Воспитательное занятие «Быть добрым человеком - это значит»
ГКОУ «Тверская школа – интернат №1»
Воспитательное занятие
«Быть добрым человеком – это значит»
Разработала воспитатель
Карпова Елена Николаевна
г. Тверь, 2023
Цель: формирование у обучающихся бережного и ответственного отношения ко всем животным планеты.
Задачи:
Обучающие:
познакомить с историей праздника «День защиты животных»;
расширить знания обучающихся о многообразии мира животных, о проблемах, существующих в нем, о необходимости создания Красной книги.
Коррекционно - развивающие:
развивать связную речь в ходе ответов обучающихся на поставленные вопросы;
развивать внимание, память, логическое мышление посредством игр «Найди слово в слове», «Назови животное из Красной книги», через участие в викторине «Собаки и кошки» и разгадывание кроссворда «Животные леса»;
развивать творческий потенциал обучающихся посредством составления из отдельных слов высказываний о любимых питомцах.
Воспитательные:
воспитывать сознательное и бережное отношение к животным, понимание того, что люди должны быть ответственны за тех, кого приручили;
воспитывать умение работать в группах.
Оборудование: презентация, рисунки детей с изображением животных, разрезанные на части картинки с изображением кошки и собаки, обратная сторона которых зелёного и оранжевого цвета, жетоны, напечатанные слова «Мяу», «Гав», отдельные слова высказываний «Собака есть единственное животное, верность которого непоколебима» и «У кого есть кошка, тот может не бояться одиночества».
Предварительная подготовка: рисунки, знакомство с животными из Красной книги России.
Ход занятия:
Организационный момент
Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Я рада приветствовать всех вас на игре, посвящённой Дню защиты животных. Но сначала предлагаю разделиться на команды. У вас на столах лежат разноцветные квадраты, зелёные и оранжевые, с обратной стороны которых можно увидеть часть картинки. Я случайно все их перепутала и теперь не могу сложить так, чтобы получился целый пазл. Готовы мне помочь? Ребята, у которых на столе лежит зелёный пазл, выходите и соберите на вашей половине доски картинку. Оранжевые, прошу вас собрать картинку на другой половине доски. Что получилось?
Ответы детей: собаки, кошки.
Воспитатель: Молодцы. Итак, у нас образовались две команды игроков: команда любителей собак и команда любителей кошек. Мы вас назовём команда «Гав» и команда «Мяу». Прошу занять места за первыми столами.
Беседа
Воспитатель: Животные, конечно, не знают, что у них есть такой праздник, как Всемирный день животных. Мы отмечаем его 4 октября. Впервые день животных предложили отмечать сторонники движения в защиту природы на Международном конгрессе, который проходил во Флоренции в 1931 году. День 4 октября был выбран неслучайно. Именно в этот день католическая церковь празднует день памяти святого Франциска Ассизского – покровителя животных. В России день животных стали праздновать с 2000 года.
Ребята, как вы думаете, кому больше нужен этот праздник, человеку или животным? Зачем нам его отмечать?
Ответы детей: Праздник нужен людям, для того чтобы лучше понимать животных, больше узнавать о их жизни и защищать их.
Воспитатель: Совершенно верно. Как вы думаете, какие проблемы существуют в животном мире?
Ответы детей: Люди бывают жестоки с животными: плохо заботятся о них, даже применяют насилие. Могут сначала взять собаку или кошку к себе домой, а затем выбрасывают на улицу. Их не заботит, что случится с их бывшими питомцами.
Воспитатель: Немецкий философ Артур Шопенгауэр говорил: «Сострадание к животным так тесно связано с добротой характера, что можно с уверенностью утверждать: кто жесток с животными, тот не может быть добрым человеком». Добрый – это значит какой?
Ответы детей: добросердечный, душевный, доброжелательный, отзывчивый, сочувствующий.
Игра
Найди слово в слове
Воспитатель: Правильно, ребята. И первое задание нашей игры для каждой из команд придумать как можно больше слов из слова доброжелательный. Команды будут зачитывать получившиеся слова. Та команда, которая прочитает большее количество слов, получит два жетона. Другая команда – только один.
Ответы детей: добро, брод, рот, лад, тон, нота, жало, небо, робот, тело, боль, тон, брат, лай, рожь, дело, дань, нож, нора.
