Министерство образования Республики Башкортостан
ГБПОУ Дуванский многопрофильный колледж
Всероссийский урок безопасности
в сети Интернет
Методическая разработка
внеклассного учебного мероприятия
Подготовила: преподаватель дисциплины «Информатика» Соболева Наталья Анатольевна
Рассмотрено на заседании цикловой комиссии математических и общих естественнонаучных дисциплин
Протокол № ____от _____________
Председатель ЦК _________________
с. Дуван, 2018 г.
Аннотация
Данная публикация – это сценарий внеклассного учебного мероприятия, посвящённого безопасности подростков в сети Интернет. С каждым днём всемирная паутина вовлекает в свое киберпространство новых пользователей. Среди них – дети, которые зачастую не чувствуют себя защищёнными в виртуальном мире. Несмотря на то, что Интернет – это уникальный информационный учебно-познавательный, коммуникативный ресурс, в сети содержится информация, негативно влияющая на физическое, психическое здоровье детей, их духовно-нравственное развитие. Поэтому цель занятия - воспитание среди детей и подростков информационной культуры, обеспечивающей ответственное и безопасное поведение в сети Интернет.
В методической разработке представлена методика проведения внеклассного учебного мероприятия по теме «Всероссийский урок безопасности в сети Интернет» по дисциплине «Информатика» для студентов 1 курса.
Методическая разработка содержит:
- содержание,
- введение,
- план проведения мероприятия,
- сценарий,
- заключение,
- список литературы,
- приложения.
Методическая разработка может быть использована преподавателями общеобразовательных дисциплин при подготовке и проведению внеклассных мероприятий.
Содержание
Введение ………………………………………………………………… 4
Подготовительный этап …………………………………………….. 5
План проведения мероприятия ……………………………………… 6
Сценарий проведения …………………………………………………… 8
Заключение ………………………………………………………….. 13
Литература ………………………………………………………….. 14
Приложения ………………………………………………………….. 15
Введение
«Интернет сегодня - не просто технологии, это безграничные возможности развития и личностного роста, это формирование новых навыков совершенствования и познания.
Но как и любая высокотехнологичная система, Интернет требует хорошего уровня знаний и квалификации, иначе из друга и сподвижника он может превратиться во врага и источник повышенной опасности…»
Бокова Людмила Николаевна
Член Совета Федерации ФС РФ, Председатель Временной комиссии Совета Федерации по развитию информационного общества
Информационная безопасность в системе профессионального образования – составное понятие, включающее технические, этические и правовые аспекты. В настоящее время каждый из обучающихся в системе профессионального образования использует компьютер и доступ в Интернет, причем большинство обучающихся имеет эти инструменты получения информации дома.
Поскольку глобальная сеть Интернет наряду с уникальными возможностями для системы образования таит в себе и чрезвычайную опасность, преподаватели и студенты, все активнее использующие средства новых информационных технологий, ресурсы и услуги Интернет, должны не только осознавать, какой вред может быть нанесен их интеллектуальному, нравственному развитию, психическому и физическому здоровью, но знать и уметь пользоваться средствами защиты от нее. Эта опасность, разумеется, кроется во всех средствах массовой информации, и в первую очередь, в ТВ, радио, печатных изданиях.
Преподавание информационной безопасности в профессиональном образовании развивается в двух направлениях:
собственно компьютерная безопасность – развитие у студентов навыков культурного поведения в сети, использования лицензированных продуктов, познаний в области антивирусного и антиспамового программного обеспечения;
медиаобразование, т. е. изучение специфического языка различных средств массовой информации: телевидения, радио, прессы, Интернета, чтобы уметь правильно и критически работать с информацией. Особое значение в этом направлении приобретает интеллектуальное развитие студентов в рамках профессионального образования, так как после его завершения студенты переходят непосредственно к трудовой деятельности, и зачастую не имеют достаточно времени для получения новых, дополнительных знаний.
В этой связи важное значение в системе профессионального образования придается методическим материалам по обеспечению информационной безопасности обучающихся системы профессионального образования, которые предназначены для оказания помощи администрации, преподавателям и обучающимся в организации и обеспечении информационной безопасности образовательных учреждений. Кроме того, предлагаемый материал может служить основой для проведения занятий по различным дисциплинам.
