Время меняет нас
Строзюк О. В.
С.Аргаяш
С принятием «Концепции развития школьных информационно-библиотечных центров» и введением новой должности «Педагог-библиотекарь» меняется работа школьной библиотеки и библиотекаря в ней.
Главными приоритетами школьной библиотеки были:
Работа с читателем и руководство его чтением;
Формы работы были однотипными, узкими и, не всегда интересными, правда, было изобилие книг, которые дети читали.
Но, вот меняется время и люди, и, соответственно жить и работать по-старому уже нельзя. Библиотека превращается в информационно-библиотечный центр (в дальнейшем ИБЦ) с другими, более интересными, расширенными и разнообразными методами и формами работы.
Теперь, главной целью является создание условий для формирования школьной библиотеки, как ключевого инструмента новой инфраструктуры, организации, которая позволит и обеспечит обучение и воспитание по –новому.
Профессиональный стандарт педагога-библиотекаря предполагает, что библиотекарь-педагог должен выполнять три функции:
Информационно-библиотечное сопровождение учебно-воспитательного процесса
Проведение мероприятий по воспитанию у обучающихся информационной культуры
Организационно-методическое обеспечение мероприятий по развитию у обучающихся интереса к чтению.
Обучая других, педагог-библиотекарь должен находится в постоянном поиске чего-то нового и интересного. Большие требования предъявляются к нему в области самообразования, он должен владеть социологией, психологией, политикой, теорией воспитания учащихся и многим другим. Педагогу-библиотекарю предоставляется больше свободы в выборе форм и методов работы, в выборе читательских групп.
А сколько возможностей заниматься самообразованием!
Появляются новые профессиональные коммуникации: социальные сети и сетевые сообщества.
Журналы различной тематики, как профессиональной так и другой.
Учёба библиотекаря тоже проходит как стационарно (семинары, совещания), так и дистанционно (вебинары, интернет-конференции, онлайн-совещания) и др.
С появлением Интернета, мы сетуем на то, что дети перестали читать, частично это так, а с другой стороны…
В связи с тем, что литературы в библиотеках мало, можно, обратившись в Интернет найти текст той или иной книги. Дети «общаясь» с Интернетом, часто знакомятся с литературой , а после приходят в библиотеку и спрашивают , есть ли ещё что-то подобное или на интересующую их тему. И, конечно же, компетентный библиотекарь не упустит возможности вовлечь этих читателей в интересный мир литературы. Библиотечный центр должен работать в тесном содружестве с педагогами-предметниками и классными руководителями, музеями, детьми и их родителями, а также библиотеками Министерства культуры. Знакомить их с новой информацией, методикой, планированием, новой литературой, сайтами в Интернете и, соответственно заниматься сбором этой информацией на различных носителях (печатных, цифровых, мультимедийных). Только в тесном содружестве можно выполнить задачи, которые ставит перед нами наше государство.Библиотека организует программно-проектную деятельность по развитию ОО с учётом требований ФГОС. Проект –одна из самых любимых форм работы. Каких только проектов не приходилось делать…
«Тепло в дар». Учащиеся и педагоги школы вязали крючком квадраты размером 25*25см., из которых после создавали пледы и, дарили их ветеранам войны.
«Судьба семьи в судьбе школы». Дети рассказывали о своих родственниках, чьи судьбы связаны со школой. В результате создана большая папка с фотографиями и воспоминаниями.
«Береги себя». Учащиеся создали проект для детей 1-4 классов, где учат детей тому, как избежать той или иной опасности. (пожары, травмы, аварии на дорогах).
И, конечно же мы учавствуем в крупных российских проектах:
Читаем Чехова
Читаем «Войну и мир»
Читаем Крылова
Читающих детей и педагогов снимают на видео и отправляют в координационный центр, после этого они получают сертификаты участия.
Участники всегда с удовольствием отзываются на предложение поучаствовать, попробовать свои силы.
Одним из направлений Концепции является создание условий для организации широкого спектра средств организации творческой и игровой деятельности. Это значит, что при подготовке любого мероприятия могут существовать элементы игры или вообще «Игра». Это ребёнка заинтересует и позволит ему стать участником.
По инициативе директора школы Юлдашевой А.Н. на базе ИБЦ создан кружок бисероплетения. Девочки с удовольствием ходят на кружок, а в минуты отдыха делятся тем, что узнали нового.
Итак, Концепция развития Информационно-библиотечных центров рассчитана на долгие годы, она позволит создать условия для успешного создания и развития работы с детьми. Будет создано единое информационно-образовательное пространство, которое обеспечит необходимые условия и инфраструктуру для обновления и содержания ИБЦ, что позволит обеспечить реализацию ФГОС и организовать продуктивное сотрудничество между всеми в рамках образовательной организации.