Конспект проведения занятия по географии за 6 класс «Вулканы и гейзеры»
Тема урока: Вулканы и гейзеры.
6 класс.
Учебник п/р О.А.Климановой «География. Землеведение. 6 клас»
ЦЕЛЬ: расширить, углубить и систематизировать знания о вулканах, горячих источниках, гейзерах.
ЗАДАЧИ:
Образовательные–познакомиться со строением вулканов, рассмотреть причины образования вулканов, гейзеров, их виды и особенности размещения по планете.
Развивающие – формировать умения добывать знания при помощи работы с текстом учебника, с дополнительной литературой, с картами; выделять главное из увиденного и услышанного, анализировать, сравнивать, делать выводы. способствовать формированию и развитию умений и навыков практической деятельности по анализу текстовых и иллюстративных материалов; продолжить формирование навыков работы с картографическими пособиями.
Воспитательные – повышение мотивации к обучению, создание условий для организации мыслительной деятельности учащихся, их общения, формирование положительного отношения к предмету.
Планируемые результаты:
Предметные: учащиеся должны знать, что такое вулкан и гейзер, строение вулкана, механизм образования вулканов, основные зоны вулканизма на Земле; называть и показывать по карте крупнейшие вулканы суши.
Метапредметные: Умение самостоятельно ставить цели и планировать пути их достижения. Умение выделять, описывать и объяснять существенные признаки вулканизма, определять географическое положение вулканов на карте. Развитие умений самостоятельной работы с информацией любой сложности в разных знаковых системах. Организовать учебное сотрудничество в группе.
Умение ясно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи.
Личностные: Сформировать научное видение мира. Развить у учащихся память, мышление и внимание. Умение контролировать результат своей деятельности. Проявление устойчивого познавательного интереса к предмету.
Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности
Формы работы учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Необходимое техническое оборудование: учебник, атлас, мультимедийное оборудование, физическая карта полушарий.
№
Этап урока
Содержание
Деятельность учащихся
Деятельность учителя
Формирование УУД.
1
Организационный этап
- Подготовка учащихся к работе на уроке,
- обеспечить нормальную внешнюю обстановку для работы на учебном занятии;
- психологически подготовить уч-ся к работе на учебном занятии.
Готовятся к уроку
Приветствуют учителя
Воспринимают информацию, сообщаемую учителем
- Приветствие, фиксация отсутствующих;
- проверка подготовленности уч-ся к учебному занятию;
- проверка подготовленности классного помещения к занятию;
- организация внимания школьников;
- раскрытие общей цели урока и плана его проведения.
Регулятивные УУД:
формируем умение готовить рабочее место для выполнения разных видов работ
2
Этап актуализации субъектного опыта учащихся
1. Обеспечить мотивацию учения школьников, принятие ими целей урока.
2. Актуализация субъектного опыта уч-ся (личностных смыслов, опорных знаний и способов действий, ценностных отношений).
Воспринимают информацию, сообщаемую учителем.
Отвечают на вопросы учителя.
Выполняют задания.
Записывают тему урока.
Сообщение темы урока;
- формулирование целей урока вместе с уч-ся;
- показ соц. и практической значимости изучаемого материала;
- постановка перед уч-ся учебной проблемы;
- актуализация субъектного опыта уч-ся.
Прежде чем мы перейдём к изучению нового материала, я прочитаю вам стихотворение А.С. Пушкина которое он написал под впечатлением картины К. Брюллова. (Слайд2):
Везувий зев открыл – дым хлынул клубом, пламя
Широко развилось, как боевое знамя.
Земля волнуется , с шатнувшихся колонн
Кумиры падают! Народ, гонимый страхом,
Толпами, стар и млад, под воспаленным прахом,
Под каменным дождем бежит из града вон…
- О каком природном явлении говорится?
- Как называется картина? В каком городе и в какой стране происходит явление?
- Что мы знаем о вулканах?
- Что нам необходимо узнать о вулканах?
(Слайд3. Тема урока. Цели урока.)
Познавательные УУД:
формируем умение на основе анализа объектов и текстового материала делать выводы;
Коммуникативные УУД:
1) формируем умение слушать и понимать других;
2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
Регулятивные УУД:
формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом;
3
Этап изучения новых знаний и способов деятельности
1. Установить правильность и осознанность изученного материала.
2. Выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления уч-ся.
3.Провести коррекцию выявленных пробелов в осмыслении уч-ся изученного материала
Воспринимают информацию, сообщаемую учителем
Отвечают на вопросы учителя
Выполняют задания. Смотрят видеофрагмент. Работают с картой. Делают записи в тетради.