В рамках реализации Плана мероприятий по реализации Концепции информационной безопасности детей на 2018-2020 годы, утвержденного приказом № 88 Минкомсвязи России от 27 февраля 2018 года, 30 октября 2018 года было проведено внеклассное учебное мероприятие по теме «Всероссийский урок безопасности в сети Интернет» по дисциплине «Информатика» для студентов 1 курса.
Второй раз в рамках Единого урока по безопасности в сети Интернет в нашем учебном заведении было проведено внеклассное мероприятие в форме игры для студентов 1 курса.
Подготовительный этап
Для проведения открытого внеклассного учебного мероприятия была проведена подготовительная работа. Выбрана тема, ее содержание и актуальность.
Для проведения был составлен план и сценарий мероприятия, подобраны ведущие и помощники, подготовлены разнообразные и интересные практические задания для участников игры, подобраны стихи, видеоролики, создано слайдовое сопровождение мероприятия.
План проведения внеклассного учебного мероприятия
по дисциплине «Информатика»
Дата проведения: 30 октября 2018 г.
Преподаватель: Соболева Н.А.
Тема: Всероссийский урок безопасности в сети Интернет
Цель: Создать условия для формирования навыков и систематизации знаний в области безопасного использования сети Интернет.
Задачи:
- образовательные: способствовать формированию общего представления о безопасной работе в сети Интернет, систематизации знаний в области использования Интернета;
- развивающие: способствовать развитию у обучающихся навыков безопасной работы в Интернете на основании имеющегося у них опыта; привитию навыков ответственного и безопасного поведения в современной информационно-телекоммуникационной среде; формированию критического отношения к сообщениям и иной информации, распространяемой в сетях Интернет, мобильной (сотовой) связи, посредством иных электронных средств массовой коммуникации;
- воспитательные: способствовать воспитанию информационной культуры и толерантного общения при работе в сети Интернет; формированию у обучающихся информационной и коммуникативной компетенции.
Форма проведения: игра
Место проведения: актовый зал колледжа
Участники: студенты 1-го курса
ТСО: ноутбук, мультимедийный проектор, слайдовое сопровождение мероприятия, видеоролик «Школьные знания для реальной жизни. Безопасность в сети Интернет»
Раздаточный материал: жетоны разного цвета
Формируемые компетенции:
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
Ход мероприятия
Организ
ационный моментВступительное слово ведущих.
Мотивация
Сообщение темы мероприятия
Основная часть.
Просмотр видеоролика «Школьные знания для реальной жизни. Безопасность в сети Интернет».
Игра «Один за всех».
Подведение итогов
Заключительное сл
ово ведущих.
Литература
https://www.единыйурок.рф/ - Официальном сайте проекта Единый урок.рф
http://security.mosmetod.ru/ - Единый урок по безопасности в сети Интернет - 2018
https://youtu.be/Xe26HLY9db4 - Видеоролик «Школьные знания для реальной жизни. Безопасность в сети Интернет».
https://www.supertosty.ru/stihi/stih_57.html - Стихи об Интернете
https://ficbook.net/readfic/686601 - Книга Фанфиков. Стихи о безопасном Интернете.
Сценарий мероприятия
1 ведущий. Ночь. Компьютер. Интернет.
Три часа – а сна всё нет.
Стук по клавишам и ввод.
Из окна в окно проход.
Слово. Фраза. И совет.
Был вопрос – и есть ответ.
ICQ, e-mail’ы, сайт,
Память в сотни гигабайт.
Диалог. Письмо. Рассылка.
Форум. Чат. Запрос. И ссылка.
Слово. Поиск. Сохранить.
Напечатать. Удалить.
Ввод. Запрос. Ответ системы.
Ящик. Список. Файл «Без темы».
2 ведущий. Не уходи надолго в Интернет -
Там можно потеряться незаметно.
Там к прежней жизни возвращенья нет...
И не люблю я Интернет за это.
Но просыпаюсь и бегу с утра
Проверить почту, выяснить погоду.
Как много писем у меня! Ура!
Я буду строчки смаковать подолгу.
Я думаю: - Спасибо, Интернет!
За новые знакомства и открытья.
И я лечу на монитора свет,
Чтобы легко расслабиться, забыться.
И непонятно, как мы столько лет
Спокойно жили без всемирной сети?
