Методическая разработка познавательного классного часа «Красный Яр» (6–8 классы)

1
0
Материал опубликован 7 May 2018

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Пильнинская средняя школа № 2 им. А. С. Пушкина

 

Методическая разработка

познавательного классного часа

 «К р а с н ы й Я р»

 

 


 


 

 

 

Подготовила: Лисицына И.В.

Учитель географии

Пильна 2018

 

Комментарий

В формировании уважения и любви к родине исключительное значение имеют детские впечатления. Чем раньше мы начинаем знакомить детей с историей своего края, тем больше дети осознают привязанность к нему. В каждом уголке нашей Родины есть свои природные особенности, специфические черты истории и культуры, составляющие тот феномен, который формирует в человеке интерес и привязанность к родному краю, историческое сознание и социальную активность.

В настоящее время, когда девальвируются нравственные ценности, усиливается ощущение духовной пустоты подрастающего поколения, огромного разрыва поколений как никогда – необходимо обратиться к старому, доброму, вечному, к тем ценностям, которые дошли до нас через века.

Методическая разработка посвящена научно- историческому направлению патриотического воспитания, а именно - воспитанию у учащихся любви к своей «малой» Родине, родному краю, формированию чувства национальной гордости, национального самосознания.


 

Тема: «Красный Яр »

Форма проведения: классный час

Цель: Создание условий для формирования научно-исторических, нравственно-эстетических ценностей патриотического воспитания на основе изучения памятников природы родного края. Задачи:

I. Обучающие:

формировать представления об уникальности своего родного края, о его достопримечательностях;

показать значимость природного объекта в изучении истории развития Земли;

расширять и углублять знания, полученные на уроках географии, биологии;

формировать у обучающихся целостное восприятие богатого природного наследия родного края как части природы страны;

сравнивать изменения, происходящие с природным объектом во времени, сопоставлять события настоящей и прошлой жизни объекта;

осваивать рациональные приемы и способы самостоятельного поиска краеведческой информации;

II. Развивающие:

развивать аналитическое мышление при отборе и презентации своей работы, устную речь;

формировать умения работы с различными источниками информации;

формировать умение представлять работу, отстаивать свою точку зрения, отвечать на вопросы;

развивать познавательный интерес обучающихся к изучению родного края и географии в целом, творческие и интеллектуальные способности.

III. Воспитательные:

воспитание гражданственности, патриотизма, бережного отношения к историко-культурному наследию.

воспитывать ответственное отношение к природе родного края;

воспитывать интерес к жизни родного края через самостоятельное нахождение нужной краеведческой информации;

воспитание понимания своей связи с окружающим обучающегося микромиром, эффективно взаимодействовать с ним;

создать атмосферу доброжелательности, толерантного отношения друг к другу.

Планируемые результаты:

Личностные:

воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, осознание значимости наследия края и своей малой Родины;

формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, гражданской позиции;

формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками.

Метапредметные:

Познавательные:

поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

умение анализировать информацию из различных источников, классифицировать ее и группировать

Регулятивные:

умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

планировать и корректировать свою деятельность в соответствии с ее целями, задачами, условиями;

Коммуникативные:

умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе, формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

Предметные:

формирование знания об уникальных уголках своего родного края;

формирование умений применения знаний разных предметных областей;

развитие умений искать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего;

воспитание уважения к историческому наследию природы России.

Форма проведения: классный час

Место проведения: кабинет географии

Оборудование: компьютер, проектор, презентации «Геологическое прошлое Земли», «Наш школьный музей», карта пгт. Пильны


 

Ход мероприятия.

Учитель. Звучит песня Д. Кабалевского «Край родной, навек любимый». Здравствуйте ребята! Рада приветствовать Вас! Сегодня мы встретились снова, что бы продолжить разговор о нашем крае, месте, где вы родились и выросли. Богата наша пильнинская земля событиями, известными людьми, красивейшими уголками природы! Вот в один из таких уголков мы и отправимся сегодня! А помогут нам ребята из кружка «Юный краевед».

Ученица. Люблю мой край…

Как странно это слышать,

Ведь каждый человек свой любит край!

Но небо здесь синее, солнце выше,

И в цвет сирени здесь окрашен май!

Дождем и сеном пахнет лето,

Зовет прохладою река,

А осень золотом одета,

Плывут клочками облака.

Лыжнею манит вдаль зима,

Морозным утром снег хрустит.

И выйдет с берегов река в апреле.

Лес весной шумит…

Люблю мой край!