- Организация внимания уч-ся;
- сообщение основной идеи изучаемого материала (принципа, правила, закона и др.);
- обеспечение осмысления метода исследования изучаемых знаний, способов и средств, которые привели к сделанным выводам;
- обеспечение усвоения методики воспроизведения изучаемого материала (с чего и как начинать, из чего исходить, к чему переходить и как аргументировать выводы).
- Посмотрите на изображение вулкана и попробуйте дать определение, что такое вулкан.(Слайд 4). Какие ключевые слова вы для этого использовали?
- На слайде (Слайд5) изображены вулкан и простая гора, по каким признакам вы их можете различить?
- Работа с учебником: найдите определение, что такое вулкан и сравните с определением, которое сформулировали самостоятельно.
- Рассмотрите изображение внутреннего строения вулкана (Слайд 6) и в тексте параграфа найдите определения новым понятиям (кратер, жерло, магма и лава)
- Из образующегося очага магма поднимается по каналу, который называется жерло к поверхности. Магма насыщена газами, которые выделяются из вулкана при начале извержения. На вершине вулкана находится отверстие — кратер, из которого выбрасываются газы, пепел, пыль, вулканические бомбы и выливается лава (это магма, потерявшая газы) и стекает по склонам горы.
Вернемся к картине «Последний день Помпеи». До наших дней сохранилось описание этого события. Используя текст (см. раздаточный материал), расскажите, как происходит извержение вулкана.
- Как и почему происходит извержение вулкана?
Для ответа на этот вопрос вы должны составить логическую цепочку из предложенных предложений. (Слайд 7-8).
Посмотрите видеофрагмент и ответьте на вопрос, какие бываю вулканы? (слайд 9)
http://www.youtube.com/watch?v=EJDgaaYkHiU
-Самостоятельно составьте схемы «Типы вулканов». Какие признаки вы возьмете для классификации? (Слайды 10-11)
Познавательные УУД:
Научатся - строить сообщения в устной форме; давать определение понятиям, находить в тексте ответ на заданный вопрос; смысловому восприятию познавательного текста, сравнивать, классифицировать,устанавливать признаки сходства и различия, проводить наблюдения, составлять логическую цепочку, устанавливать причинно –следственные связи. Составляют схемы, устанавливают соответствие иллюстраций с понятиями. Знакомятся с разными источниками географической информации.
Коммуникативные УУД:
Научатся – формулировать собственное мнение и позицию; воспринимать другое мнение и позицию.
формируем умение работать в паре
Личностные УУД:
формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
Регулятивные УУД: формируем умение самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном уровне; адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами, и другими лицами.
4
Этап первичной проверки понимания изученного
1. Установить правильность и осознанность изученного материала.
2. Выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления уч-ся.
3.Провести коррекцию выявленных пробелов в осмыслении уч-ся изученного материала
Воспринимают информацию, сообщаемую учителем
Отвечают на вопросы учителя
Знакомятся с заданием и выполняют задания
- Проверка учителем понимания уч-ся того, что является сущностью основного содержания;
- проверка полноты и осознанности усвоения уч-ся новых знаний и способов действий;
- выявление пробелов первичного осмысления уч-ся изученного материала;
- ликвидация неясностей осмысления уч-ся изученного материала.
- Во время урока уже прозвучали названия вулканов. Вспомните их.
- Работа по карте. Найдите по координатам вулканы, запишите их названия и высоту (работа в парах).
а) 2° ю.ш., 78° з.д. (Котопахи, 5897 м)
б) 4° ю.ш., 38° в.д. (Килиманджаро, 5895 м)
в) 55° с.ш., 160° в.д. (Ключевская Сопка, 4750 м)
г) 19 градусов с. ш., 98 градусов з. д. ( Орисаба);
д) 37 градусов с.ш. 139 градусов в.д. (Фудзияма)
е) 40° с. ш. 14°в. д.(Везувий)
(Слайд 12)
-Как на карте обозначаются вулканы?
- Найдите в карте другие вулканы?
- По какому признаку (кроме названных ранее) их можно разделить на группы? (по географическому положению)
- На каком материке нет вулканов?
- Вспомните, почему образуются вулканы. Сравните физическую карту и карту литосферных плит и выявите закономерность раположения вулканов. (Слайд 13-15)
- В некоторых районах, где есть вулканы, можно наблюдать и такие явления.
- Просмотр видео — ролика
« Извержение гейзера Жемчужный. Камчатка».
http://www.youtube.com/watch?v=w5_Qe7erlOI
- О каком явлении рассказывает видео — ролик? (О гейзерах).