Однажды появился Интернет
И сразу изменилось все на свете.
Преподаватель: Здравствуйте, ребята! В настоящее время Интернет стал неотъемлемой частью повседневной жизни, бизнеса, политики, науки и образования. Развитие глобальной сети изменило наш привычный образ жизни, расширило границы наших знаний и опыта. Интернет открывает перед нами широкие возможности, а это значит, что появилась возможность доступа к любой информации, хранящейся на миллионах компьютерах во всем мире. Но с другой стороны миллионы компьютеров получили доступ к вашему компьютеру. И этот доступ не всегда может быть «полезным». Как же сделать работу в глобальной сети безопасной? - это и есть главный вопрос нашего сегодняшнего мероприятия.
1 ведущий. К сожалению, многие подростки и взрослые не очень хорошо представляют себе, какие опасности и неприятности может принести в их дом Интернет. С каждым годом количество преступлений, совершенных при помощи компьютеров возрастает.
2 ведущий. Создан специальный отдел, который занимается преступлениями в сфере Интернет. Но в ходе расследования оказывается, что жертвы не соблюдали самых простых правил и пострадали по собственному незнанию.
Преподаватель. Чтобы таких случаев становилось меньше, было принято решение каждый год 30 октября проводить для обучающихся всей страны единый всероссийский урок по безопасности в сети Интернет. Мы с вами тоже подключаемся к этой акции. Итак, тема нашего сегодняшнего мероприятия «Безопасность в сети Интернет».
Видеоролик
Преподаватель: А теперь давайте проверим, насколько вы эрудированы в области интернет-безопасности.
1 ведущий. По плечу победа смелым,
Ждет того большой успех,
Кто, не дрогнув, если нужно,
Вступит в бой...
Вместе: «Один за всех»!
(ведущие уходят со сцены)
Преподаватель: (объясняет правила игры) Правила игры следующие:
1) Играют все группы одновременно.
2) У каждого из вас жетоны разного цвета.
3) В игре 15 вопросов, которые постепенно усложняются. Ответы в презентации тоже выделены разными цветами. Вы поднимаете жетон того цвета, ответ на вопрос которого считаете правильным. Если ваш ответ верный, встаете с места. Далее игру продолжаете стоя.
Друг с другом не советуетесь и не обсуждаете ответы! Каждый играет самостоятельно, но за свою команду.
4) Кто ответил неправильно, передаете свои жетоны арбитрам и садитесь на место.
5) Выигрывает та команда, где останется стоять наибольшее количество игроков.
Преподаватель: Если Правила игры понятны, поднимите зеленый жетон. Молодцы! Поехали!
Проведение игры
Ваши друзья говорят, что вы рассылаете им спам-сообщения. Что будете делать?
Сменю пароль к аккаунту в социальной сети. *
Ничего не буду делать, такое бывает и потом само проходит.
Подумаю, что друзья просто шутят
Вам пришло письмо: «Чтобы выиграть миллион в нашей лотерее, вам нужно зарегистрироваться на этом сайте (ссылка на сайт). Регистрация закрывается завтра. Не пропустите!». Что вы сделаете?
Зайду на сайт и посмотрю, что за лотерея.
Напишу в ответ письмо, где попрошу прислать подробности о лотерее.
Удалю письмо, я ничего не знаю об этом сайте и авторе письма. *
Какую информацию в Интернете можно выкладывать в открытом доступе?
Номер телефона
Хобби, увлечение *
Информацию о родственниках
Ваш друг в социальной сети прислал вам файл и сообщение: «Привет! В этом файле наши с тобой фотки с дня рождения. Смотри!». Но вы не были с ним на дне рождении. Как вы поступите?
Открою файл и посмотрю фотографии.
Прежде чем открыть файл, зайду в социальную сеть и спрошу у друга, что это за фотки.
Позвоню другу, чтобы выяснить, не взломан ли его аккаунт. *
Вам пришло письмо: «Добрый день! Мы предлагаем вам учиться за рубежом! Обучение, проживание, перелет — за наш счет. Нужно только оплатить пересылку документов — 1500 рублей. Не упустите свой шанс!». В письме есть реквизиты. Как вы поступите?
я не против бесплатно слетать в за границу
уточню, нет ли у них программы обучения в Китае.
