Презентация «Морской гвардейский экипаж»

5
2
Материал опубликован 22 November 2020 в группе

"Все тленно, все преходяще, только доблесть никогда не исчезнет, она бессмертна" Морскому Гвардейскому Экипажу посвящается… Автор: Залевская Н.И., учитель истории МКОУ Тогучинского района «Сурковская средняя школа» 2020 год

В состав четырех рот гвардейского экипажа вошли: Гребецкая (116 человек) и Яхтенские команды (126 человек), гребцы с Адмиральских и Капитанских катеров (38 человек) и отличные нижние чины судовых команд портов Санкт-Петербурга, Кронштадта и Черноморского флота (175 человек). Гвардейский флотский экипаж, как самостоятельная морская часть гвардии был учрежден императорским указом от 16 февраля 1810 г.

В строевом рапорте, подписанном Цесаревичем уже на 20 ноября 1810 года значится: Штаб-офицеров - 4 Обер-офицеров – 15 Унтер-офицеров - 27 Рядовых – 385 Юнг - 20 Музыкантов - 18 Нестроевых - 18

17 декабря 1812 г. состоялся высочайший смотр экипажа. В строю находилось: офицеров - 12 нижних чинов – 355 Отсутствовали по болезни: офицеров - 4 нижних чинов - 27 Всего за компанию 1812 г. экипаж понес потери (с учетом артиллеристской команды): убиты -16 (6); умерли от ран и болезней - 26 (5); пропали без вести - 8.

КАРЦЕВ  Иван Петрович,  вице-адмирал командир Гвардейского экипажа  1 марта 1810 г. произведен в капитаны 2-го ранга, в 1811 г. при сформировании Гвардейского экипажа назначен его командиром. В 1812 г. участвовал в сражениях при Островне, Смо-ленске, Бородине, под Малоярославцем и на Березине и занимался устройством переправ через большие водные преграды (Западная Двина, Днепр, Березина, Неман), в 1813 г. – через Вислу, Одер, Нейссе, Эльбу и Рейн. Отважно действовал с Гвардейским экипажем под Бау-ценом, где под огнем французов разрушил мосты через Шпрее и гать на болоте у Креквицких высот, чем затруднил продвижение неприятеля. 16 марта 1813 г. за отличие при взятии пред-мостных укреплений у Кюстрина на Одере был произведен в капитаны 1-го ранга. Участвовал при осаде крепости Кенигштейн и в Лейпциг-ском сражении. В 1814 г. отличился в сражении при Ножане, где быстро навел понтонный мост через Сену под огнем французов. При обложе-нии Парижа наводил мосты через Сену и Урк-ский канал, устроил аппарели и натяжные во-роты для подъема артиллерии на Монмартр. 18 августа 1814 г. произведен в капитан-командоры с оставлением в должности командира Гвардейского экипажа

Обер-офицеры Гвардейского флотско-го экипажа (лейтенанты и мичманы) носили темно-зеленый мундир с белой выпушкой по воротнику и обшлагам; золотое шитье на стоячем без скосов воротнике и рукавных клапанах изо-бражало якорь, перевитый тросами и канатом. По краям воротника и об-шлажных клапанов нашивался золотой галун. Вне службы носили вицмундир с золотыми петлицами на воротнике и клапанах обшлагов. Шинель армей-ская, но с темно-зеленым воротником. Оружие при вицмундире - кортик с белой костяной рукояткой и золотым прибором на черной поясной порту-пее, в строю и на параде носили офи-церскую полусаблю с вызолоченным эфесом на черной лакированной пе-ревязи через правое плечо. ОБЕР-ОФИЦЕР ГВАРДЕЙСКОГО ФЛОТСКОГО ЭКИПАЖА

