Внеклассное мероприятие по истории «Обычаи и традиции казахского народа» (7 класс)
Тема: «Обычаи и традиции казахского народа»
Цели:
-Охарактеризовать виды традиционных казахских обычаев и обрядов. Дать понятие о том, что древние обычаи, обряды и традиции отражают духовную жизнь народа.
-Развитие познавательного интереса к культуре и истории казахского народа, развитие творческих способностей учащихся.
-Привитие уважения к культуре и традициям казахского народа, воспитание казахстанского патриотизма
Ход урока.
Эпиграф «Традиции и культура – генетический код нации»
(Н.Назарбаев)
Обычаи - исторически сложившиеся и распространённые в обществе формы действий, повторяющиеся в определённых обстоятельствах.
Они представляют собой показатели образа жизни, принятого в какой-либо социальной среде (коллективе, семье и т.п.)
Традиции (с латинского – «передача») –разновидности (или формы) обычаев, отличающихся особой устойчивостью и направленными усилиями людей сохранять неизменными унаследованные от предыдущих поколений формы поведения.
Именно обычаи и традиции (а также привычки и вкусы) и составляют ту совокупность особенностей и отличают этносы друг от друга.
Обряд –символизированное действие, в котором проявляются конкретные обычаи и традиции.
1. Обычаи гостеприимства у казахов
Что же такое «казахское гостеприимство», благодаря которому так много людей остались на этой земле и она стала для них родным домом.
Гостеприимством славятся казахи.
Так было испокон веков,
Обычай у народа есть таков:
Найдет здесь гость и пищу,
И надежный кров!
Пусть даже юрта не богата.
Ведь гость для каждого казаха - это свято!
С древних времен гостеприимство было отличительной чертой казахского народа.
И сейчас я вам поведаю легенду, повествующую о том, как зародился казахский обычай "Қонақасы".
Давным-давно, в те времена, когда еще было совсем мало людей на свете, жил премудрый старец, который приручил диких верблюдов, лошадей, коров, овец, коз и стал первым скотоводом в казахских степях. Было у него три сына. Добрые сыновья во всем повиновались отцу, и с великим усердием пасли, охраняли его стада, табуны и отары.
Совсем одряхлев, старик призвал к себе сыновей и сказал: Скоро умру, дети. Оставляю вам все, что нажил трудом и умом. Разделите мой скот на четыре равных стада, возьмите себе каждый по стаду и продолжайте с успехом дело отца. Изберите лучшие пути для кочевок, любите и умножайте скотину, живите дружно и учите добру свое потомство...
Поклонились сыновья отцу, поблагодарили за дар, но прежде чем выйти из юрты, обратились к нему с вопросом:
- Не ослышались ли мы, родитель наш, и верно ли поняли твой наказ? Нас трое, а ты распорядился разделить скот на четыре части. Кому ты оставляешь четвертую часть?
Умирающий ответил: Четвертую часть скота я оставлю вашему гостю. Пусть всякий, кто нуждается в пище и в крове, кто по желанию или по нужде явится в ваше жилище, найдет у вас приют, ласку и обильное угощение. И если гость ваш из скромности станет отказываться от пищи и питья, скажите ему, что он ест и пьет свое, а не ваше, ибо в вашем достоянии есть и его доля.
Миновали века. Распространились люди по степи. Род старшего сына образовал Старшую орду, среднего - Среднюю, младшего - Младшую. Много переменилось в жизни с тех пор. Но во все века, годы и дни крепок был в степи обычай гостеприимства. Кто бы ни заходил среди дня и ночи в жилище казаха, каждого ждали привет и почет, мирный отдых и щедрое хлебосольство – "Қонақасы".
«Қонақ »– гость, «ас» - угощение.
-дорого гостя приглашали к дастархану, усаживали на почетное место и угощали самым лучшим, что было в доме;
- по казахским обычаям за трапезой было запрещено ругаться, говорить бранные слова, сплетничать, сидеть босым или с голым торсом;
- для уважаемых гостей режут барана и подают голову.
- если гости спешат, им подают угощение, которое называется мыжыма;
- байбише (хозяйка), печет на огне табанан (каравай). Особенность блюда: для его приготовления используется только домашнее сливочное масло. А оно по стоимости приравнивается к стоимости заколотого козленка.
- дорогому гостю , акыну, батыру, борцу или уважаемому человеку дарят коня и накидывают на плечи чапан
- бата – благословение перед далней дорогой, испытаниями; благодарность за угощение, гстеприимство, доброту, которое произносят старшие по возрасту аксакалы.
2. Обычаи казахской семьи
-Шаңырақ көтеру – является семейной реликвией – символом хранимого очага и продолжения рода. За поднятие шанырака зятю полагается в подарок лошадь или верблюд. Купол юрты поднимают мужчины, в то время как юрту собирают женщины.
-Тізе бүгу - знак почета дому. Если человек пришел в чей – то дом, он обязательно должен присесть или преклонить колено, иначе он может нанести неизгладимую обиду хозяину дома, изложив цель своего посещения стоя.
- Тоқымқағар – обряд для уезжающих в дальнюю дорогу. Нужно зарезать барана, накрыть дастархан и позвать гостей. Во время этого обряда поют песни и говорят пожелание тому, кто уезжает.
