12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Наталия52
Россия, Ленинградская обл., п.Мга
0

Всероссийский конкурс педагогического мастерства на лучший сценарий театрализованного представления

Всероссийский конкурс педагогического мастерства на лучший сценарий театрализованного представления

Сценарий спектакля по повести А. Алексина «Сигнальщики и горнисты»

Действующие лица:

Петя

Нина Васильевна, мама

Екатерина Ильинична, учительница

Гнедков

Валька Гнедков

Надежда Емельяновна

СЦЕНА 1

Петя: - У каждого человека должно быть имя. Это обязательно. И может быть прозвище, если придумают. У меня вот было два прозвища: сначала именовали горнистом, а потом переименовали в сигнальщика. Почему? Этого я вам сказать не могу, пока не дойду до одной истории, которая сама все объяснит. НАЧНУ РАССКАЗЫВАТЬ ПО ПОРРЯДКУ. Моя мама работала педиатром, проще сказать, детским врачом, но дети нашего дома к ней за советами не обращались. А вот взрослые не давали проходу. Было известно, что ухаживая за больны мужем, т.е. за моим отцом, мама овладела всеми медицинскими специальностями.



Появляются больные и мама:

- Ваш вид мне не нравится! Не помогать сердцу -это варварство! (выписывает рецепт)

- У, как вы дышите! Зачем вы стараетесь превозмочь болезнь на ногах?

- Себя не жалеете, так пожалейте близких!

- Людей, пренебрегающих своим здоровьем, я считаю жестокими.



ПЕТЯ: Скоро маму в нашем доме прозвали «добрым гением»

- Нина ВАСИЛЬЕВНА – наш добрый гений!

(Произносят жители дома)

-А нашу квартиру - бюро добрых услуг ( выносят табличку)

Нина Васильевна: - Необидное прозвище, но только в бюро не может работать один человек, должно быть два. Врач – это не только профессия, но и образ жизни. Отправляйся, Петя, по обычному маршруту в аптеку, а потом отнеси лекарство Надежде Емельяновне .

СЦЕНА 2

Мама и Гнедков, Петя



ГНЕДКОВ: - Ваша квартира напоминает процедурный кабинет. Делаете уколы, меряете давление … Если бы я был вашим мужем, я бы этого не допустил. НЕ расшибайтесь, Нина Васильевна, не оценят!

Поверьте: каждый будет судить о вас лишь по тому, что сделали для него лично! Изменить человечество-это не в ваших силах!

Петя: Сосед по фамилии ГНЕДКОВ, ЖИВШИЙ ПРЯМО ПОД НАМИ, встретив маму, всегда начинал заботливо поучать ее.

ГНЕДКОВ: Видел бы вас ваш покойный супруг! Он, до этой своей болезни нежил и баловал вас как дитя.

Петя: - Однако нежность маму не изнежила, а баловство вовсе не избаловало, она жила так, как будто износа быть не может.  

ГНЕДКОВ: - Щедрой вас будет считать лишь тот, кого вы облагодетельствуете! А всех, Нина Васильевна, благодеяний не охватишь! У людей короткая память – они забудут ваше добро!

МАМА: - Я и не хочу, чтобы они помнили.

ГНЕДКОВ: - Да я смотрю, что вы похожи на своего брата Андрюшу! Тот тоже был слабохарактерным. Не умел говорить «нет». Да научитесь, наконец, отказывать - это полезное свойство.

Петя: Андрюша, брат мамы, незадолго до войны, привел моего отца в дом и познакомил с моей будущей мамой.

МАМА: - Андрей был слабохарактерным? Со своим слабым характером он поднялся навстречу танку. Вам не доводилось так поступать?



ГНЕДКОВ: - Нина Васильевна, я вовсе не хотел…

МАМА: - Отыскивать слабое у сильных, мелкое у крупных - утешительно для себя? Не правда ли? Так вроде и сближаешься с ними? Да? Ненавижу войну! ( уходят) Гнедков разводит руками



СЦЕНА 3



ПЕТЯ: У Надежды Емельяновны была дочь Таня. Она погибла на войне.

Надежда Е.: На УЛИЦЕ холодно?

ПЕТЯ: Что вы, тепло!

НАДЕЖДА: А я замерзла.

Петя смотрит фото

А это моя дочь, Танюша.

ПЕТЯ: А рядом?

