять своими чувствами, выбору друзей и построению позитивных отношений со сверстниками, укреплению связи с семьей и другими значимыми взрослыми, решению возникших проблем, критическому мышлению;
повысится процент занятости детей, активно участвующих в общественной
деятельности школы;
увеличится процент самостоятельности детей в роли организаторов собственной
деятельности в активно-положительном использование досуга;
повысится уровень воспитанности обучающихся, социальной адаптации и предотвращение дезадаптации подростка;
увеличится положительная мотивация на здоровый образ жизни.
снизится количество обучающихся, состоящих на учёте у нарколога.
Управление программой.
Управляет реализацией программы Совет профилактики правонарушений и употребления ПАВ несовершеннолетними в МАОУ СОШ №111.
Участники программы: учителя и классные руководители, родители, представители общественности.
Возрастные этапы профилактической работы с обучающимися:
I этап: 6-10 лет
Формирование представления о здоровье, его значении, об основах здорового образа жизни; освоение навыков безопасного поведения (в том числе связанных с наркотизацией окружающих) ; развитие навыков самоконтроля. Формирование комплексного представления о здоровье, расширение знаний о негативном воздействии наркогенных веществ на организм человека; формирование устойчивости к негативному давлению среды.
II этап: 11–14 лет
Выработка специальных навыков высокой самооценки себя как личности; необходимо заложить установку “не делай, как другие” по отношению к ПАВ; расширение знаний о негативном воздействии наркогенных веществ на организм (свойства, механизм действия, мифы о безопасности ПАВ).
III этап:15–18 лет
Освоение навыков отказа и навыков пошагового общения в ситуациях наркогенного заражения, умения найти выход в конфликтной ситуации; “умей сказать – НЕТ!” Основные мероприятия по профилактике употребления ПАВ обучающимися школы.
Заключение
В процессе реализации программы необходимо создать условия для эффективной
реализации комплексной профилактической программы. Создать условия мы предполагаем через расширение имеющихся ресурсов и привлечение новых:
интеллектуальных, материальных, финансовых, профессиональных (образовательных,
медицинских,правоохранительных,психотерапевтических),правовых, организационных,
управленческих, духовных, нравственно-волевых, информационных, технологических.
Мы предлагаем использовать экспериментальную деятельность для создания прецедента программно-организационной профилактической деятельности в образовательном учреждении, соответствующую современным требованиям науки и государственной политики.
Считаем, что реализация данной программы будет способствовать реализации
информационно-просветительского подхода в антинаркотическом воспитании. В процессе эксперимента произойдет смена традиционной профилактики через разовые мероприятия на систематическую антинаркотическую работу, которую, по сути, следует рассматривать как важную воспитательную и психологическую помощь обучающимся в формировании у них ценности здорового образа жизни.
Предполагаем, что успешная реализация программы подготовит и привлечет к
участию в психолого-педагогической профилактике не только отдельных специалистов, а весь коллектив образовательного учреждения, обучающихся и их родителей. Эта работа позволит образовательному учреждению выступить связующим звеном
между основными участниками профилактического процесса, т.е. обучающимися, родителями, общественными организациями, действующими в микрорайоне.
Список литературы:
Концепция профилактики злоупотребления психоактивными веществами в
образовательной среде: Приложение к приказу Министерства образования России от 28.02.2000 № 619 // Вестник образования. 2020.
Методические материалы Федеральной образовательной программы, «Разработка
региональной системы профилактики злоупотребления психоактивными веществами детьми и молодежью», Министерство образования Российской Федерации, Центр профилактики аддиктивного поведения у детей и молодежи Минобразования России.
Программы дистанционного образования для учреждений профессионального
образования по вопросам профилактики злоупотребления психоактивными веществами среди несовершеннолетних и молодежи. М., 2022.
Руководство по профилактике злоупотребления психоактивными веществами
несовершеннолетними и молодежью. Руководство. М., 2003.
Государственный стандарт первичной профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде (проект). М., 2003.
Шипицына Л. М. Курс: теоретические основы профилактики наркозависимости в
образовательной среде. Федеральная образовательная программа: «Разработка
региональной системы профилактики злоупотребления психоактивными веществами детьми и молодежью».