Внеклассное мероприятие по истории «Обычаи и традиции казахского народа» (7 класс)

0
0
Материал опубликован 31 March 2017

Тема: «Обычаи и традиции казахского народа»

Цели:

 -Охарактеризовать виды традиционных казахских обычаев и обрядов. Дать понятие о том, что древние обычаи, обряды и традиции отражают духовную жизнь народа.

-Развитие познавательного интереса к культуре и истории казахского народа, развитие творческих способностей учащихся.

-Привитие уважения к культуре и традициям казахского народа, воспитание казахстанского патриотизма

Ход урока.

 

Эпиграф «Традиции и культура – генетический код нации»

 (Н.Назарбаев)

Обычаи - исторически сложившиеся и распространённые в обществе формы действий, повторяющиеся в определённых обстоятельствах.

Они представляют собой показатели образа жизни, принятого в какой-либо социальной среде (коллективе, семье и т.п.)

Традиции (с латинского – «передача») –разновидности (или формы) обычаев, отличающихся особой устойчивостью и направленными усилиями людей сохранять неизменными унаследованные от предыдущих поколений формы поведения.

Именно обычаи и традиции (а также привычки и вкусы) и составляют ту совокупность особенностей и отличают этносы друг от друга.

Обряд –символизированное действие, в котором проявляются конкретные обычаи и традиции.

 

1.     Обычаи гостеприимства у казахов

Что же такое «казахское гостеприимство», благодаря которому так много людей остались на этой земле и она стала для них родным домом.

Гостеприимством славятся казахи.

Так было испокон веков,

Обычай у народа есть таков:

Найдет здесь гость и пищу,

И надежный кров!

Пусть даже юрта не богата.

Ведь гость для каждого казаха - это свято!

 

С древних времен  гостеприимство было отличительной чертой казахского народа.

И сейчас я вам поведаю легенду, повествующую о том, как зародился казахский обычай "Қонақасы".

Давным-давно, в те времена, когда еще было совсем мало людей на свете, жил премудрый старец, который приручил диких верблюдов, лошадей, коров, овец, коз и стал первым скотоводом в казахских степях. Было у него три сына. Добрые сыновья во всем повиновались отцу, и с великим усердием пасли, охраняли его стада, табуны и отары.

Совсем одряхлев, старик призвал к себе сыновей и сказал: Скоро умру, дети. Оставляю вам все, что нажил трудом и умом. Разделите мой скот на четыре равных стада, возьмите себе каждый по стаду и продолжайте с успехом дело отца. Изберите лучшие пути для кочевок, любите и умножайте скотину, живите дружно и учите добру свое потомство...

Поклонились сыновья отцу, поблагодарили за дар, но прежде чем выйти из юрты, обратились к нему с вопросом:

- Не ослышались ли мы, родитель наш, и верно ли поняли твой наказ? Нас трое, а ты распорядился разделить скот на четыре части. Кому ты оставляешь четвертую часть?

Умирающий ответил: Четвертую часть скота я оставлю вашему гостю. Пусть всякий, кто нуждается в пище и в крове, кто по желанию или по нужде явится в ваше жилище, найдет у вас приют, ласку и обильное угощение. И если гость ваш из скромности станет отказываться от пищи и питья, скажите ему, что он ест и пьет свое, а не ваше, ибо в вашем достоянии есть и его доля.

Миновали века. Распространились люди по степи. Род старшего сына образовал Старшую орду, среднего - Среднюю, младшего - Младшую. Много переменилось в жизни с тех пор. Но во все века, годы и дни крепок был в степи обычай гостеприимства. Кто бы ни заходил среди дня и ночи в жилище казаха, каждого ждали привет и почет, мирный отдых и щедрое хлебосольство – "Қонақасы".

«Қонақ »– гость, «ас» - угощение.

 

-дорого гостя приглашали к дастархану, усаживали на почетное место и угощали самым лучшим, что было в доме;

 

- по казахским обычаям  за трапезой было запрещено ругаться, говорить бранные слова, сплетничать, сидеть босым или с голым торсом;

 

- для уважаемых гостей режут барана и подают голову.

 

- если гости спешат, им подают угощение, которое называется мыжыма;

 

- байбише (хозяйка), печет на огне табанан (каравай). Особенность блюда: для его приготовления используется только домашнее сливочное масло. А оно по стоимости приравнивается к стоимости заколотого козленка.

 

- дорогому гостю , акыну, батыру, борцу или уважаемому человеку дарят коня и накидывают на плечи чапан

 

- бата – благословение перед далней дорогой, испытаниями; благодарность за угощение, гстеприимство, доброту, которое произносят старшие по возрасту аксакалы.

 

 

2.     Обычаи казахской семьи

 

-Шаңырақ көтеру – является  семейной реликвией – символом хранимого очага и продолжения рода. За поднятие  шанырака зятю полагается в подарок лошадь или верблюд. Купол юрты поднимают мужчины, в то время как юрту собирают женщины.

-Тізе бүгу - знак почета дому. Если человек пришел в чей – то дом, он обязательно должен присесть или преклонить колено, иначе он может нанести неизгладимую обиду хозяину дома, изложив цель своего посещения стоя.

- Тоқымқағар – обряд для уезжающих в дальнюю дорогу. Нужно зарезать барана, накрыть дастархан и позвать гостей. Во время этого обряда  поют песни и говорят  пожелание тому, кто уезжает.

