Материал на проверке

Конспект проведения занятия по географии за 6 класс «Вулканы и гейзеры»

3
0
Материал опубликован 24 September 2015 в группе

Тема урока: Вулканы и гейзеры.

 

6 класс.

 

Учебник п/р О.А.Климановой «География. Землеведение. 6 клас»

 

ЦЕЛЬ: расширить, углубить и систематизировать знания о вулканах, горячих источниках, гейзерах.

ЗАДАЧИ:

Образовательные–познакомиться со  строением  вулканов, рассмотреть причины  образования вулканов, гейзеров, их  виды  и особенности размещения  по планете.

Развивающие – формировать умения добывать знания при помощи работы с текстом учебника, с дополнительной литературой, с картами; выделять главное из увиденного и услышанного, анализировать, сравнивать, делать выводы. способствовать формированию и развитию умений и навыков практической деятельности по анализу текстовых и иллюстративных материалов; продолжить формирование навыков работы с картографическими пособиями.

Воспитательные – повышение мотивации к обучению, создание условий для организации мыслительной деятельности учащихся, их общения, формирование положительного отношения к предмету.

 Планируемые результаты:

Предметные: учащиеся должны знать, что такое вулкан и гейзер, строение вулкана, механизм образования вулканов, основные зоны вулканизма на Земле; называть и показывать по карте крупнейшие вулканы суши.

Метапредметные: Умение самостоятельно ставить цели и планировать пути их достижения.  Умение выделять, описывать и объяснять  существенные признаки вулканизма, определять географическое положение вулканов на карте. Развитие умений самостоятельной работы с информацией любой сложности в разных знаковых системах. Организовать учебное сотрудничество в группе.

Умение ясно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи.

Личностные: Сформировать научное видение мира. Развить у учащихся память, мышление и внимание. Умение контролировать результат своей деятельности. Проявление устойчивого познавательного интереса к предмету.

 

Тип урока:  изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности

Формы работы учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Необходимое техническое оборудование: учебник, атлас, мультимедийное оборудование, физическая карта полушарий.

 

Этап урока

Содержание

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Формирование УУД.

1

Организационный этап

- Подготовка учащихся к работе на уроке,

- обеспечить нормальную внешнюю  обстановку для работы на учебном занятии;

- психологически подготовить уч-ся к работе на учебном занятии.

Готовятся к уроку

Приветствуют учителя

Воспринимают информацию, сообщаемую учителем

 

- Приветствие, фиксация отсутствующих;

- проверка подготовленности уч-ся к учебному занятию;

- проверка подготовленности классного помещения к занятию;

- организация внимания школьников;

- раскрытие общей цели урока и плана его проведения.

Регулятивные УУД:

 формируем умение готовить рабочее место для выполнения разных видов работ

2

Этап актуализации субъектного опыта учащихся

1. Обеспечить мотивацию учения школьников, принятие ими целей урока.

2. Актуализация субъектного опыта уч-ся (личностных смыслов, опорных знаний и способов действий, ценностных отношений). 

Воспринимают информацию, сообщаемую учителем.

Отвечают на вопросы учителя.

Выполняют задания.

Записывают тему урока.

 

Сообщение темы урока;

- формулирование целей урока вместе с уч-ся;

- показ соц. и практической значимости изучаемого материала;

- постановка перед уч-ся учебной проблемы;

- актуализация субъектного опыта уч-ся.

 

Прежде чем мы перейдём к изучению нового материала, я прочитаю вам стихотворение А.С. Пушкина которое он написал под впечатлением картины К. Брюллова. (Слайд2):

Везувий зев открыл – дым хлынул клубом, пламя

Широко развилось, как боевое знамя.

Земля волнуется , с шатнувшихся колонн

Кумиры падают! Народ, гонимый страхом,

Толпами, стар и млад, под воспаленным прахом,

 Под каменным дождем бежит из града вон…

 

 - О каком природном явлении говорится?

