Сценарий классного часа «Встреча Нового года у народов Западной Сибири» (5–6 классы)
Сценарий классного часа
«Встреча Нового года у народов Западной Сибири»
Целевая аудитория: 5-11 класс
Цель мероприятия: расширить знания учащихся о традициях встречи Нового года у разных народов Западной Сибири
Задачи мероприятия:
- познакомить учащихся с особенностями празднования Нового года в разные исторические периоды нашей страны;
- познакомить учащихся с традициями встречи Нового года у таких народов Западной Сибири, как у хантов, манси, якутов, бурят и других;
- воспитать уважение к новогодним традициям и обычаям народов Западной Сибири;
- активизировать и раскрыть творческие способности учащихся.
Актуальность мероприятия: Новый год – это праздник, который с нетерпением все жду и тщательно готовятся. Готовятся все: от детей до взрослых. Этот праздник ЕДИНЫЙ, хоть и отмечают его по-разному. Познание особенностей встречи Нового года у разных народов расширяет кругозор учащихся, формирует нравственные качества, такие как гуманность, уважение, терпеливость. Происходит осознание ребенком существования у каждого народа своих традиций и обычаев и необходимость их сохранения для будущих поколений.
Содержание классного часа
1. Введение. Погружение в тему
Здравствуйте ребята. Как я рада вас всех видеть! Сегодня мы проведем с вами очередной классный час. Но чтобы он нам запомнился надолго, нужно всем вместе постараться провести его весело, интересно и, конечно же, узнать что-то новое.
Сейчас я вам прочитаю стихотворение сибирского писателя Максима Сафиулина. Название этого стихотворения я пока говорить не буду. Вам нужно догадаться, о каком времени года идет речь.
ЗИМНЕЕ УТРО (Максим Сафиулин)
Как приятно пораньше проснуться
И вдыхая зимы аромат,
В утро чудное снова вернуться,
Словно в белый, задумчивый сад.
Сердце радо пушистому снегу
С ветром хлестким веду диалог,
А он бьёт по щекам мне с разбегу,
Оставляя румяный ожог.
А мне весело, вольно, как в детстве
Наблюдать, как снежинки летят,
И в пустом их, бессмысленном бегстве
Тоже ветер слегка виноват.
Что ж поделать? Работа такая.
Вон, сугробы опять намели.
А снежинки летят, чуть играя,
Тихо-тихо касаясь земли.
Но другой мне погоды не надо!
Этот ветер и снег мне близки!
В них такая родная прохлада,
В них тепло доброй детской руки.
Учитель: - Какому времени года посвящено это стихотворение? (Ответы учащихся)
Учитель: - Да, верно, речь идет о зиме. А стихотворение называется «Зимнее утро».
- Скажите, как называется самый долгожданный зимний праздник? (Ответы учащихся)
- А почему этот праздник каждый год многие ждут с нетерпением? (Ответы учащихся)
- А сейчас давайте поиграем в игру «Ассоциации»
Игра «Ассоциации»
Учитель: - Каждому из вас нужно по очереди назвать любые ассоциации с праздником Новый год. (Ответы учащихся)
- Молодцы ребята! Вы абсолютно правы!
Действительно, Новый год – это праздник чудес. Люди верят в волшебство, в свершение сказки, поэтому к нему тщательно готовятся. Все вокруг преображается: начинают работать новогодние базары, в центрах больших населенных пунктов появляются Новогодние ёлки, повсюду сияют новогодние огоньки. Для создания праздничного настроения люди украшают свои дома.
- А когда празднуется Новый год? (Ответы учащихся)
- А всегда ли Новый год отмечался 1 января? (Ответы учащихся)
- О дате празднования Нового года в разные периоды нашей страны мы узнаем подробнее, послушав сообщение Даши.
Выступление Даши
Ученик 1: Новый год отмечали в Древней Руси весной, в марте, когда природа просыпалась от зимней спячки. С 15 века праздник начали встречать 1 сентября, после уборки урожая. В старину в России в новогоднюю ночь по домам ходили ряженые - дети и взрослые, одетые в маски и шкуры животных. Они пели, танцевали, посыпали пол зерном, желая хозяевам богатого урожая, крепкого здоровья, прославляли щедрость хозяев.
