Статья на тему «Возможности автоматизированных обучающих систем в обучении учащихся музыкально-инструментального отделения ЦДТ, ДШИ и ДМШ» (1–7 классы)
Возможности автоматизированных обучающих систем в обучении учащихся музыкально-инструментального отделения ЦДТ, ДШИ и ДМШ.
Михеева Юлия Геннадьевна
педагог дополнительного образования
МБУ ДО «ЦДТ «Премьера» г.о. Самара
Введение
На современном этапе развития школы выдвигается задача преобразования традиционной систему обучения в качественно новую систему образования- задача воспитания грамотного, продуктивно мыслящего человека, адаптированного к новым условиям жизни в обществе.[1. c. 168] Одним из главных направлений, которое помогает добиться хороших результатов при обучении учашихся музыкально-инструментального отделения школы искусств (класс синтезатора), является внедрение в учебный и воспитательный процесс информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в виде автоматических обучающих систем (АОС). Применение ИКТ в дополнительном образовании – это реальность современного времени. Использование компьютера помогает активизировать и модернизировать учебную и воспитательную работы, заинтересовать учеников, повысить темп урока, увеличить объем задач для самостоятельного выполнения учеником, интересно провести внеклассные мероприятия и концерты. Данная работа должна организовываться и контролироваться педагогом, то есть нужно рекомендовать к просмотру и прослушиванию проверенные ссылки и сайты. Немаловажную здесь роль играет заинтересованность со стороны родителей.
Основная часть
Возможности применения АОС в преподавании широки:
Уроки |
- использование на различных этапах разучивания нового материала; - создание аранжировок для клавишного синтезатора-соло и ансамбля синтезаторов в специальных программах для создания музыки, фонограмм-минусовок; -нотный редактор (запись нот, музыкальных знаков, различных музыкальных обозначений штрихов, динамики и темпа); - использование при дистанционном обучении; -различные формы использования ПК (групповая, индивидуальная). |
Проектная деятельность |
- поиск информации; - разработка проекта; - презентация проекта; - создание творческих аудио и видеороликов. |
Самостоятельная работа учащихся |
- самообразование; - поиск информации о композиторах, музыкальных произведениях, стилях, жанрах и т.д. - создание презентаций, аранжировок, видеороликов и т.д. |
Внеклассные мероприятия |
- участие в творческих конкурсах и фестивалях, интернет-олимпиадах; - подготовка и проведение внеклассных мероприятий (составление сценария, поиск изображений и фото для презентаций и концертов); - презентации и видеоролики для красочного оформления внеклассных мероприятий. |
Для работы педагога |
- самообразование, повышение профессионального уровня; - планирование (поурочное, календарное, концертно-конкурсной деятельности); -документация; - поиск нотного и методического материала; - фото-видео материал (фото и видео концертов, конкурсов, открытых уроков, мастер-классов и т.д.)
|
Можно выделить следующие виды автоматических обучающих систем:
1) Учебные программы, программы-тренажеры. Они предназначены для усвоения новых знаний, формирования и закрепления умений и навыков.
2) Различные программы для аранжировки, сочинения музыки, создание фонограмм и различного рода аудиоматериала. Они ориентированы на практическое использование уже полученных знаний. Используются, если теоретический материал уже освоен.
3) Различные программы для создания видеофайлов, где учащиеся используют созданный в других программах аудиоматериал. Учащиеся учатся применять созданные ими аудиоматериалы в фото- и видеороликах, различного рода проектах и презентациях.
4) Контролирующие программы. Этот тип программ представлен различными видами тестов, викторин и соревнований (олимпиад), предназначены для проверки уровня знаний и умений.
5)Компьютерные игры. Игровая мотивация помогает усвоить и закрепить полученные на уроках знания, умения и навыки.
6)Различного рода цифровые музыкальные энциклопедии и игровые программы, где учащиеся получают знания о композиторах, исполнителях, стилях и жанрах в музыке, расширяют свой кругозор.
