12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Соболева Наталья Анатольевна752
Педстаж - 8 лет
Россия, Башкирская респ., Дуван
Материал размещён в группе «Информатика - это интересно!»

Министерство образования Республики Башкортостан

ГБПОУ Дуванский многопрофильный колледж

 

 Всероссийский урок безопасности
в сети Интернет

 

 

Методическая разработка
внеклассного учебного мероприятия

Подготовила: преподаватель дисциплины «Информатика» Соболева Наталья Анатольевна

Рассмотрено на заседании цикловой комиссии математических и общих естественнонаучных дисциплин

Протокол № ____от _____________

Председатель ЦК _________________

с. Дуван, 2018 г.

Аннотация

Данная публикация – это сценарий внеклассного учебного мероприятия, посвящённого безопасности подростков в сети Интернет. С каждым днём всемирная паутина вовлекает в свое киберпространство новых пользователей. Среди них – дети, которые зачастую не чувствуют себя защищёнными в виртуальном мире. Несмотря на то, что Интернет – это уникальный информационный учебно-познавательный, коммуникативный ресурс, в сети содержится информация, негативно влияющая на физическое, психическое здоровье детей, их духовно-нравственное развитие. Поэтому цель занятия - воспитание среди детей и подростков информационной культуры, обеспечивающей ответственное и безопасное поведение в сети Интернет.

В методической разработке представлена методика проведения внеклассного учебного мероприятия по теме «Всероссийский урок безопасности в сети Интернет» по дисциплине «Информатика» для студентов 1 курса.

Методическая разработка содержит:

  • содержание,
  • введение,
  • план проведения мероприятия,
  • сценарий,
  • заключение,
  • список литературы,
  • приложения.

Методическая разработка может быть использована преподавателями общеобразовательных дисциплин при подготовке и проведению внеклассных мероприятий.

 


 

Содержание

Введение ………………………………………………………………… 4

Подготовительный этап …………………………………………….. 5

План проведения мероприятия ……………………………………… 6

Сценарий проведения …………………………………………………… 8

Заключение ………………………………………………………….. 13

Литература ………………………………………………………….. 14

Приложения ………………………………………………………….. 15


 

Введение

«Интернет сегодня - не просто технологии, это безграничные возможности развития и личностного роста, это формирование новых навыков совершенствования и познания.

Но как и любая высокотехнологичная система, Интернет требует хорошего уровня знаний и квалификации, иначе из друга и сподвижника он может превратиться во врага и источник повышенной опасности…»

Бокова Людмила Николаевна

Член Совета Федерации ФС РФ, Председатель Временной комиссии Совета Федерации по развитию информационного общества

Информационная безопасность в системе профессионального образования – составное понятие, включающее технические, этические и правовые аспекты. В настоящее время каждый из обучающихся в системе профессионального образования использует компьютер и доступ в Интернет, причем большинство обучающихся имеет эти инструменты получения информации дома.

Поскольку глобальная сеть Интернет наряду с уникальными возможностями для системы образования таит в себе и чрезвычайную опасность, преподаватели и студенты, все активнее использующие средства новых информационных технологий, ресурсы и услуги Интернет, должны не только осознавать, какой вред может быть нанесен их интеллектуальному, нравственному развитию, психическому и физическому здоровью, но знать и уметь пользоваться средствами защиты от нее. Эта опасность, разумеется, кроется во всех средствах массовой информации, и в первую очередь, в ТВ, радио, печатных изданиях.

Преподавание информационной безопасности в профессиональном образовании развивается в двух направлениях:

собственно компьютерная безопасность – развитие у студентов навыков культурного поведения в сети, использования лицензированных продуктов, познаний в области антивирусного и антиспамового программного обеспечения;

медиаобразование, т. е. изучение специфического языка различных средств массовой информации: телевидения, радио, прессы, Интернета, чтобы уметь правильно и критически работать с информацией. Особое значение в этом направлении приобретает интеллектуальное развитие студентов в рамках профессионального образования, так как после его завершения студенты переходят непосредственно к трудовой деятельности, и зачастую не имеют достаточно времени для получения новых, дополнительных знаний.

В этой связи важное значение в системе профессионального образования придается методическим материалам по обеспечению информационной безопасности обучающихся системы профессионального образования, которые предназначены для оказания помощи администрации, преподавателям и обучающимся в организации и обеспечении информационной безопасности образовательных учреждений. Кроме того, предлагаемый материал может служить основой для проведения занятий по различным дисциплинам.