Все изменилось в 1700 г., когда царь Петр I перенес празднование нового года на 1 января. Петр I издал указ, в котором повелевалось Новый год встречать в ночь на 1 января. Он ездил вместе с певчими по домам бояр и поздравлял их. На улицах в это время разжигались костры, чтобы было много света и тепла. В этот день все поздравляли друг друга, украшали дома сосновыми, можжевеловыми и еловыми ветками, устраивали фейерверки, зажигали огни и свечи. Так с легкой руки Петра I Новый год стал зимним праздником. И в каждом доме с тех пор принято ставить украшенную ёлку.
Учитель: - Спасибо Даша.
Беседа с учащимися
- А сейчас все ли отмечают Новый год 1 января? (Ответы учащихся)
- А у нас в Сибири (прим. Западной), как вы думаете, отмечают Новый год все в одно и то же время? (Ответы учащихся)
- Почему вы так думаете? (Ответы учащихся)
- Кто знает, какие народы проживают в Сибири? (Ответы учащихся)
- Сейчас я вам покажу картинки разных народов Сибири, а вы попробуйте догадаться, какой народ на каждой изображен.
Упражнение «Народы Сибири»
Учитель демонстрирует презентацию (картинки) народов Сибири
(учащиеся угадывают)
Картинки народов в национальных костюмах:
• Ханты
• Манси
• Эвенки
• Буряты
• Якуты
• Ненцы
• Сибирские татары
Учитель: - Неплохо. Но это далеко не все народы, которые проживают в Сибири. Вообще в Западной Сибири насчитывается более 125 национальностей, из них 26 коренных малочисленных народов. Картинки увиденных нами народов являются самыми многочисленными. Именно о том, как они встречают Новый год, мы вместе узнаем.
(Учитель предварительно давал некоторым учащимся задание подготовить сообщение о встрече Нового года у определенного народа)
Учитель: Давайте послушаем сообщение о встрече Нового года у хантов и манси
Выступление Яна
Ученик 2: - Северные народы ханты и манси не отмечают Новый го, как мы, в ночь с 31 декабря на 1 января. Начиная с древности, начало Нового года у них празднуется весной в конце марта- начале апреля, потому что в это время заканчивается зимняя охота и жители начинают ловить рыбу. В это же время прилетает первая птица – ворона. (https://ugra.aif.ru/)
Учитель: Спасибо Ян. Кто следующим желает рассказать сообщение?
Выступление Светланы
Ученик 3: - У эвенков Новый год празднуется в день летнего солнцестояния 21 июня. Традиционно праздник весеннего солнцестояния называется Хэбденек, что означает «веселье». В этот день на восходе солнца старейшины замаливают духов, зажигают костер, проводят обряд очищения, зажигая можжевельник. Каждая семья в этот день завязывает на ветке дерева лоскуток, загадывает желание. Эвенки верят, что в день солнцестояния открываются двери между мирами и духи слышат их просьбы. Также по традиции эвенки водят хоровод, провожая старое солнце и встречая новое.
Учитель: Спасибо Света. Давайте послушаем другие сообщения.
Выступление Юли
Ученик 4: - Я хочу рассказать о встрече Нового года у ненцев. Знаете ли вы, что есть люди, встречающие Новый год целых 2 раза в год?! Это ненцы. Они встречают зимний Новый год в ноябре и летний – в июне. Начало зимнего Нового года начинается с замерзанием воды, а летнего – таянием снегов и отелом оленей. В Новый год старейшины задабривают духов, чтобы зима была не очень холодной, в лесах было много добычи, а в реках рыбы. Как и эвенки, ненцы загадывают желания, привязывают ленточки на священном дереве – березе. В этот день нельзя обижать детей. Считается, что если кто-то обидит ребенка, духи рассердятся и покинут обидчика.
Выступление Ильи
Ученик 5: - У якутов Новый год отмечается летом 21 июня. Его называют Ыысах, что означает «изобилие». Он связан с культом солнечных божеств и культом плодородия. Праздник сопровождается молениями, традиционными танцами и соревнованиями. Главный танец праздника осуохай. Он исполняется в хороводе, который символизирует жизненный круг. Танец продолжается до восхода солнца. Так якуты выражают свою благодарность солнцу.
