Сценарий спектакля по повести А. Алексина «Сигнальщики и горнисты»
Всероссийский конкурс педагогического мастерства на лучший сценарий театрализованного представления
Сценарий спектакля по повести А. Алексина «Сигнальщики и горнисты»
Действующие лица:
Петя
Нина Васильевна, мама
Екатерина Ильинична, учительница
Гнедков
Валька Гнедков
Надежда Емельяновна
СЦЕНА 1
Петя: - У каждого человека должно быть имя. Это обязательно. И может быть прозвище, если придумают. У меня вот было два прозвища: сначала именовали горнистом, а потом переименовали в сигнальщика. Почему? Этого я вам сказать не могу, пока не дойду до одной истории, которая сама все объяснит. НАЧНУ РАССКАЗЫВАТЬ ПО ПОРРЯДКУ. Моя мама работала педиатром, проще сказать, детским врачом, но дети нашего дома к ней за советами не обращались. А вот взрослые не давали проходу. Было известно, что ухаживая за больны мужем, т.е. за моим отцом, мама овладела всеми медицинскими специальностями.
Появляются больные и мама:
- Ваш вид мне не нравится! Не помогать сердцу -это варварство! (выписывает рецепт)
- У, как вы дышите! Зачем вы стараетесь превозмочь болезнь на ногах?
- Себя не жалеете, так пожалейте близких!
- Людей, пренебрегающих своим здоровьем, я считаю жестокими.
ПЕТЯ: Скоро маму в нашем доме прозвали «добрым гением»
- Нина ВАСИЛЬЕВНА – наш добрый гений!
(Произносят жители дома)
-А нашу квартиру - бюро добрых услуг ( выносят табличку)
Нина Васильевна: - Необидное прозвище, но только в бюро не может работать один человек, должно быть два. Врач – это не только профессия, но и образ жизни. Отправляйся, Петя, по обычному маршруту в аптеку, а потом отнеси лекарство Надежде Емельяновне .
СЦЕНА 2
Мама и Гнедков, Петя
ГНЕДКОВ: - Ваша квартира напоминает процедурный кабинет. Делаете уколы, меряете давление … Если бы я был вашим мужем, я бы этого не допустил. НЕ расшибайтесь, Нина Васильевна, не оценят!
Поверьте: каждый будет судить о вас лишь по тому, что сделали для него лично! Изменить человечество-это не в ваших силах!
Петя: Сосед по фамилии ГНЕДКОВ, ЖИВШИЙ ПРЯМО ПОД НАМИ, встретив маму, всегда начинал заботливо поучать ее.
ГНЕДКОВ: Видел бы вас ваш покойный супруг! Он, до этой своей болезни нежил и баловал вас как дитя.
Петя: - Однако нежность маму не изнежила, а баловство вовсе не избаловало, она жила так, как будто износа быть не может.
ГНЕДКОВ: - Щедрой вас будет считать лишь тот, кого вы облагодетельствуете! А всех, Нина Васильевна, благодеяний не охватишь! У людей короткая память – они забудут ваше добро!
МАМА: - Я и не хочу, чтобы они помнили.
ГНЕДКОВ: - Да я смотрю, что вы похожи на своего брата Андрюшу! Тот тоже был слабохарактерным. Не умел говорить «нет». Да научитесь, наконец, отказывать - это полезное свойство.
Петя: Андрюша, брат мамы, незадолго до войны, привел моего отца в дом и познакомил с моей будущей мамой.
МАМА: - Андрей был слабохарактерным? Со своим слабым характером он поднялся навстречу танку. Вам не доводилось так поступать?
ГНЕДКОВ: - Нина Васильевна, я вовсе не хотел…
МАМА: - Отыскивать слабое у сильных, мелкое у крупных - утешительно для себя? Не правда ли? Так вроде и сближаешься с ними? Да? Ненавижу войну! ( уходят) Гнедков разводит руками
СЦЕНА 3
ПЕТЯ: У Надежды Емельяновны была дочь Таня. Она погибла на войне.
Надежда Е.: На УЛИЦЕ холодно?
ПЕТЯ: Что вы, тепло!
НАДЕЖДА: А я замерзла.
Петя смотрит фото
А это моя дочь, Танюша.
ПЕТЯ: А рядом?
НАДЕЖДА: А рядом я! Что не верится?