-Дайте определение этому явлению.(Слайд 16)
- По видеофрагменту (http://www.youtube.com/watch?v=EJDgaaYkHiU)
опишите схему действия гейзера.
- Как можно использовать горячую воду гейзеров? (Примером служит Исландия, которая находится у Полярного круга, а в теплицах выращивают тропические плоды. Столица Исландии — Рейкьявик — благодаря использованию горячих источников, для отопления домов, является самым чистым городом мира.)
Регулятивные УУД:
формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом; организовывать свою деятельность для проведения наблюдений и опытов;
Личностные УУД:
формируем интерес к предметно-исследовательской деятельности, предложенной в учебнике и учебных пособиях;
Познавательные УУД:Работа с картой, сопоставление разных карт, выявление закономерностей, анализ, формируем умение находить ответы на вопросы, используя иллюстрации, наблюдение, классификация объектов.
Коммуникативные УУД:
формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;
5
Этап информации о домашнем задании
Обеспечить понимание уч-ся цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.
Фиксируют информацию
- Информация о д/з;
- мотивирование выполнения д/з;
- инструктаж по выполнению д/з;
- проверка понимания уч-ся содержания и способов выполнения д/заданий.
Параграф «Вулканы, гейзеры и горячие источники»
По желанию, индивидуально:
-Изготовить модель вулкана из пластилина по описанию в учебнике и продемонстрировать его извержение на уроке. –сообщения о вулканах и гейзерах (можно в виде презентаций)
Личностные УУД:
формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
6
Этап закрепления изученного
1. Обеспечить закрепление в памяти уч-ся знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу.
2. Обеспечить в ходе закрепления повышение уровня осмысления изученного материала, глубины его понимания.
Воспринимают информацию, сообщаемую учителем
Знакомятся с заданием и выполняют задания
- Организация деятельности уч-ся по воспроизведению существенных признаков изученных познавательных объектов;
- организация деятельности уч-ся по отработке изученных знаний и способов действий посредством их применения в ситуациях по образцу и измененных ситуациях;
- закрепление методики изучения нового материала;
- закрепление методики ответа при очередной проверке знаний;
- отработка логики алгоритма изученных правил.
Практикум: Строение Земли и земной коры (углубленное изучение) – задание 3 и 4
http://www.fcior.edu.ru/card/8988/praktikum-stroenie-zemli-i-zemnoy-kory-uglublennoe-izuchenie.html
7
Этап обобщения и систематизации
1. Обеспечить формирование целостной системы ведущих знаний уч-ся.
2. Обеспечить установление уч-ся внутрипредметных и межпредметных связей.
3. Обеспечить формирование у школьников обобщенных понятий.
Знакомятся с заданием и выполняют задания
- Организация деятельности уч-ся по переводу отдельных знаний и способов действий в целостные системы знаний и умений.
Прочитайте стихотворение Вулкан Кракатау. Найдите понятия, которые мы рассматривали на уроке, и объясните их. (Работа в парах с раздаточным материалом)
Познавательные УУД: осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; знакомство с разными видами информации, работа с текстом, объяснение понятий, явлений, процессов.
Коммуникативные УУД: понимать на слух ответы обучающихся. Уметь формулировать собственное мнение и позицию. Работа в парах.
8
Этап подведения итогов учебного занятия
Дать качественную оценку работы класса и отдельных уч-ся.
Фиксируют выводы
Проводят самооценку и взаимооценку
Подведение итогов учебного занятия
Регулятивные УУД: формируем умение оценивать свою работу и работу одноклассников
9
Этап рефлексии
Инициировать и интенсифицировать рефлексию уч-ся по поводу своего психо-эмоционального состояния, мотивации, своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками.
Фиксируют свое настроение и анализируют уровень усвоения материала
Мобилизация уч-ся на рефлексию своего поведения.
- Что вам больше всего запомнилось на уроке?
- Что вы хорошо поняли?
- Какие ещё моменты необходимо более глубоко изучить?
- Какие проекты вы хотели бы разработать дома с родителями по изучаемой теме?
Регулятивные УУД: формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию
Прохуткина Наталья Ильинична
Администрация сайта «УРОК.РФ»
Лесникова Лилия Альбертовна
Абсалямова Айгуль Минихановна
Попкова Татьяна Вениаминовна
Абсалямова Айгуль Минихановна
Кутерова Галия Юнисовна
Абсалямова Айгуль Минихановна
Кутерова Галия Юнисовна
Администрация сайта «УРОК.РФ»
Кутерова Галия Юнисовна