удалю письмо, оно выглядит подозрительно. *
Что в Интернете запрещено законом?
размещать информацию о себе
размещать информацию других без их согласия *
копировать файлы для личного использования
Какой пароль является самым сложным?
Natalia1993
Mar!nA_1993 *
veronica1093
Когда можно доверять письму от неизвестного отправителя?
Отправитель использует официальный логотип
Отправитель обращается к вам по имени отчеству
Никогда нельзя доверять письму от неизвестного отправителя *
Что такое брутфорс?
Подбор пароля*
Подбор секретного кода
Подбор ответа на контрольный вопрос
ВКонтакте вдруг просят повторно ввести ваши логин и пароль, чего раньше никогда не было. Что вы сделаете?
Введу, раз нужно.
Проверю доменный адрес сайта. Если он не совпадает с настоящим, закрою сайт.
Введу, так как мой аккаунт привязан к мобильному номеру, а значит, защищен от любого мошенничества.
Если компьютер работает в нормальном режиме, означает ли это, что он не заражен?
Да
Если антивирус ничего не показывает, компьютер чист
Нет *
Межсетевой экран (firewall)- это…
Устройство, кеширующее сетевой трафик
Устройство, считывающее сетевой трафик
Устройство блокирующее сетевой трафик, за исключением разрешенных данных*
Какой интернет-протокол обеспечивает безопасный просмотр сайтов (первые буквы в адресной строке браузера)
http://
https://*
ftp://
Что такое аутентификация?
Это предоставление легальным пользователям прав доступа к ресурсам системы
Это присвоение субъектам и объектам доступа уникального номера, шифра, кода и т.п. с целью получения доступа к информации
Это проверка подлинности пользователя по предъявленному им идентификатору.*
Скрытое перенаправление пользователей на поддельные сайты, осуществляемое с помощью внедренного вредоносного вируса или инфицирования целого сервера DNS
фарминг *
кардинг
фишинг
После игры ведущие возвращаются на сцену
Преподаватель: Давайте подведем итог нашего мероприятия. Сейчас мои соведущие озвучат действия по выполнению правил безопасной работы в Интернете в стихотворной форме. Ваша задача – вместо пропусков подобрать подходящие по смыслу и в рифму слова и все вместе хором озвучить их.
1 ведущий. Мы хотим, чтоб интернет
Был вам другом много лет!
Будешь знать пять правил этих –
Смело плавай в интернете!
2 ведущий. Иногда тебе в сети
Вдруг встречаются вруны.
Их условия не сложны:
Смс отправить можно
С телефона папы, мамы –
И уже ты на Багамах.
Ты мошенникам не верь,
Информацию (проверь)
1 ведущий. Вдруг из щели между строк
Вылезает червячок.
Безобидный он на вид,
Но в себе беду таит.
Может файлы он стирать,
Может деньги воровать,
Предлагает нам обновки,
Вирус – мастер маскировки!
Не хочу попасть в беду,
(Антивирус) заведу!
2 ведущий. В интернете злые «тролли»
Появляются порой.
Эти злюки-задаваки
Могут довести до драки.
Им дразнить людей прикольно,
Несмотря, что это больно.
Только полный их («игнор»)
«Тролля» охладит задор.
1 ведущий. Как и всюду на планете,
Есть опасность в Интернете.
Мы опасность исключаем,
Если (фильтры) подключаем.
2 ведущий. В Интернете, как и в мире,
Есть и добрые, и злые.
Полон разных он людей,
Есть и гений, и злодей.
По портрету не поймёшь
От кого слезу прольёшь.
Чтобы вор к нам не пришел,
И чужой нас не нашел,
Телефон свой, адрес, фото
В Интернет (не помещай)
И чужим ( не сообщай).
1 ведущий. Если Вы будете соблюдать эти правила, то Интернет станет для Вас верным помощником.
Преподаватель: В случае, если вас оскорбляют, преследуют в Интернете или делают неприличные предложения, либо вы стали жертвой сетевых мошенников или столкнулись с опасностью во время пользования сетью Интернет, то вы можете обратиться в бесплатную всероссийскую службу консультирования для детей и взрослых по проблемам безопасного использования Интернета и мобильной связи по номеру 8-800-2500015.