- Как называется картина? В каком городе и в какой стране происходит явление?

 - Что мы знаем о вулканах?

 - Что нам необходимо узнать о вулканах?

(Слайд3. Тема урока. Цели урока.)

 

Познавательные УУД:

формируем умение на основе анализа объектов и текстового материала делать выводы;

Коммуникативные УУД:

1) формируем умение слушать и понимать других;

2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

Регулятивные УУД:

 формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом;

3

Этап изучения новых знаний и способов деятельности

1. Установить правильность и осознанность изученного материала.

2. Выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления уч-ся.

3.Провести коррекцию выявленных пробелов в осмыслении уч-ся изученного материала

Воспринимают информацию, сообщаемую учителем

Отвечают на вопросы учителя

Выполняют задания. Смотрят видеофрагмент. Работают с картой. Делают записи в тетради.

 

- Организация внимания уч-ся;

- сообщение основной идеи изучаемого материала (принципа, правила, закона и др.);

- обеспечение осмысления метода исследования изучаемых знаний, способов и средств, которые привели к сделанным выводам;

- обеспечение усвоения методики воспроизведения изучаемого материала (с чего и как начинать, из чего исходить, к чему переходить и как аргументировать выводы).

 

- Посмотрите на изображение вулкана и попробуйте дать определение, что такое вулкан.(Слайд 4). Какие ключевые слова вы для этого использовали?

 

- На слайде (Слайд5) изображены вулкан и простая гора, по каким признакам вы их можете различить?

 

 - Работа с учебником: найдите определение, что такое вулкан и сравните с определением, которое сформулировали самостоятельно.

 

- Рассмотрите изображение внутреннего строения вулкана (Слайд 6) и в тексте параграфа найдите определения новым понятиям (кратер, жерло, магма и лава)

 

-  Из образующегося очага магма поднимается по каналу, который называется жерло к поверхности. Магма насыщена газами, которые выделяются из вулкана при начале извержения. На вершине вулкана находится отверстие — кратер, из которого выбрасываются газы, пепел, пыль, вулканические бомбы и выливается лава (это магма, потерявшая газы) и стекает по склонам горы.

 

Вернемся к картине «Последний день Помпеи». До наших дней сохранилось описание этого события. Используя текст  (см. раздаточный материал), расскажите, как происходит извержение вулкана.

 

- Как и почему происходит извержение вулкана?

Для ответа на этот вопрос вы должны составить логическую цепочку из предложенных предложений. (Слайд 7-8).

 

Посмотрите видеофрагмент и ответьте на вопрос, какие бываю вулканы? (слайд 9)

http://www.youtube.com/watch?v=EJDgaaYkHiU

 

 -Самостоятельно составьте схемы «Типы вулканов». Какие признаки вы возьмете для классификации? (Слайды 10-11)

 

 

Познавательные УУД:

Научатся - строить сообщения в устной форме; давать определение понятиям, находить в тексте ответ на заданный вопрос; смысловому восприятию познавательного текста, сравнивать, классифицировать,устанавливать признаки сходства и различия, проводить наблюдения, составлять логическую цепочку, устанавливать причинно –следственные связи. Составляют схемы, устанавливают соответствие иллюстраций с понятиями.  Знакомятся с разными источниками географической информации.

Коммуникативные УУД:

Научатся – формулировать собственное мнение и позицию;  воспринимать другое мнение и позицию.

формируем умение работать в паре

Личностные УУД:

формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

Регулятивные УУД: формируем умение самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном уровне; адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами, и другими лицами.

 

4

Этап первичной проверки понимания изученного

1. Установить правильность и осознанность изученного материала.

2. Выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления уч-ся.