НАДЕЖДА: А рядом я! Что не верится?

Танюшу я прям сюда из родильного дома и привезла.Дом у нас старый, но прочный. Сколько еще простоит! Таня любила выпрыгивать во двор через окна.

Там, под окнами, ее ждали мальчишки. Сюда заходить не решались.

НАДЕЖДА: - Присядь.

Достаёт коробку с письмами.

НАДЕЖДА: - Это все когда-то Танюше писали.

ПЕТЯ: - Ее так любили?!

НАДЕЖДА: - Здесь только записки. А вот письма! Я их ХРАНЮ! Эти трое обещали пожертвовать ради нее жизнью. Интересно, где они сейчас, помнят ли ее?

ПЕТЯ: - Помнят! Конечно, помнят!

НАДЕЖДА: - Как бы хотелось узнать, кто они… эти бывшие мальчики, Танины поклонники.

ПЕТЯ: - Вы их не знаете?!



НАДЕЖДА: - Откуда? Они же в квартиру к нам не заходили, а письма подписывали одной-двумя буквами. Только в одной записке есть имя Петя.

ПЕТЯ: Меня тоже Петей зовут.

НАДЕЖДА: Я знаю, Петя Петров.

ПЕТЯ: - Разве после войны они не заходили?

НАДЕЖДА: - К кому заходить?

Петя: К вам!

НАДЕЖДА: Зачем я им нужна?- Гнедков, который живет на втором этаже, как-то сказал: - «Стучатся в дверь, когда есть нужда!» Видимо, он был прав.

ПЕТЯ: И вы ему верите?

Надежда: Он с Таней в одном классе учился, я его расспрашивала, а он и ответил этой фразой.

Петя:- НУ МОЖЕТ ОНИ В ДРУГИЕ ГОРОДА переехали! Поменяли адреса, вот и все. Давайте, я их разыщу!

НАДЕЖДА: - Возьми письма… Только не потеряй.  Танюша была не только красивой, но и доброй. Всегда стремилась помочь, как твоя мама. И как ты.



СЦЕНА 4



Валька, Петя.

ЗВУК СВИСТКА

ВАЛЬКА: - Все по квартирам ходишь? «Бюро добрых услуг»? Доставщик!

ПЕТЯ: - А ты бюро каких услуг?

ВАЛЬКА: - Я вообще ни у кого в услужении не состою! Хочешь, чтобы тебя похвалили? Брат милосердия? Доктор медицинских наук?

ПЕТЯ: - Что ты орешь? Тебе неизвестно что ли, что Надежда Емельяновна пожилая женщина тяжело больна… Тебе неизвестно, что ли?

ВАЛЬКА: - Между прочим, ее старшая дочь погибла не на войне!

ПЕТЯ: - Как… не на войне?

ВАЛЬКА: - Так, не на войне. И не на земле. И не в воздухе! И не на море…

ПЕТЯ: - А где же? Ну?

ВАЛЬКА: - Между небом и землей! На крыше!

ПЕТЯ: - Что ты мелешь, на какой крыше!?

ВАЛЬКА: - На обычной крыше нашего дома.

ПЕТЯ: - Откуда ты знаешь?

ВАЛЬКА: - Оттуда! Она училась с моим отцом…



СЦЕНА 5

Петя, Мама.

ПЕТЯ: - Валька Гнедков говорит, что Таня Ткачук погибла не на войне. А на крыше.

МАМА: - На крыше тоже была война. Таня сбрасывала зажигалки и была смыта взрывной волной. Если б не она, мы бы задохнулись в бомбоубежище.

ПЕТЯ: - Может, вернуться и навалять Вальке как следует?

МАМА: - Победи мирными средствами. Что это? Письма?..

ПЕТЯ: - Старые, довоенные. Пообещал тете Наде найти бывших мальчишек, которые написали их Тане. Узнать о них: где живут и кем стали. А как узнать — сам не знаю. Обратных адресов нет. Имен и фамилий тоже.

МАМА: - Всего три письма? 

ПЕТЯ: - Да что ты! Их очень много, но эти обещали пожертвовать ради Тани жизнью.

МАМА: - Таня Ткачук была самой красивой девочкой во всей школе. Я была маленькая, как увижу ее — на корточки приседаю. А что делалось с мальчишками, представляешь? Они и приседали и вскакивали…

ПЕТЯ: - И наш Андрюша тоже…?

