Методическая разработка классного часа «О вреде курения» (8 класс)
Методическая разработка классного часа:
8 класс
"О вреде курения"
Цель классного часа:
Формирование у обучающихся сознательного негативного отношения к курению и понимания необходимости вести здоровый образ жизни. Проводиться в виде круглого стола по группам, современным обучающимся приемлемо взаимообщение, где они имеют право на свое собственное мнение высказанное, и аргументировано доказанное.
Задачи:
информировать учеников о вредном влиянии табачного дыма на организм человека и развитии никотиновой зависимости;
использовать элементы юмора для разъяснения вреда курения с целью создания в классе непринужденной атмосферы общения на серьезную тему;
научить обучающихся выражать свое мнение к окружающим его людям, которые имеют вредные привычки, ведь общественное мнение зачастую в этом возрасте влияет положительно.
Форма классного часа: диспут, выступление группами, круглый стол.
Необходимые материалы и оборудование:
плакаты с анекдотами о вреде курения,
пустая упаковочная коробка из-под сигарет,
скрученная из бумаги бутафорская сигарета,
Заяц - мягкая игрушка.
Ход мероприятия:
Каждый человек на протяжении своей жизни сталкивался с вопросом: « Начинать курить или нет?» С одной стороны на каждой пачке сигарет написано: « Минздрав предупреждает: курение опасно для здоровья! Курение убивает. Курение повышает риск смерти от заболеваний сердца и легких» (показать коробочку из-под сигарет)
Но, с другой стороны, заядлые курильщики говорят: «Все это сказки». Иногда приводят довод: «Со мной же еще ничего не случилось!»
Однако не стоит успокаиваться. Сигарета - это враг, который убивает медленно, но верно! Так как же быть? Конечно, лучше всего не курить, но для тех, кому нужны доказательства, придется рассказать кое-что о сигарете и табаке, о борьбе с курением в прошлом.
Табак известен давно. Родом он из Америки, и до открытия Колумба в Европе табака не знали. Растение получило своё название по имени провинции Тобаго (о. Гаити) и оттуда начало своё победное шествие по всем континентам. Потребление табака в Америке насчитывает тысячи лет. Индейцы майя в Центральной Америке курили табак на религиозных церемониях, этот обряд часто называют « выкуривание трубки мира»
В Европу табак попал вместе с испанскими путешественниками в XV веке и достаточно быстро завоевал популярность. Табаку приписывались необыкновенные свойства – считалось, что он целебен, что его дым отпугивает болезни, злых духов и т.п. В Россию табак попал вместе с английскими купцами в 1585 году (XVI в.) через Архангельск и довольно быстро распространился и даже стал культивироваться на российской земле, особенно в царствование Петра Первого. Однако, нельзя сказать, что табак беспрепятственно проникал повсюду. В Италии по инициативе Папы Римского табак был объявлен «забавой дьявола»
Учитель: Послушайте анекдот на эту тему. (Вывешивается анекдот на доске)
Врач посоветовал одному человеку бросить курить и тот с неохотой согласился. По дороге домой он думал о жизни без его любимых сигарет и зашел к священнику. «Отец мой, - спросил он. - Я вынужден бросить курить, но скажи мне, будут ли сигареты в раю?» Священнику пришлось подумать над таким явным противоречием. В раю есть все, но позволит ли Бог загрязнять рай зловонным дымом табака?
И, он, наконец, ответил: "Да, сын мой, в раю будут сигареты, но за огоньком тебе придется сбегать в ад!"
Продолжение сообщения
«Римские папы предлагали наказывать людей курящих и нюхающих табак. Однажды, в назидание потомкам, пятеро монахов, уличенных в курении, были заживо замурованы в монастырской стене. А в Англии по указу королевы Елизаветы I (1585 г.) курильщиков приравнивали к ворам и водили по улицам с веревкой на шее. В России в царствование царя Михаила Федоровича человека, уличенного первый раз в курении, наказывали 60 ударами палки по стопам, во второй раз - отрезанием носа и ушей.
Сын Михаила Федоровича Алексей Михайлович специальным законом запретил курение и ввел наказание – курящих наказывать кнутом, а торговцев ссылать в дальние города».
Учитель: Ребята, прежде чем взять сигарету в рот, задайте себе несколько вопросов.
1. Для чего мне это нужно?
Ответ: Каждому человеку курение не нужно совсем! Но простое любопытство или желание казаться взрослым приводит к курению.
2. Как курение отразится на моем здоровье?