(Воспитатель оценивает первое задание)
Викторина «Собаки и кошки»
Воспитатель: Молодцы. В самом начале нашего задания вы сказали, что нужно узнать о животных как можно больше, тогда люди будут относиться к ним с большей добротой. Следующее задание потребует от вас знаний о представителях собачьих и кошачьих. Вопросы командам я буду задавать по очереди. За каждый правильный ответ команда получит жетон. Начинают игроки команды «Гав»:
1. (для «Гав») Как называется дом собаки
А. берлога
Б. стойло
В. конура
Вопрос к игрокам команды «Мяу»:
1. (для «Мяу») Как моются кошки
А. языком и лапой
Б. с помощью людей
В. купаются в луже
2. (для «Гав») Что выполняет у собаки роль термометра?
А. уши
Б. нос
В. хвост
2. (для «Мяу») Что не умеют делать кошки?
А. прыгать
Б. лазить по занавескам
В. летать
3. (для «Гав») Если собака виляет хвостом из стороны в сторону, это означает, что она
А. злится
Б. спокойна
В. хочет есть или пить
3. (для «Мяу») Если кошка сильно виляет хвостом, это означает, что она
А. недовольна
Б. радуется
В. отмахивается от насекомых
4. (для «Гав») Собака для человека является символом чего
А. ума
Б. доброты
В. хитрости
Г. верности
4. (для «Мяу») Кто является главным врагом для кошек
А. собаки
Б. мыши
В. медведи
Г. слоны
5. (для «Гав») Что бывает собачьим
А. ветер
Б. жара
В. холод
5. (для «Мяу») Какое человеческое имя больше всего подходит коту
А. Дима
Б. Саша
В. Вася
6. (для «Гав») Что учат делать детей по-собачьи
А. бегать
Б. ходить
В. плавать
Г. прыгать
6. (для «Мяу») Какие звуки не может издавать кошка
А. шипеть
Б. гоготать
В. мяукать
7. (для «Гав») Как называется наука, изучающая собак
А. кинология
Б. орнитология
В. фелинология
7. (для «Мяу») Что изучает наука фелинология
А. птиц
Б. насекомых
В. кошек
8. (для «Гав») Каким из этих предметов можно назвать собаку
А. мячик
Б. кубик
В. палочка
Г. шарик
8. (для «Мяу») Если кошка умывается, то, по народной примете
А. должен пойти дождь
Б. придут гости
В. похолодает
9. (для «Гав») Чем не стоит кормить собаку
А. мясом
Б. сладостями
В. костями
9. (для «Мяу») Какого цвета не может быть шерсть кошки
А. чёрного
Б. белого
В. коричневого
Г. зелёного
Воспитатель: Мир животных, конечно, очень разнообразен. И заботиться нужно не только о домашних животных, но и о диких. Многие из них уже занесены в Красную книгу. А почему животных заносят в Красную книгу?
Ответы детей: Некоторых животных осталось очень мало на Земле, потому что их истребили браконьеры. Территории обитания стали непригодны для жизни животных. Например, произошло загрязнение воды или почвы, сгорели леса или произошло наводнение.
Воспитатель: Да, ребята, к сожалению, это происходит каждый день. Навсегда покинули мир живой природы речной дельфин Бейджи, западный черный носорог, марианская кряква, пиренейский козерог, карибский тюлень-монах и многие другие виды. За последние столетия с лица планеты полностью исчезли 83 вида млекопитающих, 128 видов птиц, 21 вид пресмыкающихся и другие животные.
Для того чтобы человек знал, какие живые существа нуждаются в помощи и охране, была создана Красная книга. Автором идеи создания Красной книги стал английский исследователь Питер Скотт. Он предложил выбрать красный цвет как символ тревоги, опасности и в то же время стремления к жизни.
Игра «Назови животное из Красной книги»
Наше следующее задание покажет ваши знания животного мира. Животные, которых вы должны будете назвать, глядя на картинку, занесены непосредственно в Красную книгу России. Жетоны получат команды, игроки которых правильно назовут животное, изображённое на картинке.
