Литературная экскурсия по страницам биографии Н.М. Карамзина и творчеству «Я числюсь по России…»
«Я числюсь по России…»
Литературная экскурсия по страницам биографии Н.М. Карамзина и творчеству.
Владимирская библиотека, преподаватель литературы школы Сатаева Р.З. и 11 класс.
Библиотекарь:
В декабре 2016 года исполняется 250 лет со дня рождения исключительной личности в истории России – Николая Михайловича Карамзина (1766-1826),
выдающегося историка, прозаика, поэта и журналиста,
почётного члена Петербургской академии наук с 1818 года, реформатора литературного языка, гражданина и патриота земли русской.
Не простой и удивительный жизненный путь, пройденный мальчиком из небогатой дворянской семьи: путь от чувствительного ребёнка до первого историка и, по словам Пушкина, последнего летописца земли русской.
От эпохи Карамзина отделяет нас два с половиной столетия. Первая четверти XIX-го века. Представьте: светские салоны российских столиц.
Разноголосица. Диалог учителя и библиотекаря:
Учитель: Господа! Вы слышали?! В российской литературе произошло необыкновенное событие. Моднейший и самый читаемый писатель Николай Михайлович Карамзин записывается в историки. Бывало, что по своей воле отказывались от престола монархи, но чтобы знаменитый художник на вершине славы, силы и успеха подвергал себя добровольному заточению – пусть даже в храме науки
Библиотекарь: Карамзин меняет биографию в том возрасте, в каком погибнет Пушкин. Зачем?
У. Он рано вошёл в литературу и довольно быстро завоевал славу первого пера страны.
Б. Он удачно путешествовал и общался с выдающимися умами и талантами Западной Европы.
У. Его альманахи, книги и журналы полюбили читатели.
Б. Он написал “Бедную Лизу” повесть, прочитанную едва ли не каждым грамотеем.
У. Он глава школы “жизни и сердца”, сентименталист, преобразователь литературного языка.
Б. Свою дружбу ему предлагал Александр Первый. А Карамзин написал: “Мне гадки лакеи и низкие честолюбцы, и низкие корыстолюбцы. Двор не возвысит меня”.
У. Он открыл России Шекспира, переведя “Юлия Цезаря
Б. Он автор художественной Истории, названной Пушкиным “созданием великого писателя, подвигом честного человека”. Вот так судили в светских салонах о Николае Михайловиче Карамзине – личности удивительной для русской культуры!
Вся жизнь Карамзина, его блистательные начинания и свершения, как писателя, филолога, критика и публициста, редактора, историка, переводчика необыкновенны. Как же все начиналось?
ВЫСТУПЛЕНИЕ УЧЕНИКА. Начало пути.
Николай Михайлович Карамзин родился в декабре 1766 года в небольшом поместье отца недалеко от Симбирска. О детских годах будущего писателя известно немного. Известно, что он рано лишился матери, что лет до одиннадцати воспитывался в деревне, где единственным его учителем и гувернером был домашний врач Карамзиных, немец.
Мальчик, ставший впоследствии великим человеком, получил достойное воспитание и образование.
С самого раннего детства Карамзин проявил себя человеком глубоко любознательным. Получив первоначальное образование дома, мальчик два года обучался в симбирском дворянском пансионе Фовеля.
Коля подрастал, надо было думать о его образовании. По совету друга отец отдал сына в московский пансион.
Обучаясь в одном из лучших частных пансионов профессора Московского университета Иоганна Шадена, он много учился, читал.
Помимо основной программы, он с интересом изучал языки: французский, немецкий, церковнославянский, а в более зрелые годы еще и латинский, греческий, итальянский, польский; интересовался литературой, увлекался Шекспиром.
В 1781 году, по настоянию отца, поступил на службу в Преображенский гвардейский полк Петербурга. Военная служба не пошла — хотелось писать: сочинять, переводить.
В 1783 году в свет вышли восемнадцать страниц в мягкой обертке. Прозаический опус “Деревянная нога” Геснера перевел с немецкого никому не ведомый “Николай Карамзин”— гласит текст на обложке.
Так произошло рождение Карамзина-литератора, о котором потом проницательный Белинский скажет: “Карамзиным началась новая эпоха русской литературы”. Впереди целая жизнь.
Учитель и библиотекарь. Разноголосица.
У. Карамзин первый на Руси начал писать повести, которые заинтересовали общество.
Б. 1792 год – год рождения новой словесности написаны “Бедная Лиза” и “Наталья, боярская дочь”.
У. Эраст – начало образа лишнего человека, далёкий предшественник Онегина, Чацкого, Печорина.
Б. Он называет себя первым русским писателем, а хочет научить нас нашему родному языку, которого мы не слышали...
Учитель о Карамзине как писателе
Литературная деятельность Карамзина охватывает период с середины 1780 – х. до середины 1820г. Он стал первым и самым крупным представителем нового на правления в литературе – сентиментализма.