Выступление Влада
Ученик 6: - у бурят Новый год называется днем Белого Месяца. Буряты празднуют Новый год, как и эвенки, 2 раза в год, 1 января и в феврале. Праздник Нового года высчитывается по лунному календарю. Торжество символизирует хорошо проведенную зиму и скорый приход весны. В последний вечер перед праздником жители наводили в доме идеальный порядок. Особенно старались незамужние девушки, потому что соринки или капельки воды на полу могли символизировать некрасивого и пьющего будущего жениха. У входа буряты оставляют кусочек льда и веник, показывая чистые помыслы и веру в то, что в Новом году их проблемы будут выметены из жизни.
Выступление Яны
Ученик 7: - Современные Татары отмечают Новый год в ночь с 31 декабря на 1 января. У татарского народа есть свой Дед Мороз. Его называют Кыш-Бабай, а его внучку называют Кар-Казы. В новогоднюю ночь они ходят по домам и поздравляют детей. Татарский Новый год происходит в кругу семьи. В гости разрешается ходить только после боя курантов. Собираясь в гости, с собой нужно взять угощение – блюдо «Чак-Чак» (тесто в мёде). Это блюдо считается символом гостеприимства.
Беседа с учащимися
Учитель: - Спасибо всем выступающим. Как мы много узнали нового. Об этом нам рассказывают книги, Интернет, телевидение.
Просмотр отрывка телепередачи программы «Утро на Енисее»
Учитель: - Что говорят о праздновании Нового года сами буряты? (Ответы учащихся)
- Есть ли что-то схожее с традициями встречи Нового года у русских? (Ответы учащихся)
- А как вы встречаете Новый год? (Ответы учащихся)
- Каждому человеку Новый год всегда запоминается. Скажите, есть ли у кого-то из вас самый запомнившийся Новый год? Кто желает рассказать?
(Рассказы учащихся)
- Ребята, а как вы украшаете дом к Новому году? (Ответы учащихся)
- Да, обычно многие украшают елку, игрушки для которой покупают в магазинах. А есть ли у вас собственные?
(Желающие демонстрируют свои новогодние поделки, игрушки,
рассказывают о них)
Заключительная часть. Итог классного часа.
Учитель: В Западной Сибири проживает много народов. Некоторые их представители живут недалеко от нас, и мы не задумываемся насколько разные традиции и обычаи у нас. Да, разные, но они ОДНИ. Они объединяют нашу многонациональную страну, наш регион. Давайте помнить об этом и уважать культуру КАЖДОГО народа (не только Сибирских, а ВСЕХ).
Рефлексия
Учитель: Для того чтобы мы об этом вспоминали чаще, давайте пожелаем всем в следующем году.,,
(Учащиеся по очереди называют свои пожелания)
Методические рекомендации: Данный материал можно использовать как во внеклассной деятельности (декада исторических знаний, классный час), так и на уроках истории.
Заключение
Данное мероприятие расширяет кругозор учащихся, учит работать с разными источниками информации, сравнивать, демонстрировать свои творческие способности, делиться семейными традициями с одноклассниками.
Единственное препятствие его проведения в сельской местности – низкое качество интернет-связи. Эффективнее проводить такое мероприятие, используя очную форму.
Список использованных источников
1. Зима в творчестве сибирских поэтов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://zen.yandex.ru/media/id/5b80033e6a028a00aa571b94/zima-v-tvorchestve-sibirskih-poetov-stihi-o-zime-5c4744674676ac00ad9c1bc0
2. Бурятский Новый год [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=AOHBMKgTC64
3. Коренные народы Сибири: ханты, манси, ненцы, сибирские татары, хакасы и многие другие [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://сибирь-инфо.рф/content/21
4. По Сибири – коренные народы Западной Сибири [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://posibiri.ru/korennye-narody-zapadnoj-sibiri/
Приложения
П риложение 1
Новогодняя медаль. Автор-Шалдаева Юля
Приложение 2
Новогодняя елка. Автор Морозова Настя