Ответ на вопрос вы найдете в анекдоте :
Продавец табака расхваливает на ярмарке свой товар: «Покупайте табак! Мой табак не простой, а с секретом! От моего табака стариком не будешь, собака не укусит, вор в дом не залезет». Один парень купил немного табака и начал расспрашивать продавца:
А почему вор в дом не залезет?
Потому что всю ночь будешь кашлять.
А почему собака не укусит?
Так ведь ноги будут болеть и с палкой ходить будешь.
А почему стариком не буду?
Потому что до старости не доживешь.
(плакат с анекдотом вывешивается на доске)
3. Что я буду иметь от курения?
Ответ: Иметь от курения что-то хорошее невозможно. Курение загрязняет организм человека. Мишенью для табака становятся легкие, сердце, головной мозг, желудок. Быстрее, чем задумано природой, стареют кожа, желтеют зубы, ногти. С курящим человеком часто не хочется общаться: неприятный запах изо рта мешает общению.
Снова обратимся к анекдоту. (Вывешивается плакат на доске)
Индус, иудей и представитель табачной фирмы путешествовали вместе и поздно вечером постучались в небольшую придорожную гостиницу. Хозяин гостиницы сказал, что, к сожалению, свободными остались только две кровати, но есть еще сарай, в котором будет вполне удобно. Индус добровольно высказался пойти в сарай, а иудей и табачный делец пошли ложиться в кровати. Через 5 минут раздался стук в дверь.
Индус с очень смущенным видом сказал: «Прошу прощения, но в сарае корова... Вы знаете... религия, корова для нас священное животное.» Иудей уступил свою кровать индусу и отправился спать в сарай. Через 5 минут снова раздался стук в дверь. Стоящий на пороге смущенный иудей сказал: "Прошу прощения, но в сарае свинья... Вы знаете... религия не позволяет нам, находиться рядом со свиньями".
Представитель табачной фирмы отправился ночевать в сарай. Через 5 минут снова раздался стук в дверь. На пороге стояли корова и свинья.
Ребята, почему корова и свинья сбежали из сарая?
4. Что я потеряю, если буду курить?
Ответ: Курение может стать главной причиной твоих потерь.
Возможная карьера в спорте, скорее не состоится, ведь невозможно быть одновременно и хорошим спортсменом, и курильщиком. Здоровая жизнь может стать невозможной от плохой привычки. На сигареты уходит много денег, которым можно найти лучшее применение. Курильщик , ограниченный в деньгах, в магазине купит себе сигареты в первую очередь, а на оставшиеся деньги- продукты.
5. Буду ли я постоянно хотеть курить?
Ответ на этот вопрос мы найдем в сказке Саймона Чэпмена « Лабораторный кролик и дикая жизнь».
Учитель с выражением читает сказку, постоянно при этом обращая внимание учащихся на игрушечного Зайца. (сказка адаптирована для пятиклассников)
Исследованиями доказано, в чем вред курения. В дыме табака содержится более 30 ядовитых веществ: Никотин, Углекислый газ
Окись углерода, Синильная кислота, Аммиак, Смолистые вещества, Органические кислоты и другие.
1-2 пачки сигарет содержат смертельную дозу никотина. Курильщика спасает, что эта доза вводится в организм не сразу, а дробно. Статистические данные говорят: по сравнению с некурящими длительно курящие в 13 раз чаще заболевают Стенокардией, в 12 раз - Инфарктом миокарда, в 10 раз - Язвой желудка. Курильщики составляют 96 - 100% всех больных Раком легких. Каждый седьмой долгое время курящий болеет Облитерирующим эндартериитом - тяжким недугом кровеносных сосудов.
Табачные изделия готовятся из высушенных листьев табака, которые содержат белки, углеводы, минеральные соли, клетчатку, ферменты, жирные кислоты и другие. Среди них важно отметить две группы веществ, опасных для человека, - никотин и изопреноиды.
По количественному содержанию в листьях табака и по силе действия на различные органы и системы человека никотин занимает первое место. Он проникает в организм вместе с табачным дымом, в составе которого имеются, кроме никотина, вещества раздражающего действия, в том числе канцерогенные (Бензпирен и Дибензпирен, то есть способствующие возникновению злокачественных опухолей, много углекислого газа - 9. 5% (в атмосферном воздухе - 0. 046%) и окиси углерода - 5% (в атмосферном воздухе её нет).
Никотин относится к нервным ядам. В экспериментах на животных и наблюдениях над людьми установлено, что никотин в малых дозах возбуждает нервные клетки, способствует учащению дыхания и сердцебиения, нарушение ритма сердечных сокращений, тошноте и рвоте. В больших дозах тормозит, а затем парализует деятельность клеток ЦНС в том числе вегетативной. Расстройство нервной системы проявляется понижением трудоспособности, дрожанием рук, ослаблением памяти.