МАМА: - Он… он проявил себя потом… после… Как только Таня погибла, он ушел на фронт. Ему едва семнадцать исполнилось. Мог бы год подождать. А знаешь, что такое год на войне? Но Андрюша и одного дня ждать не хотел.

ПЕТЯ: - Так он, может быть, из-за нее… под танк?

МАМА: - Я могла бы так думать. Но не хочу!

МАМА: - Ну, как же ты будешь искать?

ПЕТЯ: - Надо, я думаю, прочитать письма и по их содержанию…

МАМА: - Не смей читать! Их писали не тебе.

ПЕТЯ: - А как же тогда?

МАМА: - Есть живая свидетельница. Она сможет определить по почерку.

ПЕТЯ: - Через столько лет?

МАМА: - Андрюша говорил: Екатерину Ильиничну не обманешь. Она каждого из нас по почерку знает: в прямом и переносном смысле.

ПЕТЯ: - Екатерина Ильинична, кто это?

МАМА: - Их классная руководительница. Живет через дорогу. Знаешь, какой она была в молодости? Сама ученикам прозвища придумывала. Так приклеивала, что отодрать было невозможно.

ПЕТЯ: - А как она прозвала Андрюшу?

МАМА: - Горнистом.

СЦЕНА 6

Петя, Учительница.



УЧИТЕЛЬНИЦА: - Добровольский. Андрей Добровольский.

ПЕТЯ: - Это мой дядя!

УЧИТЕЛЬНИЦА: - Знаешь, как он называл меня? Классной руководительницей. Делал ударение на первом слове.

ПЕТЯ: - Правда, что вы сами придумывали ученикам прозвища?

УЧИТЕЛЬНИЦА: - По-моему, раз уж прозвища неизбежны, надо их держать под контролем, а еще спокойнее сочинять самой!

ПЕТЯ: - А почему вы моего дядю прозвали Горнистом?

УЧИТЕЛЬНИЦА: - Иногда я хитрила. Придумаю ученику прозвище, которому надо соответствовать, и наблюдаю, как он хочет до него дотянуться. Но Андрею дотягиваться было не надо: он полностью соответствовал своему званию.

ПЕТЯ: - Чем?

УЧИТЕЛЬНИЦА: - Без нужды не горнил, но сразу объявлял тревогу: человек в беде! Андрей Добровольский… Попросят у него нарядную куртку, чтобы Таню в кино пригласить, а он и свитер предлагает. Попросят первый том «Графа Монте-Кристо», а он оба несет. Безотказный был парень!

ПЕТЯ: - Не умел говорить «нет»?

УЧИТЕЛЬНИЦА: - Откуда такие сведения? Он не любил говорить «нет». Но это не значит, что не умел. Помню, одного своего одноклассника он беспощадно лупил по щекам и приговаривал: «Нет! Нет! Нет!..»

ПЕТЯ: - Лупил?! Мой дядя?

УЧИТЕЛЬНИЦА: - Лупил не дядя, а один юноша, честный и смелый другого бесчестного и трусливого.

ПЕТЯ: - Но кого же он бил? За что?

УЧИТЕЛЬНИЦА: - Тебя только это интересует? Зачем ты явился? Петр Добровольский?

ПЕТЯ: - Я был в семье Тани Ткачук. Ее мама очень больна.

УЧИТЕЛЬНИЦА: - Да, да… Раньше я часто заходила к ним. Начинала рассказывать, какая Таня была замечательная, и только сильней растравляла…

ПЕТЯ: - Мне дали три письма, попросили узнать, где эти ребята и почему не заходят. Обещали ради Тани жизнью пожертвовать!

УЧИТЕЛЬНИЦА: - Ничего не стерлось. Буквы все те же, которыми они писали контрольные и мелом на доске. Не заходят, говоришь? Как же они могут зайти, если обещали жизнью пожертвовать?

ПЕТЯ: - Они все… погибли?  Все трое?

УЧИТЕЛЬНИЦА: - Не трое! Их миллионы погибли. А буквы все те же!  «С. Н.» Это Сережа Нефедов. Он! Не сомневаюсь… Художественная была натура! Цветы на подоконниках разводил. Бывало, после уроков по шесть портфелей тащил: освобождал девчонок от физических напряжений. Он им и каблуки приколачивал, если отрывались во время танцев. И только один человек в классе называл его за это «бабьим угодником». Только один… Сережа Нефедов… Он и рисовал хорошо! — Ну да… У меня есть его картина: «Неизвестная с портфелем». Таню изобразил… Он и чувства свои изобразил в письме живописно! А вот картина. Посмотри. Узнаешь?