В рамках реализации Плана мероприятий по реализации Концепции информационной безопасности детей на 2018-2020 годы, утвержденного приказом № 88 Минкомсвязи России от 27 февраля 2018 года, 30 октября 2018 года было проведено внеклассное учебное мероприятие по теме «Всероссийский урок безопасности в сети Интернет» по дисциплине «Информатика» для студентов 1 курса.

Второй раз в рамках Единого урока по безопасности в сети Интернет в нашем учебном заведении было проведено внеклассное мероприятие в форме игры для студентов 1 курса.


 

Подготовительный этап

Для проведения открытого внеклассного учебного мероприятия была проведена подготовительная работа. Выбрана тема, ее содержание и актуальность.

Для проведения был составлен план и сценарий мероприятия, подобраны ведущие и помощники, подготовлены разнообразные и интересные практические задания для участников игры, подобраны стихи, видеоролики, создано слайдовое сопровождение мероприятия.


 

План проведения внеклассного учебного мероприятия
по дисциплине «Информатика»

Дата проведения: 30 октября 2018 г.

Преподаватель: Соболева Н.А.

Тема: Всероссийский урок безопасности в сети Интернет

Цель: Создать условия для формирования навыков и систематизации знаний в области безопасного использования сети Интернет.

Задачи:

  • образовательные: способствовать формированию общего представления о безопасной работе в сети Интернет, систематизации знаний в области использования Интернета;
  • развивающие: способствовать развитию у обучающихся навыков безопасной работы в Интернете на основании имеющегося у них опыта; привитию навыков ответственного и безопасного поведения в современной информационно-телекоммуникационной среде; формированию критического отношения к сообщениям и иной информации, распространяемой в сетях Интернет, мобильной (сотовой) связи, посредством иных электронных средств массовой коммуникации;
  • воспитательные: способствовать воспитанию информационной культуры и толерантного общения при работе в сети Интернет; формированию у обучающихся информационной и коммуникативной компетенции.

Форма проведения: игра

Место проведения: актовый зал колледжа

Участники: студенты 1-го курса

ТСО: ноутбук, мультимедийный проектор, слайдовое сопровождение мероприятия, видеоролик «Школьные знания для реальной жизни. Безопасность в сети Интернет»

Раздаточный материал: жетоны разного цвета

Формируемые компетенции:

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

Ход мероприятия

Организационный момент

Вступительное слово ведущих.

Мотивация

Сообщение темы мероприятия

Основная часть.

Просмотр видеоролика «Школьные знания для реальной жизни. Безопасность в сети Интернет».

Игра «Один за всех».

Подведение итогов

Заключительное слово ведущих.

 

Литература

https://www.единыйурок.рф/ - Официальном сайте проекта Единый урок.рф

http://security.mosmetod.ru/ - Единый урок по безопасности в сети Интернет - 2018

https://youtu.be/Xe26HLY9db4 - Видеоролик «Школьные знания для реальной жизни. Безопасность в сети Интернет».

https://www.supertosty.ru/stihi/stih_57.html - Стихи об Интернете

https://ficbook.net/readfic/686601 - Книга Фанфиков. Стихи о безопасном Интернете.


 

Сценарий мероприятия

1 ведущий. Ночь. Компьютер. Интернет.
Три часа – а сна всё нет.
Стук по клавишам и ввод.
Из окна в окно проход.
Слово. Фраза. И совет.
Был вопрос – и есть ответ.
ICQ, e-mail’ы, сайт,
Память в сотни гигабайт.
Диалог. Письмо. Рассылка.
Форум. Чат. Запрос. И ссылка.
Слово. Поиск. Сохранить.
Напечатать. Удалить.
Ввод. Запрос. Ответ системы.
Ящик. Список. Файл «Без темы».

2 ведущий. Не уходи надолго в Интернет -
Там можно потеряться незаметно.
Там к прежней жизни возвращенья нет...
И не люблю я Интернет за это.
Но просыпаюсь и бегу с утра
Проверить почту, выяснить погоду.
Как много писем у меня! Ура!
Я буду строчки смаковать подолгу.
Я думаю: - Спасибо, Интернет!
За новые знакомства и открытья.
И я лечу на монитора свет,
Чтобы легко расслабиться, забыться.
И непонятно, как мы столько лет
Спокойно жили без всемирной сети?
Однажды появился Интернет
И сразу изменилось все на свете.