Никотин воздействует и на железы внутренней секреции, в частности на надпочечники, которые при этом выделяют в кровь гормон - Адреналин, вызывающий спазм сосудов, повышение артериального давления и учащение сердечных сокращений. Пагубно влияя на половые железы, никотин способствует развитию у мужчин половой слабости - ИМПОТЕНЦИИ!!! Поэтому её лечение начинают с того, что больному предлагают прекратить курение.
Особенно вредно курение для детей и подростков. Еще не окрепшие нервная и кровеносная системы болезненно реагируют на табак.
Кроме никотина, отрицательное воздействие оказывают и другие составные части табачного дыма. При поступлении в организм окиси углерода развивается кислородное голодание, за счет того, что угарный газ легче соединяется с гемоглобином, чем кислород и доставляется с кровью ко всем тканям и органам человека.
В эксперименте установлено, что у 70% мышей, которые вдыхали табачный дым, развились злокачественные опухоли легких. Рак у курящих людей возникает в 20 раз чаще, чем у некурящих. Чем дольше человек курит, тем больше у него шансов умереть от этого тяжёлого заболевания. Статистические исследования показали, что у курящих людей часто встречаются раковые опухали и других органов - пищевода, желудка, гортани, почек. У курящих не редко возникает рак нижней губы вследствие канцерогенного действия экстракта, скапливающегося в мундштуке трубки.
ЛАБОРАТОРНЫЙ КРОЛИК И ДИКАЯ ЖИЗНЬ.
Кролику однажды удалось освободиться из лаборатории, где он родился и воспитывался. Когда он мчался прочь от здания лаборатории, он чувствовал траву под своими маленькими ногами и видел рассвет впервые в жизни. "Ах! Это великолепно!" - думал он. Это произошло незадолго до того, как он добежал до живой изгороди и пролез под ней. Там он увидел других кроликов, все они были свободны и ели сочную траву.
-Эй, - позвал он. –Я, - кролик из лаборатории, и я просто сбежал. Вы дикие кролики?
-Да. Приходи и присоединяйся к нам, - прокричали они. Наш друг прыгнул к ним и начал есть траву. Это было так хорошо!
Что еще делаете Вы, дикие кролики ?- спросил он.
Один из них сказал: « Ты видишь там поле? Это морковь. Мы выкапываем ее и едим». Лабораторный кролик провел следующий час, поедая самую сочную морковь. Это было замечательно. Позже, он спросил снова: «Что вы еще делаете?»
«Ты видишь то поле? Это капустная плантация. Мы ее тоже едим», ответили дикие кролики. Капуста была также хороша, и он не возвращался с плантации, пока полностью не насытился.
-Есть что-нибудь еще, что вы, парни, делаете? - он спросил наш герой.. Один из кроликов подошел и сказал :
-Есть одна другая вещь, которую ты должен попытаться сделать. Ты видишь тех кроликов там? - он сказал, указывая на другую область поля. - Они - девочки. Мы целуем их. Иди и попытайся их поцеловать.
И наш друг потратил остальную часть утра, целуя девочек. Его маленькое сердце билось очень быстро, так, что он скоро устал и возвратился к кроликам-мальчикам.
-Это было фантастически! - он задыхался от счастья!
-Значит, ты останешься с нами? – спросил один из них.
-Я сожалею, я отлично провел время, но я не могу.
Все дикие кролики пристально посмотрели на него, сильно удивляясь.
-Почему? Мы думали, что тебе понравилось.
-Да, - ответил наш друг. - Но я должен вернуться в лабораторию. Я умираю без сигарет.
Учитель ко рту игрушечного Зайца прикрепляет бутафорскую сигарету. ( Это непременно вызовет бурную реакцию со стороны пятиклассников!)
Беседа с ребятами:
1.Ребята, почему вам не нравится Заяц с сигаретой?
Правильно, Заяц смотрится крайне нелепо с сигаретой.
Так же противоестественно выглядит курящий подросток.
2. Как вы считаете, был ли у кролика выбор?
3.Что бы вы могли посоветовать кролику из лаборатории?
4.Какие выводы можно сделать на основании этой сказочной истории?
Очень часто курение ведет к развитию хронического бронхита, сопровождающегося постоянным кашлем и неприятным запахом изо рта. В результате хронического воспаления бронхи расширяются, образуются бронхоэктазы с тяжёлыми последствиями - пневмосклерозом, эмфиземой легких, с так называемым легочным сердцем, ведущему к недостаточности кровообращения. Это и определяет внешний вид заядлого курильщика: хриплый голос, одутловатое лицо, одышка.