— В жизни она лучше была, по-моему.


«В.Б.» Это Володя Бугров… У меня сохранилась его тетрадка. Он решал в ней задачки, которых я лично решить не могла .Только один человек в классе называл его «телеграфным столбом»: дескать, прямолинеен. А в чем заключалась эта прямолинейность? Говорил правду… Считал, что если производственные и спортивные нормы надо выполнять, то уж человеческие тем более! Всегда в очередь становился, никого не расталкивал, а оказывался все равно впереди. Академиком был бы… Сколько будущих академиков не дожили даже до института!

Вот написано: «С». Это Саша Лепешкин. Стеснялся своей фамилии: одной буквой отметился. Маленьких обожал! И этого тоже стеснялся: украдкой, за школой, первоклассников на санках катал. Мама его уборщицей в школе работала. Так он, бывало, за нее после уроков полы мыл. Этого не стеснялся! Девчонки идут… сама Таня идет, а он моет, трет. Ведра таскает… Нет идеальных? А Саша Лепешкин! Только один человек в классе назвал его «поломойкой». Только один…

Петя :  Кто это, Екатерина Ильинична?

Учительница: — Тот, которого Андрюша отхлестал по щекам. Ладно уж… Поскольку мне предстоит операция с неизвестным исходом, я расскажу тебе. Ты, в конце концов, должен знать. Тем более что этот самый «один в классе» живет с тобой рядом.

Петя: — Гнедков? 

Учительница: — Трагический парадокс заключается в том, что и те трое тоже жили на разных этажах твоего дома. И все трое погибли, а он…


 Петя: А за что Андрюша его… по щекам? За «бабьего угодника» или за «поломойку»?

Учительница: За это Андрюша делал ему внушение. Мягко предупреждал. Гнедков клялся, что больше не повторит.

В тот день Гнедкова не бить, а убить можно было.


Петя: За что?!

Учительница: За то, что Таня погибла.

 Первый раз фашистские самолеты прорвались к городу через месяц после начала войны… Мои ребята, жившие в вашем доме, составили график: кому и когда дежурить на крыше. Разделили ее на квадраты: дом-то длиннющий! Однажды, когда была объявлена тревога, Таня увидела из окна, что Гнедков идет не на пост, а хочет прошмыгнуть вниз, в бомбоубежище. Она окликнула его: уже звякали зажигалки. Он объяснил, что в дождь дежурить не может: рискует свалиться с крыши. А ведь тоже клялся в любви! Трусы могут любить, как ты думаешь?

— Не могут!

— Могут, Петя… Но прежде всего себя! И вообще… страх умерщвляет в них любые другие чувства. Гнедков и спрятался в бомбоубежище. Фронт на крыше был открыт врагу. Я не высокопарно изъясняюсь: это было именно так. Тогда на покинутый пост встала Танюша. На ее «квадрате» находился чердак. Она скинула с крыши все зажигалки. Одну даже вытащила с чердака… вместе с горевшим бельем. В те времена на чердаках сушили белье… Два ближних дома горели. А ваш был спасен! Но взрывная волна от фугаски, упавшей неподалеку, сбросила Таню вниз.

 И тогда Андрюша…

— Беспощадно отхлестал труса. Гнедков и тут захлебывался от страха: «Прости, Андрей! Прости!..» Но тот отвечал: «Нет!» Жизнь научила его, наконец, не только любви, но и ненависти. Ненавидеть необходимо… Иначе мы, выражаясь привычным для меня математическим языком, поставим знак равенства между добротою и беспринципностью. — После Таниной гибели все мои мальчики написали заявления в военкомат. Кроме Гнедкова: сказал, что зрение не позволило. Хотя выгоду свою разглядит за сто километров! Да и вообще… с таким зрением, как у него, многие воевали. Вот и вся история!

Петя: Спасибо, Екатерина Ильинична.