Преподаватель: Здравствуйте, ребята! В настоящее время Интернет стал неотъемлемой частью повседневной жизни, бизнеса, политики, науки и образования. Развитие глобальной сети изменило наш привычный образ жизни, расширило границы наших знаний и опыта. Интернет открывает перед нами широкие возможности, а это значит, что появилась возможность доступа к любой информации, хранящейся на миллионах компьютерах во всем мире. Но с другой стороны миллионы компьютеров получили доступ к вашему компьютеру. И этот доступ не всегда может быть «полезным». Как же сделать работу в глобальной сети безопасной? - это и есть главный вопрос нашего сегодняшнего мероприятия.

1 ведущий. К сожалению, многие подростки и взрослые не очень хорошо представляют себе, какие опасности и неприятности может принести в их дом Интернет. С каждым годом количество преступлений, совершенных при помощи компьютеров возрастает.

2 ведущий. Создан специальный отдел, который занимается преступлениями в сфере Интернет. Но в ходе расследования оказывается, что жертвы не соблюдали самых простых правил и пострадали по собственному незнанию.

Преподаватель. Чтобы таких случаев становилось меньше, было принято решение каждый год 30 октября проводить для обучающихся всей страны единый всероссийский урок по безопасности в сети Интернет. Мы с вами тоже подключаемся к этой акции. Итак, тема нашего сегодняшнего мероприятия «Безопасность в сети Интернет».

Видеоролик

Преподаватель: А теперь давайте проверим, насколько вы эрудированы в области интернет-безопасности.

1 ведущий. По плечу победа смелым,

Ждет того большой успех,

Кто, не дрогнув, если нужно,

Вступит в бой...

Вместе: «Один за всех»!

(ведущие уходят со сцены)

Преподаватель: (объясняет правила игры) Правила игры следующие:

1) Играют все группы одновременно.

2) У каждого из вас жетоны разного цвета.

3) В игре 15 вопросов, которые постепенно усложняются. Ответы в презентации тоже выделены разными цветами. Вы поднимаете жетон того цвета, ответ на вопрос которого считаете правильным. Если ваш ответ верный, встаете с места. Далее игру продолжаете стоя.

Друг с другом не советуетесь и не обсуждаете ответы! Каждый играет самостоятельно, но за свою команду.

4) Кто ответил неправильно, передаете свои жетоны арбитрам и садитесь на место.

5) Выигрывает та команда, где останется стоять наибольшее количество игроков.

Преподаватель: Если Правила игры понятны, поднимите зеленый жетон. Молодцы! Поехали!

 

Проведение игры

Ваши друзья говорят, что вы рассылаете им спам-сообщения. Что будете делать?

Сменю пароль к аккаунту в социальной сети. *

Ничего не буду делать, такое бывает и потом само проходит.

Подумаю, что друзья просто шутят

Вам пришло письмо: «Чтобы выиграть миллион в нашей лотерее, вам нужно зарегистрироваться на этом сайте (ссылка на сайт). Регистрация закрывается завтра. Не пропустите!». Что вы сделаете?

Зайду на сайт и посмотрю, что за лотерея.

Напишу в ответ письмо, где попрошу прислать подробности о лотерее.

Удалю письмо, я ничего не знаю об этом сайте и авторе письма. *

Какую информацию в Интернете можно выкладывать в открытом доступе?

Номер телефона

Хобби, увлечение *

Информацию о родственниках

Ваш друг в социальной сети прислал вам файл и сообщение: «Привет! В этом файле наши с тобой фотки с дня рождения. Смотри!». Но вы не были с ним на дне рождении. Как вы поступите?

Открою файл и посмотрю фотографии.

Прежде чем открыть файл, зайду в социальную сеть и спрошу у друга, что это за фотки.

Позвоню другу, чтобы выяснить, не взломан ли его аккаунт. *

Вам пришло письмо: «Добрый день! Мы предлагаем вам учиться за рубежом! Обучение, проживание, перелет — за наш счет. Нужно только оплатить пересылку документов — 1500 рублей. Не упустите свой шанс!». В письме есть реквизиты. Как вы поступите?

я не против бесплатно слетать в за границу

уточню, нет ли у них программы обучения в Китае.