Я много мест видала,

И можно хоть полмира обойти,

Но ближе и родней родного края,

Я думаю, мне больше не найти!

Ученик. «Край родной – навек любимый», так называлась экскурсии, на которой мы побывали с ребятами из творческого объединения «Юный экскурсовод» в нашем школьном краеведческом музее Пильнинской средней школы №2 имени А.С.Пушкина. Наш родной край – районный поселок Пильна. Мы здесь родились, учимся и растем. Поселок красивый, улицы заасфальтированы, вечером горят фонари, многоквартирные дома с удобствами, с газовым отоплением. А раньше всего этого не было. На экскурсии говорилось об истории старой Пильны, о том, как жили наши прабабушки и прадедушки в прежние времена, какие у них были обычаи, праздники. И нас очень заинтересовал эпизод о том, как наши прабабушки и прадедушки проводили свое свободное время на крутояре (Красном Яре), высоком берегу реки Пьяна, на котором стоит наш поселок. Работая с фондами музея, в подшивке районной газеты «Сельская трибуна» за 1996, мы обнаружили статью «Пильнинский опорный разрез, как памятник природы» учителя географии нашей школы Лисицыной И.В. Из той статьи (6) мы узнали, что Красный Яр, очень значимый объект - геологическое обнажение. По отложениям пород, которые как слои в торте видны на обнажении, можно изучать эры образования Земли, переместиться из современной эпохи на 200 – 250 млн. лет назад. Нам захотелось узнать о нашем крутояре побольше. (Рассказ сопровождается презентацией о школьном музее, показом старых фото поселка.)

Ученица. Многие интересные факты истории родного края стираются из людской памяти. Местные жители знают грибы, знают растения и ягоды, произрастающие в наших лесах, а простейшие горные породы и минералы, геологические явления и объекты, нередко являющиеся гордостью нашей территории им просто - напросто неведомы.

Ученик. Одно из привлекательнейших мест нашего поселка Пильна – это живописный берег реки Пьяны. «Матушка Пьяна через Суру пала, так и шатается, как пьяная баба, оттого так и прозывается» - говорят в народе. Если совершить путешествие по ее берегам, то она позволит нам насладиться не только природой Попьянья, но и всеми ее геологическими причудами.

Ученица. Таким удивительным уголком является - обнажение горных пород левого склона долины реки Пьяны. Оно находится в 21 м над уровнем воды, в 300 м севернее парка и протягивается с юго – запада на северо – восток на 50 м. Со стороны реки по улице 1 Мая к нему примыкают дома № 70, 72 и 74. (Демонстрирует карту Пильны и местоположение обнажения)

Ученик. Об этом месте есть два источника информации. Первый-это рассказы о названии крутояра и значении его, как место общения жителей. По воспоминаниям старожилов раньше улица 1 Мая называлась Красноярка, по названью места Красный Яр - берега, вдоль которого она пролегала. На Красном Яре собиралась молодежь на гулянья. Пели песни, плясали. С высокого берега далеко разносились душевные страдания, разудалые частушки, веселая кадриль. Со временем, берег был застроен жилыми домами его стали называть просто -крутояр, а вот улицу 1 Мая иногда до сих пор называют Краснояркой. Второй источник информации, о геологическом обнажении - научный, географически-краеведческий.

Ученица. Обнажение представляет собой крутой склон, резкий обрыв берега Пьяны, местами заросший травянистой растительностью и кустарником. Правый берег низменный. От кромки воды начинается луг, а на расстоянии 100 – 200 м от берега произрастает смешанный лес.(Демонстрирует слайды обнажения).

Ученик. С точки зрения топонимики название Красного Яра может быть следующим: яр - "крутой, обрывистый берег реки", а красный в значении "красного цвета", может объясняться красноватым глинистым берегом реки. Также вероятна связь слова красный в топониме со значением "красивый". Почти все кому задавался вопрос, каково значение слова «красный» давали ему понятие «красивый».

«Красный Яр - так называются урочища на берегах рек... Яр — крутой, возвышенный берег, а название: красный указывает на красивое местоположение» (13. Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона)

Ученица. Территория нашего района лежит на кристаллическом фундаменте, который сформировался более 3 млрд. лет назад. Он разбит на отдельные плиты. Под нами находится Сарматская плита. Поверх кристаллического фундамента залегают осадочные породы, толщиной где-то 1200 м. Они накапливались более полутора миллиардов лет. Ученые разделили все время образования Земли на эры. Всего их пять. В архейскую и протерозойскую эры образовался фундамент, в последующие эры – палеозойскую, мезозойскую и кайнозойскую шло накопление осадочных пород. На территории нашего района можно встретить только породы, которые образовались около 250 млн. лет. Сверху залегают породы молодого возраста. Это не значит, что пород более раннего возраста у нас в осадочном слое нет, они лежат на большой глубине и не вскрываются даже самом глубоком овраге.

