XIX век: своеобразие эпохи, традиции и обычаи (внеклассное мероприятие для учащихся 8 класса)

3
0
Материал опубликован 2 July 2016 в группе

Пояснительная записка к презентации

XIX век: своеобразие эпохи, традиции и обычаи (внеклассное мероприятие для учащихся 8 класса).

XIX век – это особый период в развитии России. Каждый новый этап в истории культуры органически связан с предшествующим временем, и вместе с тем в нем появляются качественно новые явления. В этом собственно проявляется одна из закономерностей историко-культурного процесса – преемственность культуры как основы формирования национального наследия.

Новое столетие по сравнению с предшествующим временем было более динамичным в социально-культурном отношении. “Мы зреем не веками, а десятилетиями”, – писал Н. М. Карамзин.

Огромное влияние на общественно-культурную жизнь 19 века оказали три события в истории страны – Отечественная война 1812 года, движение декабристов и отмена крепостного права. Они стали факторами, серьезно повлиявшими на сознание людей, политику правительства в отношении культуры, и прежде всего просвещения.

В 19 веке произошел новый подъем русского искусства. Были созданы выдающиеся произведения в области литературы, живописи, архитектуры, театра, музыки, ставшие достоянием всего человечества.

К сожалению, школьная программа по литературе и истории построена так, что первая половина 19-го века изучается спонтанно и в разное время. У ребят не возникает целостного представления о богатстве культуры этого периода, об особенностях жизни людей, об их стремлениях и желаниях. Данное мероприятие проводилось с целью дать глубокое и разностороннее представление о культуре и традициях первой половины 19-го века. Уроки литературы и истории не всегда дают возможность это сделать, поскольку существует определённая ограниченность во времени, связанность рамками программы. Перед педагогами вставал ряд задач:

1.Вызвать интерес к отечественной культуре, дать возможность почувствовать обстановку, понять нравы, традиции, обычаи русского дворянства первой половины 19 века.

2. Развивать навыки самостоятельного поиска необходимого и дополнительного материала по заданной теме, способность эстетического восприятия и оценки художественной литературы.

3. Способствовать самораскрытию личности учащихся, дать возможность выбрать сферу деятельности и проявить творческие способности.

4. Воспитывать любовь и трепетное отношение к традициям родной страны, речевую культуру и высокий эстетический вкус, гражданскую и идейно- нравственную позицию учащихся.

Организовывая данное мероприятие, мы выбрали форму гостиной, которая привлекла ребят своей необычностью. Восьмиклассники с удовольствием откликнулись на предложения проявить себя в актёрской игре, в оформительской и научной деятельности.

Использованные методы: беседы, инсценировки, презентации, доклады, -позволили удержать внимание ребят, создать ощущение причастности к происходящему.

Сложность мероприятия состояла в том, что оно требовало достаточно основательной подготовки: весь класс был заранее поделён на несколько групп (актёры, оформители, теоретики). Проводились репетиции, оформлялись научные доклады.

Данное мероприятие протекало следующим образом:

1.После приветствия и вступительного слова о том, что

19-й век был самым удивительным и процветающим в России, шли презентации и доклады ребят-теоретиков об архитектуре и живописи. Данное выступление помогло создать атмосферу, царившую в культурной жизни общества 19 века.

Видео 1

Говоря об обществе в целом, по нашему мнению, невозможно обойти стороной частную жизнь людей… Об обычаях дворянского общества ребята знают по произведениям школьной программы. Сценки из жизни высшего света позволяют наглядно продемонстрировать некоторые увлечения дворян.

Это представление салонного альбома( демонстрация), игра в фанты.

Инсценировка «Игра в фанты»

Видео 2

Не секрет, что музыка сопровождала почти все собрания дворянского общества. Было хорошим тоном знать несколько музыкальных произведений и исполнять их под фортепиано. Многие девушки с детства обучались петь… В салонах звучали романсы и увертюры. Популярны в то время были песни, положенные на стихи русских поэтов.

Поэтому в мероприятие было включено исполнение романса

Видео 3

И конечно, невозможно представить себе бал 19 века без традиционного вальса и мазурки.

Танец в исполнении ребят

Видео 4

Каждому человеку свойственно два основных желания: с одной стороны - слиться с толпой, а с другой - выделиться. В связи с этими психологическими особенностями подростки изобретают особый язык, понятный только им. Это и сленговые слова, и жесты, и секретные знаки. Поэтому особый интерес у ребят вызвал тайный разговор влюблённых с помощью мушек и веера…

Презентация ученицы

Подростковый возраст - время становления личности. Часто решение конфликтных ситуаций протекает с помощью резких слов и даже драк. Как из подобных конфликтов выходили дворяне 19 века? Об этом ребята узнали из отрывка фильма «Пушкин. Последняя дуэль» и сценки « Дуэль»

Видео 5

Таким образом, цель - дать представление о культуре первой половины 19-го века - была достигнута. О впечатлениях ребят говорят их отзывы.