 Учительница : Во дворе рассказывать про это не надо. Ни за какой давностью срока предательство прощено быть не может. Но у Гнедкова есть жена, сын…

Учительница: Воздержись! Сосредоточься лучше на болезни Надежды Емельяновны… Кстати, передай, как говорится в дар от меня картину «Неизвестная с портфелем». И тетрадку Володи Бугрова. Тут на обложке написано: «Татьяна, милая Татьяна!» Сам он стихов не писал, но за помощью обратился к великому. Запомни, Петя: болото всегда ненавидит гору. И чем выше гора, тем больше это раздражает болото.





СЦЕНА 7

Петя, Валька

ВАЛЬКА: - Носильщик? Доставщик на дом? Опять что-то кому-то тащить? «Бюро услуг»!

ПЕТЯ: - Между прочим, я выяснил: Таня Ткачук погибла на войне!

ВАЛЬКА: - Да что ты! Она просто с крыши свалилась.

ПЕТЯ: - Тебе папочка так объяснил?

ВАЛЬКА: - Он-то уж лучше знает!

ПЕТЯ: - Он врет. Ему выгодно так объяснять! Он предал в ту ночь наш дом. А Таня спасла!



ВАЛЬКА: -  Она свалилась. Дождь был… Она просто свалилась!

ПЕТЯ: - Вот тебе за отца-труса! А вот тебе… за тебя самого! Вот! Вот еще… (Пощечины).

ВАЛЬКА: - Прости, Петя! Я не думал. Я не хотел…

ПЕТЯ: - Нет! Нет! Нет!.. 

СЦЕНА 8

Петя, Мама, Гнедков



Гнедков: - Нина Васильевна, вы дома, слава Богу. Это спасение!

МАМА: Что случилось?

Гнедков : - Дикий спазм... Сердце останавливается!

МАМА: - Вызовите неотложку.

Гнедков : - Нина, я прошу тебя, сделай ему хотя бы укол.

ПЕТЯ: - Вспомнил, что по соседству бюро добрых услуг.

МАМА: - Что произошло?

Гнедков: - Валя пришел со двора избитый. Я к тебе, Петя, не имею претензий. Кто-то ввел тебя в заблуждение. Понимаете, когда родной ребенок требует от отца оправданий и объяснений - сердце не выдерживает!

МАМА: - Ложитесь на диван.



СЦЕНА 9

Надежда Емельяновна, Екатерина Ильинична, Петя

Надежда Емельяновна: Спасибо, Петя. Как же я сама не догадалась про ребят..(рассматривает портрет,тетрадку) Я часто вспоминаю, Петя, про наших мальчишек. И вот что думаю… О тех, которые трудились на заводах, в разных учреждениях, золотом на мраморных досках написано: «Здесь работали… Вечная слава!» И правда, выходит, никто не забыт и ничто не забыто. А мальчики нашего дома нигде еще не работали. Не успели они… Но они ведь не виноваты, что еще не работали? Они много чего не успели.

Петя: Надежда Емельяновна… Послушайте! А если сделать доску, пусть деревянную или еще из чего-нибудь… и установить ее в нашем доме? В подъезде, возле лифта. Если сделать так, а?

И плюс к тому еще летопись создать: «Герои, жившие в нашем доме!»

Надежда Емельяновна: Так делают… где-нибудь?

Петя: Все с чего-нибудь начинается. Вы подумайте: матери будут каждый день видеть, что их сыновья не забыты. И отцы будут видеть… и братья, и сестры. Вы подумайте: если даже сын или брат нигде еще не работал… ну, прямо из десятого на войну ушел, все равно о нем будет написано!

Надежда Емельяновна: А о дочери? 

Петя: И о дочери тоже!


Екатерина Ильинична: А я для тебя новое прозвище придумаю? Горнистом уже называли Андрюшу… Будь Сигнальщиком! И вовсю сигналь, как только потребует жизнь.


— Хорошо бы побольше было на свете Сигнальщиков и Горнистов!  И поменьше молчунов, которые не сигналят и не горнят ни при каких обстоятельствах. Одним словом, если ты сделаешь то, что задумал, я действительно лягу в больницу со спокойной душой. Буду знать, что имена и подвиги моих мальчиков не канули в вечность. И вообще… Пусть про тех, которые успели в жизни всего лишь одно — спасти нашу землю! — пусть про них будет написано. О каждом! Поименно… И если школ уже нет, то в домах, где они жили. А если и домов, где жили, нет, то в Домах пионеров, где в кружках занимались, или в детских библиотеках, куда за книжками бегали… Но чтоб ни одно имя не кануло в вечность!








Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.