Краткий обзор автоматических обучающих систем:
Название программы |
Краткое описание |
«До, Ре Mix», «Music Generation», «Dance Machine» |
Компьютерные программы для создания музыки (музыкальные конструкторы). Эти программы имеют большое количество звуковых заготовок (сэмплов): ритмических рисунков, ударных, баса, музыкальных инструментов, мелодических оборотов, звуковых эффектов, фраз, подголосков и т.д. Используются для создания простых аранжировок. Развивают у учащихся слух, ритм, память, навыки работы с музыкальными компьютерными программами. |
«Band-in-a-Box» |
Программа–автоаранжировщик. Можно учиться делать как простые аранжировки, так и более сложные и получать профессиональную партитуру. Учит разбираться в стилях современной музыки. |
«Musescore», «Melodus» «Sibelius» «Finale» «Cakewalk Overture» |
Нотные редакторы. Для обучения записи нот, длительностей, различных музыкальных обозначений. Подходит для сочинения, аранжировок, создания фонограмм, составления партитур для ансамблей и оркестров. Впоследствии запись в редакторе можно загрузить в синтезатор в виде MIDI-файлов и использовать при обучении на индивидуальных и групповых (ансамблевых, оркестровых) занятиях. |
«Шедевры музыки» |
Музыкальная энциклопедия, в которой можно найти информацию о различных музыкальных направлениях, композиторах и исполнителях. Произведения сопровождаются комментариями, аудио и видеоматериалом. |
«Энциклопедия популярной музыки Кирилла и Мефодия» |
Программа поделена на тематические разделы (рок, джаз, поп-музыка и т.д.). Также присутствуют аудио и видео материал. В разделе «Викторина» можно проверить свои знания. |
«Алиса и Времена года» |
Музыкальный проект, позволяющий знакомить детей с классическими произведениями [7]. |
«Щелкунчик», «Волшебная флейта» |
Детские развивающие компьютерные программы, сочетающие увлекательную игру, музыкальную энциклопедию и сказочное приключение в мире музыки [8]. |
Флэш-игра «Повтори мелодию» |
Тренинг на развитие музыкальной памяти. |
«Музыкальный колледж» от компании «Вирартек» |
«Вирартек»- компания, которая разрабатывает музыкальные, обучающие и игровые программы для любителей и профессионалов, детей и взрослых для смартфонов и компьютеров. На сайте этой компании можно найти онлайн –игры по различным музыкальным разделам [9]. |
"Видеомонтаж" |
Программа для создания фото, видеоматериалов. Позволяет учащимся научиться создавать различного рода видеоролики для проектов, презентаций, конкурсов, концертов и т.д. |
Заключение
Использование ИКТ- технологий в учебном и воспитательном процессе становится мощным фактором повышения мотивации у учащихся. Информационные технологии, в совокупности с правильно подобранными методами, создают необходимый уровень качества, вариативности и индивидуализации обучения.
Список литературы
Всемирный доклад ЮНЕСКО по коммуникации и информации, 1999-2000 гг. – М. – 2000
Гершунский Б. С. Компьютеризация в сфере обучения: проблемы и перспективы.-М.: Педагогика, 1987.
Лоянич А.А. Компьютер в помощь музыканту.- М.: НТ Пресс, 2006.
Тараева Г,Р, Компьютер и инновации в музыкальной педагогике. Книга 1: Стратегии и методики.-М.: Классика-XXI, 2007
Образование и XXI век: Информационные и коммуникационные технологии. – М.: Наука, 1999.
Яковлев А.И. Информационно-коммуникационные технологии в дистанционном обучении / А.И. Яковлев – М.: МИА, 1999.
http://rusgame.net/Играем%20с%20музыкой%20Вивальди%20Алиса%20и
%20Времена%20года%20%5BRUS%5D%20скачать%20бесплатно.html Играем с музыкой Вивальди - Алиса и Времена Года.
http://comp.potrebitel.ru/?action=model_item&num_id=71&cat_id=668&gud_ id=8923. Компьютерные игры «Волшебная флейта» и «Щелкунчик».
http://virartech.ru/college.php Сайт компании «Вирартек» «Музыкальный колледж».
https://educontest.net/storage2/article/32885/Chechurova.doc «Использование ЭВМ в обучении музыкальной грамоте». Л.П. Робустова.