С началом боевых действий в июне 1812 г. Гвардейскому экипажу были поручены работы по устройству переправ, строительству мостов, возведению укреплений. Моряки исправляли дороги для обеспечения отхода армии, уничтожали мосты и портили дороги перед наступающим противником. Бывало так, что одна часть экипажа, будучи в авангарде отступающей армии, мосты наводила, а другая, замыкая арьергард, их разрушала, чем существенно сковывала действия противника. Ротам Гвардейского экипажа приходилось трудиться вместе с понтонными и пионерными ротами армии. От их работы во многом зависели скорость движения войск, порядок и организованность их отхода. Моряки действовали быстро, проявляли находчивость и сообразительность. При отходе армии из укрепленного Дрисского лагеря, где русское командование предполагало дать генеральное сражение Наполеону, Гвардейский Экипаж обеспечил переправу через широкую и полноводную Западную Двину 2-го и 3-го кавалерийских корпусов. Эту задачу успешно выполнили 60 матросов  под руководством офицеров-моряков А. Д. Валуева и М. Н. Лермонтова. Быстро, за несколько часов ими был наведен плавучий мост для русской кавалерии, а когда она переправилась, моряки уничтожили переправу. Моряки-гвардейцы навели несколько мостов через реки в районе Витебска, по которым отходила армия Барклая–де–Толли. Уничтожая за собой переправы, продовольствие, фураж, и часто под артиллерийским и ружейным огнем, Гвардейский Экипаж следом за Гвардейским корпусом отходил к Смоленску. В 25 верстах ниже города по Днепру моряки быстро и искусно навели переправу для армии Багратиона. Рассыпавшись в стрелковую цепь на правом берегу реки, они сдерживали приближающиеся разъезды противника. Но настоящее боевое крещение на поле брани, как пехотный гвардейский батальон, Экипаж получил в Бородинском сражении. На правом фланге русской позиции у села Бородино на новой Московско-Смоленской дороге был деревянный мост через реку Колоча, который охранял мичман М. Н. Лермонтов с 30 матросами Экипажа. Рано утром 26 августа 1812 года французы напали на село и выбили оттуда батальон лейб-гвардии Егерского полка, который отступил к своим позициям через мост. Вслед за егерями через этот же мост прорвался 106-й линейный полк неприятеля, после чего моряки быстро взорвали деревянный мост, и французы оказались в ловушке. В завязавшемся бою егеря и моряки практически полностью уничтожили врагов. Наступлений французов на этом фланге русской армии у Бородино больше не было. Артиллерийская команда Экипажа с 2-мя орудиями  в составе артиллерийской гвардейской роты также участвовала в бою на южной возвышенности редутов Багратиона и потеряла много орудийной прислуги и лейтенанта И. Л. Киселёва. В своём первом сражении Экипаж потерял убитыми и ранеными 24 матроса и одного офицера. За проявленное мужество и храбрость 16 моряков-гвардейцев были награждены  «Знаками отличия Военного Ордена», а офицеры – орденами.

А. Тронь. «Морской Гвардейский экипаж в битве при Бородино».

Надпись: "В день сражения 26 августа в полку находилось офицеров 51, егерей 1834, Гвардейского экипажа офицеров 1, матросов 30, выбыло из строя полка офицеров 27, егерей 693, Гвардейского экипажа матросов 11". "Памятник лейб-гвардии Егерскому полку и матросам Гвардейского экипажа на Бородинском поле" (Архитектор С.Прохоров, 1912 г.)

Схема сражения при Бауцене в Саксонии. 1813 г.

9 -10 мая 1813 года морякам-гвардейцам пришлось с оружием в руках участвовать в сражении при Бауцене в Саксонии. 9 мая, в день своего праздника (день Святого Николая Чудотворца), Экипаж был назначен в караул  у главной квартиры Государя, расположенной в селении Ней-Пуршвиц. Когда Александр I садился на лошадь у занимаемого им замка, Экипаж стоял под ружьём. Подъехав к строю, Государь сказал: «Здравствуйте матросы, поздравляю вас с праздником. Сегодня ваш праздник и я хочу потешить вас: идите в дело, я буду смотреть на вас». Громкое матросское  «Ура!» и «Рады стараться!» было ответом Им-ператору. Бой начался с 6-ти часов утра и продолжался безостановочно 15 часов. Вначале французы, усиленные свежими подкреплениями, стали теснить прусский корпус, располо-женный в центре позиции союзных войск. Тогда его заменили резервом, состоявшим из Глуховского кирасирского полка, тремя батальонами Перновского, Кексгольмского и лейб-гвардии Егерского полков и Гвардейским Экипажем, под общим командованием генерал-лейтенанта Чоглокова. Прибывший резерв с Экипажем на правом фланге находился под интенсивным артиллерийским огнем, но позицию не сдавал, хотя понёс большие потери. Даже музыканты Экипажа снимали с убитых товарищей сумы с патронами, брали их ружья и вступали в бой. Государь с возвышения смотрел на бой и несколько раз посылал сказать морякам, через генерал-адъютанта Ожаровского, что «Он вполне оценивает хлад-нокровную храбрость матросов». Более того, Гвардейский Экипаж прикрывал отступление всего резерва, когда было принято решение об отходе союзных войск ввиду существенного превосходства противника. 10 мая снова разгорелся бой с превосходящими силами против-ника. Экипаж с честью сражался. За два дня сражения при Бауцене Экипаж понёс значи-тельные потери. Погиб исполняющий обязанности командира Гвардейского Экипажа ка-питан-лейтенант Г. К. Горемыкин, смертельно ранен лейтенант П.А. Колзаков 2-й. Погиб-ли:17 матросов; были ранены 2 офицера и 44 матроса. Четыре матроса Экипажа были награждены «3наками отличия Военного  Ордена».