Велика роль курения и в возникновении туберкулёза. Так, 95 из 100 человек, страдающих им, к моменту начала заболевания курили.
Часто курящие испытывают боли в сердце. Это связано со спазмом коронарных сосудов, питающих мышцу сердца с развитием стенокардии (коронарная недостаточность сердца). Инфаркт миокарда у курящих встречается в 3 раза чаще, чем у некурящих.
Курение может быть и главной причиной стойкого спазма сосудов нижних конечностей, способствующего развитию облитерирующего эндартериита, поражающего преимущественно мужчин. Это заболевание ведет к нарушению питания, гангрене и в итоге к ампутации нижней конечности.
От веществ, содержащихся в табачном дыму, страдает так же пищеварительный тракт, в первую очередь зубы и слизистая оболочка рта. Никотин увеличивает выделение желудочного сока, что вызывает ноющие боли под ложечкой, тошноту и рвоту.
Эти признаки могут быть проявлением и гастрита, язвенной болезни желудка, которые у курящих возникают гораздо чаще, чем у некурящих. Так, например, среди мужчин, заболевание язвенной болезнью желудка, 96 - 97% курили.
Курение может вызвать никотиновую амблиопию. У больного страдающего этим недугом, наступает частичная или полная слепота. Это очень грозное заболевание, при котором даже энергичное лечение не всегда бывает успешным.
Курящие подвергают опасности не только себя, но и окружающих людей. В медицине появился даже термин «Пассивное курение». В организме некурящих людей после пребывания в накуренном и не проветренном помещении определяется значительная концентрация никотина.
Итоговое слово учителя.
Никотин, содержащийся в сигарете - наркотик. А наркотик - это постоянная зависимость. Курильщик не свободен, он – раб сигареты. Чтобы оставаться свободным человеком, стоит ли начинать курить? Ребята, берегите свою свободу, чтобы не стать похожим на лабораторного кролика.
Классный час для учащихся 6 – 7 классов
«На первый взгляд, безвредная привычка…»
(о вреде курения)
Цели:
содействовать формированию представления о здоровье как о ценности и потребности в здоровом образе жизни;
способствовать осознанию негативного влияния никотина на организм человека через эмоциональное воздействие;
через содержание занятия подвести школьников к выводу о том, что курить – не значит быть взрослым.
Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, групповая.
Средства обучения и оборудование:
1) текст для групповой работы;
2) презентация PowerPoint;
3) компьютер (ноутбук);
4) мультимедийный проектор (плазменная панель).
Ход занятия:
1. Фронтальная беседа «Здоровье в системе ценностей».
Каждый человек стремится к успеху. Как вы думаете, что является основной слагаемой успеха? Без чего невозможно быть счастливым человеком? Что не купишь за деньги? (Ответ учащихся: здоровье.)
Здоровье – это состояние полного физического, психического, эмоционального благополучия.
От чего же зависит здоровье человека? (Ответы учащихся.)
Учёные подсчитали, что на 20 % здоровье зависит от наследственности, на 20 % – от окружающей среды, на 10 % – от медицинского обслуживания и на 50% – от образа жизни.
Если считать наследственность образом жизни родителей, то роль образа жизни увеличивается до 70 % . Следовательно, здоровым может быть только тот человек, который ведёт здоровый образ жизни.
А что значит вести здоровый образ жизни? (Соблюдать режим дня, правильно питаться, заниматься физической культурой и не иметь вредных привычек.)
Какие вредные привычки вы знаете? (Ответы учащихся.)
2. Групповая работа с текстом «О курении» (см. Приложение 1).
Ученики делятся на 6 групп, каждой группе предлагается прочитать весь текст и найти ответ на свой вопрос.
Во время групповой работы учитель или 1 из учеников вклеивает остальным учащимся в дневники высказывание Поля Брегга (см. Приложение 2).
Вопросы группам (см. Приложение 3):
1) как наказывали «курильщиков» в Древней Руси?
2) кому выгодно, чтобы люди курили?
3) почему раньше табак сеяли между культурных растений?
4) какие заболевания встречаются у тех, кто курит?
5) почему табак оказывает более вредное влияние на молодой организм?
6) как влияет курение на учёбу?
Ученики отчитываются о результатах работы своей группы.
3. Демонстрация презентации «Курение – это яд!».
4. Подведение итогов.