удалю письмо, оно выглядит подозрительно. *

Что в Интернете запрещено законом?

размещать информацию о себе

размещать информацию других без их согласия *

копировать файлы для личного использования

Какой пароль является самым сложным?

Natalia1993

Mar!nA_1993 *

veronica1093

Когда можно доверять письму от неизвестного отправителя?

Отправитель использует официальный логотип

Отправитель обращается к вам по имени отчеству

Никогда нельзя доверять письму от неизвестного отправителя *

Что такое брутфорс?

Подбор пароля*

Подбор секретного кода

Подбор ответа на контрольный вопрос

ВКонтакте вдруг просят повторно ввести ваши логин и пароль, чего раньше никогда не было. Что вы сделаете?

Введу, раз нужно.

Проверю доменный адрес сайта. Если он не совпадает с настоящим, закрою сайт.

Введу, так как мой аккаунт привязан к мобильному номеру, а значит, защищен от любого мошенничества.

Если компьютер работает в нормальном режиме, означает ли это, что он не заражен?

Да

Если антивирус ничего не показывает, компьютер чист

Нет *

Межсетевой экран (firewall)- это…

Устройство, кеширующее сетевой трафик

Устройство, считывающее сетевой трафик

Устройство блокирующее сетевой трафик, за исключением разрешенных данных*

Какой интернет-протокол обеспечивает безопасный просмотр сайтов (первые буквы в адресной строке браузера)

http://

https://*

ftp://

Что такое аутентификация?

Это предоставление легальным пользователям прав доступа к ресурсам системы

Это присвоение субъектам и объектам доступа уникального номера, шифра, кода и т.п. с целью получения доступа к информации

Это проверка подлинности пользователя по предъявленному им идентификатору.*

Скрытое перенаправление пользователей на поддельные сайты, осуществляемое с помощью внедренного вредоносного вируса или инфицирования целого сервера DNS

фарминг *

кардинг

фишинг

После игры ведущие возвращаются на сцену

Преподаватель: Давайте подведем итог нашего мероприятия. Сейчас мои соведущие озвучат действия по выполнению правил безопасной работы в Интернете в стихотворной форме. Ваша задача – вместо пропусков подобрать подходящие по смыслу и в рифму слова и все вместе хором озвучить их.

1 ведущий. Мы хотим, чтоб интернет

Был вам другом много лет!

Будешь знать пять правил этих –

Смело плавай в интернете!

2 ведущий. Иногда тебе в сети

Вдруг встречаются вруны.

Их условия не сложны:

Смс отправить можно

С телефона папы, мамы –

И уже ты на Багамах.

Ты мошенникам не верь,

Информацию (проверь)

1 ведущий. Вдруг из щели между строк

Вылезает червячок.

Безобидный он на вид,

Но в себе беду таит.

Может файлы он стирать,

Может деньги воровать,

Предлагает нам обновки,

Вирус – мастер маскировки!

Не хочу попасть в беду,

(Антивирус) заведу!

2 ведущий. В интернете злые «тролли»

Появляются порой.

Эти злюки-задаваки

Могут довести до драки.

Им дразнить людей прикольно,

Несмотря, что это больно.

Только полный их игнор»)

«Тролля» охладит задор.

1 ведущий. Как и всюду на планете,

Есть опасность в Интернете.

Мы опасность исключаем,

Если (фильтры) подключаем.

2 ведущий. В Интернете, как и в мире,

Есть и добрые, и злые.

Полон разных он людей,

Есть и гений, и злодей.

По портрету не поймёшь

От кого слезу прольёшь.

Чтобы вор к нам не пришел,

И чужой нас не нашел,

Телефон свой, адрес, фото

В Интернет (не помещай)

И чужим ( не сообщай).

1 ведущий. Если Вы будете соблюдать эти правила, то Интернет станет для Вас верным помощником.

Преподаватель: В случае, если вас оскорбляют, преследуют в Интернете или делают неприличные предложения, либо вы стали жертвой сетевых мошенников или столкнулись с опасностью во время пользования сетью Интернет, то вы можете обратиться в бесплатную всероссийскую службу консультирования для детей и взрослых по проблемам безопасного использования Интернета и мобильной связи по номеру 8-800-2500015.

1 ведущий. Безопасный Интернет –
Хорошей жизни вот секрет!
Там найдёшь ты что угодно –
От реферата до кроссворда.

