XIX век: своеобразие эпохи, традиции и обычаи (внеклассное мероприятие для учащихся 8 класса)
Пояснительная записка к презентации
XIX век: своеобразие эпохи, традиции и обычаи (внеклассное мероприятие для учащихся 8 класса).
XIX век – это особый период в развитии России. Каждый новый этап в истории культуры органически связан с предшествующим временем, и вместе с тем в нем появляются качественно новые явления. В этом собственно проявляется одна из закономерностей историко-культурного процесса – преемственность культуры как основы формирования национального наследия.
Новое столетие по сравнению с предшествующим временем было более динамичным в социально-культурном отношении. “Мы зреем не веками, а десятилетиями”, – писал Н. М. Карамзин.
Огромное влияние на общественно-культурную жизнь 19 века оказали три события в истории страны – Отечественная война 1812 года, движение декабристов и отмена крепостного права. Они стали факторами, серьезно повлиявшими на сознание людей, политику правительства в отношении культуры, и прежде всего просвещения.
В 19 веке произошел новый подъем русского искусства. Были созданы выдающиеся произведения в области литературы, живописи, архитектуры, театра, музыки, ставшие достоянием всего человечества.
К сожалению, школьная программа по литературе и истории построена так, что первая половина 19-го века изучается спонтанно и в разное время. У ребят не возникает целостного представления о богатстве культуры этого периода, об особенностях жизни людей, об их стремлениях и желаниях. Данное мероприятие проводилось с целью дать глубокое и разностороннее представление о культуре и традициях первой половины 19-го века. Уроки литературы и истории не всегда дают возможность это сделать, поскольку существует определённая ограниченность во времени, связанность рамками программы. Перед педагогами вставал ряд задач:
1.Вызвать интерес к отечественной культуре, дать возможность почувствовать обстановку, понять нравы, традиции, обычаи русского дворянства первой половины 19 века.
2. Развивать навыки самостоятельного поиска необходимого и дополнительного материала по заданной теме, способность эстетического восприятия и оценки художественной литературы.
3. Способствовать самораскрытию личности учащихся, дать возможность выбрать сферу деятельности и проявить творческие способности.
4. Воспитывать любовь и трепетное отношение к традициям родной страны, речевую культуру и высокий эстетический вкус, гражданскую и идейно- нравственную позицию учащихся.
Организовывая данное мероприятие, мы выбрали форму гостиной, которая привлекла ребят своей необычностью. Восьмиклассники с удовольствием откликнулись на предложения проявить себя в актёрской игре, в оформительской и научной деятельности.
Использованные методы: беседы, инсценировки, презентации, доклады, -позволили удержать внимание ребят, создать ощущение причастности к происходящему.
Сложность мероприятия состояла в том, что оно требовало достаточно основательной подготовки: весь класс был заранее поделён на несколько групп (актёры, оформители, теоретики). Проводились репетиции, оформлялись научные доклады.
Данное мероприятие протекало следующим образом:
1.После приветствия и вступительного слова о том, что
19-й век был самым удивительным и процветающим в России, шли презентации и доклады ребят-теоретиков об архитектуре и живописи. Данное выступление помогло создать атмосферу, царившую в культурной жизни общества 19 века.
Видео 1
Говоря об обществе в целом, по нашему мнению, невозможно обойти стороной частную жизнь людей… Об обычаях дворянского общества ребята знают по произведениям школьной программы. Сценки из жизни высшего света позволяют наглядно продемонстрировать некоторые увлечения дворян.
Это представление салонного альбома( демонстрация), игра в фанты.
Инсценировка «Игра в фанты»
Видео 2
Не секрет, что музыка сопровождала почти все собрания дворянского общества. Было хорошим тоном знать несколько музыкальных произведений и исполнять их под фортепиано. Многие девушки с детства обучались петь… В салонах звучали романсы и увертюры. Популярны в то время были песни, положенные на стихи русских поэтов.
Поэтому в мероприятие было включено исполнение романса
Видео 3
И конечно, невозможно представить себе бал 19 века без традиционного вальса и мазурки.
Танец в исполнении ребят
Видео 4
Каждому человеку свойственно два основных желания: с одной стороны - слиться с толпой, а с другой - выделиться. В связи с этими психологическими особенностями подростки изобретают особый язык, понятный только им. Это и сленговые слова, и жесты, и секретные знаки. Поэтому особый интерес у ребят вызвал тайный разговор влюблённых с помощью мушек и веера…
Презентация ученицы
Подростковый возраст - время становления личности. Часто решение конфликтных ситуаций протекает с помощью резких слов и даже драк. Как из подобных конфликтов выходили дворяне 19 века? Об этом ребята узнали из отрывка фильма «Пушкин. Последняя дуэль» и сценки « Дуэль»
Видео 5
Таким образом, цель - дать представление о культуре первой половины 19-го века - была достигнута. О впечатлениях ребят говорят их отзывы.
Видео 6
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. – СПб., 1994.
2. Черейский Л.А. Современники Пушкина. – Л., Дет.лит., 1981.
3. Марченко Н.А. Литературный быт пушкинской поры. – « Литература в школе», 1997 -4-42.
4. Колесникова А.В. Бал в России18-начало 19 века-СПб.,Азбука-классика,2005
5. Лукович И.Е. В салоне З.А.Волконской. – « Литература в школе», 2003 -2-36.
6. Вацуро В.Э. Литературные альбомы в собрании Пушкинского дома. – Л., 1979.
Презентация ученицы к теме 18 век
PPTX / 2.21 Мб