3.Провести коррекцию выявленных пробелов в осмыслении уч-ся изученного материала

Воспринимают информацию, сообщаемую учителем

Отвечают на вопросы учителя

Знакомятся с заданием и выполняют задания

 

- Проверка учителем понимания уч-ся того, что является сущностью основного содержания;

- проверка полноты и осознанности усвоения уч-ся новых знаний и способов действий;

- выявление пробелов первичного осмысления уч-ся изученного материала;

- ликвидация неясностей осмысления уч-ся изученного материала.

 

- Во время урока уже прозвучали названия вулканов. Вспомните их.

 

 - Работа по карте. Найдите по координатам вулканы, запишите их названия и высоту (работа в парах).

а) 2° ю.ш., 78° з.д. (Котопахи, 5897 м)

б) 4° ю.ш., 38° в.д. (Килиманджаро, 5895 м)

в) 55° с.ш., 160° в.д. (Ключевская Сопка, 4750 м)

г) 19 градусов с. ш., 98 градусов з. д. ( Орисаба);
д) 37 градусов с.ш. 139 градусов в.д. (Фудзияма)

е) 40° с. ш. 14°в. д.(Везувий)

(Слайд 12)

 

-Как на карте обозначаются вулканы?

- Найдите  в карте другие вулканы?

- По какому признаку (кроме названных ранее) их можно разделить на группы? (по географическому положению)

- На каком материке нет вулканов?

 

- Вспомните, почему образуются вулканы. Сравните физическую карту и карту литосферных плит и выявите закономерность  раположения  вулканов. (Слайд 13-15)

 

- В некоторых районах, где есть вулканы, можно наблюдать и такие явления.

 - Просмотр видео — ролика

« Извержение гейзера Жемчужный. Камчатка».

http://www.youtube.com/watch?v=w5_Qe7erlOI

 

 - О каком явлении рассказывает видео — ролик? (О гейзерах).

-Дайте определение этому явлению.(Слайд 16)

 - По видеофрагменту (http://www.youtube.com/watch?v=EJDgaaYkHiU)

 опишите схему действия гейзера.

 

 - Как можно использовать горячую воду гейзеров? (Примером служит Исландия, которая находится у Полярного круга, а в теплицах выращивают тропические плоды. Столица Исландии — Рейкьявик — благодаря использованию горячих источников, для отопления домов, является самым чистым городом мира.)

Регулятивные УУД:

 формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом; организовывать свою деятельность для проведения наблюдений и опытов;

 

Личностные УУД:

 формируем интерес к предметно-иссле­довательской   деятельности, предложенной в учебнике и учебных пособиях;

Познавательные УУД:Работа с картой, сопоставление разных карт, выявление закономерностей, анализ, формируем умение находить ответы на вопросы, используя иллюстрации, наблюдение, классификация объектов.

Коммуникативные УУД:

 формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;

 

5

Этап информации о домашнем задании

Обеспечить понимание уч-ся цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.  

Фиксируют информацию

- Информация о д/з;

- мотивирование выполнения д/з;

- инструктаж по выполнению д/з;

- проверка понимания уч-ся содержания и способов выполнения д/заданий.

Параграф «Вулканы, гейзеры и горячие источники»

По желанию, индивидуально:

-Изготовить модель вулкана из пластилина по описанию в учебнике и продемонстрировать его извержение на уроке. –сообщения о вулканах и гейзерах (можно в виде презентаций)

Личностные УУД:

формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

 

6

Этап закрепления  изученного

1. Обеспечить закрепление в памяти уч-ся знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу.

2. Обеспечить в ходе закрепления повышение уровня осмысления изученного материала, глубины его понимания.  

Воспринимают информацию, сообщаемую учителем

Знакомятся с заданием и выполняют задания

 

- Организация деятельности уч-ся по воспроизведению существенных признаков изученных познавательных объектов;

- организация деятельности уч-ся по отработке изученных знаний  и способов действий посредством их применения в ситуациях по образцу и измененных ситуациях;

- закрепление методики изучения нового материала;

- закрепление методики ответа при очередной проверке знаний;

- отработка логики алгоритма изученных правил.