Ученик. Попробуем переместиться из современной эпохи на 200 – 250 млн. лет назад и посмотрим, что было на месте нашего района в далеком геологическом прошлом. Заглянуть в глубь веков, можно лишь находясь на берегу реки или у глубокого оврага.

Ученица. Самые нижние слои нашего обнажения имеют желто-бурую окраску. Это говорит о том, что породы сформировались в условиях жаркого и сухого климата. Они содержат примеси железа и марганца. Это было время красных пустынь, могучих рек, слабосоленых озер. Реки сносили с гор огромное количество обломочного материала – от крупных камней до песка и глины. Поэтому откладывались полосчатые слоистые толщи осадочных пород. Пустыни были не самым удобным местом для развития жизни. Ученик. Средние слои обнажения – имеют коричневый цвет. В это время территория Пильнинского района была затоплена морем, пришедшим с северо-востока. Берег этого моря, предположительно, был южнее нашего района на 100 км. Здесь на дне накапливались пески темного цвета, так как в них содержится много редких минералов. Ученые утверждают, что в более позднее время с юга тоже было наступление моря. Когда оно уходило, то оставляло слабо-соленые озера. В них накапливались темно-серые глины. В них мы находили кристаллы гипса и пирита. Климат был очень теплым, температура воды + 280 даже в северных морях. В морях бурно развивалась жизнь.

Ученица. На высоте 15-16 метров располагаются породы , которым 100 млн. лет. Они имеют темно-коричневую окраску. В начале этого периода условия формирования слоев были те же. Климат становится холоднее, температура упала до +150. Субтропики сменились на степи, широколиственные и хвойные леса.

Самый верхний слой, около метра, имеет темно-серую окраску и представлен глиной, песком и почвой. Это породы самые молодые. Ученые считают, что последние 100 млн. лет наша территория преимущественно была сушей. Однако, море все таки заливало территорию района, но не надолго. Оно было мелким и умеренно теплым. Оно-то и оставило пласты песков и глин. Климат неоднократно менялся, было несколько оледенений, но территорию Пильнинского района они не захватывали.

Ученик. Появление в осадочных породах остатков организмов очень облегчает работу геологов. Дело в том, что любой организм приспособлен к той среде, в которой он обитает. Значит, по внешнему виду и строению организма можно узнать, в каких условиях он жил. Организмы, живущие в море и на суше, различаются. Те, кто живут в морях, отличаются от обитателей пресных вод. Животные, живущие в теплом море выглядят иначе, чем обитатели холодных морей. Так геологи и узнают: была ли здесь море, или суша. Если море, то какое – теплое или холодное, глубокое или мелкое. Есть специальная наука – палеонтология. Этот раздел геологии изучает древние формы жизни. Радиоизотопный анализ позволяет определить, сколько времени назад жил организм, а его изучение покажет, какая тогда была природа.

Ученица. В горных породах, слагающих наше обнажение можно найти много окаменелостей. Это раковины, кости животных, отпечатки древних растений и другие следы древней жизни, которые позволяют судить об истории развития нашего края в прошлом.

В нижних слоях пермского периода в разное время были найдены кости рыб, обломки раковин брюхоногих моллюсков гастропод.

Гастроподы (лат. Gastropoda) - наиболее многочисленный класс брюхоногих моллюсков (Mollusca), Тело разделяется на туловище, голову и ногу. Судя по всему, это очень древний класс моллюсков.

Ученик. В 4 м над урезом воды в 70-е годы прошлого столетия были найдены кости наземных позвоночных животных. Предположительно, это были кости, расселившегося тогда повсеместно по территории Восточно-Европейской равнины, парейазавра.

Парейазавры (лат.Pareiasauridae) — группа примитивных тяжёловесных растительноядных пресмыкающихся (или парарептилий крупных размеров (от 1,5 до 4 метров), с коротким толстым туловищем и хвостом. В коже спины и головы этих ящеров формировались похожие на выпуклые бляшки окостенения. Короткие и очень массивные конечности делали парейазавров весьма неповоротливыми существами. Вероятно, это были прибрежные, которые много времени проводили в воде подобно бегемотам. Время расцвета парейазавров — 200-250 млн. лет тому назад.

В глинах , которым 150 лет, были найдены раковины головоногих моллюсков аммонитов и ростры белемнитов.