- Базарлық – не очень дорогие вещи или памятные сувениры. Обычно привозит человек, который вернулся из дальней поездки, для своих близких и знакомых.
- Жеті ата – семь поколений. Все потомки одного деда до седьмого колена считаются близкими родственниками. Древний обычай требует знать семь поколений своих предков и запрещает браки внутри рода.
- Тыйым – запрет. Нельзя наступат на порог, дарить близким людям нож или собаку – это может привести к вражде. Свистетьв доме – прогонять счастье и деньги. Нельзя переходить догору старшему, женщинам нельзя проходить перед транспортом, собирающимся в путь.
3.Казахские традиции воспитания детей.
- Каждый, кто первым узнавал о рождении ребенка, спешил оповестить родных и близких криком Сүйінші (радостное известие). За это давали подарок. Женщина перерезавшая пуповину ребенка, считается кіндік шеше, родной человек, наряду с родителями.
- мать и дитя окружались постоянным вниманием и особой заботой. В первые дни ребенка укладывали в колыбель, давали ему имя, это событие сопровождалось праздником – шілдехана той. После родов специально для матери резали ярочку – қалжа. Поили роженицу наваристым бульоном, чтоб она сама набиралась сил, и молока для ребенка было достаточно. После употребления мяса, шейный позвонок насаживали на палочку и вешали на стену над колыбелью. Этот ритуал проводили, чтобы ребенок скорее научился держать головку прямо.
- в течение 40 ночей возле колыбельки горел светильник (шырақ), поскольку по народному поверью, всякая нечисть боялась огня и света.
- на 40 день от рождения ребенка проводился детский обычай қалжа.
-когда ребенок начинал ползать, поднимал туловище над землей, через него проводили посуду с яствами, чтобы у него было благодатное будущее.
- Через сорок дней после рождения ребенка устраивали той – қырқынан шығару. Мальчикам этот обряд устраивали на 39 день, чтоб калым за невесту платил меньше, девочкам на 41 день, чтоб калым за нее платили больше. В остуженную кипяченую воду бросали 41 катышек овечий, женщины, девушки ложкой переливали эту воду с добрыми пожеланиями в таз, в которую доливали теплую воду и в ней купали ребенка. Тогда же в первые стригли волосы. Стригли и ногти ребенку. Тем, кто купал ребенка, стриг ему волосы и ногти, давали подарки.
- тұсау кесу (разрезание пут) – ребенку, начинающему ходить, перевязывали ноги черно-белым шерстяным шнуром. Черно-белый шнур означал, что человек в жизни ничего чужого не возьмет, вырастет достойным; затем, чтобы он был удачливым, счастливым, богатым, ноги перевязывали кишкой с жиром и перерезали; чтобы рос, развивался и процветал, свивали зеленую траву и ею перевязывали и перерезали. Всем, кто перерезал путы, преподносили традиционные подарки.
Вопросы на которые надо ответить «Да» или «Нет»
«Наурыз»-христианский праздник (нет)
«Бет ашар»-сватовство (нет)
Шапан- просторный длинный халат (да)
24 Декабря –немецкое рождество (да)
Тюрбан –верхняя часть женского головного убора (да)
Суинши-выкуп за невесту (нет)
Христиане красят яйца на новый год (нет)
На масленицу пекут блины (да)
Айт-христианский праздник (нет)
25 декабря-рождество Христово (да)
Калым платят за невесту (да)
22 марта-Наурыз (да)
«Бет ашар»-открытие лица невесты (да)
Шапан – головной убор у казахов (нет)
Тюрбан – мужской халат (нет)
Кумыз – это коровье молоко (нет)
На Наурыз принято наряжать ёлку (нет)
Көрімдіқ – сватовство (нет).
ВИКТОРИНА « Знаток традиций и обычаев казахского народа».
1. На какой Праздник готовят «көже»? /Наурыз/
2. Из скольки компонентов готовят «көже»? /из семи/
3. Как называется традиция, которую проводят когда ребёнок делает первые шаги? / «Тұсау кесу»/
4. Главное национальное блюдо, которое готовят на праздник или для гостей / «Бесбармақ» - тонкое тесто; мясо: конина или баранина/
5. По какому случаю готовят очень тонкие лепёшки и как они называются? / «Ауыз ашар». «Шелпек»./
6. Как называется мусульманский пост? /«Ораза»/
7. Какую плату даёт жених за невесту? /«Калым»: лошадь, ковёр, подарки родителям невесты/
8. Какой обряд проводят, когда невесту приводят в дом жениха? /«Беташар»/
9. Как называют подарок за добрую весть? /«Сүйінші»/
10. Как называется подарок за обновку? / «Байғазы»/
11. Что такое «бата»? Кто его даёт? / Благословение. Дают старейшины, родители/ 12. Торжество, празднуемое на 40-ой день после рождения ребёнка? /«Қырқынан шығару»/
13. Что такое альчики? /Асыки/
14. Какую казахскую интеллектуальную игру вы знаете? /«Тоғызқұмалақ»/
15. В каких национальных играх мужчины меряются силой? / «Аударыспақ»,«Қыз қуу»,«Қазақша күрес», «Бәйге», «Көкпар»/
16. Литературно-музыкальное состязание /«Айтыс»/.
Рефлексия. Что я знал? Что узнал нового ?Что хотел бы еще узнать?