- Базарлық – не очень дорогие вещи или памятные сувениры. Обычно привозит человек, который вернулся из дальней поездки, для своих близких и знакомых.

- Жеті ата – семь поколений. Все потомки одного деда до седьмого колена считаются близкими родственниками. Древний обычай требует знать семь поколений своих предков и запрещает браки внутри рода.

- Тыйым – запрет.  Нельзя наступат на порог, дарить близким людям нож или собаку – это может привести к вражде. Свистетьв доме – прогонять счастье и деньги. Нельзя переходить догору старшему, женщинам нельзя проходить перед транспортом, собирающимся в путь.

        

         3.Казахские традиции воспитания детей.

        

- Каждый, кто первым узнавал о рождении ребенка, спешил оповестить родных и близких криком Сүйінші (радостное известие). За это давали подарок. Женщина  перерезавшая пуповину ребенка, считается  кіндік шеше, родной человек, наряду с родителями.

- мать и дитя окружались постоянным вниманием и особой заботой. В первые дни ребенка укладывали в колыбель, давали ему имя, это событие сопровождалось праздником – шілдехана той.  После родов специально для матери резали ярочку – қалжа. Поили роженицу наваристым бульоном, чтоб она сама набиралась сил, и молока для ребенка было достаточно. После употребления мяса, шейный позвонок насаживали на палочку и вешали на стену над колыбелью. Этот ритуал проводили, чтобы ребенок скорее научился держать головку прямо.

- в течение 40 ночей возле колыбельки горел светильник (шырақ), поскольку по народному поверью, всякая нечисть боялась огня и света.  

- на 40 день от рождения ребенка проводился детский обычай қалжа.

-когда ребенок начинал ползать, поднимал туловище над землей, через него проводили посуду с яствами, чтобы у него было благодатное будущее.

- Через сорок дней после рождения ребенка устраивали той – қырқынан шығару. Мальчикам этот обряд устраивали на 39 день, чтоб калым за невесту платил меньше, девочкам на 41 день, чтоб калым за нее платили больше. В остуженную кипяченую воду бросали 41 катышек овечий, женщины, девушки ложкой переливали эту воду с добрыми пожеланиями в таз, в которую доливали теплую воду и в ней купали ребенка. Тогда же в первые стригли волосы. Стригли и ногти ребенку. Тем, кто купал ребенка, стриг ему волосы и ногти, давали подарки.

- тұсау кесу (разрезание пут) – ребенку, начинающему ходить, перевязывали ноги черно-белым шерстяным шнуром.  Черно-белый шнур означал, что человек в жизни ничего чужого не возьмет, вырастет достойным; затем, чтобы он был удачливым, счастливым, богатым, ноги перевязывали кишкой с жиром и перерезали; чтобы рос, развивался и процветал, свивали зеленую траву и ею перевязывали и перерезали. Всем, кто перерезал путы, преподносили традиционные подарки.

 

Вопросы на которые надо ответить «Да» или «Нет»

 «Наурыз»-христианский праздник (нет)

 «Бет ашар»-сватовство (нет)

 Шапан- просторный длинный халат (да)

 24 Декабря –немецкое рождество (да)

 Тюрбан –верхняя часть женского головного убора (да)

 Суинши-выкуп за невесту (нет)

  Христиане красят яйца на новый год (нет)

 На масленицу пекут блины (да)

 Айт-христианский праздник (нет)

25 декабря-рождество Христово (да)

 Калым платят за невесту (да)

22 марта-Наурыз (да)

 «Бет ашар»-открытие лица невесты (да)

 Шапан – головной убор у казахов (нет)

 Тюрбан – мужской халат (нет)

 Кумыз – это коровье молоко (нет)

 На Наурыз принято наряжать ёлку (нет)

 Көрімдіқ – сватовство (нет).

 

ВИКТОРИНА « Знаток традиций и обычаев казахского народа». 

 

1. На какой Праздник готовят «көже»? /Наурыз/

2. Из скольки компонентов готовят «көже»? /из семи/

3. Как называется традиция, которую проводят когда ребёнок делает первые шаги? / «Тұсау кесу»/

4. Главное национальное блюдо, которое готовят на праздник или для гостей / «Бесбармақ» - тонкое тесто; мясо: конина или баранина/

5. По какому случаю готовят очень тонкие лепёшки и как они называются? / «Ауыз ашар». «Шелпек»./

6. Как называется мусульманский пост? /«Ораза»/

7. Какую плату даёт жених за невесту? /«Калым»: лошадь, ковёр, подарки родителям невесты/

8. Какой обряд проводят, когда невесту приводят в дом жениха? /«Беташар»/

9. Как называют подарок за добрую весть? /«Сүйінші»/

10. Как называется подарок за обновку? / «Байғазы»/

11. Что такое «бата»? Кто его даёт? / Благословение. Дают старейшины, родители/ 12. Торжество, празднуемое на 40-ой день после рождения ребёнка? /«Қырқынан шығару»/

13. Что такое альчики? /Асыки/

14. Какую казахскую интеллектуальную игру вы знаете? /«Тоғызқұмалақ»/

15. В каких национальных играх мужчины меряются силой? / «Аударыспақ»,«Қыз қуу»,«Қазақша күрес», «Бәйге», «Көкпар»/

 16. Литературно-музыкальное состязание /«Айтыс»/.

 

Рефлексия. Что я знал? Что узнал нового ?Что хотел бы еще узнать?

 

Комментарии
Комментариев пока нет.