Доклад «Взаимодействие с родителями младших школьников как условие их успешной социализации»
Чистякова Любовь Алексеевна, учитель начальных классов
ГБОУ гимназия № 513 Невского района г. Санкт-Петербурга
Взаимодействие с родителями младших школьников
как условие их успешной социализации
От того, как прошло детство, кто вёл
ребенка за руку в детские годы, что
вошло в его разум и сердце
из окружающего мира – от этого
в решающей степени зависит, каким
человеком станет сегодняшний малыш.
В. А. Сухомлинский
Воспитание личности человека - всегда было сложной задачей. Перед педагогами, кроме традиционных вопросов – чему учить и как воспитывать ребёнка, встает проблема: как помочь ему социализироваться в современных условиях.
Личность и менталитет российского гражданина закладываются в первые годы жизни, а значит, на семью, дошкольные учреждения и на начальную школу возлагается особая ответственность по воспитанию личностных качеств у подрастающего поколения.
Семья является одной из основных ценностей, созданных человечеством за всю историю его существования. Ни одна нация, ни одна культурная общность не обошлись и не обходятся без семьи. В её позитивном развитии, сохранении заинтересовано общество, государство, в прочной, надёжной семье нуждается каждый человек.
В современном мире, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание интуитивно. Всё это, как правило, не приносит позитивных результатов.
Взаимодействие педагогов и родителей важно на всех ступенях образования ребенка, но особую значимость и актуальность оно приобретает при получении начального общего образования. Именно в этот период связь ребенка с семьей еще очень крепка, родительский авторитет влияет на мотивационную сферу младшего школьника.
Цель педагогического взаимодействия семьи и школы - создание условий для комфортной, радостной, счастливой жизни ребёнка, для развития его индивидуальности в общем доме «школа - семья». Поэтому в организации воспитательной деятельности младших школьников особое внимание в нашей школе уделяется работе с семьями наших обучающихся, так как воспитательные задачи нельзя решить без привлечения семьи. Только совместными усилиями можно достичь определённых результатов в развитии и воспитании ребёнка. Педагоги нашей школы стараются:
- направлять семейное воспитание на всестороннее развитие детей;
- оказывают помощь родителям в определении методов и приёмов воспитания детей, развивают у родителей положительное отношение к школе, учению детей, доверие к учителю;
- укрепляют авторитет родителей в семье;
- помогать родителям в руководстве учебной работой детей в домашних условиях;
- тактично руководят педагогическим самообразованием родителей, развивают у них стремление к самосовершенствованию.
Залог успешного взаимодействия педагогов, младших школьников и их родителей это создание площадки совместной деятельности, равенство и взаимоуважение.
В своей работе с родителями в нашей школе мы используем разнообразные формы общения:
Индивидуальные
Изучение семьи. Первым шагом в объединении усилий родителей и учителя в воспитании и образовании ребёнка является социологическое исследование, по анкетам проходит знакомство с семьями учеников, что помогает оказывать помощь родителям в определении методов и приёмов воспитания ребёнка; создавать творческие группы родителей.
Индивидуальные беседы. В этих беседах родители более охотно и откровенно рассказывают о тех огорчениях, которые порой могут быть в семье, о беспокойстве, которое вызывает поведение ребёнка, об его успехах. Индивидуальные беседы могут проходить по инициативе классного руководителя или самих родителей.
Коллективные
Родительские собрания. Педагоги школы стараются проводить родительские собрания в нетрадиционных формах: семинарское занятие, деловая игра, диспуты.
Тематические игры - это ещё одна из форм взаимодействия учителя с родителями, которую мы практикуем в своей работе. Главным направлением сотрудничества классного руководителя и родителей, является просвещение по вопросам психологии и педагогики. Этого можно достичь при помощи тематических игр. Например: «Интеллектуальные марафоны», «Семейные олимпиады», где родители не только показывают свою эрудицию в вопросах обучения и воспитания, но и получают дополнительную педагогическую информацию. То, что знает один родитель, другой может не знать. Повышение педагогической культуры родителей является основой раскрытия их творческого потенциала.
Родительские ринги - дискуссионная форма общения родителей, которая помогает им задуматься над тем, что в воспитании своего ребёнка они делают правильно, а что не совсем так. Темы рингов: «За» и «против» школьной формы, «Плохие привычки - наследственность или влияние общества».
Конференции - научно-практические, теоретические, читательские, по обмену опытом («Традиции семьи и их значение в воспитании», «Искусство семейного общения», «Воспитание познавательного интереса детей в семье и школе») проводим традиционно раз в год. С краткими, заранее подготовленными сообщениями о своём опыте семейного воспитания выступают родители. Таких сообщений может быть три-четыре (используем медиа-ресурсы, интерактивную доску). Окончание конференции проходит в форме дискуссии по общей теме.
Переписка с родителями осуществляется по электронной почте, с помощью мессенджеров. Главное условие переписки - доброжелательный тон. Также мы используем официальную школьную группу в VK. Где информируем родителей об успехах их детей; извещаем о предстоящих школьных мероприятиях, поздравляем родителей с праздниками, даём советы и пожелания в воспитании детей.
Многие классные или школьные дела проходят с участием родителей: тематические, информационные, нравственные, спортивные классные часы, праздники, экскурсии. Творческие активные родители оказывают классным руководителям большую помощь в организации таких дел.
Имея в нашей школе большой положительный опыт работы с родителями можем рекомендовать следующее:
Планируя серьезный разговор с родителями, не начинайте его утром, на улице, на ходу, в детской раздевалке, а пригласите их прийти в удобное для вас и для них время. Обязательно усадите за стол. Тогда ваши слова будут услышаны, и родитель будет вынужден вас выслушать. В деловой обстановке он не сможет оборвать разговор тогда, когда ему это станет удобно.
Не начинайте разговор с родителями обучающихся со слов: «Ой извините, можно с Вами поговорить?», «Вы не уделите мне пять минут?», «Не знаю, может быть, я не совсем права, но всё-таки… ». А такие речевые обороты, как «Вы не понимаете…», «Вы не правы…», «Вы должны…», лучше вообще не употреблять в общении с родителями.
Не надо сравнивать достижения разных детей, не надо вообще их сравнивать. Если всё-таки сравнивать, то только с эталоном, нормой возрастного развития: каждый родитель хочет слышать в первую очередь о достижениях и проблемах развития своего ребёнка; если в первые десять пятнадцать минут разговора он ни чего конкретного и убедительного о своём ребёнке не услышит, он постарается закончить разговор.
Научитесь говорить строго по делу, приводить конкретные факты, обозначать не только проблему, но и несколько вариантов её решения. Тогда родитель будет воспринимать вас не как критика, а как помощника. Образно говоря, родитель идёт к педагогу как к врачу: не важно, с чем зашёл, важно, с чем вышел.
Создавайте общественное мнение с помощью родителей – единомышленников, имеющих высокий авторитет среди других мам и пап. Иногда родители сомневаются в целесообразности реализации тех или иных идей педагога, однако склонны доверять мнению таких же людей, как они сами.
Не ставьте задачу завоевать авторитет у всех без исключения родителей, создать со всеми отношения активного сотрудничества, полного взаимопонимания и приятия.
Взаимодействуя с родителями, можно добиться результатов воспитания и обучения детей, подготовить их к переходу на следующую ступеньку обучения. Это взаимодействие мы рассматриваем как социальное партнёрство, что подразумевает равное участие в воспитании ребёнка, как школы, так и семьи.