Памятник в Кульме (ныне Хлумец, Чехия) – открыт 29 августа 1837 года в присутствии Императора Николая I и других монархов.

Чешский памятник на месте сражения под Кульмом ( ныне Хлумец).

Австрийский памятник на месте сражения под Кульмом (с Никой)

«Российской Императорской Гвардии. В достопамятный день седьмого на десять числа сего месяца, гвардейские воины покрыли вы себя новыми неувядаемыми лаврами, и оказали важную Отечеству услугу… Воины! – телохранители и защитники Государства! Вы доказали, что достойно и праведно честь имени сего на себе носите.  Изъявляю вам всего Отечества и Мою благодарность. Вы вместе с бессмертною славой купили её кровью своей и делами. В знак должной приз-нательности дарую вам: Преображенскому и Семе-новскому полкам и Гвардейскому Морскому экипажу георгиевские знамена; Измайловскому же и Егерскому – георгиевские трубы. Александр».

Картины академика батальной живописи И. С. Розена, написанные в 1905-1910 гг., показывают Гвардейский экипаж в период пребывания русской армии в Париже в 1814 г.

В Париже Экипаж размещался в Вавилонских казармах в Сен-Жерменском предместье, а офицеры  - в частных домах на соседних улицах.

Розен И. С. Гвардейский экипаж  в Париже. 1814. 1911. Из фондов ЦВММ

Нарвские триумфальные ворота в Санкт-Петербурге. Были заложены вместо первоначальных деревянных триумфальных ворот 26 августа 1827 года в 15-ю годовщину Бородинского сражения, открыты 17 августа 1834 года в 21-ю годовщину сражения при Кульме. На арке ворот помещено название «Морской экипаж», которое находится среди названий других полков российской гвардии, удостоенных Георгиевских знамен.

Акварель. А.А.Тронь. Гвардейский экипаж в 1814 году на фрегате «Архипелаг».

Казармы Гвардейского экипажа. Открытка 1820-е годы.

За военные действия в 1812 - 1814 годах Гвардейскому флотскому экипажу было пожаловано Георгиевское знамя с надписью «За оказанные подвиги в сражении 17 августа 1813 г. при Кульме».

5 июня 1819 г. Александр I , издал указ, который начинался словами: «В память сражения при Кульме ….Его величество,… пожаловав Гвардейскому экипажу Георгиевское знамя , повелел сей знак отличия по прилагаемым рисункам поместить во флаги, брейд-вымпелы и вымпелы и употреблять оные на брамстеньгах по чинам, вместо обыкновенно употребляемых на кораблях и прочих судах , также и на шлюпках укомплектованных командами из сего экипажа».

Андреевские орденские ленты к знамени Первая была пожалована и собственноручно прикреплена к древку Александром II в день празднования 50-летия со дня учреждения экипажа 16 февраля 1860 г. Такие ленты были установлены для войсковых частей, сущест-вовавших 100 и более лет. Лента из голубого шелка, с бантом вверху. На ней золотой кани-телью вышиты надписи, на одной стороне - «1710 г. Команды придворных гребцов и яхт. Гвардейского экипажа», на другой - «За ока-занные подвиги в сражении 17-го августа 1813 года при Кульме», на банте — «1860 года», На концах ленты размещены позолоченные вен-зеля Петра I, Александра I, Александра II и герб экипажа — двуглавый орел, наложенный на перекрещенные якоря. Подобная же лента, но с датой «1910 года» на банте была пожа-лована экипажу Николаем II в день его 100-летнего юбилея и 200-летия со дня основания придворной гребецкой команды. Ленты при-креплялись к знамени только на смотрах и в особо торжественных случаях, а в остальное время хранились у командира экипажа.

О героизме Гвардей-ского экипажа при Кульме напоминают памятные нагрудные экипажные знаки, ут-вержденные 8 февраля 1910 г. В их основе - Кульмский крест, по-крытый черной эмалью, который был учрежден прусским королем для награждения участни-ков сражения. В центре креста расположен золоченый вензель Николая II, а на лучах — даты «1710», «1810», «1910». Такие знаки имели право носить чины экипажа, которые находились в его сос-таве в день юбилея. Но-сили их на левой сто-роне груди.

Настольная бронзовая медаль «В память 200-летия Морского Гвардейского экипажа. 1910 г.».

в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии

Наталья Ивановна, спасибо за познавательный материал. Заходите ко мне в гости.

22 November 2020

Спасибо, обязательно зайду!

23 November 2020