Амурский тигр
Дальневосточный леопард
Сивуч или морской лев
Морж атлантический
Нарвал
Синий кит
Белый медведь
Алтайский горный баран (аргали)
Жук – олень
Обыкновенная медянка
Белая чайка
Чёрный журавль
Творческое задание «Собаки и кошки – любимые питомцы»
Воспитатель: С этим заданием было справиться непросто. Но несколько жетонов вы всё-таки заработали. В следующем задании попробуйте проявить свои творческие способности и знание законов русского языка.
Перед вами лежат листки, на которых написаны слова. Задание – сложить из отдельных слов высказывание о питомцах, кошках и собаках, и объяснить, что оно означает.
«Собака есть единственное животное, верность которого непоколебима» (Жорж-Луи Леклерк де Бюффон, французский натуралист). «У кого есть кошка, тот может не бояться одиночества» (Даниель Дефо, писатель.)
Кроссворд «Животные леса»
Воспитатель: Молодцы, справились с заданием очень хорошо. Наше последнее задание – кроссворд. Игроки команд отвечают на вопросы по очереди, если кто – то не знает ответ, соперники могут этим воспользоваться и получить лишний жетон.
| | | | | | 3 | |
| | | | | | | |
| | | | 2 | | | |
5 | 1 | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | 4 | |
| | | 6 | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
По вертикали:
1. Колючее лесное животное небольших размеров.
2.Небольшой лесной зверёк-грызун с пушистым хвостом.
3.Крупное парнокопытное животное с темно-коричневой шерстью и широкими плоскими рогами.
4.Небольшой пушистый зверь с длинными ушами, длинными задними ногами, которыми он отталкивается при беге.
По горизонтали:
5. Крупное мохнатое хищное животное, которое прекрасно плавает и лазает, а также может стоять и ходить на задних лапах. Название этого животного обозначает «поедатель мёда».
6. Это большое лесное животное из отряда парнокопытных является предком домашней свиньи.
| | | | | | 3 л | |
| | | | | | о | |
| | | | 2 б | | с | |
5м | 1 е | д | в | е | д | ь | |
| ж | | | л | | | |
| | | | к | | 4 з | |
| | | 6к | а | б | а | н |
| | | | | | я | |
| | | | | | ц | |
Воспитатель: Пришло время подвести итоги нашей игры. Сосчитайте, пожалуйста, свои жетоны. С небольшим отрывом победила команда_______. Давайте вспомним, о чём мы говорили сегодня.
Ответы детей: Мы говорили о животных, о том, что к ним нужно относиться с добротой. Они нуждаются в заботе человека.
Говорили о празднике – Всемирном дне животных, который отмечается 4 октября.
Вспоминали о Красной книге, в которую занесены редкие и исчезающие виды обитателей нашей планеты.
Воспитатель: Правильно, ребята. Как было бы хорошо, если бы на свете не было брошенных животных, если бы все люди понимали, что мир природы надо оберегать. Но, к большому сожалению, это не так.
А что можем мы? Мы можем заботиться о своих домашних питомцах, мы можем не засорять воду, почву, не оставлять в лесу непогашенные костры, не трогать гнёзда птиц и муравейники. То есть делать всё возможное, чтобы сохранить жизнь на Земле.
Ребята, сегодня мы много играли. А какие задания больше всего вам понравились?
Ответы детей: Мне понравилась викторина о собаках и кошках, я с удовольствием участвовал в игре «Найди слово в слове». Я люблю разгадывать кроссворды.
Воспитатель: Я рада, что вам всё понравилось, ведь мы сегодня затронули такую важную тему, как доброе и ответственное отношение к животным. Ещё раз поздравляю игроков наших команд и желаю дальнейших успехов в разных играх.
Литература:
Добров А.: Переводчик с собачьего на человечий. Издательство: Бадабум, 2022.
Крайер М. «Кошачий Альманах. Удивительные факты о кошках». Издательство: Рипол Классик, 2007.Соколова Л.: Энциклопедия для детей. Кто в лесу живет? Издательство: Проф-Пресс, 2019.
Спектор А. А., Вайткене Л.Д., Смирнов Д.С.: Бльшая энциклопедия о кошках и собаках. Издательство: АСТ, 2020.
Хрибар С.: Красная книга для детей. Редкие животные России. Издательство: Аванта, 2021.