Методическая разработка «Всемирный день океанов»
Дата: __________
«Всемирный день океанов»
Цели и задачи: знакомство с водным миром океанов. Развитие творческого потенциала обучающихся, раскрепощение посредством активных игр и творческих заданий.
Оборудование: карта полушарий на слайде презентации, четыре ёмкости для воды, две чайных ложки, две столовых ложки, два полотенца, две картофелины, упаковка спичек, распечатка с викториной, два шнурка.
Ход занятия
Ребята, вы знаете, что ежегодно 8 июня отмечается «Всемирный день океанов»? Этот праздник широко отмечается практически всеми, кто имеет хоть какое-то отношение к Мировому океану (ученые - экологи, персонал многих аквариумов, зоопарков, дельфинариев). Целью данного праздника во всем мире является привлечение внимания к проблеме сохранения морей и их биоресурсов.
Мировой океан – мощный регулятор климата и погоды Земли. Он сохраняет тепло и влияет на дожди, питает сушу влагой, а воздух – кислородом.
Мировой океан имеет огромное значение в жизни и хозяйственной деятельности человека. С помощью морского транспорта осуществляются экономические связи между странами. Из морской воды получают большое количество поваренной соли, извлекают магний, калий и бром. С морского дна добывают нефть, природный газ, золото, алмазы. Вода на Земле - это необходимое условие для жизни всех организмов, в том числе и человека. Ученые считают, что жизнь зародилась в солёных водах океанов, и лишь позднее живые организмы вышли на сушу.
Ребята, давайте посмотрим на карту полушарий, чего больше на земной поверхности: воды или суши? (Более 2/3 поверхности Земли покрыто водной оболочкой - Мировым океаном. Голубого цвета гораздо больше на карте, чем зелёного, жёлтого, коричневого. Мировой океан - непрерывная водная поверхность Земли).
Океаны занимают три четверти поверхности Земли, содержат 97% водных запасов.
Ученые разделяют мировой водный бассейн на четыре больших океана: Атлантический, Индийский, Тихий и Северный Ледовитый. Тихий океан - самый большой океан на Земле. Атлантический океан - второй по величине океан после Тихого океана. Индийский океан - третий по размеру океан Земли. Северный ледовитый океан - наименьший по площади океан Земли.
Тихий океан к востоку,
Самый сильный и большой.
Атлантический – на Запад
С голубой бежит волной.
Океан Индийский к Югу
Занимает синий угол.
А для Северных сторон
Ледовитый шлёт поклон.
Выучив стихотворение, вы запомните названия океанов и их географическое расположение (Повторяем несколько раз стихотворение).
Изучением океанов занимается океанология, а Мировой океан является важным объектом научных исследований. Проникая все глубже в тайны океанов, ученые продолжают открывать новые формы морской флоры и фауны. Эти исследования имеют огромное значение для жизни и повышения благосостояния человека.
Сегодня мы с вами отправимся в необычное путешествие по просторам океана Приключений. А начнём мы с игры:
Игра «Морское путешествие»
По команде ведущего дети выполняют различные упражнения под веселую музыку. Порядок выполнения значения не имеет.
«Горячая галька»: дети на носочках двигаются по кругу, высоко подскакивая, словно наступают на горячие камешки.
«Крабики»: дети двигаются боковым шагом в положении полуприседа. Руки на поясе.
«Морские коньки»: движение маленькими прыгающими шашками по кругу, руки прижаты к бокам, корпус и колени прямые.
«Рыбки»: движение по кругу, руки вытянуты перед собой, прямые ладони соединены вместе наподобие рыбьего хвоста. Выполняем плавные движения руками вправо – влево.
- А чтобы в нашем путешествии было больше азарта и веселья, я предлагаю вам разделиться на две команды.
(Придумывают названия команд и выбирают капитанов)
Так как мы отправляемся в путешествие, то мы должны знать, что причалив в разные страны, нам нужно знать то, как приветствуют друг друга в этих странах.
Участники команд строятся в две шеренги – лицом друг к другу.
Нам в России не до скуки.
Мы пожмём друг другу руки.
Если в Грузии встретил ты друга,
Похлопай по плечу друг друга.
Ты в Америке. С друзьями
Поздоровайся локтями.
В Африке если друзья не дерутся,
Спинами друг о друга трутся.
В Греции не стоит стесняться.
С соседом нужно обниматься.
- Ну, а теперь, мореплавателям нужно пройти своеобразный экзамен, чтобы всем было понятно, что в наших командах, настоящие профессионалы. И начнем мы с викторины «Путешествие в подводный мир». За каждый правильный ответ 1 балл.
Викторина «Путешествие в подводный мир»
№ | Название команды: | Баллы | |
1. | Чем дышат рыбы? А) лёгкими Б) жабрами В) носом | | |
2. | Самая кровожадная речная рыба? А) Белуга Б) Сом В) Пиранья | | |
3. | Кораллы - это растение или животные? А) растения Б) животные В) грибы | | |
4. | Какая рыба умеет ползать по суше? А) сом Б) окунь В) осётр | | |
5. | Кто из обитателей морей и океанов имеет существенный «словарный запас», самосознание и умеет сочувствовать? А) скат Б) акула В) дельфин | | |
6. | Какие рыбы живут 100 лет? А) щука Б) карп В) карась | | |
7. | В честь какой рыбы названа харчевня в сказке А. Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино»? А) пескарь Б) карп В) сазан | | |
8. | Как с греческого переводится слово «кит»? А) большая рыба Б) морское чудовище В) чудо-рыба | | |
9. | Какой кит самый большой представитель отряда китообразных? А) нарвал Б) кашалот В) синий кит | | |
10. | Под какими водорослями на дне моря черепаха откладывает яйца? А) Под кораллами Б) Под ламинарией В) Ни под какими. Она откладывает яйца только на суше | | |
Подсчет баллов: | |
Ответы:
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
Б | В | Б | А | В | А | А | Б | В | В |
Ум и смекалку команды показали, теперь мы проверим вас на ловкость и скорость.