Танюшу я прям сюда из родильного дома и привезла.Дом у нас старый, но прочный. Сколько еще простоит! Таня любила выпрыгивать во двор через окна.
Там, под окнами, ее ждали мальчишки. Сюда заходить не решались.
НАДЕЖДА: - Присядь.
Достаёт коробку с письмами.
НАДЕЖДА: - Это все когда-то Танюше писали.
ПЕТЯ: - Ее так любили?!
НАДЕЖДА: - Здесь только записки. А вот письма! Я их ХРАНЮ! Эти трое обещали пожертвовать ради нее жизнью. Интересно, где они сейчас, помнят ли ее?
ПЕТЯ: - Помнят! Конечно, помнят!
НАДЕЖДА: - Как бы хотелось узнать, кто они… эти бывшие мальчики, Танины поклонники.
ПЕТЯ: - Вы их не знаете?!
НАДЕЖДА: - Откуда? Они же в квартиру к нам не заходили, а письма подписывали одной-двумя буквами. Только в одной записке есть имя Петя.
ПЕТЯ: Меня тоже Петей зовут.
НАДЕЖДА: Я знаю, Петя Петров.
ПЕТЯ: - Разве после войны они не заходили?
НАДЕЖДА: - К кому заходить?
Петя: К вам!
НАДЕЖДА: Зачем я им нужна?- Гнедков, который живет на втором этаже, как-то сказал: - «Стучатся в дверь, когда есть нужда!» Видимо, он был прав.
ПЕТЯ: И вы ему верите?
Надежда: Он с Таней в одном классе учился, я его расспрашивала, а он и ответил этой фразой.
Петя:- НУ МОЖЕТ ОНИ В ДРУГИЕ ГОРОДА переехали! Поменяли адреса, вот и все. Давайте, я их разыщу!
НАДЕЖДА: - Возьми письма… Только не потеряй. Танюша была не только красивой, но и доброй. Всегда стремилась помочь, как твоя мама. И как ты.
СЦЕНА 4
Валька, Петя.
ЗВУК СВИСТКА
ВАЛЬКА: - Все по квартирам ходишь? «Бюро добрых услуг»? Доставщик!
ПЕТЯ: - А ты бюро каких услуг?
ВАЛЬКА: - Я вообще ни у кого в услужении не состою! Хочешь, чтобы тебя похвалили? Брат милосердия? Доктор медицинских наук?
ПЕТЯ: - Что ты орешь? Тебе неизвестно что ли, что Надежда Емельяновна пожилая женщина тяжело больна… Тебе неизвестно, что ли?
ВАЛЬКА: - Между прочим, ее старшая дочь погибла не на войне!
ПЕТЯ: - Как… не на войне?
ВАЛЬКА: - Так, не на войне. И не на земле. И не в воздухе! И не на море…
ПЕТЯ: - А где же? Ну?
ВАЛЬКА: - Между небом и землей! На крыше!
ПЕТЯ: - Что ты мелешь, на какой крыше!?
ВАЛЬКА: - На обычной крыше нашего дома.
ПЕТЯ: - Откуда ты знаешь?
ВАЛЬКА: - Оттуда! Она училась с моим отцом…
СЦЕНА 5
Петя, Мама.
ПЕТЯ: - Валька Гнедков говорит, что Таня Ткачук погибла не на войне. А на крыше.
МАМА: - На крыше тоже была война. Таня сбрасывала зажигалки и была смыта взрывной волной. Если б не она, мы бы задохнулись в бомбоубежище.
ПЕТЯ: - Может, вернуться и навалять Вальке как следует?
МАМА: - Победи мирными средствами. Что это? Письма?..
ПЕТЯ: - Старые, довоенные. Пообещал тете Наде найти бывших мальчишек, которые написали их Тане. Узнать о них: где живут и кем стали. А как узнать — сам не знаю. Обратных адресов нет. Имен и фамилий тоже.
МАМА: - Всего три письма?
ПЕТЯ: - Да что ты! Их очень много, но эти обещали пожертвовать ради Тани жизнью.
МАМА: - Таня Ткачук была самой красивой девочкой во всей школе. Я была маленькая, как увижу ее — на корточки приседаю. А что делалось с мальчишками, представляешь? Они и приседали и вскакивали…
ПЕТЯ: - И наш Андрюша тоже…?