1 ведущий. Безопасный Интернет –
Хорошей жизни вот секрет!
Там найдёшь ты что угодно –
От реферата до кроссворда.
2 ведущий. Почти все дети, даже в школе
В «Контакт» заходят поневоле.
Урок истории идёт –
Наполеон с врагом воюет,
И Интернет вам вмиг найдёт
Дальнейшую судьбу героя.
1 ведущий. На форум можешь ты зайти,
Легко друзей себе найти.
И даже видео и фото
Легко найти там без заботы.
2 ведущий. Не знаешь ты, куда пойти?
Скорее Google map введи,
Ведь для него же не помеха –
Узнать, куда идти и ехать.
1 ведущий. У Интернета нет границ,
Ведь в нём так много веб-страниц!
От интересных тайн и фактов
До настоящих небылиц!
2 ведущий. Его просторы необъятны,
И знает каждый человек,
Что в нём всегда и всё понятно.
Вот в этом есть его секрет.
Преподаватель: Спасибо всем большое за участие. Надеюсь, мероприятие для вас было интересным, познавательным и полезным. Желаю всем приятного и безопасного общения в сети Интернет!
Заключение
Интернет – это безграничные возможности работы с информацией, но, используя их, нельзя забывать об опасностях и угрозах. Обеспечение информационной безопасности и воспитание информационной культуры должно стать приоритетным направлением работы современного образовательного учреждения.
Одной из эффективных форм развития познавательного интереса студентов к информатике могут служить внеклассные мероприятия: игровые соревнования, конкурсы, акции, турниры смекалистых и т.д.
30 октября в рамках Единого Всероссийского урока по безопасности в сети Интернет было проведено внеклассное мероприятие в форме урока-игры для студентов 1 курса. Ребятам был продемонстрирован видеоролик «Школьные знания для реальной жизни. Безопасность в сети Интернет», созданный Московским городским методическим центром, из которого они узнали, как защитить свои персональные данные, аккаунты, как создать надежный пароль и совершать безопасные покупки в интернет-магазинах, как определять надежность сайтов и не попадаться на уловки кибермошенников.
После просмотра ролика все студенты приняли участие в игре «Один за всех», тем самым проявив свои знания и эрудицию. В заключении узнали о существовании специальной службы – Линия помощи «Дети онлайн», куда можно обратиться в случае интернет-угроз.
Будем надеяться, что данное мероприятие для студентов будет эффективно работать на повышение уровня кибербезопасности и цифровой грамотности, а также на обеспечение внимания родительской и педагогической общественности к проблеме обеспечения безопасности и развития детей в информационном пространстве.
Список литературы:
Видеоролик «Школьные знания для реальной жизни. Безопасность в сети Интернет» - https://youtu.be/Xe26HLY9db4 (Дата обращения: 27.10.2018)
Википедия. Фишинг - https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B8%D1%88%D0%B8%D0%BD%D0%B3 (Дата обращения 22.10.2018)
Единый урок по безопасности в сети Интернет – 2018 - http://security.mosmetod.ru/ (Дата обращения: 23.10.2018)
Книга Фанфиков. Стихи о безопасном Интернете. - https://ficbook.net/readfic/686601 (Дата обращения: 29.10.2018)
Методические рекомендации по обеспечению информационной безопасности обучающихся системы профессионального образования / Ерофеева А.О., Кульков А.А., Мурылева Г.А. и др. - ГАОУДПО ВИПКРО имени Л.И. Новиковой , 2013.
Ресурсный центр образования - http://center-edu.ssti.ru/bezopasnost.php (Дата обращения: 29.10.2018)
Сайт Единого урока для детей и подростков - www.Единыйурок.дети (Дата обращения: 24.10.2018)
Сайт Единого урока по безопасности в сети «Интернет» - www.Единыйурок.рф (Дата обращения: 23.10.2018)
Стихи об Интернете - https://www.supertosty.ru/stihi/stih_57.html (Дата обращения: 29.10.2018)
Фишинговые письма. Как определить подделку в вашем почтовом ящике? - https://yandex.ru/blog/money/6982 (Дата обращения: 23.10.2018)
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Слайдовое сопровождение материала учебного внеклассного мероприятия
Продолжение приложения 1
Продолжение приложения 1
Продолжение приложения 1
Продолжение приложения 1