Аммониты (лат. Ammonoidea) — вымерший подкласс  головоногих моллюсков. Свое название аммониты получили в честь древнеегипетского божества Амона со спиральными рогами. Вымерли параллельно с динозаврами.

Белемниты ( лат.Belemnoidea) — отряд вымерших десятируких  головоногих моллюсков.  Все части их раковины располагались внутри тела. Эти хищные животные хорошо плавали, имели плавники, крупные глаза, роговые челюсти, чернильный мешок, а на щупальцах были крючки. Белемниты обитали в морях , в настоящий момент вымерли. В качестве ископаемых остатков часто находят ростры белемнитов, которые называют в народе «чертовы пальцы». (Раздает экземпляры ростров ребятам)

Учитель. Ну что, интересное получилось у нас путешествие? Не устали? Поблагодарим наших ребят за удивительный рассказ.

С высокого берега открывается прекрасный вид на Пьяну и ее долину. Великий русский ученый, почвовед, В.В.Докучаев после экспедиции по реке Пьяна писал: «Эта, в сущности, ничтожная речка – одна из красивейших в Восточно-Европейской низменности: сочетание правого очень высокого берега,… … весьма нередко украшенного вековыми дубами, с удивительно пологим левым,… … а если прибавить, что в такой оригинальной рамке среди изумрудно-зеленой поймы извивается, как змея, голубая лента Пьяны,.. …то будет вполне понятно, почему некоторые участки Пьяны на век запечатлеваются, если хоть раз увидишь их».

Крутояр, он же - Красный Яр, свидетель исторических преобразований, народных праздников, традиций, и, он же – природный памятник геологических эпох, представляет собой большую научную ценность. При изучении горных пород этого обнажения можно воссоздать картину прошлого нашей планеты. Ведь «только тогда можно понять сущность вещей, когда знаешь их происхождение и развитие»(Аристотель).

Обнажение представляет большую учебно-просветительскую ценность. Сюда можно организовывать экскурсии учеников, сопровождая рассказом о прошлом Земли. Ведь изучать геологические памятники природы-все равно, что совершать увлекательную экскурсию в далекое прошлое.

Ребята, какие чувства вы испытывали, когда совершали путешествие? (восхищение, восторг, гордость, что я живу на улице, где когда-то бегали парейазавры, окунулся в атмосферу далеких эпох, почувствовал, что ничего не знаю об этом, узнать побольше, хотела бы попасть на обнажение, тоже хочу записаться в кружок…)

У вас на столе лежат разноцветные ракушки. Поднимите, пожалуйста, красные, если вам было интересно, узнали много нового, зеленые - если было скучно, многое не понятно, синие – если вы считаете, что провели время зря.

На этом, ребята, мы расстаемся с вами, но не надолго! Всем спасибо!


 

Литература

1.Атлас Нижегородской области, 1991

2.Баканина Ф.М., Фридман Б. И. Заповедные места Нижегородской области. Нижний Новгород: Волго-Вятское кн. изд-во, 1994.

3. Жучкевич В. А. Принципы использования топонимии при историко-географических разысканиях.— ...М.: Наука, 1980, с. 48—57; 

4.Завьялова О. Т. Полевой практикум по естествознанию (V-VIII классы) // География в школе. 1994 № 2. стр 60-61

5.Кулинич Г. С. Фридман Б. И. Геологические путешествия по горьковской земле. – Горький: Волго-Вятское кн. изд-во, 1990.

6.Лисицына И. В. Пильнинский опорный разрез как памятник природы. // Сельская трибуна. – 1996. – 26 окт. – с.3.

Интернет – ресурсы

7.http://plaschenko.teach.obr55.ru

8. http://www.geoland.ru

9. mygeog.ru

10. http://mapru.com

11. ru.wikipedia.org

12. http://lizard.jinr.ru

13. http://slovari.bibliofond.ru/amur_toponyms_word/Красный%20Яр/


 


 


 


 


 

Приложение 1.


 

Карта Пильны с обозначением местоположения обнажения.


 

Приложение 2.


 

Геологическая карта Пильнинского района дочетвертичных отложений.

Приложение 3.


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Фотография обнажения.


 

Приложение 4

Рис.А

Рис.Б

Рис.В

Рис. Г Рис.Д

Ископаемая фауна геологического обнажения у пос. Пильна: А – внешний вид парейазавра; Б – раковины аммонитов из школьного музея; В – Внешний вид аммонита; Г – ростры белемнитов из школьного музея; Д – внешний вид белемнита.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.