Карамзиным написана сентиментальная повесть «Бедная Лиза»; исторические повести - «Наталья, боярская дочь», «Марфа – посадница, или покорение Новгорода». Путевые записки «Письма русского путешественника». Используя типичный для сентиментализма жанр «путешествия», Карамзин сумел дать читателю живое представление о культурной и общественной жизни европейских стран конца восемнадцатого века. Он подробно рассказал о городах, нравах и обычаях жителей, о своих встречах со знаменитыми учеными и писателями, о музеях и памятниках, о местных преданиях. Повествование его многопланово: оно включает автобиографические воспоминания, портретные и пейзажные зарисовки, юмористические сценки.
Особое место в творчестве Карамзина занимают письма, посвященные Франции – «Остров Борнгольм» и «Сиерра – Морена».
Как поэтичны стихотворения «Осень», «Волга», «Молитва о дожде» и др.
Ученики читают отрывки стихов.
ОТРЫВОК ИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ «ВОЛГА».
Река священнейшая в мире, Кристальных вод царица, мать! Дерзну ли я на слабой лире Тебя, о Волга! Величать Богиней песни вдохновенный, Твоею славой удивленный? Дерзну ль игрою струн моих, Под шумом гордых струн твоих – Их тонкой пеной орошаясь, Прохладой в сердце освежаясь – Хвалить красу твоих брегов, Где грады, веси процветают, Поля волнистые сияют Под тению густых лесов…
ОТРЫВОК ИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ «ВЕСЕЛЫЙ ЧАС».
Кто все плачет, все вздыхает, Вечно смотрит сентябрем - Тот науки жить не знает И не видит света днём. Все печальное Что смущало в жизни нас; Петь и радоваться будем В сей приятный, сладкий час!
Учитель: Им написана автобиографическая повесть «Рыцарь нашего времени», сказки.
Но наиболее популярными все-таки стали повести «Бедная Лиза» и «Наталья, боярская дочь», написанные в стиле сентиментализма.
Чтобы описать чувства, изображение которых было главным объектом сентименталистов, необходимо было подобрать соответствующие слова. Оказалось, что в русском языке часто нет слов для выражения понятий, которые есть в других европейских языках. И тогда Карамзин, по словам В. Г. Белинского, «преобразовал русский язык». Он ввёл в русский язык множество новых слов – как неологизмов: чувствительность, деликатность, влюбленность, утонченность, будущность, человечный, тонкий слух, переворот, развитие, благотворительность, вольнодумство, достопримечательность, ответственность, подозрительность, промышленность, человечный, так и варваризмов: тротуар, кучер. Также он одним из первых начал использовать букву ё.
Карамзин выпускал журнал. Он назывался просто: "Московский журнал". Успех журнала был грандиозный — целых 300 подписчиков. По тем временам очень большая цифра. Работает Карамзин невероятно много. Первый же номер журнала закрепил автора в ряду литературных звёзд первой величины. Николай Михайлович стал желанным гостем в салонах московских вельмож. Известный драматург и литератор Я. Б. Княжнин взял в руки первый номер и воскликнул: "У нас не было такой прозы!"В «Московском журнале» были опубликованы «Письма русского путешественника», повести «Бедная Лиза», «Наталья, боярская дочь», очерки, рассказы, критические статьи и стихотворения. Сотрудничает и в первом русском детском журнале. Назывался он "Детское чтение для сердца и разума". Только для этого журнала Карамзин каждую неделю писал по два десятка страниц. Не забудем и о том, что Карамзин издавал и первые литературные альманахи “Аглая”, “Аониды” – “Для милых женщин...”, и “Пантеон российских авторов” – портреты-гравюры русских писателей – прообраз литературного словаря. И именно в “Вестнике Европы” Карамзина в 1814году появились строки, подписанные “Александр Н. к. ш. п.”
Только за это мы должны помнить и чтить Николая Михайловича! Карамзин для своего времени — писатель номер один.
Библиотекарь об «Истории государства Российского»
Литературная звезда Карамзина поднималась все выше, когда он вдруг замолчал, оставив как будто все, что столь блистательно начал. Оставляя “изящную словесность”, Карамзин делает это для того, чтобы полностью отдаться работе над новым своим трудом, который станет делом всей его жизни. Карамзин начинал “Историю государства Российского”.
Интерес к отечественной истории и даже сама мысль приняться когда-нибудь за исторический труд были у Карамзина всегда. “Буду учиться, - писал он, прощаясь с читателями “Московского журнала”, закрывавшегося в 1792 году, - буду пользоваться сокровищами древности, чтобы после приняться за такой труд, который мог бы остаться памятником души и сердца моего, если не для потомства (о чем и думать не смею), то по крайней мере для малочисленных друзей моих и приятелей”.
31 октября 1803 года вышел указ царя Александра I о назначении Н. М. Карамзина историографом с жалованием 2 тысячи рублей в год. Теперь на всю оставшуюся жизнь он — историк. 17 веков Российской истории в 11 томах! 22 года работы!!!