 

Практикум: Строение Земли и земной коры (углубленное изучение) – задание 3 и 4

http://www.fcior.edu.ru/card/8988/praktikum-stroenie-zemli-i-zemnoy-kory-uglublennoe-izuchenie.html

 

7

Этап обобщения и систематизации

1. Обеспечить формирование целостной системы ведущих знаний уч-ся.

2. Обеспечить установление уч-ся внутрипредметных и межпредметных связей.

3. Обеспечить формирование у школьников обобщенных понятий.  

Знакомятся с заданием и выполняют задания

 

- Организация деятельности уч-ся по переводу отдельных знаний и способов действий в целостные системы знаний и умений.

Прочитайте стихотворение Вулкан Кракатау. Найдите понятия, которые мы рассматривали на уроке, и объясните их. (Работа в парах с раздаточным материалом)

 

Познавательные УУД: осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; знакомство с разными видами информации, работа с текстом, объяснение понятий, явлений, процессов.

Коммуникативные УУД: понимать на слух ответы обучающихся. Уметь формулировать собственное мнение и позицию. Работа в парах.

8

Этап подведения итогов учебного занятия

 Дать качественную оценку работы класса и отдельных уч-ся.  

Фиксируют выводы

Проводят самооценку и взаимооценку

Подведение итогов учебного занятия  

Регулятивные УУД: формируем умение оценивать свою работу и работу одноклассников

9

Этап рефлексии

Инициировать и интенсифицировать рефлексию уч-ся по поводу своего психо-эмоционального состояния, мотивации, своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками.

Фиксируют свое настроение и анализируют уровень усвоения материала

Мобилизация уч-ся на рефлексию своего поведения.  

- Что вам больше всего запомнилось на уроке?

- Что вы хорошо поняли?

- Какие ещё моменты необходимо более глубоко изучить?

- Какие проекты вы хотели бы разработать дома с родителями по изучаемой теме?

Регулятивные УУД: формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию

 

 

 

 

 

Комментарии

Иструктаж перед каникулами обязанность классного руководителя. Как, в какой форме его провести, как отследить эффективность инструктажа? Все это заставляет нас , классных руководителей, придумывать новые методы работы. Участие в конкурсе дало новую идею информирования не только учащихся но их родителей. Спасибо за полезный конкурс!!

2 April 2018

Уважаемые участники! Команда жюри сформирована. Продолжается регистрация участников.

5 April 2018

Хотела отправить ссылку на комикс, созданный на бесплатном сервисе. В требованиях написано, чтобы была фотография. Нельзя ли прикрепить ссылку, а фото не делать?

3 May 2018

Добрый день, Лилия Альбертовна. Необходимо прикрепить изображение буклета. Можете сделать скриншот буклета и прикрепить его к работе. С уважением, Айгуль.

3 May 2018

Доброго времени суток! А можно буклет разместить в формате pdf? Там всё видно и текст, и изображения.

7 May 2018

Добрый день, Татьяна Вениаминовна. Да, можете в формате pdf, но общий вид уже распечатанного на бумаге буклета также необходимо прикрепить. С уважением, Айгуль.

21 May 2018

Айгуль Минихановна, я тоже участвую в конкурсе, но не вижу свою фамилию среди конкурсантов. Что мне делать?

7 June 2018

Добрый день, Галия Юнисовна. Необходимо нажать на ссылку Показать всех участников, вы среди них. С уважением, Айгуль.

8 June 2018

Уважаемые участники! Поздравляем участников с завершением проекта! Благодарим команду жюри за проделанную работу. ПРИЗ ОТ СПОНСОРА ПОЛУЧАЕТ: Спицына Любовь Ивановна – Буклет для родителей «Безопасные каникулы ребенка» С уважением, администрация.

15 June 2018

Поздравляю Победителя конкурса, спасибо команде жюри

15 June 2018