Учитель задаёт вопросы:
- как вы думаете, почему подростки начинают курить? (Ответы учащихся.)
- можно ли считать, что если человек курит, то он взрослый? (Ответы учащихся.)
Учащимся предлагается послушать стихотворение и ответить на вопросы: можем ли мы назвать сына маленьким? Почему?
Крошка сын к отцу пришёл,
И спросила кроха:
- Пап, куренье - хорошо
Иль куренье – это плохо?
- Расскажу тебе, сынок,
Я историю одну –
Сам ответишь на вопрос,
Разберёшься, что к чему.
Жили-были брата два:
Один Сергей, другой Фома.
Сергей активно занимался спортом,
Фома же покупал сигары оптом.
И в сорок лет Сергей прекрасен,
Фомы же внешний вид ужасен:
Во рту зубов нет, шалит сердечко –
Пора искать на кладбище местечко.
- Да, папа? Сделал вывод я:
Курение не для меня.
5. Рефлексия.
Учащиеся письменно отвечают на вопрос: какие выводы я сделал для себя после сегодняшнего классного часа?
Приложение 1
О курении
Табак проник в Европу после открытия в 1492 году Америки. Популярности табака способствовал миф об его удивительных целебных свойствах. Французский посол в Лиссабоне Жан Нико настойчиво рекомендовал табак для лечения и предупреждения болезней, чем оставил о себе память в виде названия одного из вреднейших компонентов табака – никотина.
На Руси табак появился в конце XVI века и встретил весьма серьёзные гонения: за курение секли кнутом, рвали ноздри и ссылали в Сибирь, а сам табак называли не иначе, как «дьявольское зелье». При Петре I разрешили ввоз табака, да и сам царь подавал дурной пример.
Сначала курили трубки, нюхали и жевали табак. Позднее стали курить самокрутки. В конце XVIII века появились сигары и сигареты, которые стали по-настоящему популярны лишь в ХХ веке. Табачные фабриканты потирали от удовольствия руки: их прибыли значительно возросли.
Вообще, раньше табак сеяли между культурными растениями, потому что он имеет свойство вытягивать из почвы все вредные вещества, которые в ней есть. И эти вещества накапливаются в листьях этого растения.
В составе табачного дыма выделено около 4.000 веществ. Температура внутри сигареты при затяжках, поднимаясь до 600 – 800 градусов, активизирует вредные вещества, содержащиеся в воздухе и табачных листьях. Токсичность табачного дыма более чем в 4 раза превышает токсичность выхлопных газов автомобилей.
Табачный дым принято делить на два потока – основной и побочный. Это существенно, потому что они имеют разный состав, дают различные последствия для здоровья, и это разделяет курильщиков на активных и пассивных.
В побочном потоке дыма, который вдыхают пассивные курильщики, больше содержится аммиака, угарного газа, ароматических и летучих канцерогенных аминов. Например, содержание аминобифенила – вещества, способствующего возникновению рака мочевого пузыря, - в побочном потоке дыма в 30 раз больше, чем в основном.
Доктор медицинских наук Л. В. Орловский приводит такие данные: длительно курящие в 13 раз чаще заболевают стенокардией, в 12 раз – инфарктом миокарда и в 10 раз – язвой желудка. Каждый седьмой длительно курящий человек страдает тяжёлым заболеванием кровеносных сосудов ног. Полезно знать и такие цифры: люди, начавшие курить до 15-летнего возраста, умирают впоследствии от рака лёгких в 5 раз чаще, чем те, которые начали курить после 25 лет. Никотин и некоторые другие вещества, содержащиеся в табаке, способствуют образованию мягких и твёрдых камней на зубах, разрушают зубы. Курение способствует ухудшению зрения.
Есть значительное различие между курящим взрослым и курящим подростком. В молодом, неокрепшем организме многие жизненно важные центры и органы находятся в процессе становления, поэтому табак оказывает гораздо более вредное влияние на молодой организм. Выкуренная между уроками (или перед ними) сигарета значительно снижает память, работоспособность, что особенно бывает заметно во время контрольных работ.
Приложение 2
Человек не умирает, он совершает медленное самоубийство вредными привычками.
Поль Брегг
Приложение 3
Первая группа
Как наказывали «курильщиков» в Древней Руси?
Вторая группа
Кому выгодно, чтобы люди курили?
Третья группа
Почему раньше табак сеяли между культурных растений?
Четвёртая группа
Какие заболевания встречаются у тех, кто курит?
Пятая группа
Почему табак оказывает более вредное влияние на молодой организм?
Шестая группа
Как влияет курение на учёбу?