«История Государства Российского» есть не только создание великого писателя, но и подвиг честного человека.» А. С. Пушкин
Удивительна судьба главного творения Николая Михайловича Карамзина-«История государства Российского». Цитирую Николая Михайловича Карамзина: “Я не верю той любви к Отечеству, которая презирает его летописи или не занимается ими; надобно знать, что любишь; а чтобы знать настоящее, должно иметь сведение о прошедшем”. И еще: “Должно приучить россиян к уважению собственного”.
Карамзин берется за гигантский труд — составить родную русскую историю. Какой она будет?
И вот эти тома. Каждый делится на две части: в первой — подробный, написанный большим мастером, рассказ — это для простого читателя; во второй — обстоятельные примечания, ссылки на источники — это для историков. Первые восемь томов "Истории Государства Российского" вышли все разом в 1818 году. При жизни автора « Историей» зачитывалась едва ли не вся просвещенная Россия, — студенты, чиновники, дворяне, даже светские дамы. Читали в Москве и Петербурге, читали в провинции, обменивались впечатлениями по поводу драматических событий, описанных мастерской рукой историка, наиболее чувствительные проливали слезы. Ведь это так важно для всякого, знать, что оно у него есть, Отечество. Эту уверенность дал людям России Николай Михайлович Карамзин. В последующие годы вышли ещё три тома «Истории». Незаконченный XII том был издан уже после смерти историка.
С тех пор прошло много лет. Нынешние историки знают о древней России куда больше, чем Карамзин, — сколько всего найдено: документы, археологические находки, берестяные грамоты, наконец. Но книга Карамзина - история-летопись- единственная в своем роде и больше такой не будет. Зачем она нужна была?
Разноголосица.
Учитель. Говорят, что Карамзин буквально прочесывает все архивы и книжные собрания Синода, Эрмитажа, Академии наук, Публичной библиотеки, Московского университета, Александро-Невской и Троице-Сергиевой лавры.
Библиотекарь: По его просьбе ищут в монастырях, в архивах Оксфорда, Парижа, Венеции, Праги и Копенгагена. И сколько всего нашлось!
У. Остромирово Евангелие (это и поныне древнейшая из датированных русских книг), Ипатьевская, Троицкая летописи, Судебник Ивана Грозного, произведение древнерусской литературы “Моление Даниила Заточника” и много чего еще.
Б. Говорят, обнаружив новую летопись — Волынскую, Карамзин несколько ночей не спал от радости. Друзья смеялись, что он стал просто несносным – только и разговоров, что об истории.
У. Нет, вы послушайте: все читают “Историю…”! В Москве, Петербурге, в провинции. Далекий Иркутск один закупил 400 экземпляров!
Б. Дамы, в “Сыне Отечества” написано, что “Историю…” можно приобрести на Захарьевской улице, близ Литейного двора в доме Баженовой. По 50 рублей за 8 томов.
У. Я слышала, что в 25 дней продано 3000 экземпляров.
Б. Князь Петр Вяземский сравнил Карамзина с Кутузовым двенадцатого года: он спас Россию от забвения!
У. А вы слышали мнение поэта Пушкина? Он высказался в том духе, что “Древняя Россия..., найдена Карамзиным, как Америка Колумбом… История государства Российского есть не только создание великого писателя, но и подвиг честного человека”.
Учитель:
Вы слышали? Здесь прозвучало имя А.С. Пушкина. Пушкин и Карамзин – два великих современника, хорошо знавшие друг друга. Карамзину было посвящено стихотворение Пушкина
О, сколько нам открытий чудных
Готовят просвещенья дух,
И опыт, сын ошибок трудных,
И гений, парадоксов друг…
Свою трагедию «Борис Годунов» Пушкин посвятил «драгоценной для россиян памяти» Н.М. Карамзина.
Наследие Николая Карамзина имело огромное внимание на творчество Пушкина, Жуковского, Гоголя, Лермонтова, Тургенева, Достоевского, Льва Толстого. «По душе, чистой и благолюбивой, был он, без сомнения, одним из достойнейших представителей человечества», - сказал Вяземский.
Библиотекарь: Да, Карамзин, “первый наш историк и последний летописец” создал великую “Историю государства Российского”.
Но величайшим созданием Карамзина был он сам, его жизнь, его одухотворённая личность. Личность Карамзина для современников и потомков была эталоном достоинства, мужской сдержанности, порядочности, необыкновенной сердечности и добра.
Ученик:
Он памятник себе воздвиг чудесный, вечный,
Достойный праведных похвал,
И краше, чем кумир иль столб каменосечный,
И твёрже, чем литой металл!
Тот славный памятник, отчизну украшая,
О нём потомству говорит
И будет говорить, покуда Русь святая
Самой себе не изменит!...
Бессмертен Карамзин! Его бытописанья
Не позабудет русский мир….