МАМА: - Он… он проявил себя потом… после… Как только Таня погибла, он ушел на фронт. Ему едва семнадцать исполнилось. Мог бы год подождать. А знаешь, что такое год на войне? Но Андрюша и одного дня ждать не хотел.
ПЕТЯ: - Так он, может быть, из-за нее… под танк?
МАМА: - Я могла бы так думать. Но не хочу!
МАМА: - Ну, как же ты будешь искать?
ПЕТЯ: - Надо, я думаю, прочитать письма и по их содержанию…
МАМА: - Не смей читать! Их писали не тебе.
ПЕТЯ: - А как же тогда?
МАМА: - Есть живая свидетельница. Она сможет определить по почерку.
ПЕТЯ: - Через столько лет?
МАМА: - Андрюша говорил: Екатерину Ильиничну не обманешь. Она каждого из нас по почерку знает: в прямом и переносном смысле.
ПЕТЯ: - Екатерина Ильинична, кто это?
МАМА: - Их классная руководительница. Живет через дорогу. Знаешь, какой она была в молодости? Сама ученикам прозвища придумывала. Так приклеивала, что отодрать было невозможно.
ПЕТЯ: - А как она прозвала Андрюшу?
МАМА: - Горнистом.
СЦЕНА 6
Петя, Учительница.
УЧИТЕЛЬНИЦА: - Добровольский. Андрей Добровольский.
ПЕТЯ: - Это мой дядя!
УЧИТЕЛЬНИЦА: - Знаешь, как он называл меня? Классной руководительницей. Делал ударение на первом слове.
ПЕТЯ: - Правда, что вы сами придумывали ученикам прозвища?
УЧИТЕЛЬНИЦА: - По-моему, раз уж прозвища неизбежны, надо их держать под контролем, а еще спокойнее сочинять самой!
ПЕТЯ: - А почему вы моего дядю прозвали Горнистом?
УЧИТЕЛЬНИЦА: - Иногда я хитрила. Придумаю ученику прозвище, которому надо соответствовать, и наблюдаю, как он хочет до него дотянуться. Но Андрею дотягиваться было не надо: он полностью соответствовал своему званию.
ПЕТЯ: - Чем?
УЧИТЕЛЬНИЦА: - Без нужды не горнил, но сразу объявлял тревогу: человек в беде! Андрей Добровольский… Попросят у него нарядную куртку, чтобы Таню в кино пригласить, а он и свитер предлагает. Попросят первый том «Графа Монте-Кристо», а он оба несет. Безотказный был парень!
ПЕТЯ: - Не умел говорить «нет»?
УЧИТЕЛЬНИЦА: - Откуда такие сведения? Он не любил говорить «нет». Но это не значит, что не умел. Помню, одного своего одноклассника он беспощадно лупил по щекам и приговаривал: «Нет! Нет! Нет!..»
ПЕТЯ: - Лупил?! Мой дядя?
УЧИТЕЛЬНИЦА: - Лупил не дядя, а один юноша, честный и смелый другого бесчестного и трусливого.
ПЕТЯ: - Но кого же он бил? За что?
УЧИТЕЛЬНИЦА: - Тебя только это интересует? Зачем ты явился? Петр Добровольский?
ПЕТЯ: - Я был в семье Тани Ткачук. Ее мама очень больна.
УЧИТЕЛЬНИЦА: - Да, да… Раньше я часто заходила к ним. Начинала рассказывать, какая Таня была замечательная, и только сильней растравляла…
ПЕТЯ: - Мне дали три письма, попросили узнать, где эти ребята и почему не заходят. Обещали ради Тани жизнью пожертвовать!
УЧИТЕЛЬНИЦА: - Ничего не стерлось. Буквы все те же, которыми они писали контрольные и мелом на доске. Не заходят, говоришь? Как же они могут зайти, если обещали жизнью пожертвовать?
ПЕТЯ: - Они все… погибли? Все трое?
УЧИТЕЛЬНИЦА: - Не трое! Их миллионы погибли. А буквы все те же! «С. Н.» Это Сережа Нефедов. Он! Не сомневаюсь… Художественная была натура! Цветы на подоконниках разводил. Бывало, после уроков по шесть портфелей тащил: освобождал девчонок от физических напряжений. Он им и каблуки приколачивал, если отрывались во время танцев. И только один человек в классе называл его за это «бабьим угодником». Только один… Сережа Нефедов… Он и рисовал хорошо! — Ну да… У меня есть его картина: «Неизвестная с портфелем». Таню изобразил… Он и чувства свои изобразил в письме живописно! А вот картина. Посмотри. Узнаешь?