2 ведущий. Почти все дети, даже в школе
В «Контакт» заходят поневоле.
Урок истории идёт –
Наполеон с врагом воюет,
И Интернет вам вмиг найдёт
Дальнейшую судьбу героя.

1 ведущий. На форум можешь ты зайти,
Легко друзей себе найти.
И даже видео и фото
Легко найти там без заботы.

2 ведущий. Не знаешь ты, куда пойти?
Скорее Google map введи,
Ведь для него же не помеха –
Узнать, куда идти и ехать.

1 ведущий. У Интернета нет границ,
Ведь в нём так много веб-страниц!
От интересных тайн и фактов
До настоящих небылиц!

2 ведущий. Его просторы необъятны,
И знает каждый человек,
Что в нём всегда и всё понятно.
Вот в этом есть его секрет.

Преподаватель: Спасибо всем большое за участие. Надеюсь, мероприятие для вас было интересным, познавательным и полезным. Желаю всем приятного и безопасного общения в сети Интернет!


 

Заключение

Интернет – это безграничные возможности работы с информацией, но, используя их, нельзя забывать об опасностях и угрозах. Обеспечение информационной безопасности и воспитание информационной культуры должно стать приоритетным направлением работы современного образовательного учреждения.

Одной из эффективных форм развития познавательного интереса студентов к информатике могут служить внеклассные мероприятия: игровые соревнования, конкурсы, акции, турниры смекалистых и т.д.

30 октября в рамках Единого Всероссийского урока по безопасности в сети Интернет было проведено внеклассное мероприятие в форме урока-игры для студентов 1 курса. Ребятам был продемонстрирован видеоролик «Школьные знания для реальной жизни. Безопасность в сети Интернет», созданный Московским городским методическим центром, из которого они узнали, как защитить свои персональные данные, аккаунты, как создать надежный пароль и совершать безопасные покупки в интернет-магазинах, как определять надежность сайтов и не попадаться на уловки кибермошенников.

После просмотра ролика все студенты приняли участие в игре «Один за всех», тем самым проявив свои знания и эрудицию. В заключении узнали о существовании специальной службы – Линия помощи «Дети онлайн», куда можно обратиться в случае интернет-угроз.

Будем надеяться, что данное мероприятие для студентов будет эффективно работать на повышение уровня кибербезопасности и цифровой грамотности, а также на обеспечение внимания родительской и педагогической общественности к проблеме обеспечения безопасности и развития детей в информационном пространстве.


 

Список литературы:

Видеоролик «Школьные знания для реальной жизни. Безопасность в сети Интернет» - https://youtu.be/Xe26HLY9db4 (Дата обращения: 27.10.2018)

Википедия. Фишинг - https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B8%D1%88%D0%B8%D0%BD%D0%B3 (Дата обращения 22.10.2018)

Единый урок по безопасности в сети Интернет – 2018 - http://security.mosmetod.ru/ (Дата обращения: 23.10.2018)

Книга Фанфиков. Стихи о безопасном Интернете. - https://ficbook.net/readfic/686601 (Дата обращения: 29.10.2018)

Методические рекомендации по обеспечению информационной безопасности обучающихся системы профессионального образования / Ерофеева А.О., Кульков А.А., Мурылева Г.А. и др. - ГАОУДПО ВИПКРО имени Л.И. Новиковой , 2013.

Ресурсный центр образования - http://center-edu.ssti.ru/bezopasnost.php (Дата обращения: 29.10.2018)

Сайт Единого урока для детей и подростков - www.Единыйурок.дети (Дата обращения: 24.10.2018)

Сайт Единого урока по безопасности в сети «Интернет» - www.Единыйурок.рф (Дата обращения: 23.10.2018)

Стихи об Интернете - https://www.supertosty.ru/stihi/stih_57.html (Дата обращения: 29.10.2018)

Фишинговые письма. Как определить подделку в вашем почтовом ящике? - https://yandex.ru/blog/money/6982 (Дата обращения: 23.10.2018)

 

ПРИЛОЖЕНИЯ


 

Приложение 1

Слайдовое сопровождение материала учебного внеклассного мероприятия


 

Продолжение приложения 1


 


 

Продолжение приложения 1


 


 

Продолжение приложения 1


 


 

Продолжение приложения 1

Опубликовано в группе «Информатика - это интересно!»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.