Видео 6

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. – СПб., 1994.

2. Черейский Л.А. Современники Пушкина. – Л., Дет.лит., 1981.

3. Марченко Н.А. Литературный быт пушкинской поры. – « Литература в школе», 1997 -4-42.

4. Колесникова А.В. Бал в России18-начало 19 века-СПб.,Азбука-классика,2005

5. Лукович И.Е. В салоне З.А.Волконской. – « Литература в школе», 2003 -2-36.

6. Вацуро В.Э. Литературные альбомы в собрании Пушкинского дома. – Л., 1979.
Презентация ученицы к теме 18 век
PPTX / 2.21 Мб

Предварительный просмотр презентации

Мушка Или родинка

Понятие мушки Мушка (от фр. mouche) — косметическое средство для коррекции кожи, распространённое в XVII—XVIII веках в аристократической и буржуазной среде.

Появление мушек Считается, что своим появлением мушка обязана британской герцогине Ньюкасл, кожа которой оставляла желать лучшего. Герцогиня изобретательно обыграла свои недостатки при помощи круглых кусочков чёрной тафты, которые на её лице стали играть роль «искусственных родинок». С их помощью удалось не только «победить» неровности кожи, но и оттенить белизну лица. В Англии этот чёрный кружочек стали называть «пятнышко красоты» (beauty spot), а ещё — заплаточка (patch) или крапинка (speckle).

Всегда, говоря о временах «красных каблуков и величавых париков», мы вспоминаем и об этом маленьком аксессуаре. Без мушек дама «галантной эпохи» ощущала себя неодетой.

Помимо чисто коррекционной функции, мушка имела огромное значение для придворной красавицы: с помощью этого незначительного кусочка материала можно было даже изменить выражение лица! Приклеенная возле уголка рта, мушка делала лицо как бы улыбающимся. Ориентируясь на сравнительно слабое свечное освещение, мужчины, и женщины наносили на свои лица целые слои белил, пудры и румян, подводили глаза, пользовались яркими губными помадами. Мушка добавляла этим лицам-маскам живости.

Существовал настоящий мушечный бизнес: рекламное издание XVIII века «Полезная книга парижских адресов» сообщала, что на улице Сен-Дени работает мастерская «Мушечные жемчужины». В ней можно не только приобести готовый товар, но и трафареты для самостоятельного творчества в этой области. Рекомендации профессионалов гласили, что для изготовления качественной мушки нужна непременно новая тафта (или бархат) и специальный клей. Формы мушек варьировались в зависимости от капризов моды. Это могли быть полумесяцы, треугольники, звёздочки и даже силуэты различных предметов. Так, известны мушки-кареты и мушки-кораблики.

Считалось, однако, дурным тоном залепливать лицо до состояния неузнаваемости — такое считалось приличным только для куртизанок.

Язык мушек Дама не могла выразить кавалеру свою приязнь или, напротив, отказать во взаимности. Для этого она прибегала к иносказаниям. Мушки, приклеенные на лице особым образом, могли сказать об их обладательнице больше, чем она сама могла себе позволить.

Наука об употреблении мушек 1) Мушка на лбу между бровей — Значит: будь откровенен. 2) Мушка над левою бровью — Непреклонность. 3) Над правою бровью — Насмешка. 4) На лбу к самому виску — Беспристрастие или холодность. 5) На конце брови — Верность. 6) Над срединою брови — Значит: поговори с моею девушкою. 7) Над правым глазом — Радость о свидании. 8) Над левым — Печаль о разлуке. 9) На скуле щеки — Траур по любезном предмету. 10) Против уха — Любовь к жестокосердому. 11) На середине щеки — Занята. 12) Против рта — Любовь. 13) На правой щеке к низу — Соответствие в страсти. 13) На правой щеке к низу — Соответствие в страсти. 14) На левой щеке к низу — Объявление любви. 15) Под носом — Проведали об интриге или остерегись. 16) Против правой ноздри — Возможно. 17) Против левой ноздри — Невозможно. 18) На середине бороды — Догадайся. 19) На правой стороне бороды — Постарайся сыскать случай к свиданию. 20) На левой стороне бороды — Для чего редко видишься? Значит также сердита. 21) Над бородою — Умей воспользоваться. 22) На шее — Люблю тебя. 23) На правой стороне губы — Не открою. 24)На бороде к самой губе — Можешь исполнить свое желание. 25)Против самого носа — Согласна. 26)К концу бороды — Изъяснись письмом.

в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии
Комментариев пока нет.