— В жизни она лучше была, по-моему.
«В.Б.» Это Володя Бугров… У меня сохранилась его тетрадка. Он решал в ней задачки, которых я лично решить не могла .Только один человек в классе называл его «телеграфным столбом»: дескать, прямолинеен. А в чем заключалась эта прямолинейность? Говорил правду… Считал, что если производственные и спортивные нормы надо выполнять, то уж человеческие тем более! Всегда в очередь становился, никого не расталкивал, а оказывался все равно впереди. Академиком был бы… Сколько будущих академиков не дожили даже до института!
Вот написано: «С». Это Саша Лепешкин. Стеснялся своей фамилии: одной буквой отметился. Маленьких обожал! И этого тоже стеснялся: украдкой, за школой, первоклассников на санках катал. Мама его уборщицей в школе работала. Так он, бывало, за нее после уроков полы мыл. Этого не стеснялся! Девчонки идут… сама Таня идет, а он моет, трет. Ведра таскает… Нет идеальных? А Саша Лепешкин! Только один человек в классе назвал его «поломойкой». Только один…
Петя : Кто это, Екатерина Ильинична?
Учительница: — Тот, которого Андрюша отхлестал по щекам. Ладно уж… Поскольку мне предстоит операция с неизвестным исходом, я расскажу тебе. Ты, в конце концов, должен знать. Тем более что этот самый «один в классе» живет с тобой рядом.
Петя: — Гнедков?
Учительница: — Трагический парадокс заключается в том, что и те трое тоже жили на разных этажах твоего дома. И все трое погибли, а он…
Петя: А за что Андрюша его… по щекам? За «бабьего угодника» или за «поломойку»?
Учительница: За это Андрюша делал ему внушение. Мягко предупреждал. Гнедков клялся, что больше не повторит.
В тот день Гнедкова не бить, а убить можно было.
Петя: За что?!
Учительница: За то, что Таня погибла.
Первый раз фашистские самолеты прорвались к городу через месяц после начала войны… Мои ребята, жившие в вашем доме, составили график: кому и когда дежурить на крыше. Разделили ее на квадраты: дом-то длиннющий! Однажды, когда была объявлена тревога, Таня увидела из окна, что Гнедков идет не на пост, а хочет прошмыгнуть вниз, в бомбоубежище. Она окликнула его: уже звякали зажигалки. Он объяснил, что в дождь дежурить не может: рискует свалиться с крыши. А ведь тоже клялся в любви! Трусы могут любить, как ты думаешь?
— Не могут!
— Могут, Петя… Но прежде всего себя! И вообще… страх умерщвляет в них любые другие чувства. Гнедков и спрятался в бомбоубежище. Фронт на крыше был открыт врагу. Я не высокопарно изъясняюсь: это было именно так. Тогда на покинутый пост встала Танюша. На ее «квадрате» находился чердак. Она скинула с крыши все зажигалки. Одну даже вытащила с чердака… вместе с горевшим бельем. В те времена на чердаках сушили белье… Два ближних дома горели. А ваш был спасен! Но взрывная волна от фугаски, упавшей неподалеку, сбросила Таню вниз.
И тогда Андрюша…
— Беспощадно отхлестал труса. Гнедков и тут захлебывался от страха: «Прости, Андрей! Прости!..» Но тот отвечал: «Нет!» Жизнь научила его, наконец, не только любви, но и ненависти. Ненавидеть необходимо… Иначе мы, выражаясь привычным для меня математическим языком, поставим знак равенства между добротою и беспринципностью. — После Таниной гибели все мои мальчики написали заявления в военкомат. Кроме Гнедкова: сказал, что зрение не позволило. Хотя выгоду свою разглядит за сто километров! Да и вообще… с таким зрением, как у него, многие воевали. Вот и вся история!
Петя: Спасибо, Екатерина Ильинична.