«Морской узел»
Каждой команде даётся по верёвке. Надо добежать до стула, взять верёвку и завязать узел, обратно – бегом. Сколько участников в команде – столько узлов.
Эстафета «Веселый кок»
Ребята, вы знаете, конечно, что когда вы сыты, настроение лучше, а работа идет веселее. И конечно, Вы все знаете, что на корабле повар – это кок. Вы, наверно, догадались, что сейчас начнется конкурс Веселых поваров. Для конкурса нам понадобиться полотенце, ложка и картошка. Участник перекидывает полотенце через руку, в другой руке ложка с картофелем, пробежать между фишек не сбив их и соответственно не потерять картофель вернуться назад и передать эстафету следующему участнику.
«Морские обитатели»
Участникам команд необходимо обежать вокруг стула, взять кусочек изображения морского обитателя, а после того, как команда получит все части, собрать изображение.
«Рыболовы»
До чего же увлекательное дело – рыбалка! Есть ли среди вас любители этого увлекательного занятия? Тогда, это самое время для проявления ваших рыбацких способностей!
Для рыбалки потребуется «водоём» с рыбками – ведро воды со спичками и «удочка» - ложка. Задача каждого участника добежать до водоёма, поймать «удочкой» как можно больше рыб, не помогая себе другой рукой, затем положить её в «садок» - тарелку, добежать до команды и передать эстафету следующему.
Удачной рыбалки!
«Собери океан»
Из одной ёмкости в другую необходимо перелить ложкой воду. Каждый участник команды может перелить одну ложку.
К сожалению, деятельность человека не всегда положительно влияет на океан, поэтому на помощь приходят экологи.
«Очистим океан»
В ведре с водой находятся морские обитатели (маленькие пластиковые игрушки) и мусор (фантики от конфет). Каждый участник команды с закрытыми глазами должен очистить океан от мусора, то есть достать фантик. Побеждает та команда, которая быстрее справится с заданием.
Подведение итогов. Награждение победителей.
Пока подводятся итоги можно поиграть в подвижные игры по теме:
Игра «Капля, речка, океан»
Игра сопровождается динамичным музыкальным фоном.
Все участники встают со своих мест и распределяются по игровой площадке. Каждый игрок — это капелька. Ведущий дает команду: Объединиться по двое. Все игроки мгновенно должны найти себе пару и схватиться за руки. Не давая игрокам
опомниться, ведущий командует: Объединиться по трое. Игроки двигаются под музыку, держась за руки и не забывая пританцовывать. Ведущий: По четыре человека, по три, по два, по пять. Все в общий круг, — командует ведущий, и все игроки образуют большой хоровод.
Игра «Ловля рыбок»
Участники становятся в хоровод, берясь за руки, и поднимают руки вверх. Несколько других детей будут рыбками. «Рыбки» бегают произвольно, то забегая внутрь круга-невода, то выбегая из него пока звучит какая-то музыка. Как только музыка прекращается, хоровод должен дружно опустить сцепленные руки вниз и поймать «рыбок». Пойманные «рыбки» становятся в общий круг, игра продолжается, пока не будут пойманы все «рыбки». Затем можно поменяться местами.
Игра «Море волнуется раз».
Участники становятся в круг и выполняют различные движения под музыку, пока не услышат слово «три», тогда они замирают на месте. Тот, кто пошевелится – выбывает из игры. Ведущий говорит слова: «Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три, морская фигура на месте замри!».
Викторина «Путешествие в подводный мир»
№ | Название команды: | Баллы | |
1. | Чем дышат рыбы? А) лёгкими Б) жабрами В) носом | | |
2. | Самая кровожадная речная рыба? А) Белуга Б) Сом В) Пиранья | | |
3. | Кораллы - это растение или животные? А) растения Б) животные В) грибы | | |
4. | Какая рыба умеет ползать по суше? А) сом Б) окунь В) осётр | | |
5. | Кто из обитателей морей и океанов имеет существенный «словарный запас», самосознание и умеет сочувствовать? А) скат Б) акула В) дельфин | | |
6. | Какие рыбы живут 100 лет? А) щука Б) карп В) карась | | |
7. | В честь какой рыбы названа харчевня в сказке А. Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино»? А) пескарь Б) карп В) сазан | | |
8. | Как с греческого переводится слово «кит»? А) большая рыба Б) морское чудовище В) чудо-рыба | | |
9. | Какой кит самый большой представитель отряда китообразных? А) нарвал Б) кашалот В) синий кит | | |
10. | Под какими водорослями на дне моря черепаха откладывает яйца? А) Под кораллами Б) Под ламинарией В) Ни под какими. Она откладывает яйца только на суше | | |
Подсчет баллов: | |