Учительница : Во дворе рассказывать про это не надо. Ни за какой давностью срока предательство прощено быть не может. Но у Гнедкова есть жена, сын…
Учительница: Воздержись! Сосредоточься лучше на болезни Надежды Емельяновны… Кстати, передай, как говорится в дар от меня картину «Неизвестная с портфелем». И тетрадку Володи Бугрова. Тут на обложке написано: «Татьяна, милая Татьяна!» Сам он стихов не писал, но за помощью обратился к великому. Запомни, Петя: болото всегда ненавидит гору. И чем выше гора, тем больше это раздражает болото.
СЦЕНА 7
Петя, Валька
ВАЛЬКА: - Носильщик? Доставщик на дом? Опять что-то кому-то тащить? «Бюро услуг»!
ПЕТЯ: - Между прочим, я выяснил: Таня Ткачук погибла на войне!
ВАЛЬКА: - Да что ты! Она просто с крыши свалилась.
ПЕТЯ: - Тебе папочка так объяснил?
ВАЛЬКА: - Он-то уж лучше знает!
ПЕТЯ: - Он врет. Ему выгодно так объяснять! Он предал в ту ночь наш дом. А Таня спасла!
ВАЛЬКА: - Она свалилась. Дождь был… Она просто свалилась!
ПЕТЯ: - Вот тебе за отца-труса! А вот тебе… за тебя самого! Вот! Вот еще… (Пощечины).
ВАЛЬКА: - Прости, Петя! Я не думал. Я не хотел…
ПЕТЯ: - Нет! Нет! Нет!..
СЦЕНА 8
Петя, Мама, Гнедков
Гнедков: - Нина Васильевна, вы дома, слава Богу. Это спасение!
МАМА: Что случилось?
Гнедков : - Дикий спазм... Сердце останавливается!
МАМА: - Вызовите неотложку.
Гнедков : - Нина, я прошу тебя, сделай ему хотя бы укол.
ПЕТЯ: - Вспомнил, что по соседству бюро добрых услуг.
МАМА: - Что произошло?
Гнедков: - Валя пришел со двора избитый. Я к тебе, Петя, не имею претензий. Кто-то ввел тебя в заблуждение. Понимаете, когда родной ребенок требует от отца оправданий и объяснений - сердце не выдерживает!
МАМА: - Ложитесь на диван.
СЦЕНА 9
Надежда Емельяновна, Екатерина Ильинична, Петя
Надежда Емельяновна: Спасибо, Петя. Как же я сама не догадалась про ребят..(рассматривает портрет,тетрадку) Я часто вспоминаю, Петя, про наших мальчишек. И вот что думаю… О тех, которые трудились на заводах, в разных учреждениях, золотом на мраморных досках написано: «Здесь работали… Вечная слава!» И правда, выходит, никто не забыт и ничто не забыто. А мальчики нашего дома нигде еще не работали. Не успели они… Но они ведь не виноваты, что еще не работали? Они много чего не успели.
Петя: Надежда Емельяновна… Послушайте! А если сделать доску, пусть деревянную или еще из чего-нибудь… и установить ее в нашем доме? В подъезде, возле лифта. Если сделать так, а?
И плюс к тому еще летопись создать: «Герои, жившие в нашем доме!»
Надежда Емельяновна: Так делают… где-нибудь?
Петя: Все с чего-нибудь начинается. Вы подумайте: матери будут каждый день видеть, что их сыновья не забыты. И отцы будут видеть… и братья, и сестры. Вы подумайте: если даже сын или брат нигде еще не работал… ну, прямо из десятого на войну ушел, все равно о нем будет написано!
Надежда Емельяновна: А о дочери?
Петя: И о дочери тоже!
Екатерина Ильинична: А я для тебя новое прозвище придумаю? Горнистом уже называли Андрюшу… Будь Сигнальщиком! И вовсю сигналь, как только потребует жизнь.
— Хорошо бы побольше было на свете Сигнальщиков и Горнистов! И поменьше молчунов, которые не сигналят и не горнят ни при каких обстоятельствах. Одним словом, если ты сделаешь то, что задумал, я действительно лягу в больницу со спокойной душой. Буду знать, что имена и подвиги моих мальчиков не канули в вечность. И вообще… Пусть про тех, которые успели в жизни всего лишь одно — спасти нашу землю! — пусть про них будет написано. О каждом! Поименно… И если школ уже нет, то в домах, где они жили. А если и домов, где жили, нет, то в Домах пионеров, где в кружках занимались, или в детских библиотеках, куда за книжками бегали… Но чтоб ни одно имя не кануло в вечность!